Определение №301-2 Определение о назначении дела к рассмотрению от 2 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 058/01/10-49/2021 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

«02» февраля 2021 года                                                                                               г.Пенза

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Пензенское УФАС России поступили обращение из Управления транспорта и связи города Пензы (далее – Заявитель) и информация из средств массовой информации в отношении ООО Транспортная компания «Дилижанс» (далее – ООО ТК «Дилижанс»), ООО «Корпорация дилижанс» и ООО «Меркурий» (далее – перевозчики) по вопросу повышения с 14 ноября 2020 года стоимости проезда в автобусах большого класса до 27 рублей по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, осуществляемым данными перевозчиками.

По результатам анализа документов и информации установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14, части 1 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона № 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы устанавливают муниципальные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса РФ установлено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются на основании выданного свидетельства (пункт 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ).

Частью 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Приказом Управления транспорта и связи г.Пензы от 28.12.2015 г. № 96 утверждён Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы.

Указанным перевозчикам Управлением транспорта и связи г.Пензы выданы свидетельства на право осуществления регулярных пассажирских перевозок и карты соответствующих маршрутов, а именно:

- ООО «Меркурий» (ИНН 5834013172, г.Пенза, ул.Антонова,3, оф.201) свидетельство № 58 000040 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту  № 54 (со сроком действия с 09.04.2019 г. до 09.04.2024 г.);

- ООО «Корпорация Дилижанс» (ИНН 5834026622, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, пом.1) свидетельства об осуществлении регулярных перевозок: № 58 000043 по маршруту № 66 (со сроком действия с 09.04.2019 г. до 09.04.2024 г.), № 58 000042 по маршруту № 70 (со сроком действия с 09.04.2019 г. до 09.04.2024 г.);

- ООО ТК «Дилижанс» (ИНН 5835095361, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, пом.1) свидетельство № 58 000044 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 82С (со сроком действия с 09.04.2019 г. до 14.07.2021 г.).

Таким образом, ООО ТК «Дилижанс», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО «Меркурий» с момента выдачи свидетельств стали осуществлять регулярные перевозки по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» с 23.10.2020 г. находятся под контролем одного юридического лица (управляющей организации) – ООО Управляющая Компания «Пассажирский транспорт» (далее – ООО УК «Пассажирский транспорт»).

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) группой лиц признаются юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.

Таким образом, ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» являются группой лиц.

В результате проведённого в ходе рассмотрения обращений анализа рынка услуг регулярных перевозок пассажиров автобусами большой вместимости по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Пензы установлено, что доля хозяйствующих субъектов ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» в составе группы лиц на указанном рынке составляет 100%.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определённого товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определённого товара превышает пятьдесят процентов.

Принимая во внимание долю хозяйствующих субъектов в составе группы лиц, ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» занимают доминирующее положение на рынке услуг регулярных перевозок пассажиров автобусами большой вместимости по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам города Пензы.

29 октября 2020 года в Управление транспорта и связи г.Пензы от перевозчиков поступили извещения об изменении с 14 ноября 2020 года тарифа на осуществляемые ими регулярные перевозки по муниципальным маршрутам. Стоимость проезда в автобусе большого класса составила 27 рублей (ранее 23 рубля).

По запросу Пензенского УФАС России перевозчиками был представлен расчёт тарифов перевозки пассажиров и багажа автобусами большой вместимости общего пользования в городском сообщении на территории г.Пензы (далее – Расчёт тарифа).  

При составлении Расчёта тарифа перевозчики руководствовались Методическими рекомендациями по расчёту экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования, утверждёнными Распоряжением Минтранса России от 18.04.2013 г.    № НА-37-р (далее – Методические рекомендации).

Исходя из показателей, используемых в Расчёте тарифа, за год пробег составил 12 046 900 км, а пассажиропоток – 26 355 000 человек.

Согласно пункту 11 Методических рекомендаций расчёт экономически обоснованной стоимости перевозки выполняется на основании следующей информации:

- данных о маршрутной сети на расчётный (плановый) период;

- расписаний движения пассажирских транспортных средств в расчётном (плановом) периоде с учётом типов транспортных средств;

- о пробеге транспортных средств на плановый период и плановых объёмах перевозок пассажиров;

- данных о фактически выполненных объёмах перевозок пассажиров и пассажирообороте на маршрутах, по которым ведётся расчёт, а также о пробегах пассажирских транспортных средств с учётом их вместимости за сопоставимый период, предыдущий расчётному (плановому) периоду, с учётом их сезонности;

- статистической и бухгалтерской отчётности.

В связи с этим у перевозчиков дополнительно были запрошены сведения о фактически перевезённых пассажирах автобусами большой вместимости и о пробеге транспортных средств за 2019 и 2020 годы с разбивкой по маршрутам с приложением подтверждающих документов, на основании которых был сформирован показатель «пассажиропоток».  

В ответе на запрос ООО УК «Пассажирский транспорт» указало, что показатель «пассажиропоток», используемый при Расчёте тарифа сформирован на основании данных о перевезённых пассажирах, полученных от МУП «АРЦИС» и ООО «Пенза Карт», а учёт фактического пробега ими не осуществлялся.

Сравнительный анализ информации о фактическом количестве перевезённых пассажиров автобусами большого класса за 2019 и 2020 годы, представленные перевозчиками и МУП «АРЦИС» с ООО «Пенза Карт» показал, что количество перевезённых пассажиров, используемое перевозчиками при Расчёте тарифа не соответствует действительности и существенно занижено.

Исходя из этого, рассчитанный перевозчиками тариф, завешен и является необоснованным.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе действие (бездействие), выраженное в установлении, поддержании монопольно высокой цены товара.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за её пределами.

В результате не включения в Расчёт тарифа сведений о количестве фактически перевезённых пассажирах, тариф в городском сообщении автобусами большой вместимости был завышен и составил 27 рублей, что превышает сумму необходимых для реализации услуги по перевозки пассажиров расходов и прибыли.

Данный факт свидетельствует об установлении перевозчиками монопольно высокой цены на оказываемые услуги по перевозке пассажиров.

Таким образом, в действиях группы лиц ООО «Меркурий», ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении, поддержании монопольно высокой цены на услугу по перевозке пассажиров и багажа автобусами большой вместимости общего пользования в городском сообщении на территории г.Пензы, которое влечёт (может повлечь) ущемление интересов неопределённого круга потребителей.

На основании изложенного издан приказ Пензенского УФАС России от 29 января 2021 года № 058/01/10-49/2021 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Корпорация Дилижанс» (ИНН 5834026622, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, пом.1), ООО ТК «Дилижанс» (ИНН 5835095361, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, пом.1) и ООО «Меркурий» (ИНН 5834013172, г.Пенза, ул.Антонова,3, оф.201) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 058/01/10-49/2021 к рассмотрению на 16.02.2021 года в 14 часов 00 минут по адресу: г.Пенза, ул.Урицкого, д.127, каб.304.

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

Заявителя: Управление транспорта и связи г. Пензы (ИНН 5836013040, 440008, г.Пенза, ул.Пушкина,29А);

Ответчиков:

- ООО «Корпорация Дилижанс» (ИНН 5834026622, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, пом.1),

- ООО ТК «Дилижанс» (ИНН 5835095361, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, пом.1),

- ООО «Меркурий» (ИНН 5834013172, г.Пенза, ул.Антонова,3, оф.201).

 

3. ООО «Корпорация Дилижанс» в срок до «10» февраля 2021 года представить следующие документы и информацию:

  1. письменные пояснения относительно указанных обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела;
  2. обоснование использования при Расчёте тарифа не полных данных о количестве перевезённых пассажиров со ссылкой на нормативные правовые акты;
  3. обоснование использования при Расчёте тарифа плановых данных о пробеге транспортных средств без учета фактических данных со ссылкой на нормативные правовые акты;
  4. иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу.

 

4. ООО «Меркурий» в срок до «10» февраля 2021 года представить следующие документы и информацию:

  1. письменные пояснения относительно указанных обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела;
  2. обоснование использования при Расчёте тарифа не полных данных о количестве перевезённых пассажиров со ссылкой на нормативные правовые акты;
  3. обоснование использования при Расчёте тарифа плановых данных о пробеге транспортных средств без учета фактических данных со ссылкой на нормативные правовые акты;
  4. иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу.

 

5. ООО ТК «Дилижанс» в срок до «10» февраля 2021 года представить следующие документы и информацию:

  1. письменные пояснения относительно указанных обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела;
  2. обоснование использования при Расчёте тарифа не полных данных о количестве перевезённых пассажиров со ссылкой на нормативные правовые акты;
  3. обоснование использования при Расчёте тарифа плановых данных о пробеге транспортных средств без учета фактических данных со ссылкой на нормативные правовые акты;
  4. иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу.

 

6. Управлению транспорта и связи г. Пензы в срок до «10» февраля 2021 года представить следующие документы и информацию:

  1.  письменные пояснения относительно указанных обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела;
  2.  правовые основания для утверждения реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Пензы, в том числе указать источник данных прав у управления;
  3. документы, подтверждающие полномочия для выдачи свидетельств на право осуществления регулярных перевозок г. Пензы,
  4. иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу.

Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Все документы представляются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях с сопроводительным письмом за подписью руководителя предприятия.

Непредставление запрашиваемой информации либо представление заведомо недостоверных сведений влечет за собой ответственность, предусмотренную статьёй 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                <...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны