Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройтехгрупп» от 30 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

«…»

при участии:

со стороны уполномоченного органа – администрации Мокшанского района Пензенской области:

«…»

со стороны государственного заказчика – администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области:

«….»

со стороны подателя жалобы – ООО «Стройтехгрупп» представители не явились, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей,

рассмотрев жалобу ООО «Стройтехгрупп» на положения документации при проведении уполномоченным органом – администрацией Мокшанского района Пензенской области электронного аукциона «Реконструкция водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области» (извещение № 0155300002215000079 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 30.09.2015) для нужд заказчика – администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области (далее – Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

21 октября 2015 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Стройтехгрупп» на положения документации при проведении уполномоченным органом – администрацией Мокшанского района Пензенской области электронного аукциона «Реконструкция водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области» (извещение № 0155300002215000079 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 30.09.2015) для нужд заказчика – администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.

Из содержания жалобы ООО «Стройтехгрупп» следует, что документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Кроме того, по мнению подателя жалобы, нарушены требования статьи 8 Закона о контрактной системе.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «Стройтехгрупп» была принята и назначена к рассмотрению на 27.10.2015.

Из жалобы ООО «Стройтехгрупп» следует, что в нарушение пункта 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сведения о случаях предоставления Подрядчику в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней). Кроме того, в проекте контракта отсутствует информация о возможных значениях размеров штрафов для каждого порогового значения цены контракта, а также формула расчета неустойки согласно Постановлению Правительства РФ № 1063.

По мнению подателя жалобы, в аукционной документации установлен завышенный гарантийный срок: не менее 60 месяцев.

Также податель жалобы указывает на необоснованное требование о предоставлении копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с действующим законодательством, а именно допуска по пункту 3.6 «Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов». Считает, что установление данного требования может значительно ограничить число участников аукциона, что нарушает требования статьи 8 Закона о контрактной системе.

Представители уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 26.10.2015 № 4264. Считают, включение (или не включение) в документацию сведений о случаях предоставления Подрядчику в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 отсрочки по уплате неустоек (штрафов, пеней) не свидетельствует о несоблюдении заказчиком и уполномоченным органом Закона о контрактной системе. Довод подателя жалобы об отсутствии в проекте контракта формулы расчета неустойки согласно Постановлению Правительства РФ № 1063 считают необоснованным, т.к. Законом о контрактной системе не установлена обязанность при заключении контракта прописывать в нем формулу расчета неустойки.

Относительно предельного срока обнаружения ненадлежащего качества строительных работ, который составляет 5 лет, представители уполномоченного органа сослались на предельный срок, установленный Гражданским Кодексом РФ.  Требование о предоставлении СРО, в котором указан вид работ по пункту 3.6 «Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов» было установлено в связи с тем, что выполнение работ приходится на зимнее время, и подрядчик должен иметь опыт работы на промерзлых грунтах, а также обладать соответствующей техникой и оборудованием.

Представитель заказчика с доводами жалобы также не согласился по аналогичным основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 26.10.2015 № 663.  Считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.

            30.09.2015 уполномоченным органом – администрацией Мокшанского района Пензенской области для нужд заказчика – администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0155300002215000079, а также документация о проведении электронного аукциона «Реконструкция водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 710 000,00 рублей.

 

1. Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по установлению в документации сроков гарантии; не предусмотрена и обязанность  заказчика обосновывать свои потребности при установлении указанных сроков. Таким образом, довод подателя жалобы об установлении в документации завышенного гарантийного срока «не менее 60 месяцев» Комиссия Управления считает необоснованным.

 

2. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее - Правила).

Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно Письму Федеральной антимонопольной службы от 21 октября 2014 г. № АЦ/42516/14 «О направлении информации о включении в контракт условий об уплате неустойки, а также об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей» (далее – Письмо) надлежащим исполнением обязанности заказчика по становлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пункта 5 Правил.

Из Письма также следует, что подпункты «а» - «г» пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

При этом включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Из представленных документов следует, что раздел 6 проекта муниципального контракта по реконструкции водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области устанавливает ответственность сторон.

Пункт 6.2. проекта муниципального контракта содержит информацию о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения  Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Подрядчик вправе начислить штраф. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063.

Таким образом, в нарушение части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит значение размера штрафа в соответствии с  Правилами, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3. В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Из Письма следует, что надлежащим исполнением обязанности заказчика по становлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил.

Согласно пункту 6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

 

П = (Ц - В) х С,

 

где:

Ц - цена контракта;

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки.

Пункты 7 и 8 Правил содержат формулы определения  размера ставки и коэффициента.

В пункте 6.2. проекта муниципального контракта указано, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

В пункте 6.3 проекта муниципального контракта установлено, что в случае нарушения Подрядчиком сроков исполнения обязательств, (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик уплачивает пеню в размере, рассчитанном по формуле, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от Цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.

 Таким образом, в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит порядка расчета пени в соответствии с пунктами 6 - 8 Правил. Указанное нарушение содержит  признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

4. Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Письму надлежащим исполнением обязанности заказчика по становлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пункта 4 Правил.

В соответствии с пунктом 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В пункте 6.3 проекта муниципального контракта установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Подрядчик обязан уплатить штраф в виде фиксированной суммы, определяемой в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 и составляет 2 процента.

 Установленное в проекте контракта значение процентной ставки не соответствует  Правилам и нарушает положения части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Кроме того проект контракта содержит противоречащий Правилам пункт 6.9, согласно которому сторона, допустившая нарушение обязательств по Контракту обязана произвести уплату неустойки (штрафа, пени), предусмотренных настоящей статьей, в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения письменного требования об этом другой стороны. Размер штрафа устанавливается настоящим Контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 и составляет 5%, что также нарушает часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

5. Часть 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает, что в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 г. № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

Пунктом 1 указанного Постановления установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 г. исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.

Из писем Минэкономразвития России от 15 мая 2015 г. N Д28и-1375 и Д28и-1376 следует, что действие названного Постановления распространяется на контракты, срок исполнения обязательств по которым завершается в полном объеме в 2015 г., применение положений названного Постановления является обязанностью для заказчиков.

Вместе с тем, проект муниципального контракта на реконструкцию водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области не содержит информации о предоставлении отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), предусмотренную  частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

6. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 66 требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В пункте 3 информационной карты документации об электронном аукционе определено наименование объекта закупки – реконструкция водопроводных сетей и каптажа в с. Рамзай, ст. Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области.    

В пункте 10 информационной карты документации об электронном аукционе содержится перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе:

Копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с действующим законодательством и приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства», с указанием в перечне следующих видов работ:

       III.Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту

3.Земляные работы

3.2.Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве

3.3.Разработка грунта методом гидромеханизации

3.6.Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов

3.7.Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода

6.Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций

6.1.Опалубочные работы

6.2.Арматурные работы

6.3.Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций

7.Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций

7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений

10.Монтаж металлических конструкций

10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций

12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

16.Устройства наружных сетей водопровода

16.1.Укладка трубопроводов водопроводных

16.2.Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

16.3.Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

16.4.Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода

22.5.Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения

24.Пусконаладочные работы

24.29.Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения

33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта  привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)

33.7.Объекты водоснабжения и канализации.    

В пункте 24 информационной карты документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. В частности, установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, копию свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией в соответствии с действующим законодательством и приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства», с указанием в перечне следующих видов работ:

III.Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту

3.Земляные работы

3.2.Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве

3.3.Разработка грунта методом гидромеханизации

3.6.Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов

3.7.Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода

6.Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций

6.1.Опалубочные работы

6.2.Арматурные работы

6.3.Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций

7.Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций

7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений

10.Монтаж металлических конструкций

10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций

12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

16.Устройства наружных сетей водопровода

16.1.Укладка трубопроводов водопроводных

16.2.Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

16.3.Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

16.4.Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода

22.5.Работы по строительству переходов методом наклонно-направленного бурения

24.Пусконаладочные работы

24.29.Пусконаладочные работы сооружений водоснабжения

33.Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта  привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)

33.7.Объекты водоснабжения и канализации.    

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Гражданским Кодексом РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

В указанном Перечне содержится в том числе позиция: «33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» (далее - работы по генподряду).

При этом статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Учитывая изложенное, участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.

Таким образом, действия по установлению требования о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также предоставлению указанных документов в составе заявки, не соответствуют части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и являются нарушением части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Установление требования о предоставлении свидетельства о допуске к работам по генподряду и допуска к конкретным видам работ приводит к тому, что участники закупки, имеющие только свидетельство о допуске к работам по генподряду, не могут принять участие в электронном аукционе.

Вместе с тем, довод подателя жалобы о том, что указанное требование приводит к к необоснованному ограничению числа участников закупок Комиссия Управления считает необоснованным по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

На заседании Комиссии Пензенского УФАС России представители уполномоченного органа пояснили, что 23.10.2015 состоялось окончание подачи заявок на участие в электронном аукционе. Десять участников выразили согласие выполнить работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

Вместе с тем, подателем жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требование о предоставлении участниками закупки свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по пункту 3.6 – Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов, ограничивает количество хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе на выполнение работ, являющихся предметом контракта.

В материалах дела имеется протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0155300002215000079 от 23.10.2015, в соответствии с которым уполномоченному органу направлено 10 заявок на участие в электронном аукционе, 8 из которых допущены к участию в электронном аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона 0155300002215000079 от 26.10.2015 в аукционе приняли участие 6 участников закупки.

 Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии доказательств ограничения числа участников закупок вследствие установления в документации требования о предоставлении участниками закупки свидетельства СРО о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по пункту 3.6 – Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.

Согласно части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно извещению о проведении электронного аукциона                                       № 0155300002215000079 на реконструкцию водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области начальная (максимальная) цена контракта составляет 17 710 000,00 рублей.

Пунктом 10.1. проекта контракта документации об электронном аукционе установлено, что в случае представления по результатам проведения электронного аукциона победителем электронного аукциона (или иным участником, с которым заключается Контракт при уклонении победителя от подписания Контракта) предложения о цене Контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта размер обеспечения исполнения Контракта составляет (по выбору Поставщика):

а) 1 328 250 (один миллион триста двадцать восемь тысяч двести пятьдесят) рубль 00 копеек, либо

б) 885 500(восемьсот восемьдесят пять тысяч пятьсот) рублей с предоставлением информации, подтверждающей добросовестность Поставщика на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе.

Указанное положение противоречит требованиям части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, которая четко устанавливает, что если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона.

В соответствии с подпунктом 5.1.1. пункта 5.1 Решения Собрания представителей Мокшанского района Пензенской области «О наделении администрации Мокшанского района Пензенской области полномочиями уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Мокшанского района от 21 марта 2014 года № 458-43/3, в отношении заявки на закупку заказчика, принятой к рассмотрению, уполномоченный орган проводит экспертизу на соответствие сведений и документов, представленных в составе заявки, в том числе, требованиям действующего законодательства.

На основании изложенного, Комиссия Пензенского УФАС России пришла к выводу, что выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований Закона о контрактной системе допущены уполномоченным органом.

Исходя из вышеизложенного, оценив материалы дела и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройтехгрупп» (Бр. Башиловых ул., д. 15/4, оф. 52, г. Оренбург, 460022, ИНН 5609174725) на положения документации при проведении уполномоченным органом – администрацией Мокшанского района Пензенской области электронного аукциона «Реконструкция водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области» (извещение № 0155300002215000079 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 30.09.2015) для нужд заказчика – администрации Рамзайского сельсовета Мокшанского района Пензенской области частично обоснованной.
  2. Признать уполномоченный орган – администрацию Мокшанского района Пензенской области  нарушившим часть 5 статьи 34, часть 6.1 статьи 34, часть 7 статьи 34, часть 8 статьи 34, часть 1 статьи 37, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать уполномоченному органу – администрации Мокшанского района Пензенской области предписание о прекращении нарушения законодательства, внесении изменений в документацию об  электронном аукционе «Реконструкция водопроводных сетей и каптажа в с.Рамзай, ст.Рамзай, д. Пяша Мокшанского района Пензенской области» (извещение № 0155300002215000079).
  4. Выдать оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об обеспечении возможности исполнения пункта 3 настоящего решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны