Решение (комиссия) №ЕК/1271/23 Решение от 22 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

Общество с ограниченной ответственностью «Заезжай» 429620, Чувашская республика, р-н Красноармейский, с. Красноармейское, ул. 30 лет победы, д. 15 zaezhai@mail.ru Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области 440014, Пензенская обл, Пенза г, пр-д Лодочный, д.10 minlhpr@yandex.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

058/10/104-265/2023

 

17 мая 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок по контролю в сфере закупок в составе:

  • <...> – заместителя председателя инспекции, начальника отдела контроля закупок,

  • <...> – члена инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • <...> – члена инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее – Минлесхоз Пензенской области):

  • <...> (представитель по доверенности);

  • <...> (представитель по доверенности);

  • <...> (представитель по доверенности),

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Заезжай» (далее – ООО «Заезжай»/общество/поставщик):

  • <...> (представитель по доверенности);

  • <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев представленные заказчиком – Минлесхозом Пензенской области документы и сведения об ООО «Заезжай» (429620, Чувашская республика, р-н Красноармейский, с. Красноармейское, ул. 30 лет победы, д. 15, ИНН 2109002578), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения уполномоченным учреждением – ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – Минлесхоза Пензенской области электронного аукциона «Поставка мотоциклов» (извещение № 0855200000523000186 от 09.02.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.05.2023 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрировано обращение заказчика о включении сведений об ООО «Заезжай» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения уполномоченным учреждением для нужд заказчика электронного аукциона «Поставка мотоциклов» (извещение № 0855200000523000186 от 09.02.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 11.05.2023 назначено на 16.05.2023 в 14 часов 00 минут.

Представители заказчика, ООО «Заезжай» участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

Согласно обращению и пояснениям представителей заказчика между Минлесхозом Пензенской области и ООО «Заезжай» заключен государственный контракт от 10.03.2023 на поставку мотоциклов, мощность двигателя которых в соответствии со спецификацией должна составлять 21 лошадиную силу (л.с.). 22.03.2023 общество поставило мотоциклы с меньшей мощностью двигателя, то есть не соответствующий условиям контракта товар. Заказчик направил в адрес поставщика претензию с требованием заменить товар на соответствующий характеристикам, указанным в спецификации к контракту. Данное требование удовлетворено не было. В этой связи 24.04.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На заседании Инспекции Управления представители ООО «Заезжай» пояснили, что с целью исполнения контракта в адрес Минлесхоза были поставлены мотоциклы, приобретенные у другого поставщика (ООО «Мотолэнд»), а заявленные им характеристики полностью соответствовали условиям контрактам. При приемке товара заказчик, руководствуясь информацией, указанной в паспортах транспортного средства (далее – ПТС), выявил, что мощность двигателя вместо требуемой 21 л.с. составляет
15.77 л.с., о чем общество узнало из мотивированного отказа в приемке товара. В ходе переговоров со своим контрагентом
ООО «Заезжай» выяснило, что в ПТС мощность двигателя указана производителем без учета технической доработки транспортного средства, тогда как фактическая мощность двигателя мотоциклов составляет 21 л.с.. При этом оперативно внести корректировки в ПТС не представляется возможным. Также представители общества указали, что с целью урегулирования возникшей ситуации ООО «Заезжай» неоднократно обращалось в лаборатории, проводящие экспертизу мощности транспортных средств, а также к иным поставщикам мотоциклов. Впоследствии общество пришло к выводу, что возможность провести исследование мощности двигателя в сжатые сроки, заменить товар на иной, обладающий совокупностью требуемых и улучшенных характеристик, отсутствует.

В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по обращению в заседании Инспекции объявлен перерыв с 14 часов 25 минут до 14 часов 35 минут 16.05.2023.

После перерыва представителям ООО «Заезжай» предложено для рассмотрения Инспекции представить информацию относительно соответствия моделей мотоциклов, которые были поставлены в адрес заказчика, моделям с увеличенной мощностью двигателя.

В целях получения дополнительных документов и информации, необходимых для принятия решения по обращению, в заседании Инспекции Управления повторно был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 17.05.2023.

В ходе перерыва ООО «Заезжай» представлены дополнительные письменные пояснения, письма от ООО «Мотолэнд».

В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона Инспекцией Управления установлено следующее.

09.02.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным учреждением размещено извещение № 0855200000523000186 о проведении электронного аукциона «Поставка мотоциклов».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 204 000,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № ИЭА1 от 27.02.2023 на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся. Контракт заключен с участником, подавшим единственную заявку – ООО «Заезжай».

10.03.2023 между заказчиком и ООО «Заезжай» заключен контракт. Реестровый номер контракта – 2583405423523000010.

В силу пункта 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить 7 (семь) мотоциклов (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.

Согласно пункту 1.2 контракта наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.

Спецификацией к контракту (приложение №1) в числе характеристик товар установлено, что мощность двигателя должна составлять 21 лошадиную силу.

В соответствии с пунктом 3.1 контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком по адресу: 440014, г. Пенза, Лодочный проезд, 10, срок поставки Товара составляет 14 (четырнадцать) календарных дней с даты заключения Контракта.

Как следует из материалов по обращению, исполнение контракта характеризуется следующим.

22.03.2023 ООО «Заезжай» осуществлена поставка мотоциклов MOTOLAND модель XL250-B с двигателем 172FMM (страна происхождения – Китай).

30.03.2023 заказчиком в приемке товара было отказано на основании экспертного заключения от 30.03.2023, согласно которому поставленные мотоциклы не соответствуют условиям контракта в части характеристики мощности двигателя.

30.03.2023 ООО «Заезжай» направило в адрес заказчика письмо, в котором разъяснило, что поставленные мотоциклы модели XL250-B были закуплены у ООО «Мотолэнд», реальная мощность их двигателя согласно информации с сайта данного продавца составляет 21 л.с., тогда как оформленные при прохождении таможни электронные ПТС содержат заниженный показатель – 11,6 кВт (15,77 л.с.). В подтверждение ООО «Заезжай» ссылалось на письма ООО «Мотолэнд», из которых следует, что мотоциклы модели XR250 ENDURO 165FMM (коммерческое наименование – XL250-B) были произведены 5 лет назад с заявленной мощностью двигателя 11,6 кВт (15,77 л.с.), и с такими же показателями прошли сертификацию. Позже производителем были осуществлены доработки, которые привели к увеличению мощности мотоциклов до 21 л.с. и появлению модели XR250 ENDURO (172FMM-5/PR250). Кроме того,
ООО «Заезжай» указало, что ООО «Мотолэнд» не имеет возможности внести корректные сведения о мощности двигателя в электронные ПТС, а изменение указанных данных возможно только при обращении в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. При этом данное решение является негарантированным, требует дополнительных расходов и времени. С учетом изложенных обстоятельств ООО «Заезжай» предложило заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон без наложения штрафных санкций.

05.04.2023 заказчик направил в адрес ООО «Заезжай» претензию с требованием в 14-дневный срок заменить товар на соответствующий характеристикам, указанным в спецификации к контракту, а также оплатить штраф за факт ненадлежащего исполнения контракта.

24.04.2023 ООО «Заезжай» уплатило штраф по претензии от 05.04.2023.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 11.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и условиями Контракта, в том числе:

а) отказа Поставщика передать Заказчику Товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);

б) существенного нарушения Поставщиком требованиям к качеству Товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);

в) невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);

г) неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).

В связи с тем, что ООО «Заезжай» не были исполнены надлежащим образом контрактные обязательства, заказчиком 24.04.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пунктам 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления ООО «Заезжай» о принятом решении следует считать 24.04.2023. 05.05.2023 – дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.

Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 10.05.2023, то есть в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

  • выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

  • заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

  • поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Как следует из материалов по обращению, письменных и устных пояснений представителей ООО «Заезжай», общество поставило в адрес заказчика мотоциклы с реальной мощностью двигателя 21 л.с., однако согласно данным из ПТС мощность их двигателя составляла 11,6 кВт (15,77 л.с.). При этом поставщик закупал мотоциклы у ООО «Мотолэнд», руководствуясь представленными обществом и размещенными на сайте сведениями о технических характеристиках. После обнаружения заказчиком несоответствия относительно мощности двигателя ООО «Заезжай» в ходе переговоров с ООО «Мотолэнд» выяснило, что заниженная мощность обусловлена действующим сертификатом на мотоциклы, невнесением со стороны производителя в ПТС обновленных данных о мощности двигателя при факте произведенных доработок. Кроме того, ООО «Заезжай» с целью разрешения ситуация и исполнения контракта предпринимало многочисленные попытки найти организацию, которая бы смогла провести экспертизу двигателя поставленного мотоцикла и составить по ее результатам заключение, подтверждающее его фактическую мощность. Однако в приемлемые для замены товара сроки провести экспертизу не представлялось возможным, в связи с чем общество отказалось от данной идеи и стало искать альтернативного поставщика мотоциклов. В ходе многократных запросов и переписок с различными поставщиками, ООО «Заезжай» выяснило, что на рынке отсутствуют модели, мощность и иные технические характеристики которых документально соответствовали бы требованиям спецификации к контракту.

Учитывая изложенное, Инспекция Управления полагает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что ООО «Заезжай», действуя недобросовестно, имело намерение уклониться от исполнения взятых на себя обязательств по контракту.

При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении общества в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения предпринимателя.

Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Инспекция Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «Заезжай» в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»), Инспекция Управления

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные заказчиком – Минлесхозом Пензенской области в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО «Заезжай» (429620, Чувашская республика, р-н Красноармейский, с. Красноармейское, ул. 30 лет победы, д. 15, ИНН 2109002578) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель Председателя инспекции

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены инспекции:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

<...>  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-559

 

 

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью «Заезжай»
ИНН 2109002578, ОГРН 1172130002263
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
ИНН 5834054235, ОГРН 1125834000071