Решение б/н решение от 31 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Строительный комплекс»

107150, г. Москва,

Бойцовая ул., д. 27, офис 126

Camilla.rabota@yandex.ru

Заказчик:

ГБУ Пензенской области «Безопасный регион»

440000, г. Пенза, ул. Куприна, д. 1/2А inbox@br.pnzreg.ru

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области

440000, г. Пенза, ул. Московская, 75 pgz.pnz@obl.penza.net

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-402/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

02 июня 2022 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • … – руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
  • … – начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
  • … – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,

при участии:

со стороны подателя жалобы ООО «Строительный комплекс»: … – представителя по доверенности (после перерыва),

со стороны заказчика ГБУ Пензенской области «Безопасный регион»: …, …, … – представителей по доверенности,

со стороны уполномоченного органа Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области: … – представителя по доверенности,

рассмотрев жалобу ООО «Строительный комплекс» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – ГБУ Пензенской области «Безопасный регион» электронного конкурса «Оказание услуг по созданию государственной информационной системы «Интеграционная платформа интеллектуальной транспортной системы Пензенской городской агломерации» (извещение
№ 0155200000922000298 от 13.05.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, в редакции, действовавшей на дату размещения извещения о закупке), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

26.05.2022 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Строительный комплекс» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – ГБУ Пензенской области «Безопасный регион» электронного конкурса «Оказание услуг по созданию государственной информационной системы «Интеграционная платформа интеллектуальной транспортной системы Пензенской городской агломерации» (извещение № 0155200000922000298 от 13.05.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 30.05.2022 в 13 часов 30 минут.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.

По мнению заявителя, извещение о проведении электронного конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:

  1. заказчик при установлении в критерии оценки «Качественные, функциональны характеристики объекта закупки» признака № 2 «Предложения по созданию подсистемы светофорного регулирования» предусматривает оценку предложения по методологии создания подсистемы светофорного регулирования, которое должно содержать описание интеграции существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров) в ИТС; описание использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров), при этом отсутствует информация о существующей инфраструктуре,
  2. заказчиком использованы в порядке оценки заявок субъективные термины, такие как «детализированное описание», «последующая обработка», что противоречит принципу определенности и однозначности, и позволяет в последующем определить победителя по своему субъективному усмотрению,
  3. заказчиком при установлении в критерии оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» признака № 2 «Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области проведения работ специалистов» неправомерно указано о подтверждении необходимых сведений справкой участника, составленной в произвольной форме,
  4. заказчиком не установлен запрет в рамках постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
  5. заказчиком установлено требование о передаче исключительных прав на программные продукты, при этом правообладатели не могут отказаться от прав на программный продукт исходя из экономической целесообразности их деятельности,
  6. в проекте контракта не предусмотрены этапы оказания услуг, хотя Техническое задание содержит указание на такие этапы.

При рассмотрении жалобы 30.05.2022 представитель заявителя к заседанию Комиссии не подключился, представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу, указали, что считают жалобу необоснованной, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В целях дополнительного анализа материалов по жалобе Комиссией Управления объявлен перерыв в рассмотрении до 02.06.2022 16 часов 30 минут.

При рассмотрении жалобы после перерыва представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, в полном объеме.

Представители заказчика после перерыва просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, материалов по жалобе и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

13.05.2022 уполномоченным органом для нужд заказчика на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение
№ 0155200000922000298 о проведении электронного конкурса «Оказание услуг по созданию государственной информационной системы «Интеграционная платформа интеллектуальной транспортной системы Пензенской городской агломерации».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 24 199 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 30.05.2022 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок – 01.06.2022.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта – 02.06.2022.

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок – 06.06.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 07.06.2022

Идентификационный код закупки: 222583706156958360100100300016201244.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

1. Согласно пункту 11 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать электронный документ – порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждено постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение).

Согласно пункту 2 Положения «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

Пунктом 3 Положения также предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В рассматриваемом случае заказчиком предусмотрены следующие критерии оценки заявок:

  1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 30%,
  2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 60%, включающий «Качественные, функциональные характеристики объекта закупки» - 100%,
  • Признак № 1 «Предложения по модели описания транспортной сети» - 30%
  • Признак № 2 «Предложения по созданию подсистемы светофорного регулирования» - 40%
  • Признак № 3 «Предложения по созданию подсистемы мониторинга параметров транспортного потока» - 30%
  1. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 10%, включающий
  • «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта -50%» (Признак № 1 «Общее количество исполненных участником закупки договоров на создание геоинформационных систем» - 100%),
  • «Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области проведения работ специалистов 50» (Признак № 2 «Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области проведения работ специалистов» - 100%).

Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Пунктом 17 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.

При этом в пункте 19 Положения указано, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.

Согласно пункту 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.

По мнению заявителя, заказчик при установлении в критерии оценки «Качественные, функциональны характеристики объекта закупки» признака № 2 «Предложения по созданию подсистемы светофорного регулирования» предусматривает оценку предложения по методологии создания подсистемы светофорного регулирования, которое должно содержать описание интеграции существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров) в ИТС; описание использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров), при этом отсутствует информация о существующей инфраструктуре.

В разделе III Порядка оценки заказчиком указано в том числе следующее:

«Качественные, функциональные характеристики объекта закупки» - «Оценивается представленное участником закупки предложение о качестве работ в форме описания, содержащего методологию выполнения работ, технологии, детализацию положений Технического задания.

Признак № 2 «Предложения по созданию подсистемы светофорного регулирования»

Предметом оценки являются предложения участника по созданию подсистемы светофорного регулирования. Оценивается предложение по методологии создания подсистемы светофорного регулирования.

Предложение должно содержать: описание методологию создания подсистемы светофорного регулирования; описание интеграции существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров) в ИТС; описание применяемых методов управления светофорными объектами.

Предложению участника по данному показателю присваиваются баллы в следующем порядке:

  • предложению, в котором не содержится детализированное описание использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров) присваивается 0 баллов;
  • предложению, которое содержит детализированное описание использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров) и предполагает управление светофорными объектами на основе предварительно рассчитанных программ регулирования присваивается максимально 20 баллов;
  • предложению, которое содержит детализированное описание использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров), предполагает управление светофорными объектами на основе предварительно рассчитанных программ регулирования и оптимизации режимов работы в реальном времени присваивается максимально 100 баллов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в качестве электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом случае в пункте 4.2.5 «Подсистема светофорного управления» Описания объекта закупки указано, что подсистема светофорного управления (АСУД) предназначена для регулирования транспортных потоков на регулируемых перекрестках в целях минимизации суммарных транспортных задержек.

Количество программ регулирования в сигнальном плане определяется характеристиками используемых дорожных контроллеров и должно быть не менее 8 (с учетом программ регулирования, используемых в выходные дни).

Подсистема должна обеспечивать взаимодействие с дорожными контроллерами ДК «Каскад», ДК 2 или МДК, установленными на улично-дорожной сети Пензенской городской агломерации.

Представители заказчика пояснили, что в данном случае в Описании объекта закупки указано, что на улично-дорожной сети Пензенской городской агломерации установлены дорожные контроллеры ДК «Каскад», ДК 2 или МДК, при этом технические характеристики установленных контроллеров есть на сайте производителя ПАО «Электромеханика».

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что при установлении соответствующих критериев, оценка по которым подразумевает формирование участниками закупки предложения, основывающегося на информации, имеющейся у заказчика, такая информация должна размещаться в составе извещения.

Так, в данном случае заказчиком предусмотрено, что предложение по признаку № 2 «Предложения по созданию подсистемы светофорного регулирования» должно содержать описание интеграции существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров) в ИТС.

В случае отсутствия детализированного описания использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров) предложению присваивается 0 баллов, при наличии детализированного описания использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров), которое предполагает управление светофорными объектами на основе предварительно рассчитанных программ регулирования - максимально 20 баллов, при наличии детализированного описания использования существующей инфраструктуры (дорожных контроллеров), которое предполагает управление светофорными объектами на основе предварительно рассчитанных программ регулирования и оптимизации режимов работы в реальном времени – максимально 100 баллов.

Таким образом, для формирования предложения по рассматриваемому признаку критерия участнику необходимо обладать информацией о существующей инфраструктуре (дорожных контроллерах).

В связи с чем, заказчику при установлении подобного критерия и признака следует привести максимально подробное описание существующей инфраструктуры (дорожных контроллерах) в составе извещения об осуществлении закупки (например, как указывает податель жалобы о количестве контроллеров, поддерживают ли они адаптивное или сетевое управление, установлены ли они в местах повышенного пассажиропотока и грузопотока).

Кроме того, в рамках внеплановой проверки, проводимой при рассмотрении жалобы Комиссия Управления отмечает, что пункт 22 Положения предусматривает в случае, если характеристика объекта не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки.

Вместе с тем, в критерии оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки – 60%, включающем «Качественные, функциональные характеристики объекта закупки» - 100%,

  • Признак № 1 «Предложения по модели описания транспортной сети» - 30%
  • Признак № 2 «Предложения по созданию подсистемы светофорного регулирования» - 40%
  • Признак № 3 «Предложения по созданию подсистемы мониторинга параметров транспортного потока» - 30%,

определена по каждому признаку возможность присвоения максимально 20, 100 баллов, однако подобная формулировка «максимально» предполагает потенциально присвоение любого количества баллов до 20 или до 100, что уже не может рассматриваться «шкалой» оценки при отсутствии какой-либо зависимости между свойствами предложения участника и присваиваемыми баллами.

Таким образом, установление заказчиком подобного порядка оценки заявок по указанному критерию оценки нарушает требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пункта 22 Положения.

На основании изложенного, рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией обоснованным.

2. По мнению заявителя, заказчиком использованы в порядке оценки заявок субъективные термины, такие как «детализированное описание», «последующая обработка», что противоречит принципу определенности и однозначности, и позволяет в последующем конкурсной комиссии определить победителя по своему субъективному усмотрению.

Комиссия Управления исходя из пояснений представителей заказчика, уполномоченного органа, отмечает, что в данном случае использованные понятия предусматривают оценку заявок с точки зрения наличия детального, подробного описания алгоритма работы участника по оказанию услуг по созданию информационной системы, а также результата данных услуг. Также понятие «последующая обработка» в данном случае объективно отображает возможность использования полученной с помощью информационной системе информации, например, о транспортном потоке» в последующем для обработки, анализа и решения пользователями системы задач, в целях решения которых и создается государственная информационная система.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода.

3. По мнению заявителя, заказчиком при установлении в критерии оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» признака № 2 «Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области проведения работ специалистов» неправомерно указано о подтверждении необходимых сведений справкой участника, составленной в произвольной форме.

Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.

Пунктом 26 Положения предусмотрено, что оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

Согласно пункту 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта:

  • трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
  • документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

В рассматриваемом случае по признаку № 2 «Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области проведения работ специалистов» заказчиком предусмотрен перечень специалистов и их квалификация, а именно:

К квалифицированным специалистам (для целей оценки по показателю «Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области проведения работ специалистов») относятся работники, заключившие с участником закупки трудовые договоры, имеющие высшее образование по специальностям, касающимся объекта закупки, согласно Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС):

  • 09.02.03 Программирование в компьютерных системах;
  • 09.03.02 Информационные системы и технологии;
  • 01.03.02 Прикладная математика и информатика;
  • 09.03.01 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
  • 09.03.01 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
  • 09.03.01 Автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • 09.04.02 Информационные системы и технологии;
  • 09.05.01 Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения

При этом в нарушение требований пункта 30 Положения вместо представления трудовых книжек или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также документов, подтверждающих предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников, заказчиком предусмотрено, что «наличие данных специалистов у участника подтверждается приложением справки, составленной в произвольной форме участником закупки с указанием фамилии, имени, отчества специалиста, должности, уровня квалификации».

Комиссия Управления отмечает, что подобная справка нормативно не предусмотрена, при этом при наличии конкретной правовой нормы, конкретизирующей какие именно документы и сведения должны представляться участниками закупки, действия заказчика в указанной части противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, в связи с чем рассматриваемый довод признается Комиссией обоснованным.

Также в рамках внеплановой проверки Комиссия Управления отмечает следующее.

По признаку № 2 «Наличие квалифицированных (по специальностям применительно к объекту закупки) в области проведения работ специалистов» критерия квалификация участников закупки заказчиком предусмотрен следующий порядок оценки:

Оценка в 0 баллов – данные участником не представлены или представленные данные не соответствуют полностью или в части требованиям, установленными настоящим ПОРЯДКОМ рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.

Оценка в 0 баллов – менее 5 сотрудников.

Оценка в 20 баллов – от 5 до 10 сотрудников.

Оценка в 100 баллов – более 10 сотрудников, из которых не менее 1 с ученой степенью кандидата или доктора технических наук, имеющего 2 и более публикации по тематике работ (моделирования функционирования пересечений со светофорным регулированием и / или оптимизации режимов их работы).

Как указано выше пунктом 26 Положения предусмотрено, что оценка заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки».

В данном случае характеристика определяется количественным значением – количество сотрудников и соответствующее количество баллов.

В пункте 20 Положения предусмотрено, что, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из приведенных формул.

Таким образом, по данному признаку критерия оценки «Квалификация участников закупки» заказчиком в нарушение требований пунктов 20, 26 Положения определен порядок оценки исходя из шкалы оценки без использования предусмотренных формул.

Кроме того, пунктом 28 Положения определено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

общая цена исполненных участником закупки договоров;

общее количество исполненных участником закупки договоров;

наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:

устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);

может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);

г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 настоящего Положения.

Комиссией Управления установлено, что заказчиком в Порядке оценки заявок предусмотрен признак № 1 «Общее количество исполненных участником закупки договоров на создание геоинформационных систем» критерия оценки «Квалификация участников закупки», согласно которому предметом оценки является общее количество исполненных участником закупки договоров, заключаемых по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по созданию геоинформационных систем с ценой контракта (договора) не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего электронного конкурса.

Предложению участника по данному показателю присваиваются баллы в следующем порядке:

  • предложению, в котором не представлено договоров, сопоставимых с предметом контракта, присваивается 0 баллов;
  • предложению, в котором представлено 1-2 договора, сопоставимых с предметом контракта, присваивается 20 баллов;
  • предложению, в котором представлено 3 и более договоров, сопоставимых с предметом контракта, присваивается 100 баллов.

Комиссия Управления отмечает, что Положением, во-первых, не предусмотрена возможность установления требования о минимальной цене исполненного контракта (договора), а во-вторых в данном случае также оценка заявок должна осуществляться согласно пункту 20 Положения исходя из предусмотренных формул оценки, а не на основании установленной заказчиком шкалы, таким образом установленный заказчиком по данному признаку порядок оценки противоречит требованиям пунктов 20, 28 Положения.

4. По мнению подателя жалобы, заказчиком неправомерно не установлен запрет в рамках постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236)

Пунктом 1 Постановления № 1236 предусмотрено утверждение

  • Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации;
  • Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Пунктом 2 Постановления № 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:

а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.

В соответствии с пунктом 2(1) Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Представители заказчика пояснили, что в рассматриваемом случае предметом закупки является именно создание государственной информационной системы, т.е. сведения о такой системе отсутствуют в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Пунктом 4.18 Описания объекта закупки предусмотрены требования к программному обеспечению, в том числе о том, что используемое программное обеспечение при создании Интеграционной платформы интеллектуальной транспортной системы Пензенской городской агломерации должно соответствовать требованиям Указа Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

При этом согласно подпункту «в» пункта 2(1) Постановления № 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Таким образом, учитывая предмет и описание объекта закупки в данном случае формально закупка подпадает под действие Постановления № 1236, при этом в случае, если в едином реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, либо программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению, заказчику надлежало подготовить и разместить соответствующее обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В связи с изложенным рассматриваемый довод жалобы признается Комиссией Управления обоснованным, а заказчик нарушившим требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 1236.

5. Как полагает податель жалобы, заказчиком установлено требование о передаче исключительных прав на программные продукты, при этом правообладатели не могут отказаться от прав на программный продукт исходя из экономической целесообразности их деятельности.

В пункте 4.14 Описания объекта закупки определены требования к передаче исключительных прав, а именно все созданные в рамках услуг по данному техническому заданию компоненты программного обеспечения передаются Заказчику в форме модулей для инсталляции и в форме исходных кодов, представляемых в электронной форме на стандартном машинном носителе типа CD/DVD. Исключительные права на результат оказанных услуг, исходный текст, объектные коды программного продукта «Интеграционная платформа Интеллектуальной транспортной системы Пензенской городской агломерации» принадлежат заказчику. Исполнитель обязуется самостоятельно урегулировать все вопросы, связанные с выплатой авторских вознаграждений авторам, являющимся работниками исполнителя и/или привлеченным третьим лицам, работникам таких третьих лиц. Исполнитель не сохраняет за собой право использовать самостоятельно результаты работ по данному контракту, исходный текст и объектные коды разработанного ПО, а также предоставлять право такого использования любым третьим лицам без явного и письменного согласия правообладателя. Исключительное право на результат оказанных услуг принадлежит Заказчику в соответствии со ст. 1298 ГК РФ.

Комиссия Управления исходя из анализа данных требований не выявила в действиях заказчика, предусмотревшего передачу исключительных прав на результат оказания услуги – созданную государственную информационную систему, нарушений положений Закона о контрактной системе.

В связи с изложенным, данный довод признается Комиссией необоснованным.

6. Податель жалобы считает, что в проекте контракта не предусмотрены этапы оказания услуг, хотя Описание объекта закупки фактически содержит указание на такие этапы.

В соответствии с пунктом 8.4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

Согласно пункту 8.2 проекта контракта срок оказания услуг: с даты заключения Контракта до 01.11.2022 в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту). Пунктом 3.1 проекта контракта предусмотрено, что оплата услуг производится Заказчиком в безналичной форме в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подписания сторонами документа о приемке.

В пункте 6 Описания объекта закупки предусмотрены состав, содержание и порядок выполнения работ, в том числе определенные сроки.

Представители заказчика пояснили, что установленные разделом 6 Описания объекта закупки сроки исполнения не являются этапами оказания услуг в трактовке пункта 8.4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе. Таблица 6.1 раздела 6 устанавливает сроки, в течение которых должна быть выполнена та или иная работа. Доказательством того, что контрактом не предусмотрены этапы оказания услуг является форма акта сдачи-приемки оказанных услуг, а не отдельных этапов оказания услуг. Ни условиями контракта, ни Описанием объекта закупки не предусмотрены этапы оказания услуг, указаны работы, которые необходимо выполнить исполнителю в установленный срок. С целью осуществления контроля заказчик указал на необходимость оформления исполнителем протоколов приемки результатов работ по плановым мероприятиям.

Комиссия Управления в рассматриваемом случае соглашается с заказчиком и уполномоченным органом в том, что контракт предполагает один этап выполнения работ и одну оплату, при этом понятие «этап» в Описании объекта закупки использовано в целях отражения плановых мероприятий, подпадающих под внутренний контроль со стороны заказчика.

В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

Комиссия Управления отмечает, что настоящая жалоба подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.

В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Пензенского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика или уполномоченного органа в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения статьи 17 указанного закона не осуществлялось.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рассматриваемом случае для участия в закупке подана единственная заявка, что не может свидетельствовать об отсутствии влияния выявленных нарушений требований законодательства о контрактной системе на результат определения исполнителя, в связи с чем Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Строительный комплекс» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – ГБУ Пензенской области «Безопасный регион» электронного конкурса «Оказание услуг по созданию государственной информационной системы «Интеграционная платформа интеллектуальной транспортной системы Пензенской городской агломерации» (извещение № 0155200000922000298 от 13.05.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, пунктов 20, 22, 26, 28, 30 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ, а также требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 1236, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.
  4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны