Решение б/н решение от 29 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/5-3/2024

 

 

28 марта 2024 года                                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 28 марта 2024 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 058/05/5-3/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя , по факту распространения по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20 (комиссионный магазин «Маяк») рекламы, содержащей признаки нарушения п.п. 1,4 части 2, п.п. 1, 2 части 3, п. 20 части 3 статьи 5 и  части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России 30.11.2023 вх. №5653-М/23 поступили материалы, представленные Волго-Вятским ГУ Банка России, по факту размещения в ноябре 2023 года на внешней стене здания по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20, рекламы комиссионного магазина «Маяк» с нарушением законодательства о рекламе.

Деятельность по вышеуказанному адресу осуществляет индивидуальный предприниматель

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922 (далее – Правила) дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, за исключением случаев, указанных в пунктах 4, 5 и 7 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Правил в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

В соответствии с пунктом 5 раздела 2 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922 в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Пензенским УФАС России установлено, что рассматриваемая реклама не распространялась на территории подведомственной другим территориальным органам Федеральной антимонопольной службы.

Таким образом, учитывая, что реклама, рекламодателем которой является индивидуальный предприниматель , распространяется только на территории Пензенской области в городе Пензе, Пензенское УФАС России обладает полномочиями для возбуждения и рассмотрения дела в отношении ИП

Пензенским УФАС России определением от 10.01.2024 по факту распространения рекламы комиссионного магазина «Маяк» возбуждено дело № 058/05/5-3/2024 по признакам нарушения п.п. 1,4 части 2, п.п. 1, 2 части 3, п. 20 части 3 статьи 5 и  части 14 статьи 28 «О рекламе». К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП

Определением от 09.02.2024 рассмотрение дела отложено до 28.03.2024.

28.03.2024 Волго-Вятское ГУ Банка России в адрес Пензенского УФАС России представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

27.03.2024 ИП  в адрес Пензенского УФАС России представил письменные пояснения из которых следует, что баннер на фасаде здания по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, 20 был размещен 01.09.2023. Информация на баннере была размещена для привлечения клиентов. Комиссионный магазин «Маяк» занимается скупкой и продажей бывших в употреблении товаров, а также комиссионной торговлей. Выдачу потребительских займов и займов под залог ИП  не осуществляет. ИП  с 01.05.2024 прекращает свою деятельность по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, 20.

На заседании Комиссии, состоявшейся 28.03.2024, представитель ИП факт нарушения законодательства о рекламе признал.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Из представленных Волго-Вятским ГУ Банка России материалов следует, что по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20, расположен комиссионный магазин «Маяк», деятельность в котором осуществляет ИП

Согласно выписки из ЕГРИП основной вид деятельности индивидуального предпринимателя – «47.79.3 Торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами».

Установлено, что комиссионный магазин «Маяк» расположен на первом этаже многоквартирного жилого дома (г. Пенза, ул. Леонова, д. 20).

На козырьке входной группы одного из помещений размещена вывеска: «МАЯК комиссионка24.рф». Возле входной группы вывешен баннер, на котором содержится следующая информация: «МАЯК комиссионный магазин Покупка Обмен Продажа… от 0,1% день. Мы лучше чем… ЛОМБАРД», причем слово «Ломбард» визуально изображено шрифтом в несколько раз превышающем размер букв иных используемых слов. На входной двери размещена вывеска «МАЯК Комиссионный магазин».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация, размещенная на вывесках (рекламных конструкциях) по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования (услугам комиссионного магазина) и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Часть 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» гласит, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рассматриваемой рекламе некорректным сравнением является сопоставление услуг комиссионного магазина «Маяк» и услуг ломбардов, в то время как их природа и качественные показатели различны и не могут сопоставляться.

Таким образом, реклама комиссионного магазина «Маяк» содержит признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В рекламе комиссионного магазина «Маяк» используется выражение: «Мы лучше чем, ЛОМБАРД» без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение. Используется сравнение услуг комиссионного магазина «Маяк» и услуг ломбардов, что свидетельствует о наличии в рекламе признаков нарушения требований пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Рассматриваемая реклама содержит утверждение: «мы лучше чем…ЛОМБАРД», которое не подтверждено соответствующими доказательствами, что свидетельствует о том, что в рассматриваемой рекламе имеются признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

В силу пункта 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») недобросовестная конкуренция – любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 14.3 ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции путем сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», «только», «единственный», иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными.

Кроме того, в рассматриваемой рекламе на баннере комиссионного магазина «Маяк» распространяется информация: «от 0,1 %  день».

Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В данном случае, исходя из представленной информации: «от 0,1% день», рекламируется финансовая услуга, однако комиссионный магазин «Маяк» не может оказывать финансовые услуги.

 В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Поскольку фраза: «Мы лучше чем…» выполнена в рекламе мелким, значительно меньше, чем остальной текст, а слово «ЛОМБАРД» - очень крупным ярким шрифтом, то имеется вероятность того, что потребитель рекламы не обратит внимание на приведенную фразу, будет думать, что в данном месте располагается ломбард.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. При этом ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование, которое должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму. Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно ч.2 ст.2.3 ФЗ «О ломбардах» регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным банком Российской Федерации.

Деятельность комиссионного магазина «Маяк» осуществляет индивидуальный предприниматель Акифьев Юрий Михайлович (ИНН 731101649715; ОГРНИП 322631200070652), не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требования Федерального закона «О ломбардах».

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п.п. 1,4 части 2, п.п. 1, 2 части 3, п. 20 части 3 статьи 5 и  части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьи 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы, распространяемой по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20 (комиссионный магазин «Маяк»), является ИП

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ИП  нарушил требования п.п. 1,4 части 2, п.п. 1, 2 части 3, п. 20 части 3 статьи 5 и  части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На заседании Комиссии представитель ИП сообщил, что реклама по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, 20 снята с распространения. В адрес Пензенского УФАС России представил доказательства (фото) о демонтаже рассматриваемой рекламы по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, 20.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу предписание ИП  не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу: «Маяк комиссионный магазин Покупка Обмен Продажа… от 0,1% день. Мы лучше чем… ЛОМБАРД», размещенную по адресу: г. Пенза, ул. Леонова, д. 20, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п.п. 1,4 части 2, п.п. 1, 2 части 3, п. 20 части 3 статьи 5 и  части 14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны