Решение (комиссия) №ЕК/4689/23 РЕШЕНИЕ о нарушении законодательства Российской Федерации о ... от 15 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе № 058/06/106-752/2023
12 декабря 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:
- <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
- <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <…> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) – <…>, <…> (представители по доверенности);
со стороны подателя жалобы ООО «БиоЛима» - <…> (представитель по доверенности) – после перерыва,
рассмотрев жалобу ООО «БиоЛима» на положения извещения при проведении заказчиком – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования» (извещение № 0355100002723000447 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru 28.11.2023), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
05.12.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «БиоЛима» на положения извещения при проведении заказчиком – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования» (извещение № 0355100002723000447 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru 28.11.2023).
Как следует из жалобы, извещение об электронном аукционе не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку заказчиком при описании объекта закупки в нарушение требований постановления Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 не использована позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также – КТРУ) при том, что КТРУ содержит 12 позиций, соответствующих по наименованию объекту закупки. Также, по мнению заявителя, описанию объекта закупки соответствует товар единственного конкретного производителя – анализатор МЕК-9100 (производитель Nihon Kohden., Япония), что нарушает требования статьи 33 Закона о контрактной системе, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 11.12.2023 в 16 часов 30 минут.
В ходе рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлялся перерыв до 15 часов 30 минут 12.12.2023.
Представители заказчика, заявителя (после перерыва) участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.
В ходе рассмотрения жалобы представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, указал, что «ограничивающими», по его мнению, являются две характеристики из описания объекта закупки, которые названы в жалобе, иные характеристики не препятствуют участию в закупке. Сообщил, что анализатор производства Horiba, который рассматривается заказчиком как второй соответствующий описанию объекта закупки прибор, не ввозится в Россию уже более 3-х лет.
В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 11.12.2023, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Дополнительно указали, что позиция КТРУ, соответствующая потребностям заказчика, отсутствует, в связи с чем описание объекта закупки осуществлено на основании статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом под описание объекта закупки подходит оборудование двух разных производителей: МЕК-9100, «Нихон Кодэн Корпорейшн» и АВХ Horiba Pentra XLR, «Хориба ЭйБиИкс САС».
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
28.11.2023 заказчиком – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355100002723000447 о проведении электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования».
Начальная (максимальная) цена контракта – 4 735 000,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 06.12.2023 08:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 06.12.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 08.12.2023.
Идентификационный код закупки (ИКЗ) 231583507566158350100100190050000244.
Информация об объекте закупки:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Характеристики товара, работы, услуги |
Количество (объем работы, услуги) |
Единица измерения |
|||
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
||||
Анализатор гематологический ИВД, автоматический |
26.60.12.119 |
1 |
Штука |
||||
Подтверждение соответствия товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ |
В данной ячейке участник закупки указывает наименование предлагаемого к поставке товара в соответствии с регистрационным удостоверением на медицинское изделие (РУ), а также дату и номер РУ |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Рабочая станция |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Дифференцировка лейкоцитов (количество параметров) |
≥ 5 |
Штука |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
WBC (лейкоциты) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
RBC (эритроциты) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
HGB (гемоглобин) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
HCT (гематокрит) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
MCV (средний объем эритроцитов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
MCH (среднее содержание гемоглобина) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
MCHC (cредняя концентрация гемоглобина) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
RDW (ширина распределения эритроцитов) или RDW-CV (относительная ширина распределения эритроцитов по объему) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
RDW-SD ширина распределения эритроцитов (стандартная девиация) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
PLT (тромбоциты) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
MPV (cредний объем тромбоцитов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
PDW (ширина распределения тромбоцитов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
PCT %(тромбокрит) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
NEU% (% нейтрофилов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
NEU# (абсолютное количество нейтрофилов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
LYM% (% лимфоцитов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
LYM# (абсолютное количество лимфоцитов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
MO% (% моноцитов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
MO# (абсолютное количество моноцитов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
EO% (% эозинофилов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
ЕО# (абсолютное количество эозинофилов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
BASO% (% базофилов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
BASO# (абсолютное количество базофилов) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
IG% (% незрелых гранулоцитов) или LIC% (% больших незрелых клеток) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
IG# (абсолютное количество незрелых гранулоцитов или LIC# (абсолютное количество больших незрелых клеток) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Минимальное количество образца, необходимое для проведения измерения (в режиме автоподачи CBC + DIFF, цельная кровь), мкл |
≥ 40 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Объем забираемого образца (цельная кровь) в экономном режим без лейкоцитарной формулы (CBC), мкл |
≤ 35 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Максимальное количество образцов, единовременно загружаемых на борт анализатора |
≥ 70 |
Штука |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
CV для WBC |
≤ 2 |
Процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
CV для RBC |
≤ 2 |
Процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
CV для HCT |
≤ 2 |
Процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
CV для HGB |
≤ 1.5 |
Процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
CV для PLT |
≤ 5 |
Процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Верхние пределы измерения WBC, 10 в 9 степени/литр |
≥ 99.9 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Верхние пределы измерения RBC, 10 в 12 степени/литр |
≥ 8 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Верхние пределы измерения HGB, г/л |
≥ 240 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Верхние пределы измерения HCT |
≥ 60 |
Процент |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Верхние пределы измерения PLT, 10 в 9 степени/литр |
≥ 1490 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Взятие образца из закрытой пробирки (автоматический режим подачи пробирки) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Взятие образца из открытой пробирки (ручной режим подачи пробирки) |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Использование первичных пробирок |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Использование первичных микропробирок |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Подключение анализатора к лабораторной информационной системе |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Эксплуатационная документация анализатора на русском языке |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Срок гарантии качества, месяц |
Не менее 12 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Расходные материалы необходимые для валидации, установки анализатора и обучения персонала |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Сканер штрих-кодов реагентов |
встроенный или внешний |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Принтер |
Наличие |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||
Производительность принтера, страниц в минуту |
Не менее 30 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||
Количество параметров с использованием программного обеспечения |
≥ 33 |
Штука |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).
В соответствии с подпунктами «а», «б», «г», «ж» пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:
- код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
- наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
- информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
- дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.
Пунктом 12 Правил формирования КТРУ определено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Установлено, что извещение об осуществлении электронного аукциона № 0355100002723000447 в информации об объекте закупки содержит указание на код объекта закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) – 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие». Информация о связи объекта закупки с какой-либо позицией КТРУ в извещении отсутствует.
В составе извещения размещено описание объекта закупки, содержащее более 50 пунктов – наименований параметров закупаемого оборудования.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ № 878 от 10.07.2019 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства – члены Евразийского экономического союза.
В Перечень включена радиоэлектронная продукция, отнесенная по коду по ОКПД2 и наименованию к 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие».
В рамках применения национального режима при осуществлении закупок в извещении № 0355100002723000447 установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.
Из анализа КТРУ следует, что в него включены 12 позиций с наименованием «Анализатор гематологический ИВД, автоматический» с номерами от 26.51.53.141-00000001 до 26.51.53.141-00000012.
Согласно информации, размещенной в составе укрупненной позиции (категории) 26.51.53.141-00000013:
Наименование товара, работы, услуги «Анализатор гематологический ИВД, автоматический»
Дата начала обязательного применения позиции каталога - 09.12.2022.
Дата окончания применения позиции каталога – Бессрочно.
Согласно справочной информации, к позициям категории относятся следующие коды и описание:
Наименование классификатора |
Значение классификатора |
Описание по классификатору |
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) |
26.51.53.141: Анализаторы для диагностики in vitro |
Сведения отсутствуют |
26.60.12.119: Аппараты электродиагностические прочие |
Сведения отсутствуют |
|
НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ |
130690: Анализатор гематологический ИВД, автоматический |
Электрический (работающий от сети переменного тока) лабораторный прибор, предназначенный для подсчета популяций клеток крови, с помощью технологии лизиса, электрического сопротивления, электропроводности и/или светорассеяния, для измерения и/или подсчета параметров лейкоцитов, параметров эритроцитов и тромбоцитов и их индексов в клиническом образце. Изделие работает при минимальном техническом участии и полностью автоматизировано на всех этапах процедуры. |
В описание товара, работы, услуги по укрупненной позиции (категории) включено 2 обязательные для применения характеристики.
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Методы (характеристика является обязательной для применения) |
Колориметрия |
|
Кондуктометрия |
||
Проточная цитометрия |
||
Спектрофотометрия |
||
Производительность в час, проб (характеристика является обязательной для применения) |
≤ 50 |
|
≥ 55 и ≤ 70 |
||
≥ 80 |
Таким образом, заказчиком закупается медицинское изделие с наименованием позиций КТРУ категории 26.51.53.141-00000013 «Анализатор гематологический ИВД, автоматический».
Код ОКПД 2 закупаемого товара соответствует коду, включенному в позиции категории – 26.60.12.119: Аппараты электродиагностические прочие.
Закупаемый товар соответствует позициям категории по номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 130690: Анализатор гематологический ИВД, автоматический. Так, в своем отзыве в качестве соответствующих описанию объекта закупки заказчиком приведены два медицинских изделия: МЕК-9100 производства «Нихон Кодэн Корпорейшн» и АВХ Horiba Pentra XLR производства «Хориба ЭйБиИкс САС»:
- медицинское изделие «Автоматический гематологический анализатор "МЕК-9100" с принадлежностями» по РУ № РЗН 2019/8508 имеет код вида 130690 Автоматический гематологический анализатор "МЕК-9100" с принадлежностями
- медицинское изделие «Анализатор гематологический автоматический Pentra XLR» по РУ № РЗН 2018/7844 имеет код вида 130690 Анализатор гематологический автоматический «Pentra XLR».
Характеристики, приведенные в позициях КТРУ из категории 26.51.53.141-00000013, описывают закупаемый заказчиком товар. Так, например, руководство по эксплуатации на прибор «МЕК-9100», размещенное в составе записи по РУ № РЗН 2019/8508 в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, содержит информацию о методе измерения параметра «Колориметрический метод» (с. 14, 186, др.), проточная цитометрия (с. 252); информацию о производительности в час, проб: автоматическое измерение 90 образцов/час (40 с/образец) (с. 237).
Таким образом, в КТРУ имеется позиция, которая образует предмет закупки, с включенным в нее описанием товара, работы, услуги. Соответствие по наименованиям параметров из описания объекта закупки и описания позиции КТРУ свидетельствует о том, что включенное и описываемое в КТРУ оборудование (товар) не является иным, чем закупает заказчик, оборудованием. Каталог предусматривает для данного вида закупаемого оборудования приведенный ограниченный набор характеристик.
С учетом императивно установленной обязанности заказчика применять информацию, включенную в КТРУ, неприменение указанной информации (неуказание в информации об объекте закупки в ЕИС кода позиции КТРУ (а не кода ОКПД2), неиспользование обязательных для применения характеристики позиции КТРУ) признается нарушением пункта 4 Правил использования КТРУ (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Более того, учитывая факт установления ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878, применение позиции КТРУ должно было повлечь исключение применения дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пункт 7 Правил использования КТРУ позволяет заказчику осуществить самостоятельное описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе только при отсутствии соответствующих позиций в КТРУ, что, по мнению Комиссии, предполагает отсутствие в каталоге кода закупаемого товара как такового. При ином толковании утрачивается суть и значение КТРУ и классификации товаров, работ, услуг в целом, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар, работа, услуга и предполагает наличие определенной потребности заказчика (то есть отсутствие той или иной характеристики в описании позиции КТРУ уже позволяет заказчику позицию не применять).
При этом позиция каталога, соответствующая выбранному заказчиком коду ОКПД 2 и наименованию в каталоге сформирована и размещена, в отношении них определены обязательные к применению характеристики, включенные в описание товара, для них наступила дата обязательного применения. Данная позиция единственно не удовлетворяет заказчика по наполненности описания, что не исключает обязанность заказчика применять информацию, включенную в КТРУ.
С учетом изложенного довод жалобы признается обоснованным.
Кроме того, согласно жалобе, описанию объекта закупки соответствует товар единственного конкретного производителя – анализатор МЕК-9100 (производитель Nihon Kohden., Япония). «Ограничивающими», по мнению заявителя, являются две характеристики из описания объекта закупки:
|
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и другие характеристики товара в соответствии со ст. 33 Федерального закона №44-ФЗ |
Максимальные и/или минимальные значения показателей, значения показателей, которые не могут изменяться |
Предлагаемое изменение |
Обоснование |
|
1 |
Количественная |
Минимальное количество образца, необходимое для проведения измерения (в режиме автоподачи CBC + DIFF, цельная кровь), мкл |
≥40 |
≥ 20 |
Данное требование является избыточным и необоснованным. Чем меньше образца забирает на одно исследование прибор, тем больше тестов смогут сделать из одной пробирки. Указанные в техническом задании параметры ограничивают количество участников. Изменение позволит Заказчику получить приборы более современные и с лучшими техническими характеристиками |
2 |
Количественная |
Максимальное количество образцов, единовременно загружаемых на борт анализатора |
≥70 |
≥ 60 |
Данное изменение не является существенным, однако вкупе с другими изменениями позволит расширить круг потенциальных участников. Самые современные модели гематологических анализаторов 2023 года выпуска оснащаются загрузчиком образцов 50 - 60 проб одновременно. К тому же данная характеристика не совсем корректна для анализаторов с загрузкой проб в штативах, где благодаря возможности непрерывной дозагрузки проб по транспортерной ленте можно поставить в анализатор неограниченное количество образцов. Уменьшение данной характеристики не повлияет на диагностическую эффективность, но при этом позволит принять участие более широкому кругу производителей. |
Согласно позиции заказчика, под описание объекта закупки подходит оборудование двух разных производителей: МЕК-9100, «Нихон Кодэн Корпорейшн» и АВХ Horiba Pentra XLR, «Хориба ЭйБиИкс САС». В отзыве на жалобу приведена сравнительная таблица характеристик двух указанных приборов:
Тип характеристики |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Ед. изм. |
МЕК-9100 |
АВХ Horiba Pentra XLR |
Качественная |
Подтверждение соответствия товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ |
|
X |
|
|
Количественная |
Количество параметров с использованием программного обеспечения |
>33 |
штука |
33 |
36 |
Количественная |
дифференцировка лейкоцитов (количество параметров) |
>5 |
штука |
5 |
5 |
Качественная |
WBC (лейкоциты) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
RBC (эритроциты) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
НОВ (гемоглобин) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
НСТ (гематокрит) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
MCV (средний объем эритроцитов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
МСН (среднее содержание гемоглобина) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
МСНС (средняя концентрация гемоглобина) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
RDW (ширина распределения эритроцитов) или RDW-CV (относительная ширина распределения эритроцитов по объему) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
RDW-SD ширина распределения эритроцитов (стандартная девиация) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
PLT (тромбоциты) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
MPV (средний объем тромбоцитов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
PDW (ширина распределения тромбоцитов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
РСТ %(тромбокрит) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
NEU% (% нейтрофилов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
NEU# (абсолютное количество нейтрофилов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
LYM% (% лимфоцитов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
LYM# (абсолютное количество лимфоцитов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
МО% (% моноцитов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
MO# (абсолютное количество моноцитов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
ЕО% (% эозинофилов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
EO# (абсолютное количество эозинофилов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
BASO% (% базофилов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
BASO# (абсолютное количество базофилов) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Ю% (% незрелых гранулоцитов) или ЫС% (% больших незрелых клеток) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
IG# (абсолютное количество незрелых гранулоцитов или LIC# (абсолютное количество больших незрелых клеток) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Количественная |
Минимальное количество образца, необходимое для проведения измерения (в режиме автоподачи СВС + DIFF, цельная кровь), мкл |
>40 |
мкл |
40 |
53 |
Количественная |
Объем забираемого образца (цельная кровь) в экономном режим без лейкоцитарной формулы (СВС), мкл |
<35 |
мкл |
25 |
35 |
Количественная |
Максимальное количество образцов, единовременно загружаемых на борт анализатора |
>70 |
штука |
70 |
100 |
Количественная |
CV для WBC |
<2 |
процент |
2,0 |
2,0 |
Количественная |
CV для RBC |
<2 |
процент |
1,5 |
2,0 |
Количественная |
CV для НСТ |
<2 |
процент |
1,5 |
2,0 |
Количественная |
CV для НОВ |
<1,5 |
процент |
1,5 |
1,0 |
Количественная |
CV для PLT |
<5 |
процент |
4,0 |
5,0 |
Количественная |
Верхние пределы измерения WBC, 10 в 9 степени/литр |
>99,9 |
10 9/л |
0,20 - 99,9 тыс/мкл |
0 - 120 тыс/мкл |
Количественная |
Верхние пределы измерения RBC, 10 в 12 степени/литр |
>8,0 |
10 12/л |
0,02 - 8,0 млн/мкл |
0 - 8,0 млн/мкл |
Количественная |
Верхние пределы измерения HGB, г/л |
>240 |
г/л |
1 - 250 г/л |
0 - 240 г/л |
Количественная |
Верхние пределы измерения НСТ |
>60 |
процент |
20-60 % |
0-67 % |
Количественная |
Верхние пределы измерения PLT, 10 в 9 степени/литр |
>1490 |
10 9/л |
10-1490 тыс/мкл- |
0-1900 тыс/мкл |
Качественная |
Взятие образца из закрытой пробирки (автоматический режим подачи пробирки) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Взятие образца из открытой пробирки (ручной режим подачи пробирки) |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Использование первичных пробирок |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Использование первичных микропробирок |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Подключение анализатора к лабораторной информационной системе |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Эксплуатационная документация анализатора на русском языке |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Срок гарантии качества, месяц |
Не менее 12 |
X |
12 |
12 |
Качественная |
Расходные материалы необходимые для валидации, установки анализатора и обучения персонала |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Сканер штрих-кодов реагентов |
встроенный или внешний |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Принтер |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
Качественная |
Производительность принтера, страниц в минуту |
Не менее 30 |
X |
35 |
35 |
Качественная |
Рабочая станция |
Наличие |
X |
Наличие |
Наличие |
В целях уточнения соответствия описанию объекта закупки прибора Pentra XLR по спорным характеристикам Комиссией изучена инструкция, размещенная в составе записи по РУ № РЗН 2018/7844 в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, изучены сведения, размещенные в открытом доступе в сети Интернет.
Установлено, что инструкция содержит следующие показатели:
1) стр. 40 файла:
2.5. Минимальный объем пробы
Количество аспирируемой цельной крови:
- Режим СВС: 35 µl
- Режим DIFF: 53 µl
- Режим RET: 35 µl;
2) стр. 41 файла:
3.2. Прецизионность: требования к повторяемости
Параметр
WBC
%CV
<2%
Номинальные значения
4 -10 X 10 3/mm3;
Сайт производителя https://www.horiba.com/int/medical/products/detail/action/show/Product/pentra-xlr-494/ (в английской версии) содержит следующую информацию:
1) Micro-sampling from whole blood (CBC, RET: 35µl – Diff: 53µl);
2) Large capacity auto-loader (100 tubes)
3) Parameters
Precision (%CV)
Linearity Limits
Linearity Limits with CDR*
WBC
< 2.0
0-120 x 10³/µL
120-360 x 10³/µL
4) Parameters (36) WBC, NEU# & NEU%, LYM# & LYM%, MON# & MON%, EOS# & EOS%, BAS# & BAS%, ALY# & ALY%*, LIC# & LIC%*, RBC, HGB, HCT, MCV, MCH, MCHC, RDW CV, RDW SD, PLT, MPV, PCT*, PDW*, RET%, RET #, RETH%*, RETM%*, RETL%*, CRC%, IRF%, MRV*, RHCc*.
С учетом изложенного у Комиссии отсутствуют основания полагать, что медицинское изделие Pentra XLR производства «Хориба ЭйБиИкс САС» не соответствует описанию объекта закупки по тем или иным характеристикам.
Заявление подателя жалобы о том, что анализатор производства «Хориба ЭйБиИкс САС» не ввозится в Россию уже более 3-х лет, является голословным и ничем не подтверждено.
При указанных обстоятельствах рассматриваемый довод жалобы не находит своего подтверждения.
При решении вопроса о выдаче обязательного для исполнения предписания Комиссия принимает во внимание тот факт, что позиция подателя жалобы сводится к тому, что заказчику необходимо изменить две характеристики в описании объекта закупки, чем ухудшить возможное к поставке изделие в части производительности. Таким образом заявителю будет обеспечена возможность предложить менее производительный прибор, удовлетворив его коммерческие интересы за счет интересов заказчика, который будет поставлен в ущемленное положение
При этом в рамках закупки заказчиком обеспечено соответствие описанию объекта закупки товара как минимум двух производителей. В ходе обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком получены 3 коммерческих предложения от разных хозяйствующих субъектов на оба предполагаемых к поставке анализатора (HORIBA Pentra XLR, «МЕК-9100»). Таким образом, установленные в описании объекта закупки характеристики товара не являются уникальными и не ограничивают возможность поставки товара до единственного производителя, в связи с чем в закупке могло принять участие неограниченное количество участников.
В связи с изложенным Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
Комиссия также отмечает, что довод заявителя о возможном нарушении статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом № 135-ФЗ. С учетом изложенного данный довод не может быть рассмотрен Комиссией Управления по контролю в сфере закупок в рамках рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «БиоЛима» на положения извещения при проведении заказчиком – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования» (извещение № 0355100002723000447 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru 28.11.2023) частично обоснованной.
- Признать заказчика нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
- Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
- Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.