Предупреждение №№ 2-01-03/03-2024 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/03-2024 О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТ... от 25 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

В Пензенское УФАС России поступили обращения собственников домовладений/земельных участков СНТ <...>(далее - Заявители) в отношении Общества с ограниченной ответственностью <...> ( <...>; далее – ООО <...>, Общество, гарантирующий поставщик) по вопросу начисления платы за объем потерь ресурса на внутренних линиях СНТ <...> г. Пензы.

В обращение Заявители указывают на неправомерное начисление со стороны ООО <...> платы за потери в электрических сетях с 1.08.2023 лицам, чьи объекты расположены на территории СНТ<...> г. Пензы.

По результатам анализа полученных Пензенским УФАС России документов и информации установлено следующее.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО <...> является «Торговля электроэнергией» (ОКВЭД 35.14).

ООО <...> исполняет функции гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Пензенской области с 01.01.2014 на основании Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 23.12.2013 № 910 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика».

Общество в рамках исполнения функций гарантирующего поставщика на территории Пензенской области оказывает услуги энергоснабжения потребителей на розничном рынке электрической энергии на основании договоров энергоснабжения и договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию куплипродажи электрической энергии и мощности; потребителями электрической энергии лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и ( или ) производственных нужд.

Положением пункта 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике установлены основные принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, в том числе обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике обязанности иного владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, включается обязанность оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

Из системного толкования приведенных положений следует, что обязанность гарантирующего поставщика (иной сбытовой организации) компенсировать сетевой организации стоимость услуг по передаче электрической энергии, исчисленной от объема потерь, возникших в сетях иного владельца, поставлена в зависимость от заключения иным владельцем с лицом, осуществляющим продажу ему электрической энергии, соответствующего договора, включающего условие об урегулировании отношений по передаче электрической энергии. В отсутствие договора субъектом, который вправе требовать от иного владельца компенсацию потерь в его сетях, является гарантирующий поставщик. Включение в эту компенсацию стоимости услуг по передаче не предусмотрено.

Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения, включающие существенные условия таких договоров, а также условия договоров, заключаемых потребителями (покупателями) с энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями, производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках определены главой III Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 ( далее - Основные положения № 442).

Общество в рамках исполнения функций гарантирующего поставщика на территории Пензенской области оказывает услуги энергоснабжения потребителей на розничном рынке электрической энергии на основании договоров энергоснабжения и договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) (пункт 27 Основных положений № 442).

В силу пункта 28 Основных положений №442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии ( мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным (пункт 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике).

Из пункта 71 Основных положений № 442 следует, что условия договоров энергоснабжения между гарантирующим поставщиком электрической энергии и гражданами-потребителями электрической энергии должны соответствовать требованиям Основных положений № 442.

Согласно информации, представленной ООО<...>, между Обществом и СНТ<...> (Потребитель) действовал договор энергоснабжения от 09.12.2013 № 15427 ( далее — Договор ).

Ввиду систематического неисполнения СНТ <...> обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию письмом от 12.07.2023 № 14/14918 Общество направило Потребителю уведомление об одностороннем отказе от исполнения Договора в соответствии с п. 53 Основных положений № 442.

Согласно абз. 8 п. 15 Основных положений № 442 письмом от 12.07.2023 № 14/14923 Общество направило уведомление об отказе от исполнения договора энергоснабжения на основании п. 53 Основных положений № 442 в адрес Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области.

21.07.2023 Обществом получено извещение Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области № 04-38-1800 об обязанности принять на обслуживание потребителей СНТ <...> с 00 часов 00 минут 1 августа 2023 года.

С указанной даты СНТ <...> запрещено осуществлять энергоснабжение потребителей и взимать плату за электроэнергию.

21.07.2023 на официальном сайте Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской области в соответствии с п. 16 Основных положений № 442 размещена информация об отказе гарантирующего поставщика — ООО <...> в соответствии с п. 53 Основных положений № 442 в одностороннем порядке от исполнения договоров энергоснабжения с СНТ <...> и СНТ <...> (в связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств по оплате потребленной электрической энергии) и необходимости заключения договоров энергоснабжения потребителям с гарантирующим поставщиком — ООО «<...>» для обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения, с условием о начале исполнения такого договора с 01.08.2023.

В соответствии с п. 19 Основных положений энергосбытовая

( энергоснабжающая) организация или исполнитель коммунальных услуг, в отношении которых произошел отказ гарантирующего поставщика от исполнения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки)) электрической энергии (мощности) в соответствии с п. 53 и 106 Основных положений № 442, направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации актуальную информацию об обслуживаемых потребителях, а также информацию об имеющейся задолженности потребителей за поставленную электрическую энергию (мощность) по установленным формам. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня получения указанной в настоящем пункте информации направляет полученную информацию гарантирующему поставщику, которому надлежит принять на обслуживание потребителей.

На основании полученной информации, по состоянию на 01.08.2023, ООО<...> было открыто 466 лицевых счетов в отношении граждан - потребителей электрической энергии на территории СНТ <...>, информацией о каких-либо иных владельцах садовых участков и домов Общество не располагало.

Энергоснабжение садовых участков и домовладений, расположенных на территории СНТ <...>, осуществлялось посредством объектов электросетевого хозяйства и сетей: воздушной линии ВЛ - 10кВ от РП-14 до трансформаторной подстанции, расположенной на территории СНТ, 10/0,4 кВ, воздушной линии ВЛ-0,4кВ по территории СНТ от трансформаторной подстанции до земельных участков.

Учет общего объема электроэнергии, отпущенной в отношении домовладений/земельных участков, расположенных на территории СНТ <...>, на границе раздела балансовой принадлежности сетевой организации АО <...> осуществлялся посредством прибора учета электроэнергии ПСЧ — 4ТМ.05.МК.00 № 1103164943, расположенного на границе раздела балансовой принадлежности в РП-14, РУ-1О. Сведения о показаниях общего прибора учета поступают в ООО <...> от сетевой организации АО <...>.

С 01.08.2023 ООО<...> по лицевым счетам (в количестве 466) домовладений/земельных участков, расположенных на территории СНТ «<...>», вместе с начислением платы за объем электроэнергии, определенной исходя из показаний индивидуальных приборов учета, начисляется плата за объем потерь электрической энергии, рассчитанный как разница между объемом электроэнергии, определенным по показаниям общего прибора учета № 1103164943 и суммарным объемом электропотребления индивидуальных приборов учета, и распределенный между всеми потребителями пропорционально площади земельных участков.

В период с августа по октябрь 2023 года на собственников домовладений/земельных участков, расположенных на территории СНТ «<...>», открыто еще 9 лицевых счетов, и на 01.11.2023 общее количество лицевых счетов составило 475.

20.10.2023 сетевой организацией АО «<...>» произведены изменения в схеме электроснабжения потребителей: в КТП-15, расположенном на территории СНТ «<...>», был установлен общий прибор учета ПСЧ — 4ТМ.05.МК.16 № 1104181097, о чем составлен Акт допуска прибора учета в эксплуатацию № Д-ОРН-1-23-0968. Из-под данного прибора учета запитано 437 домовладений/земельных участков (в том числе 425 лицевых счетов, открытых на 01.11.2023 , и 12 вновь открытых лицевых счетов ).

Остальные 50 домовладений/земельных участков остались запитаны от линии с прибором учета, установленным в РП- 14.

В связи с изменением схемы электроснабжения с 01.11.2023 ООО «<...>» начисление платы за «объем потерь ресурса внутренних линий, находящихся в общей собственности» производится по 437 лицевым счетам собственников домовладений/земельных участков СНТ «<...>», технологически присоединенных от КТП-15 садоводческого общества.

В декабре 2023 года на собственников домовладений/земельных участков, расположенных на территории СНТ «<...>» открыто еще 7 лицевых счетов. Из них 6 домовладений/земельных участков технологически присоединенные от КТП- 15 садоводческого общества и 1 участок запитан от линии с прибором учета, установленным в РП-14.

На 01.01.2024 общее количество лицевых счетов составило 494, в том числе 443 технологически присоединены от КТП-15 садоводческого общества и 51 запитаны от линии с прибором учета, установленным в РП-14.

В силу пункта 129 Основных положений № 442 потери электрической энергии, возникающие в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, приравниваются к потреблению электрической энергии и оплачиваются иными владельцами в рамках заключенных ими договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, с учетом оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии.

Пунктом 130 Основных положений № 442 установлено, что при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии

(мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии или договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевые организации (иные владельцы объектов электросетевого хозяйства) оплачивают стоимость электрической энергии в объеме фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).

На обращения Заявителей в адрес ООО «<...>» со стороны гарантирующего поставщика представлена информация об обязанности домовладений/земельных участков СНТ «<...>» в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, в рамках договоров нести бремя расходов на компенсацию стоимости потерь в объектах электросетевого хозяйства, владельцем которых по мнению ООО «<...>» являются собственники домовладений/земельных участков СНТ «<...>». Данная плата определена в соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 согласно формуле № 1 приложения № 2 настоящих Правил исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Начисляется плата за объем потерь ресурса рассчитанная, как разница между объемом электропотребления индивидуальных приборов учета, установленных в домах, расположенных на земельных участках СНТ «<...>» и распределяется между всеми потребителями пропорционально площади земельных участков.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.2017 № 217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ( далее – № 217-ФЗ) целью создания и деятельности СНТ является совместное владение, пользование и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также, в частности, благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В соответствии со ст. 249 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51- ФЗ, ст. 25 Закона № 217-ФЗ граждане, осуществляющее ведение садоводства на земельных участках, расположенных на границах территории СНТ, обязаны нести расходы на содержание принадлежащего им земельного участка и помещения, а также участвовать в оплате электрической энергии, потребленной при использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество

(пропорционально площади земельного участка).

К имуществу общего пользования, в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона № 217-ФЗ относятся расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности товарищества. По общему правилу такое имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства собственных нужд, если иное не предусмотрено законом (ст. 25 № 217-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18.12.2023 по делу № <...> установлено :

  1. По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) Пензенской области за СНТ «<...>» объекты недвижимости не зарегистрированы.
  2. Согласно сведениям МТУ Росимущества договоры аренды федерального имущества (земельных участков) с СНТ «<...>» не заключались.
  3. По информации, полученной из Администрации города Пензы СНТ «<...>» не является арендатором муниципальною имущества и земельных участков.

Указанное дело № <...> рассмотрено Арбитражным судом Пензенской области по заявлению Общества. Ввиду чего, ООО «<...>» обладало сведениями об отсутствии у СНТ «<...>» собственности, а также договоров аренды имущества и земельных участков.

Доказательств того, что объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляется энергоснабжение собственников домовладений/земельных участков СНТ «<...>», перешли во владение и распоряжение данных собственников, не установлено.

Также отсутствуют доказательства того, что потери спорного объема электроэнергии по спорным точкам поставки произошли на сетях собственников.

ООО «<...>» с 01.08.2023 г. в нарушение требований пункта 130 Основных положений № 442 приступило к начислению собственникам домовладений/земельных участков СНТ «<...>» платы за потери, на объектах электросетевого хозяйства, не принадлежащих этим потребителям.

Таким образом, действия ООО «<...>» не соответствуют требованиям Основных положений № 442, накладывают на потребителей электрической энергии на основании публичных договоров энергоснабжения, чьи объекты расположены на территории СНТ «<...>» г. Пензы, дополнительные финансовые обязательства по оплате стоимости потерь на объектах электросетевого хозяйства, не принадлежащих этим потребителям, ввиду чего являются навязыванием невыгодных (не предусмотренных действующим законодательством) условий договоров энергоснабжения.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из изложенного, злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

  1. доминирующее положение хозяйствующего субъекта;
  2. совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);
  3. недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей;
  4. наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Указанная позиция также изложена в разъяснениях Президиума ФАС России № 8 «О применении положений ст. 10 Закона о защите конкуренции», утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11.

Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2) по смыслу абз. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции во взаимосвязи с п. 3, 4 ст. 1 и абз. 2 п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка, для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %.

По результатам проведенного Пензенским УФАС России анализа состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области установлено, что доля ООО «<...>» на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области превышает 50 %.

Таким образом, ООО «<...>» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) на территории Пензенской области и может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рассматриваемом рынке.

Под неопределенным кругом потребителей для целей применения ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции следует понимать множественность (не единичность) числа потребителей, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение на рынке.

Как установлено Пензенским УФАС России, ООО «<...>» начисляется плата за коммунальную услугу «Электроснабжение» - «Объем потерь ресурса во внутренних линиях, находящихся в общей собственности» всем собственникам домовладений/земельных участков СНТ «<...>», заключивших договор.

Пензенское УФАС России, оценивая в рамках рассмотрения обращения действия ООО «<...>» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, действует в интересах неопределенного круга потребителей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «<...>», выразившихся в навязывании потребителям электрической энергии, чьи объекты расположены на территории СНТ «<...>» г. Пенза, невыгодных (прямо не предусмотренных действующим законодательством) условий договоров энергоснабжения по оплате стоимости потерь на объектах электросетевого хозяйства, не принадлежащих этим потребителям, которые влекут (могут повлечь) ущемление интересов неопределенного круга лиц, признаков злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «<...>» о необходимости прекращения указанных действий в срок до 24 апреля 2024 года путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, для чего прекратить навязывание потребителям электрической энергии, чьи объекты расположены на территории СНТ «<...>» г. Пенза, невыгодных условий по оплате стоимости потерь на объектах электросетевого хозяйства, не принадлежащих этим потребителям.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны