Решение б/н Решение по жалобе № 5-05/135-2016 от 5 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 5-05/135-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

 7 октября 2016 года                                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <...>,

при участии:

со стороны муниципального заказчика – МБОУ СОШ №2 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области не явились; в адрес Пензенского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей;

со стороны уполномоченного органа – Администрации Городищенского района Пензенской области:

– <...>

представители от ООО «Стройинвест» не явились (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом);

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» на положения документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по строительству модульной (блочной) газовой котельной для нужд  МБОУ СОШ №2 с. Средняя Елюзань и строящейся начальной школы на 200 мест с блоком дошкольного образовательного учреждения на 150 мест в с. Средняя Елюзань  Городищенского района» (извещение № 0155300042516000072 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2016), проводимого уполномоченным органом - Администрацией Городищенского района Пензенской области для нужд муниципального заказчика – МБОУ СОШ №2 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

30 сентября 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее – Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по строительству модульной (блочной) газовой котельной для нужд  МБОУ СОШ №2 с. Средняя Елюзань и строящейся начальной школы на 200 мест с блоком дошкольного образовательного учреждения на 150 мест в с. Средняя Елюзань  Городищенского района» (извещение № 0155300042516000072 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2016) (далее – электронный аукцион), проводимого уполномоченным органом - Администрацией Городищенского района Пензенской области (далее – уполномоченный орган) для нужд муниципального заказчика – МБОУ СОШ №2 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области (далее – муниципальный заказчик).

По мнению Заявителя заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

1. заказчиком не указан срок действия контракта, в связи с чем невозможно определить срок действия банковской гарантии, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;

2. проект контракта не содержит информацию о сроке оплаты выполненных работ, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе;

3. в пункте 24 Информационной карты документации установлено, что участник должен представить свидетельство о допуске к работам по организации строительства, а также свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 07.10.2016 в 14 часов 00 минут.

Заказчик с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 07.10.2016 № 3494, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Представители уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились по основаниями, изложенным в отзыве на жалобу от 04.10.2016 № 4078, считают действия Заказчика правомерными, а жалобе необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

16.09.2016 уполномоченным органом Администрацией Городищенского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0155300042516000072, а также документация о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству модульной (блочной ) газовой котельной для нужд  МБОУ СОШ №2 с.Средняя Елюзань и строящейся начальной школы на 200 мест  с блоком дошкольного образовательного учреждения на 150 мест в с.Средняя Елюзань  Городищенского района.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 132 865, 07 рублей.

Дата и время начала подачи заявок - 16.09.2016 в 16:13.

Дата и время окончания подачи заявок - 03.10.2016 в 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 03.10.2016.

Дата проведения аукциона в электронной форме - 06.10.2016.

1.Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация, предусмотренная частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию, установленную статьей 64 Закона о контрактной системе.

К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 1.4 проекта контракта указано, что работы, предусмотренные настоящим контрактом, осуществляются Подрядчиком в следующие сроки:

– Начало выполнения работ по муниципальному контракту: с даты заключения контракта;

– Окончание выполнения работ: не позднее 60 (шестидесяти) календарных дней.

В соответствии с пунктом 9.1 настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Закон о контрактной системе не содержит специальных требований к установлению срока действия контрактов.

Статьей 702 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 Гражданского кодекса РФ и была произведена ее оплата (статья 711 Гражданского кодекса РФ).

На основании исполнения подрядчиком своих обязательств по контракту на выполнение работ у заказчика возникает обязанность по возвращению обеспечения исполнения данного контракта поставщику в срок согласно статье 314 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, определение момента окончания действия контракта полным исполнением сторонами своих обязательств по нему не противоречит действующему законодательству.

С учетом требований, предусмотренных частью 3 статьи 96 и пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, в случаях, когда срок исполнения действия контракта определен как до полного исполнения своих обязательств, банковская гарантия должна предоставляться с учетом срока исполнения основного обязательства подрядчика.

Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 05.03.2015 № Д28и-462.

На основании указанных норм права Комиссия Управления данный довод жалобы считает необоснованным.

2. Требования к проекту контракта установлены статьей 34 Закона о контрактной системе.

В своей жалобе Заявитель ссылается на нарушение со стороны заказчика части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В извещении о проведении электронного аукциона указана оплата за фактически выполненные работы по годам за счет бюджетных средств, а именно: за 2016 г. предусмотрена оплата в размере 3 000 000,00 рублей, а в 2017 г. -  5 132 865,07 рублей.

В соответствии с требованиями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, порядок и сроки оплаты установлены заказчиком в статье 2 проекта контракта «Стоимость и порядок расчетов сторон». Так, в пункте 2.3 проекта контракта указано, что оплата фактически выполненных подрядных работ производится Заказчиком в 2016-2017 годах по мере поступления денежных средств в бюджет Городищенского района Пензенской области, после предоставления актов о приемке выполненных работ (ф. КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат, с указанием перечня выполненных строительно-монтажных работ (ф. КС-3), заверенных организацией, осуществляющей строительный контроль и с предоставлением Подрядчиком счет-фактуры на оплату выполненных работ.

На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что указание конкретных дат оплаты не представляется возможным, так как в соответствии с проектом контракта оплаты производятся по мере поступления средств в бюджет. Окончательным сроком оплаты первого этапа работ является 31.12.2016, а второго – 31.12.2017.

Таким образом, указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения, так как Заказчиком в проекте контракта установлены все обязательные условия, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе).

В пункте 24 Информационной карты документации Заказчиком установлены требования к содержанию второй части заявки, в том числе, требования о наличии Свидетельства, выданного саморегулируемой   организацией о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием в перечне следующих видов работ в соответствии с пунктами приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»:

Раздел III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения

17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев

18.1.Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия.

19.Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных.

23.4. Монтаж оборудования котельных

п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Таким образом, участник должен представить свидетельство о допуске к работам по организации строительства, а также свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Генеральным подрядчиком по договору может являться лицо, у которого имеется свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства и по жилищно-гражданскому строительству. Необходимости получать свидетельство о допуске к тем видам работ, которые полностью выполняются субподрядчиками, у генерального подрядчика (участника квалификационного отбора) нет.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов (часть 4 статьи 55.8 ГрК РФ).

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден Приказом Министерства регионального развития от 30.12.2009 № 624.

Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Частью 3 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Документацией и проектом контракта не установлено ограничение по привлечению субподрядных организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика, в связи с чем наличие СРО на конкретные виды работ ему не требуются.

Исходя из изложенного, установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии допуска к конкретным видам работ в рассматриваемом случае является необоснованным и может привести к ограничению числа участников закупки.

Установление требований с нарушениями положений законодательства Российской Федерации приводит к нарушению пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, довод заявителя о нарушении требований части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления считает обоснованным.

На основании изложенного Комиссия Управления считает жалобу                                ООО «Стройинвест» частично обоснованной.

Для устранения выявленных нарушений Комиссией принято решение о выдаче предписания о внесении соответствующих изменений в документацию.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» на положения документации при проведении электронного аукциона «Выполнение работ по строительству модульной (блочной) газовой котельной для нужд  МБОУ СОШ №2
с. Средняя Елюзань и строящейся начальной школы на 200 мест с блоком дошкольного образовательного учреждения на 150 мест в с. Средняя Елюзань  Городищенского района» (извещение № 0155300042516000072 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2016), проводимого уполномоченным органом - Администрацией Городищенского района Пензенской области для нужд муниципального заказчика – МБОУ СОШ №2 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области частично обоснованной.

2.Признать муниципального заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, внесении изменений в документацию об электронном аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны