Решение б/н Решение по делу № 5-05/110-2016 о нарушении законодательства... от 29 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 5-05/110-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

 12 августа 2016 года                                                                           г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <...>

при участии:

со стороны государственного заказчика – Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства г. Пензы»:

- <...>

со стороны иного лица – Общества с ограниченной ответственностью Строительной компании «СпортСтрой»:

- <...>

в отсутствие представителей ООО «Стройинвест» (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом);

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (Летчиков ул., д. 6, к.14, кв.15, г. Уфа, Башкортостан, 450010) на положения документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по  объекту: «Реконструкция тренировочной площадки спортивного комплекса на базе муниципального автономного учреждения «Футбольный Клуб «Зенит» Пензенская область, г. Пенза, Октябрьский район, ул. Германа Титова, д. 3А» (извещение № 0355300047916000022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 22.07.2016), проводимого заказчиком – Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства города Пензы», руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

05 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее – Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по  объекту: «Реконструкция тренировочной площадки спортивного комплекса на базе муниципального автономного учреждения «Футбольный Клуб «Зенит» Пензенская область, г. Пенза, Октябрьский район, ул. Германа Титова, д. 3А» (извещение № 0355300047916000022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 22.07.2016) (далее – электронный аукцион), проводимого заказчиком – Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства города Пензы» (далее – заказчик, МКУ УКС г. Пензы).

По мнению Заявителя, заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

1) отсутствие в извещении о проведении аукциона и аукционной документации требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – лицензия МЧС России) нарушает положения пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе;

2) неустановление требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ (в отношении товаров: котел – позиция № 7 Сведений о товаре) является нарушением части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе;

3) проект контракта не содержит информацию о сроке оплаты выполненных работ в 2016 и 2017 гг., что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;

4) в Информационной карте заказчиком установлено требование о наличии опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99), при этом не указано по какой группе работ следует предоставить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 12.08.2016 в 10 часов 00 минут. В связи с необходимостью дополнительного анализа представленных документов Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 14 часов 30 минут 12.08.2016.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 11.08.2016 № 3187, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

20.07.2016 муниципальным заказчиком – Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства города Пензы» на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355300047916000022, а также документация о проведении открытого аукциона в электронной форме «Выполнение работ по  объекту: «Реконструкция тренировочной площадки спортивного комплекса на базе муниципального автономного учреждения «Футбольный Клуб «Зенит» Пензенская область, г. Пенза, Октябрьский район, ул. Германа Титова, д. 3А», проводимого муниципальным заказчиком - МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 199 797 520 ,00 рублей.

Дата и время начала подачи заявок - 20.07.2016, 20:22.

Дата и время окончания подачи заявок - 08.08.2016, 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 12.08.2016.

Дата проведения аукциона в электронной форме - 15.08.2016.

1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Требования к извещению о проведении электронного аукциона предусмотрены статьей 63 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Статьей 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.

Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки предусмотрено пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В связи с вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе заказчиком было установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, подтверждает его соответствие требованиям, установленным в соответствии с нормами градостроительного законодательства.

Частью 3 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Предметом закупки является выполнение работ по объекту: «Реконструкция тренировочной площадки спортивного комплекса на базе муниципального автономного учреждения «Футбольный Клуб «Зенит» Пензенская область, г. Пенза, Октябрьский район, ул. Германа Титова, д. 3А».

При этом возможность привлечения к участию в выполнении работ субподрядных организаций предусмотрена пунктом 14 Информационной карты. А также пункты 4.17, 4.30, 5.4 проекта контракта свидетельствуют о такой возможности.

Вместе с тем в перечне работ, подлежащих исполнению, имеются работы, связанные с установкой охранной и охранно-пожарной сигнализации, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с Письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 22.04.2013 № 43-1744-19 «О соблюдении законодательства по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности» монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты является одним из таких видов деятельности и подлежит лицензированию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

Как следует из представленных в материалы по жалобе доказательств, а также исходя из положений части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», работы, которые подлежат выполнению лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав подрядных работ. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика. Таким образом, в спорной ситуации включение в аукционную документацию требования о наличии у участника закупки, свидетельства СРО о допуске к организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также одновременного предоставления лицензии МЧС было бы неправомерно.

Исходя из изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода и отсутствии в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.

2. Государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении).

В соответствии с частью 2 статьи 26 Закона об энергосбережении требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить первоочередные требования в составе указанных правил.

31.12.2009 принято Постановление Правительства № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1221, Правила).

Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов (часть 4 Правил).

При этом, в части 2 Постановления № 1221 указано, что требования энергетической эффективности установлены в отношении работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, - до 1 января 2016 г.

Таким образом, данное Постановление № 1221 не распространяется на закупки, осуществляемые после 1 января 2016 г.

Как было указано выше, закупка на выполнение работ по объекту: «Реконструкция тренировочной площадки спортивного комплекса на базе муниципального автономного учреждения «Футбольный Клуб «Зенит» Пензенская область, г. Пенза, Октябрьский район, ул. Германа Титова, д. 3А» была объявлена заказчиком 22.07.2016, то есть Постановление № 1221 для данной закупки не применяется.

В связи с изложенным, Комиссия Управления не установила нарушений законодательства со стороны заказчика.

3. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.

В своей жалобе Заявитель ссылается на нарушение со стороны заказчика части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В соответствии с требованиями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, порядок и сроки оплаты установлены заказчиком в статье 7 проекта контракта «Основания и порядок расчетов сторон». Так, в пункте 7.2 проекта контракта указано, что все платежи подрядчику по контракту производятся путем безналичного расчета в российских рублях.

В пункте 7.4 проекта контракта указано, что муниципальный заказчик оплачивает выполненные Подрядчиком работы поэтапно — в один этап с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ по следующему графику оплаты:

 

Выполнение работ по объекту: «Реконструкция тренировочной площадки спортивного комплекса на базе муниципального автономного учреждения «Футбольный Клуб «Зенит» Пензенская область, г. Пенза, Октябрьский район, ул. Германа Титова, д. 3А»

2016 год

2017 год

2018 год

Оплата определяется в соответствии с утвержденной муниципальной программой на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 по мере поступления денежных средств.

Оплата определяется в соответствии с утвержденной муниципальной программой на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 по мере поступления денежных средств.

Оплата определяется в соответствии с утвержденной муниципальной программой на основании актов выполненных работ по форме КС-2, КС-3 по мере поступления денежных средств не позднее 31.12.2018.

199797520, 00 руб.

Также указано, что формирование стоимостных показателей настоящего графика оплаты работ осуществляется по результатам закупки при заключении муниципального контракта.

Пунктом 7.5 предусмотрено, что муниципальный заказчик вправе при наличии финансирования из Бюджета осуществить промежуточные расчеты за выполненные отдельные объемы работ на основании актов по форме КС-2, КС-3 и иных документов.

Кроме того, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в статье 6 проекта контракта «Порядок выполнения работ» предусмотрен порядок и срок приёмки выполненных работ, а именно:

6.3. Приемка выполненных Подрядчиком работ осуществляется в следующем порядке:

6.3.1. Ежемесячно до 20 числа отчетного месяца Подрядчик сообщает Муниципальному заказчику о выполнении работ в отчетном периоде и представляет акты по форме КС-2, КС-3 в пяти экземплярах и иные документы, подтверждающие фактическое выполнение.

6.3.2. Муниципальный заказчик в течение 10 дней с момента получения указанных документов осуществляет проверку выполненных работ на соответствие требованиям проектной документации, нормам действующего законодательства РФ (в том числе Стандарту РФС «Требования к устройству и эксплуатации футбольных полей с искусственным покрытием», Стандарту РФС «Футбольные стадионы», Положению РФС по сертификации стадионов, Рекомендации ФИФА «Футбольные стадионы», Требованиям ФИФА к тренировочным площадкам), рассматривает, оформляет и подписывает представленные документы или в тот же срок направляет Подрядчику мотивированный отказ.

6.4. Муниципальный заказчик вправе отказать Подрядчику в приемке работ к оплате, если их объем, стоимость или качество не подтверждается исполнительной и другой технической документацией.

6.5. При выявлении Муниципальным заказчиком недостатков в результате выполненных работ в адрес Подрядчика направляется предписание с перечнем недостатков и сроком их устранения.

6.6. Муниципальный заказчик осуществляет экспертизу выполненных работ в соответствии с условиями действующего законодательства РФ.

6.7. Для приемки Объекта распоряжением Муниципального заказчика назначается Рабочая комиссия в течение 3 дней с момента получения уведомления о готовности Объекта.

6.8. В состав Рабочей комиссии включаются представители Муниципального заказчика, Подрядчика, организаций, осуществляющих строительный контроль и авторский надзор (при отсутствии – проектная организация), а также иных заинтересованных организаций.

6.9. По результатам приемки Рабочая комиссия в течение 2 дней составляет акт, подтверждающий готовность Объекта.

Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения, так как Заказчиком в проекте контракта установлены все обязательные условия, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

4. В части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В рамках вышеуказанной нормы 04.02.2015 принято Постановление Правительства № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны  поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

В соответствии с Постановлением № 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, заказчиком устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Кроме того, установлено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.

В извещении о проведении электронного аукциона установлена НМЦК – 199 797 520, 00 руб. Также указан Код по ОКПД2 – 42.99.12.110.

Таким образом, Заказчик правомерно установил требования в соответствии с Постановлением № 99 в пункте 26 Информационной карты документации: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ, относящихся к той же группе строительных работ, на выполнение которых заключается контракт за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в настоящем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Исходя из вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения. Комиссия Управления считает данный довод необоснованным, т.к. нарушения Закона о контрактной системе не установлены.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Однако Заявитель таким правом не воспользовался, запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе в адрес Заказчика не направил. Заявитель не изъявил намерение участвовать в электронном аукционе, так как заявка им не подавалась.

На основании изложенного Комиссия Управления считает жалобу                                ООО «Стройиндустрия» необоснованной.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по  объекту: «Реконструкция тренировочной площадки спортивного комплекса на базе муниципального автономного учреждения «Футбольный Клуб «Зенит» Пензенская область, г. Пенза, Октябрьский район, ул. Германа Титова, д. 3А» (извещение № 0355300047916000022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 22.07.2016), проводимого заказчиком – Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства города Пензы» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны