Решение б/н решение от 26 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №058/05/28-774/2023  

 

26 января 2024 года                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2024 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе

 

рассмотрев дело № 058/05/28-774/2023, возбужденное в отношении Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Весна» (ИНН 5835123114; ОГРН 1175835006038; далее – ООО «Специализированный застройщик «Весна») по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Федеральной антимонопольной службой в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее Пензенское УФАС России) 11.12.2023 вх. № 5950-ЭП/23 направлены материалы, представленные Центральным банком Российской Федерации.

Из представленных материалов Центрального банка Российской Федерации следует, что в г. Пензе размещен рекламный щит (наружная реклама), расположенный напротив многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Терновского, д. 214, с рекламой финансовых услуг с признаками нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Пензенским УФАС России определением от 28.12.2023 по факту распространения рекламы, размещенной напротив многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пенза, ул. Терновского, д. 214, возбуждено дело № 058/05/28-774/2023 по признакам нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в отношении ООО «Специализированный застройщик «Весна» как рекламодателя. Рассмотрение дела назначено на 26.01.2024.

На рассмотрение дела 26.01.2023 представитель ООО «Специализированный застройщик «Весна» факт нарушения законодательства о рекламе признал.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Из представленных материалов Центрального банка Российской Федерации следует, что в г. Пензе размещен рекламный щит (наружная реклама), расположенный напротив многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Терновского, д. 214, с рекламой следующего содержания: «ВЕСНА жилой комплекс. ИПОТЕКА от 2,2%...Жилстрой т. 500-671…» (с изображением семьи на фоне многоквартирного жилого дома), (фото приложено в материалы дела).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Информация, распространяемая на рекламном щите (наружная реклама), расположенном напротив многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Терновского, д. 214 («ВЕСНА жилой комплекс. ИПОТЕКА от 2,2%...Жилстрой т. 500-671…»), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания как к товару (жилой комплекс «Весна»), формирование и поддержание интереса к нему, и продвижение его на рынке, так и на заключение договора ипотеки при покупке недвижимости.

Из содержания вышеуказанной рекламы следует, что объектом рекламирования является не только товары (объекты недвижимости), но и услуга по предоставлению ипотеки (финансовая услуга).

Реклама направлена на привлечение внимания потребителей к приобретению товаров в кредит на определенных в рекламе условиях (от 2,2%), что подтверждается наличием в рекламе информации об условиях предоставления кредита на покупку товаров, формирует и поддерживает интерес потребителей к конкретному условию предоставления кредита.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)". Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Таким образом, в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержащей информацию о процентных ставках, должны также содержаться сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита (займа) (далее также – ПСК).

При этом норма части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» в редакции, вступившей в силу 23.10.2023, содержит указание на необходимость расчета диапазона ПСК именно потребительского кредита (займа), соответственно с 23.10.2023 требование об указании в рекламе диапазонов значений ПСК при указании процентной ставки применимо только к рекламе потребительских кредитов и займов, в том числе тех, обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.

Информация, предусмотренная пунктом 10 части 4 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)", должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

В силу понятия реклама, содержащегося в статье 3 ФЗ «О рекламе», реклама адресуется неопределенному кругу лиц, а не содержит индивидуализированную информацию, в том числе об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа).

Информация о диапазонных значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

В рассматриваемой наружной рекламе, размещенной напротив многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Терновского, д. 214, отсутствует информация о диапазонах ПСК в процентах годовых при отражении сведений о процентной ставке.

Таким образом, в рекламе содержатся признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем рассматриваемой рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Весна» (ИНН 5835123114; ОГРН 1175835006038), что подтверждается договором от 01.01.2023 №110-2023, заключенным с ООО «Наружная реклама» (ИНН7017273908), на оказание рекламных услуг.

Таким образом, ООО «Специализированный застройщик «Весна» нарушило требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Довод представителя ООО «Специализированный застройщик «Весна» о том, что фотографии, имеющиеся в деле, содержащие дату (26.10.2023 года), время (11:30:14) и координаты размещения рекламного баннера с рекламой, имеющей признаки нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», были выполнены без участия ООО «Специализированный застройщик «Весна» и не могут служить доказательством наличия нарушения, подлежит отклонению в виду следующего.

 В соответствии с пунктом 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 1922 (далее - Правил), заявление о нарушении законодательства подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Документы на иностранных языках представляются с приложением нотариально заверенного их перевода на русский язык. Заявление о нарушении законодательства может быть направлено с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения антимонопольным органом.

В заявлении о нарушении законодательства содержатся: наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства заявителя - физического лица); наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, принявшего акт, противоречащий полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) акта органа местного самоуправления, противоречащих полностью или в части законодательству Российской Федерации о рекламе, с приложением имеющихся доказательств; требования заявителя.

В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо или орган, от которых могут быть получены такие доказательства.

Таким образом, такое основание как «участие ООО «Специализированный застройщик «Весна» при выполнении фотографий Центральным банком Российской Федерации» вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

Представленный в материалы дела N 058/05/28-774/2023 ООО «Специализированный застройщик «Весна» фотоснимок рекламы не содержит дату, время фотосъемки. Соответственно данный снимок не может являться доказательством того, что на дату 26.10.2023 размещалась другая реклама.

Кроме того, из письменных пояснений ООО «Стрит-Медиа» (от 27.12.2023 вх. №6429-ЭП/23) следует что, рассматриваемая реклама была размещена в период с 01 по 31.10.2023.

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В адрес Пензенского УФАС России 16.01.2024 ООО «Специализированный застройщик «Весна» представило письменные пояснения из которых следует, что в настоящее время по адресу: г. Пенза, ул. Терновского, д. 214 на баннере размещена реклама, не содержащая признаков нарушения части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу предписание ООО «Специализированный застройщик «Весна» не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «ВЕСНА жилой комплекс. ИПОТЕКА от 2,2%...Жилстрой т. 500-671…», распространяемую ООО «Специализированный застройщик «Весна» на рекламной конструкции напротив многоквартирного жилого дома по адресу: г. Пенза, ул. Терновского, д. 214, поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны