Решение б/н Решение по делу № 5-05/111-2016 о нарушении законодательства... от 29 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 5-05/111-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

 18 августа 2016 года                                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <...>

при участии:

со стороны муниципального заказчика – Администрации Лопатинского района:

- <...>

в отсутствие представителей ООО «Стройинвест» (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом);

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (Летчиков ул., д. 6, к.14, кв.15, г. Уфа, Башкортостан, 450010) на положения документации при проведении электронного аукциона «Строительство подъездной автодороги к с. Второе Отделение Лопатинского района Пензенской области» (извещение
№  0155300032416000013 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.07.2016), проводимого муниципальным заказчиком – Администрацией Лопатинского района, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

15 августа 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее – Заявитель) на положения документации при проведении открытого аукциона в электронной форме «Строительство подъездной автодороги к с. Второе Отделение Лопатинского района Пензенской области» (извещение №  0155300032416000013 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.07.2016) (далее – электронный аукцион), проводимого муниципальным заказчиком – Администрацией Лопатинского района (далее – муниципальный заказчик).

По мнению Заявителя, заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

  1. установление требования об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма носит неправомерный и избыточный характер, несвязанный с предметом контракта;
  2. в нарушение положений статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик при размещении на официальном сайте разъяснений не отражает предмет запроса, что позволяет сделать вывод об отсутствии полноты ответы заказчика;
  3. в проекте контракта не установлено условие о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), что нарушает положения части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
  4. Заказчиком были внесены изменения в документацию с нарушением «Положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию», утвержденного Постановлением Правительства от 12.10.2013 № 913.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 18.08.2016 в 16 часов 30 минут.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 17.08.2016 № 1986, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

15.07.2016 муниципальным заказчиком Администрацией Лопатинского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0155300032416000013, а также документация о проведении электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 36 500 330,00 рублей.

Дата и время начала подачи заявок - 15.07.2016 в 20:15.

Дата и время окончания подачи заявок - 15.08.2016 в 10:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников -16.08.2016.

Дата проведения аукциона в электронной форме - 19.08.2016.

1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

  Извещение о проведении электронного аукциона размещается Заказчиком в единой информационной системе (статья 63 Закона о контрактной системе).

Требования к документации установлены статьей 64 Закона о контрактной системе.

Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе также содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, заказчиком в пункте 24 Информационной карты документации установлено данное требование.

Однако, как следует из дословного толкования указанной нормы Закона о контрактной системе, участник закупки должен обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты.

Таким образом, установленное в Информационной карте требование об обладании исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности не является обязательным и применяется только в определенных Законом о контрактной системе случаях.

В связи с чем, Комиссия Управления считает данный довод необоснованным, а спорное положение документации непротиворечащим требованиям Закона о контрактной системе.

2. Требования к содержанию документации об электронном аукционе предусмотрены статьей 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений установлен статьей 65 Закона о контрактной системе.

В соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 25 Информационной карты документации установлен срок предоставления разъяснений документации участникам закупки. Также в части 4 раздел 2 документации «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» установлен порядок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации.

В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).

То есть, заказчик при даче разъяснений обязан указать предмет запроса, а также пояснения положений аукционной документации. Такие пояснения должны быть содержательными, т.е. давать ответы по существу поставленных участником вопросов.

Кроме того, разъяснения не должны содержать указания на участника, направившего запрос, или изменять суть документации. Такие запреты установлены частями 4 и 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

27.07.2016 в адрес муниципального заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений документации.

28.07.2016 заказчик в единой информационной системе разместил ответ на данный запрос. Однако, заказчиком при даче разъяснений не указан предмет запроса.

Таким образом, действия заказчика, разместившего на официальном сайте ответ на запрос разъяснений положений документации об аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

В связи с чем, Комиссия Управления признала данный довод жалобы обоснованным.

3. Как было указано выше, требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек установлен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

Однако ни Закон о контрактной системе, ни вышеуказанное Постановление Правительства № 190 не содержит положений, обязывающих заказчика включать данное условие в проект контракта.

Кроме того, согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Исходя из части 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

Таким образом, неустановление условия о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) не приводит к отсутствию права у Подрядчика получить такую отсрочку. В связи с вышеизложенным, Комиссия Управления считает данный довод необоснованным.

4. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Постановлением Правительства от 12.10.2013 № 913 утверждено «Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 4 Положения изменение размещенной на официальном сайте информации осуществляется в соответствии с настоящим Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

Решением Заказчика от 28.07.2016 в извещение о проведении электронного аукциона были внесены изменения.

Не размещение перечня вносимых изменений не могло повлиять на результат итогов электронного аукциона и не повлекло ущемления прав участников закупки. В извещении в пункте «Краткое описание изменения» заказчиком было указано «Изменение сроков выполнения работ».

Таким образом, заказчиком указаны вносимые им изменения. В связи с чем, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода.

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» на положения документации при проведении электронного аукциона «Строительство подъездной автодороги к с. Второе Отделение Лопатинского района Пензенской области» (извещение № 0155300032416000013 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.07.2016), проводимого муниципальным заказчиком – Администрацией Лопатинского района частично обоснованной.

2.Признать муниципального заказчика – Администрацию Лопатинского района нарушившим часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны