Решение №ЕД/885/23 Решение от 21 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пензенской области

ул. Урицкого, 127, г. Пенза, 440000

тел. (8412) 55-14-02, факс (8412) 52-03-70

e-mail: to58@fas.gov.ru

 
   

   

На №

 

от

   

Заявитель:

ООО «МЕДПРОМИНВЕСТ

gerner@medprominvest.ru

Заказчик:

ГБУЗ «Пензенский городской родильный дом», pgrd1@mail.ru

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области (МЭРП Пензенской области)

pgz.pnz@obl.penza.net

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-202/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

18 апреля 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • … – председателя Комиссии, руководителя Управления,
  • … – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • … – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

при участии:

со стороны подателя жалобы – ООО «МЕДПРОМИНВЕСТ» – … (представителя по доверенности),

со стороны заказчика – ГБУЗ «Пензенский городской родильный дом» - …, … (представителей по доверенности),

со стороны уполномоченного органа – МЭРП Пензенской области – … (представителя по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «МЕДПРОМИНВЕСТ» на положения извещения при проведении уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области электронного аукциона «Поставка перчаток медицинских нитриловых для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000923000182 от 30.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

11.04.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «МЕДПРОМИНВЕСТ» на положения извещения при проведении уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области совместного электронного аукциона «Поставка перчаток медицинских нитриловых для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение
№ 0155200000923000182 от 30.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Согласно доводам жалобы, положения извещения об электронном аукционе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, а именно заказчиком созданы условия, которые влекут (могут повлечь) ограничение количества участников закупки, так как в описании объекта закупки содержатся избыточные, противоречивые требования без соответствующего обоснования, что нарушает положения статей 8, 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 17.04.2023 в 16 часов 30 минут.

Представители подателя жалобы, уполномоченного органа и заказчика участвовали в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

В рамках рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержала изложенные доводы в полном объёме, просила признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений. Также просила предоставить возможность ознакомления с отзывом заказчика на жалобу.

Представители заказчика, уполномоченного органа поддержали позиции, изложенные в отзывах на жалобу, просили признать жалобу необоснованной.

В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по жалобе, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 18.04.2023 16 часов 00 минут.

Во время перерыва заявителем представлены возражения на отзыв заказчика по жалобе.

После перерыва представитель заявителя поддержала в полном объеме все представленные дополнения и просила признать жалобу обоснованной.

При рассмотрении жалобы после перерыва представитель заказчика пояснил, что требования установлены заказчиком исходя из специфики деятельности с учетом эффективного расходования бюджетных средств, при этом результат проведенной закупки уже свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

30.03.2023 уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000923000182 об осуществлении совместного аукциона в электронной форме «Поставка перчаток медицинских нитриловых для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области».

Начальная (максимальная) цена контракта – 13 757 787,20 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 12.04.2023 09:00 (МСК)

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 12.04.2023

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 14.04.2023

ИКЗ

232583401191558350100100180012219244

232583501398658350100100490012219244

232583700874158370100100670012219244

232583700797058370100100100012219244

232583601173458360100100160012219244

232583700470858370100100070012219244

232583504086058370100100660012219244

232583700855858370100100290012219244

232580600220358060100100060012219244

232583200060458320100100090012219244

232582300408858230100100030012219244

232580901270758090100100150012219244

232583401103058340100100110012219244

232581300089558130100100080012219244

232583620016058350100100040012219244

232580210128158020100100080012219244

232581400141158140100100030012219244

232581900173658030100100060012219244

232581800370958180100100090012219244

232583668061558360100100040012219244

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику надлежит использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, если техническими регламентами предусмотрены те или иные показатели, а заказчиком такие показатели не используются (или используются иные), то описание объекта закупки должно содержать соответствующее обоснование.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Кроме того пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона

Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – КТРУ).

В соответствии с подпунктами «а», «б», «г», «ж» пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:

  • код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
  • наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
  • информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
  • дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.

Пунктом 12 Правил формирования КТРУ определено, что код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Пунктом 5 Правил использования КТРУ определено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.

Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В рассматриваемом случае предметом закупки является поставка перчаток медицинских нитриловых для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области.

В извещении использована позиция КТРУ 22.19.60.119-00000008.

Как установлено Комиссией данная позиция КТРУ не содержит описания характеристик, в связи с чем заказчиком описание объекта закупки должно осуществляться в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В составе извещения размещен электронный документ «Описание объекта закупки».

1. Согласно первому доводу жалобы, позиции № 14 - 16 Описания объекта закупки «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» содержат избыточное и нестандартное требование «Внутреннее покрытие» - «полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока».

По мнению заявителя, ГОСТ Р 52239-2004 не предусматривает возможность обработки внутреннего покрытия на основе синтетического флока. При этом флок электризуется и разрушается под действием спиртосодержащих антисептических средств, которыми обрабатывают руки медицинские работники. Более того, заказчик, ограничивая возможность предложения перчаток именно в таким внутренним покрытием, не предусматривает какую-либо альтернативу, например, напыление хлопка или опудривание.

Заявитель полагает, что товар с такой характеристикой производится единственным производителем – Manual NA317 Heliomed, Австрия.

Согласно «ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора» перчатки классифицируют по типу, конструкции и внешней отделке.

Пунктом 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 предусмотрено, что различают четыре вида отделки:

а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;

б) гладкая поверхность;

в) опудренная поверхность;

г) поверхность без опудривания.

Перчатки считают опудренными, если пудра добавлена при производственном процессе, как правило, для облегчения надевания. Неопудренные перчатки - перчатки, выпускаемые без добавления порошковых материалов.

Разделом 4 ГОСТ Р 52239-2004 определено, что перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.

Таким образом, ГОСТ Р 52239-2004 в принципе конкретно не предусматривает виды внутреннего абсорбирующего покрытия, при этом указано на возможность обработки внутренней поверхности. В связи с чем, обоснование заказчиком установления рассматриваемой характеристики с учетом применения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не требуется.

При рассмотрении жалобы представитель заявителя указал, что синтетический флок это гипоаллергенный материал. Сама перчатка является гипоаллергенной (нитриловой), равно как и требуемое нейтральное покрытие. Флок (флокирование) это способ нанесения синтетического покрытия, при этом состав/материал покрытия в Описании объекта закупки не указан и не ограничивает предложения участников. Полимерные покрытия, нанесенные иным способом, представляют из себя гладкую полимерную пленку на поверхности перчаток и не обладают абсорбирующими свойствами. Флокирование или нанесение покрытия в виде флока формирует на внутренней поверхности перчаток достаточно тонкую пористую структуру из мелких ворсинок полимерного материала, которая обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи, при этом покрытие остается достаточно тонким и не влияет на тактильные свойства перчатки.

Также представитель заказчика пояснил, что иной метод обработки, а именно опудривание в данном случае не является целесообразным для заказчика.

Так, согласно «МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации» существенным недостатком опудривания внутренней поверхности перчаток порошкообразными субстанциями (кукурузный крахмал, окись цинка) является высокий риск осложнений, связанных с попаданием пудры в операционную рану, в воздух помещений и на руки медицинского персонала. С целью снижения риска послеоперационных осложнений у пациентов (спаек, гранулем, келоидных рубцов и т.д.) и контактного дерматита у медицинского персонала в медицинских организациях рекомендуется использовать неопудренные перчатки.

Представитель заказчика указал, что установленному показателю соответствует товар нескольких производителей, например, ВРП Азия Пасифик СДН БХД, ШэнВэйЮ.Эс.Эй., Инк. Hydrex.

Представитель заявителя пояснила, что по уполномоченным представителем производителей указанных перчаток является одно лицо, а именно ООО Атекс Групп», тем самым ограничивается количество участников закупки, а также права заявителя на предложение такого товара.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что при отсутствии доказательств непосредственного ограничения прав и интересов заявителя, например, отказа уполномоченного представителя на продажу товара, учитывая, что сторонами указано на производство товара с оспариваемой характеристикой несколькими производителями, довод о соответствии установленным в описании объекта закупки характеристикам товара единственного производителя, не может быть признан объективно обоснованным.

Кроме того, в соответствии с материалами по жалобе, на участие в закупке поступили заявки 4 участников закупки, при этом данные участники, конкурируя между собой снизили цену контракта до 8 942 561,40 руб. с 13 757 787,20 руб., что дополнительно свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

В связи с изложенным, рассматриваемый довод признается Комиссией необоснованным.

2. Согласно второму доводу жалобы, позиции № 14 - 16 Описания объекта закупки «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» содержат избыточное и нестандартное требование «Цвет» - «внешний слой синего или зеленого цвета (контрастного по отношению к крови), внутренний слой – белого или телесного цвета».

По мнению заявителя, заказчик, если ему требуются двухслойные перчатки, должен был установить данное требование, либо заказчику необходима двухцветная перчатка с одним слоем, но в любом случае цвета перчаток не регламентированы ГОСТ, также непонятна целесообразность установления подобного требования.

Согласно пояснениям заказчика, в пункте 2.4 «МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации» установлено, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:

- непроницаемость для микроорганизмов;

- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);

- прочность;

- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;

- удобство/комфортность;

- качественная упаковка и маркировка;

- простота утилизации;

- функциональность.

Как следует из отзыва и пояснений заказчика, заказчику требуется двухцветная перчатка поскольку толщина этой перчатки отличается от толщины однослойной перчатки. Кроме того, перчатка должна обладать двумя контрастными цветами, что достигается путем двукратного погружения формы в раствор нитрильного латекса контрастных цветов. Двухцветные перчатки изготовлены из двух слоев нитрила для улучшения прочностных и защитных характеристик перчатки. Таким образом, медицинский работник сможет быстро отличить двуслойные перчатки повышенной прочности от однослойной диагностической перчатки. Наличие второго слоя нитрила сводит к минимуму возможность образования пор в материале, повышая ее прочностные и защитные свойства.

Следует отметить, что в данном случае ГОСТ Р 52239-2004 не содержит конкретных ограничений по цвету медицинских перчаток, устанавливает минимальные требования к продукции. При этом в описании объекта закупки не устанавливается конкретный цвет, а предлагается участникам выбор из двух цветов.

В соответствии с материалами по жалобе, на участие в закупке поступили заявки 4 участников закупки, цена контракта снижена в рамках аукциона до 8 942 561,40 руб. с 13 757 787,20 руб., что дополнительно свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

На основании изложенного выше, рассматриваемый довод признается Комиссией необоснованным.

3. Согласно третьему доводу жалобы, позиции № 1 – 4, 8 - 10 Описания объекта закупки содержат избыточное и нестандартное требование, а именно позиции № 1 – 4 «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» - Внутреннее покрытие - полимерное покрытие с увлажняющим слоем на основе протеинов натурального шелка или аллонтонина, позиции № 8 – 10 «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» - «Внутренний слой - Хлорированный и содержать вытяжку из коллоидного порошка (зерно овса или хлопка) для регенерации кожных покровов».

Заявитель считает, что данные требования не предусмотрены ГОСТ и не обоснованы заказчиком. Представитель подателя жалобы указала, что медицинские работники при выполнении своих функций должны обеспечиваться и использовать увлажняющие средства, тем самым дополнительные увлажнители в составе перчаток нецелесообразны. Кроме того, заказчиком даже не предусмотрены какие-либо аналоги увлажняющих средств, например, ромашковый крем или Алоэ Вера. При этом показателю о наличии протеинов шелка соответствует товару единственного производителя Mercator Medical.

Представитель заказчика пояснил, что по позициям № 8 – 10 требование о наличии вытяжки из коллоидного порошка (зерно овса или хлопка) установлено именно для регенерации кожных покровов, а не в качестве увлажняющего компонента, как указано заявителем.

В отношении позиций № 1 – 4 податель жалобы поясняет, что в силу пункта 8.5 «МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации» для профилактики сухости и нежелательных явлений на коже рук медицинским работникам рекомендуется всегда использовать профессиональный питательный крем для рук.

Пунктом 3478 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» предусмотрено, что медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья, обеззараживания рук; для снижения риска возникновения контактных дерматитов - средствами по уходу за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы и другие). Таким образом, по мнению заявителя, наличие в перчатках увлажнителя не имеет смысла.

Представитель заказчика отметил, что, исходя из собственной потребности заказчик предусмотрел необходимость дополнительной защиты рук медицинского персонала, при этом установив выбор такого компонента между протеинами натурального шелка и аллонтонином.

Комиссия отмечает, что довод о соответствии установленным характеристикам товара единственного производителя Mercator Medical, а также ограничении количества участников закупки, в рассматриваемом случае не подтверждается в связи с тем, что из 4 участников закупки ни один не предложил к поставке перчатки Mercator Medical, были предложены товары иных производителей.

Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

4. Согласно четвертому доводу жалобы, позиции № 5 – 7, 11 - 16 Описания объекта закупки содержат завышенное требование, а именно «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» Класс потенциального риска применения не ниже 2а.

Заявитель указывает в жалобе, что ГОСТ 31508-2012 «Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования» подразделяет МИ в зависимости от степени потенциального риска их применения в медицинских целях на четыре класса.

Пунктом 3.3 ГОСТ 31508-2012 определены МИ кратковременного применения: МИ, которое при нормальной эксплуатации предназначено для непрерывного применения в течение не более 60 мин. Перчатки смотровые/процедурные необходимо менять каждые 1 – 1,5 ч., таким образом такие перчатки являются МИ кратковременного применения.

В пункте 3.7 ГОСТ 31508-2012 указано, что неинвазивное МИ - это МИ, не предназначенное для частичного или полного введения в тело через его поверхность и анатомические полости в теле или при хирургических вмешательствах.

Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» предусмотрено следующее:

4.4. Неинвазивные медицинские изделия, которые соприкасаются с поврежденной кожей:

4.4.1. относятся к классу 1, если они используются как механические барьеры или для компрессии;

4.4.2. относятся к классу 2б, если они используются для ран, которые можно залечить только посредством вторичного заживления;

4.4.3. относятся к классу 2а, если они используются во всех иных случаях (включая медицинские изделия, которые предназначены преимущественно для воздействия на микросреду ран).

4.5. Инвазивные медицинские изделия (за исключением хирургических инвазивных), применение которых связано с анатомическими полостями в теле человека и которые не предназначены для присоединения к активному медицинскому изделию:

4.5.1. относятся к классу 1, если эти медицинские изделия кратковременного применения (непрерывного применения в течение не более 60 мин.).

Представитель заказчика при рассмотрении жалобы пояснил, что необходимость использования смотровых перчаток с классом риска 2а обусловлена несколькими правилами ГОСТ 31508-2012.

В соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ 31508-2012 при классификации МИ по настоящему стандарту учитывают следующие критерии:

- длительность применения МИ;

- инвазивность МИ;

- наличие контакта с человеческим телом или взаимосвязи с ним;

- способ введения МИ в тело (через анатомические полости или хирургическим путем);

- применение для жизненно важных органов (сердце, центральная система кровообращения, центральная нервная система);

- применение источников энергии.

Согласно пункту 5.1.2 ГОСТ 31508-2012 неинвазивные МИ, предназначенные для хранения органов, частей органов или хранения или введения в организм пациента крови, других жидкостей, газов, паров или тканей, относят к классу 2а, в том числе если их используют с активным МИ класса 2а или более высокого класса.

В пункте 5.4.3.1 ГОСТ 31508-2012 указано, что все МИ, предназначенные для обеззараживания МИ, относят к классу 2а.

Согласно отзыву заказчика, смотровые перчатки относятся к неинвазивным МИ и являются обязательными при проведении манипуляций по введению в организм лекарственных средств, физиологических жидкостей и других веществ, при этом устройства для введения лекарственных средств и растворов, а так же системы для введения жидкостей в организм человека, инфузоматы и перфузоры, инфузионные насосы и оборудование применяемые в условиях отделений реанимации, данные медицинские изделия являются активными и в соответствии с правилом 2 пункта 5.1.2 ГОСТ 31508-2012 при данных манипуляциях необходимо использовать медицинские перчатки с классом риска не ниже 2а т.е. более высоким классом риска/безопасности с учетом особенностей и рисков выполняемых манипуляций и рисков возможных последствий для здоровья пациентов и персонала. Требование функционально обосновано регламентировано действующим ГОСТ 31508-2012, при этом требование не ограничивает количество участников, на сайте Росздравнадзора зарегистрированы смотровые перчатки с классом 2а более чем у 20 различных производителей смотровых перчаток.

Как указано выше, на участие в закупке поступили заявки 4 участников закупки, данные участники снизили цену контракта до 8 942 561,40 руб., что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

В связи с изложенным, рассматриваемый довод признается Комиссией необоснованным.

5. Согласно пятому доводу жалобы, позиции № 14 – 16 Описания объекта закупки содержат избыточное требование, а именно «Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные» «Фасовка - не более 25 пар в упаковке.

По мнению заявителя, данное требование ничем не обусловлено, не предусмотрено ГОСТ, и может ограничивать участников, которые хотели бы предложить к поставке товар в упаковке по 30, 40, 50 пар.

Представителем заказчика при рассмотрении жалобы указано, что использование перчаток в упаковке с количеством пар не более 25 удобно для кабинетов с низким расходом перчаток, чтобы вскрытая упаковка с большим количеством перчаток не хранилась дольше, что может негативно отразится на их свойствах. Более того, небольшую упаковку перчаток удобнее использовать в укладке медицинскому персоналу при обходе пациентов в учреждении или при выездах.

Учитывая количество участников рассматриваемой закупки, Комиссия Управления считает недоказанным довод об ограничении количества участников при установлении рассматриваемого требования в описании объекта закупки.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «МЕДПРОМИНВЕСТ» на положения извещения при проведении уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области электронного аукциона «Поставка перчаток медицинских нитриловых для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000923000182 от 30.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны