Решение №935-3 Решение по делу № 058/07/3.2-171/2020 от 20 марта 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3.2-171/2020

 

19 марта 2020 года                                                           г. Пенза, ул. Урицкого, 127

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,                              предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

- <...> – председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- <...>  – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;

- <...> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

при участии:

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Стратегия 2.0» (далее – Общество):

- <...>.– представителя по доверенности от 19.03.2020 № 8;

-<...>. – представителя по доверенности от 19.03.2020 № 7;

со стороны муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание» (далее – Учреждение):

- <...>. – представителя по доверенности от 16.03.2020 № 01/16-03;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стратегия 2.0» (ИНН 5836690966, ОГРН 1195835012603, ул. Володарского, 17, офис 46, г. Пенза, 440000) на действия заказчика – муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание» (ИНН 5836012086, ОГРН 1025801208883, ул. Глазунова, д.5, г. Пенза, 440066) при проведении запроса котировок на поставку тары (стаканчик из полипропилена под термозапайку для фасовки творога) (извещение № 32008793647 от 23.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 11.03.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стратегия 2.0» (ИНН 5836690966, ОГРН 1195835012603, ул. Володарского, 17, офис 46, г. Пенза, 440000) на действия заказчика – муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание» (ИНН 5836012086, ОГРН 1025801208883, ул. Глазунова, д.5, г. Пенза, 440066) при проведении запроса котировок на поставку тары (стаканчик из полипропилена под термозапайку для фасовки творога) (извещение № 32008793647 от 23.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru(далее – Запрос котировок).

 Из жалобы заявителя следует, что заявка ООО «Стратегия 2.0» необоснованно отклонена как несоответствующая требованиям закупочной документации. Также указано, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 04.03.2020 № 1426443 в разделе «Обоснование решения» содержатся ссылки на несоответствующие требованиям проводимой закупки положения Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и Типового положения о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание», что является нарушением ч.6 ст. 3, пп.б п.3 ч. 13 ст.3.2. Закона о закупках и пп.б, п.4, ч. 1.7.4, ч.5.3.3, ч. 6.7  Положения о закупках.

Правовая позиция МАУ «Детское и лечебное питание» изложена в письменном отзыве на жалобу от 13.03.2020 № 90.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 12.03.2020 № 452-3э назначено и проведено 19.03.2020.

На заседании Комиссии Управления представители ООО «Стратегия 2.0» поддержали доводы, изложенные в жалобе.

На заседании Комиссии Управления представитель МАУ «Детское и лечебное питание» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, основанием для отклонения заявки ООО «Стратегия 2.0» явилось отсутствие в составе указанной заявки учредительных документов. Указал, что файл с названием «Учредительные документы» представлен в составе заявки Общества в формате невозможном для открытия, что противоречит пункту 6.4. раздела 6 извещения о закупке.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих                в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что ООО «Стратегия 2.0» является лицом, подавшим заявку на участие в Запросе котировок.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Стратегия 2.0» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

МАУ «Детское и лечебное питание» относится к субъектам, закупка товаров, работ и услуг которых регулируется Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).

Закупочная деятельность МАУ «Детское и лечебное питание» определена Типовым положением о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание», утвержденным решением Наблюдательного совета МАУ «Детское и лечебное питание» (протокол заседания от 01.02.2019 №2 (далее – Положение о закупках).

Как следует из материалов дела в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 23.01.2020 размещено извещение № 32008793647 о проведении запроса котировок на поставку тары (стаканчик из полипропилена под термозапайку для фасовки творога), утвержденное приказом директора Учреждения от 23.01.2020 №м 19-А, а также соответствующая документация (далее – Извещение).

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 365 200, 00 руб.

Дата начала подачи заявок и дата окончания подачи заявок - с 24.01.2020 до 09 часов 00 минут 31.01.2020.

На момент окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок подано 3 (три) заявки от: ООО «Фарм-Пласт» (порядковый номер <...> ), ООО «Евроленд» (порядковый номер <...> ), ООО «Стратегия 2.0» (порядковый номер <...> ).

По результатам рассмотрения вышеуказанных заявок был сформирован протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 31.01.2020                     № 1426443, содержащий решение закупочной комиссии об отклонении заявки ООО «Стратегия 2.0».   

 В Пензенское УФАС России 04.02.2020 была подана жалоба ООО «Стратегия 2.0» на необоснованное отклонение заявки Общества и оформление соответствующего протокола в нарушение действующего законодательства РФ, по результатам рассмотрения которой вышеуказанный протокол был отменен и  в рамках исполнения выданного антимонопольным органом предписания поданные на участие в Запросе котировок заявки рассмотрены Учреждением повторно.

Протокол рассмотрения заявок на участие в запросе котировок от 04.03.2020 № 1426443 (далее – Протокол от 04.03.2020 № 1426443) содержит следующую информацию:

- в пункте 14 в графе «Результат» указано, что заявка с порядковым номером 3 (ООО «Стратегия 2.0») «Не соответствует требованиям»;

- в пункте 15 в графе «Обоснование решения» по заявке с порядковым номером 3 (ООО «Стратегия 2.0») указано «несоответствие заявки участника закупки требованиям документации закупки пп.(в) п.9 ч. 5 ст. 3.4. ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", которые указаны в пп. 1,2,3 п. 1.10.1 ч.1.20, пп. 2 п. 1.9.1 ч. 1.9 Типового положения о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание», утвержденное Решением Наблюдательного совета МАУ «Детское и лечебное питание», протокол заседания №2 от 01.02.2019 г., пп. 6.4. п. 6 Извещение о закупке».    

Статья 3.4. Закона о закупках определяет особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Согласно пп. в) пункта 9 части 5 статьи 3.4. Закона о закупках при включении в конкурс в электронной форме этапов, указанных в части 4 настоящей статьи, должны соблюдаться следующие правила:

 - если конкурс в электронной форме включает этап, предусмотренный пунктом 4 части 4 настоящей статьи, заявки участников конкурса в электронной форме, которые не соответствуют квалификационным требованиям, отклоняются.

Пунктом 8.1.2. Положения о закупках предусмотрено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) осуществляются путем проведения исключительно конкурентных закупок в электронной форме способами, указанными в п. 1.3.2 настоящего Положения. Их участниками могут быть:

1) любые лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, в том числе СМСП;

2) только СМСП;

3) лица, в отношении которых документацией о закупке установлено требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП.

В соответствии с пунктом 8.2.1. раздела 8.2 «Особенности проведения закупок, участниками, которых являются только СМСП» Положения о закупках при осуществлении закупки в соответствии с пп. 2 п. 8.1.2 настоящего Положения в извещении и документации о закупке указывается, что участниками такой закупки могут быть только СМСП. При этом в документации о закупке устанавливается следующее требование: участники закупки обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМСП.

Извещение и закупочная документация Запроса котировок не содержат информацию о том, что участниками такой закупки могут быть только СМСП, а также требование об обязанности участниками закупки декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМСП.

Кроме того, закупка проводится в форме запроса котировок, что исключает распространение на данную закупку правил пп. в) пункта 9 части 5 статьи 3.4. Закона о закупках, установленных в отношении конкурса в электронной форме.

Таким образом, указание в Протоколе от 04.03.2020 № 1426443 в качестве обоснования решения о несоответствии заявки Общества требованиям пп. в) пункта 9 части 5 статьи 3.4. Закона о закупках является необоснованным.

 

Согласно пп. 1, 2, 3 пункта 1.10.1 раздела 1.10. «Условия допуска к участию и отстранения от участия в закупках» Положения о закупках Комиссия по закупкам отказывает участнику закупки в допуске к участию в процедуре закупки в следующих случаях:

1) выявлено несоответствие участника хотя бы одному из требований, перечисленных в п. 1.9.1 настоящего Положения;

2) участник закупки и (или) его заявка не соответствуют иным требованиям документации о закупке (извещению о проведении запроса котировок) или настоящего Положения;

3) участник закупки не представил документы, необходимые для участия в процедуре закупки.

В подпункте 2 пункта 1.9.1 раздела 1.9 «Требования к участникам закупки», на несоответствие которому указано в Протоколе от 04.03.2020                        № 1426443, предусмотрено, что в документации о конкурентной закупке (извещении о проведении запроса котировок) устанавливаются следующие обязательные требования к участникам закупки:

- участник закупки должен отвечать требованиям документации о закупке и настоящего Положения.

Таким образом, подпункт 1 пункта 1.10.1 раздела 1.10. и подпункт 2 пункта 1.9.1 части 1.9 Положения о закупках предусматривают несоответствие требованиям документации участника закупки.

Вместе с тем, в Протоколе от 04.03.2020 № 1426443 указывается о несоответствии заявки участника закупки требованиям документации.

Доказательства несоответствия участника закупки – ООО «Стратегия 2.0» требованиям документации со стороны МАУ «Детское и лечебное питание» в антимонопольный орган не представлено. На заседании Комиссии объяснения о правомерности указания подпункта 1 пункта 1.10.1 раздела 1.10. и подпункта 2 пункта 1.9.1 части 1.9 Положения о закупках в Протоколе от 04.03.2020                           № 1426443 представителем Учреждения также не даны.

Исходя из изложенного, признание заявки ООО «Стратегия 2.0» несоответствующей подпункту 1 пункта 1.10.1 раздела 1.10. и подпункту 2 пункта 1.9.1 части 1.9 Положения о закупках                             является необоснованным.

 

Из представленного МАУ «Детское и лечебное питание» отзыва на жалобу от 13.03.2020 исх. № 90 следует, что основанием отклонения заявки ООО «Стратегия 2.0» явилось отсутствие в составе заявки Общества необходимых документов, а именно учредительных документов.

В соответствии с пунктом 6.1. Извещения требования к содержанию и составу заявки устанавливаются в соответствии с приложением № 1, 2 к извещению о закупке.

В Приложении № 1 к Извещению установлено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать, в том числе, копии учредительных документов участника закупок (для юридических лиц).

В пункте 6 Приложения № 2 к Извещению о закупке «Требования к составу заявки» установлено, что заявка на участие в закупке должна включать в себя  копии учредительных документов в действующей редакции (для участника процедуры закупки – юридического лица).

Из анализа заявки ООО «Стратеги 2.0» представленной МАУ «Детское и лечебное питание» следует, что данная заявка содержит требуемые в Приложениях №№ 1,2 документы, за исключением учредительных документов Общества.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредительным документом общества является устав общества.

В рамках рассмотрения дела № 058/07/3.2-72/2020 у оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер», на которой проводится настоящая закупка                       (№ 1426443), были запрошены поступившие на электронную площадку заявки участников Запроса котировок с приложением всех документов (номер закупки в ЕИС 32008793647).

В составе представленной оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» заявки ООО «Стратегия 2.0» устав Общества содержится

Данные при рассмотрении настоящей жалобы объяснения представителя Учреждения об отсутствии технической возможности для открытия файла с названием «Учредительные документы» в представленном Обществом формате не могут свидетельствовать о правомерности признания заявки ООО «Стратегия 2.0» как несоответствующей требованиям закупочной документации.

Согласно пункту 6.4. раздела 6 Извещения о закупке документы в составе заявки представляются исключительно в форме электронных документов и должны иметь четко читаемый текст. Все документы, в том числе, формы, входящие в состав заявки, должны быть представлены участником процедуры закупки посредством использования функционала ЭТП в доступном для прочтения формате, соответствующем требованиям ЭТП, и подписаны ЭП лица, которое является уполномоченным представителем участника процедуры закупки и полномочия которого подтверждены документами, входящими в состав заявки.

Каких-либо специальных требований к формату подаваемых участниками закупки документов закупочной документацией не установлено.

Представленная оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» заявка с прилагаемыми документами, в том числе, устав (название файла «Учредительные документы») читаемы, доступ для прочтения данных файлов не ограничен.

Доказательств отсутствия учредительных документов ООО «Стартегия 2.0» в составе заявки Общества при рассмотрении закупочной комиссией МАУ «Детское и лечебное питание» поданных на участие в Запросе котировок заявок в антимонопольный орган не представлено.

Исходя из изложенного, доводы МАУ «Детское и лечебное питание» о несоответствии заявки требованиям Извещения являются необоснованными.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1.9.3. Положения о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора требования, не предусмотренные документацией о закупке, а также оценивать и сопоставлять заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

 Необоснованное признание участника закупки – ООО «Стратегия 2.0»,  заявки Общества несоответствующими требованиям пп.(в) п.9 ч. 5 ст. 3.4. Закона о закупках, пп. 1,2,3 п. 1.10.1 ч.1.20, пп. 2 п. 1.9.1 ч. 1.9 Положения о закупках, пп. 6.4. п. 6 Извещения о закупке является нарушением пункта 1.9.3 Положения о закупках, п. 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случаях:

-  осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

- предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях закупочной комиссии заказчика – МАУ «Детское и лечебное питание»  нарушения пунктов 1, 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что Комиссией установлены нарушения Закона о закупках и Положения о закупках, которое повлекло необоснованное отклонение заявки участника закупки, Комиссия считает необходимым выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частями 10 и 11 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия управления,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стратегия 2.0» (ИНН 5836690966, ОГРН 1195835012603, ул. Володарского, 17, офис 46,                г. Пенза, 440000) на действия заказчика – муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание» при проведении запроса котировок на поставку тары (стаканчик из полипропилена под термозапайку для фасовки творога) (извещение № 32008793647 от 23.01.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

2.      Признать закупочную комиссию заказчика муниципального автономного учреждения «Детское и лечебное питание» нарушившей пункты 1, 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3.      Выдать заказчику - муниципальному автономному учреждению «Детское и лечебное питание» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

4.      Материалы жалобы передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

        

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии Управления                                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны