Решение (комиссия) №ЕК/1122/24 Решение по жалобе от 7 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Индивидуальный предприниматель <...> Администрация Колышлейского района Пензенской области 442830, Пензенская область, Колышлейский район, р.п. Колышлей, ул. Московская, 20 kolish_adm@sura.ru; joy37rabota@yandex.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-123/2024

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«04» марта 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;

  • <...> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • <...> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – администрации Колышлейского района Пензенской области<...> (представитель по доверенности),

в отсутствие заявителя – индивидуального предпринимателя<...>  (далее – ИП <...>/заявитель/податель жалобы), уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ИП <...> на положения извещения при проведении заказчиком – администрацией Колышлейского района Пензенской области электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик» (извещение № 0155300024724000013 опубликовано 15.02.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.02.2024 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ИП <...> на положения извещения при проведении заказчиком электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик» (извещение № 0155300024724000013 опубликовано 15.02.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 04.03.2024 в 10 часов 30 минут.

Согласно доводу жалобы заказчиком неправомерно не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры в соответствии с постановление Правительства РФ от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252» (далее – Постановление № 851).

Представитель заказчика участвует в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

До рассмотрения жалобы заказчиком представлен отзыв на жалобу.

Во время заседания Комиссии Управления представитель администрации Колышлейского района Пензенской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указал, что в извещении установлены требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в числе которых содержится требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. При этом у заказчика отсутствует обязанность указывать в извещении конкретный нормативный правовой акт, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения. Кроме того, в рамках проводимого аукциона участники закупки не являются лицами, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

15.02.2024 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155300024724000013 об осуществлении электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик».

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 460 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 26.02.2024 08:30 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 28.02.2024.

ИКЗ 243581700413958170100100140132892244.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В силу пункта 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Указом № 252 введены специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.

В соответствии с Постановлением № 851 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» (далее – Указ № 252) Правительством Российской Федерации утверждены перечни юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также установлен запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Указа № 252 с лицами, указанными в таких перечнях и находящимися под их контролем организациями.

В рамках рассматриваемого аукциона извещением установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом отсутствует отдельное указание на то, что участник не должен являться лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры в соответствии с Указом № 252.

Пунктом 2.10 Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе предусмотрено, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Комиссия Управления отмечает, что у заказчика отсутствует императивно установленная обязанность включать в извещение требование, на которое указывает податель жалобы, с целью исполнения положений Постановления № 851. Заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в том числе пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержащий требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации. Участники закупки при подаче заявки декларируют соответствие данному требованию, что в последствии становится предметом проверки, осуществляемой комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки, и может повлечь отклонение заявки при несоответствии ему. Кроме того, обнаружение такого несоответствия в ходе процедуры заключения контракта или его исполнения влечет соответственно отстранение такого участника от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта, расторжение контракта. Указанное согласуется с позицией Минфина России, изложенной в письме от 20.07.2022 № 24-01-06/69926 «О направлении информации о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-фз в связи с изданием указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. № 252 и постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. № 851», в котором отмечено следующее.

Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечивается путем:

отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями;

отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе);

расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения

Выявление несоответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, на этапе рассмотрения заявок на участие в закупке, заключения контракта или его исполнения влечет в силу положений Закона о контрактной системе соответственно отклонение заявки такого участника, отстранение такого участника от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта, расторжение контракта.

Заявитель участие в рассмотрении жалобы не принял, каких-либо доказательств нарушения своих прав и законных интересов или прав иных участников закупки не представил.

С учетом изложенного данный довод заявителя признается Комиссией необоснованным.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу индивидуального предпринимателя <...> на положения извещения при проведении заказчиком – администрацией Колышлейского района Пензенской области электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик» (извещение № 0155300024724000013 опубликовано 15.02.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

2024-1287

 

 

Связанные организации

Администрация Колышлейского района Пензенской области
ИНН 5817004139, ОГРН 1035801200643