Решение б/н Решение по жалобе ООО «Сибинвест» от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

«…»

при участии:

со стороны государственного заказчика – акционерного общества «Пензенское производственное объединение «Электроприбор»:

«…»

со стороны подателя жалобы – ООО «Сибинвест» представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии заявителя,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибинвест» (Быковского ул., д. 12, г. Красноярск, 660055) (далее – ООО «Сибинвест», Заявитель) на положения документации об электронном аукционе «Поставка установки гидроабразивной резки листового материала» (извещение № 0455100000815000014 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2015) (далее – Электронный аукцион), проводимого государственным заказчиком –  Акционерным обществом «Пензенское производственное объединение «Электроприбор» (далее – АО «ППО «Электроприбор», Заказчик), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

30 сентября 2015 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибинвест» (вход. № 1326-э) на действия заказчика – АО «ППО «Электроприбор» при проведении электронного аукциона «Поставка установки гидроабразивной резки листового материала» (извещение № 0455100000815000014 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2015).

Из содержания жалобы ООО «Сибинвест» следует, что заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи  33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «Сибинвест» была принята и назначена к рассмотрению на 24.09.2015.

Представитель подателя жалобы полагает, что действия Заказчика по установлению в документации об электронном аукционе требования о наличии в установке гидроабразивной резки листового материала модуля фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального, смонтированного на режущей головке и управляемого от ЧПУ, ограничивает количество участников закупки. Считает, что требуемым характеристикам отвечает исключительно продукция ООО «Бистроник Лазер». По мнению подателя жалобы, данное требование влечет ограничение количества участников закупки, т.к. модуль фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального клея, смонтированного на режущей головке и управляемого от ЧПУ, является запатентованной системой Bystronic Laser A, головным предприятием ООО «Бистроник Лазер».

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 05.10.2015 № 137/17-11203. Пояснили, что заказчиком в техническом задании документации установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. В числе прочего установлено требование к системе фиксации деталей малого размера в обрабатываемом листе. Наличие модуля фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального клея, смонтированного на режущей головке и управляемой от ЧПУ, необходимо для обеспечения эффективного технологического процесса изготовления деталей.  Доводы подателя жалобы об ограничении конкуренции считают необоснованными в связи с тем, что в описание объекта закупки не включено требование или указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования, влекущие за собой ограничения количества участников закупки. Подтверждением данного факта считают наличие трех заявок, поданных на участие в электронном аукционе, в которых участники закупки предложили к поставке оборудование с требуемыми характеристиками.  

Указали, что при подготовке документации о закупке заказчик не имел возможности располагать информацией о наличии патента на модуль фиксации у компании Bystronic Lazer AG (Швейцария). На основании информации, предоставленной Bystronic Lazer AG в ответ на запрос АО «ППО «Электроприбор», компания имеет действующий патент на модуль фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального клея только в странах Европы. В соответствии с нормами патентного права РФ компанией Bystronic Lazer AG патент на модуль фиксации не оформлялся.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.

            15.09.2015 государственным заказчиком – АО «ППО «Электроприбор» на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0455100000815000014, а также документация о проведении электронного аукциона «Поставка установки гидроабразивной резки листового материала».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 292 074,17 евро.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование

Извещением о проведении электронного аукциона от 15.09.2015
№ 0455100000815000014
определен объект закупки - поставка установки гидроабразивной резки листового материала.      

В приложении № 1 к информационной карте электронного аукциона (Техническое задание на поставку установки гидроабразивной резки листового материала) установлены наименования технических и качественных характеристик товара, а также требования, позволяющие определить соответствие товара потребностям заказчика.

В числе прочего установлено, что  система фиксации деталей малого размера в обрабатываемом листе должна быть: «Модуль фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального клея, смонтированный на режущей головке и управляемый от ЧПУ».

На заседании Комиссии Пензенского УФАС России представители заказчика пояснили, что предметом закупки является поставка установки гидроабразивной резки листового материала. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе установлены характеристики объекта закупки, удовлетворяющие потребностям заказчика. Наличие модуля фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального клея, смонтированного на режущей головке и управляемый от ЧПУ, необходимо для обеспечения эффективного технологического процесса изготовления деталей. Данная технология необходима при работе с хрупкими материалами, а также при резке тканных и резиновых материалов, где применение зажимных приспособлений приводит к отклонениям по точности и качеству резки, что недопустимо.

Заказчиком представлено письмо ООО «Бистроник Лазер» от 02.10.2015 № 2015-10/1, согласно которому компания Bystronic Laser AG (головное предприятие ООО «Бистроник Лазер») имеет действующий патент на модуль фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального клея – FixMaster только в следующих странах: Австрия, Бельгия, Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Испания, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция, США. Заявок и патентов на промышленный образец, свидетельств на полезную модель, патента на изобретение на данный модуль, равно как и  способ фиксации, в государственном патентном ведомстве Российской Федерации (Роспатент) в соответствии с нормами патентного права РФ Bystronic Laser AG не оформлялись. Согласно письму, аналоги данной системы у сторонних производителей станков для гидроабразивной резки существуют.

Из анализа документов следует, что документация об электронном аукционе на поставку установки гидроабразивной резки листового материала не содержит требований, а также указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя. В техническом задании установлены лишь наименования технических и качественных характеристик товара, а также требования, позволяющие определить соответствие товара потребностям заказчика.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен  установить  требования,  в  частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения  эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных  законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к работам и услугам, которые отвечают его потребностям.

В материалах дела имеются 3 заявки на участие в электронном аукционе, что опровергает довод подателя жалобы об ограничении конкуренции, в частности необоснованном ограничении числа участников закупок.

Вместе с тем, подателем жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие, что Заказчик, установив в документации об электронном аукционе требование о наличии в установке гидроабразивной резки листового материала модуля фиксации вырезанных деталей в листе каплями химически-нейтрального, смонтированного на режущей головке и управляемого от ЧПУ, ограничил количество участников закупки.

На основании изложенного, Комиссия Пензенского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей заказчика.

Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное требование содержится в пункте 2.1 Документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Вместе с тем, согласно Приложению № 1 к Информационной карте документации об электронном аукционе (Техническое задание на поставку установки гидроабразивной резки листового материала) установлено требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе при описании технических и качественных характеристик информации о сайте изготовителя. Таким образом, Техническое задание на поставку установки гидроабразивной резки листового материала предполагает представление участниками закупки информации, не предусмотренной частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения, допущенные заказчиком, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибинвест» (Быковского ул., д. 12, г. Красноярск, 660055) на положения документации об электронном аукционе «Поставка установки гидроабразивной резки листового материала» (извещение № 0455100000815000014 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 15.09.2015) необоснованной.
  2. Признать заказчика – Акционерное общество «Пензенское производственное объединение «Электроприбор» нарушившим часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать у заказчику – Акционерному обществу «Пензенское производственное объединение «Электроприбор» предписание о прекращении нарушений Закона о контрактной системе, отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, а также внесении изменений в документацию об электронном аукционе в части исключения требования о предоставлении в составе заявки информации, не предусмотренной нормами Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны