Решение б/н Решение по жалобе № 5-05/22-2016 от 1 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 5-05/22-2016

 

 18 февраля 2016 года                                                                         г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <...>

при участии:

со стороны государственного заказчика – Администрации Шемышейского района:

- <...>

в отсутствие представителей ООО «Стройинвест» (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом);

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (Летчиков ул., д. 6, к.14, кв.15, г. Уфа, Башкортостан, 450010) на положения документации при проведении электронного аукциона «Строительство котельной в блочном исполнении на газовом топливе мощностью 0,88 Гкал/час (1,02МВт) по ул. Горького 3А в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области» (извещение
№ 0355300008716000028 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.01.2016), проводимого государственным заказчиком – Администрацией Шемышейского района Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

11 февраля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стройинвест» (далее – ООО «Стройинвест») на положения документации при проведении электронного аукциона «Строительство котельной в блочном исполнении на газовом топливе мощностью 0,88 Гкал/час (1,02МВт) по ул. Горького 3А в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области» (извещение № 0355300008716000028 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.01.2016) (далее – электронный аукцион), проводимого государственным заказчиком – Администрацией Шемышейского района Пензенской области (далее – государственный заказчик).

По мнению Заявителя, заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

  1. в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлены размеры штрафов не для всех пороговых значений цены контракта;
  2. нормативные документы «ГОСТ», указанные в Техническом задании, не позволяют определить какому именно нормативному документу должны соответствовать характеристики товаров;
  3. Заказчиком не установлены требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ, что нарушает законодательство РФ;
  4. Установлено избыточное требование СРО к составу второй части заявки.

 

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 18.02.2016 в 09 часов 00 минут.

Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 17.02.2016 № 505, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

 

29.01.2016 государственным заказчиком Администрацией Шемышейского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355300008716000028, а также документация о проведении электронного аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 514 890 рублей.

 

1. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Из части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 9.3 проекта контракта установлено, что в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе взыскать с заказчика штраф в размере 2 процентов от цены контракта.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Из пункта 5 Правил следует, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно пункту 9.6 проекта контракта «за ненадлежащее исполнение Подрядчиком (исполнителем, поставщиком) обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Подрядчиком (поставщиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, поставщик (исполнитель, подрядчик) выплачивает заказчику штраф в размере 5 процентов от цены контракта и составляет ______(_________) рубля __ копеек».

Начальная максимальная цена контракта составляет 7 514 890 рублей. Следовательно, размер штрафа для заказчика и поставщика должен составлять 2 % и 5 % соответственно.

Исходя из буквального толкования частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, фиксированная сумма штрафа устанавливается в контракте, следовательно, заказчик должен рассчитать и указать фиксированную сумму штрафа при подписании контракта, в связи, с чем Комиссия Управления не усматривает в действиях заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

 

2. В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Документация об аукционе содержит ссылку на нормативные технические документы (ГОСТы). Названные документы являются общедоступными и размещены в сети Интернет.

Кроме того, Заказчик в Приложении 2 Технического задания указал максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющих определить соответствие товаров (материалов) потребностям заказчика.

Таким образом, Комиссия Управления считает данный довод необоснованным.

 

3. Объектом закупки является строительство котельной в блочном исполнении на газовом топливе мощностью 0,88 Гкал/час (1,02МВт) по ул. Горького 3А в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области. В соответствии с Техническим заданием установка должна быть укомплектована двумя котлами.

Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, установленные Постановлением Правительства от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», содержит котлы отопительные.

Заказчики обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями энергетической эффективности (часть 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ)).

Правила установления требований энергетической эффективности были утверждены Постановлением Правительства от 31.12.2009 № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данные Правила определяют порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также первоочередные требования энергетической эффективности.

В соответствии с пунктом 5 Правил в устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата вступления требований в законную силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

Если объект закупки включает товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, их необходимо отразить в техническом задании.

Согласно проектно-сметной документации Заказчик приобретает блочную котельную установку мощностью 0,88 Гкал/час, в состав которой входит набор оборудования, в том числе котел.

В документации к аукциону Заказчиком установлены требования к расчетным (прогнозируемым) объемам используемых энергических ресурсов: расход газа должен быть не более 120 м3/час; расход воды должен быть менее 1,5 м3/час.

Заказчиком также установлен такой показатель энергетической эффективности товаров, работ, услуг как коэффициент полезного действия, который должен быть не менее 92 %.

Основным энергетическим ресурсом данной закупки является газ. В документации установлено требование к газорегуляторной установке, которое напрямую влияет на расход потребляемого газа.

Таким образом, Заказчиком при составлении документации были учтены Правила установления требований энергетической эффективности, установленные Постановлением Правительства от 31.12.2009 № 1221. В связи с чем, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода.

 

4. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 66 требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В пункте 3 информационной карты документации об электронном аукционе определено наименование объекта закупки – Выполнение работ по объекту: «Строительство котельной в блочном исполнении на газовом топливе мощностью 0,88 Гкал/час (1,02МВт) по ул. Горького 3А в р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области».   

В пункте 24 информационной карты документации об электронном аукционе содержится перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, в том числе наличие Свидетельства, выданного саморегулируемой   организацией о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием в перечне следующих видов работ в соответствии с пунктами приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»:

Раздел III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения

17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев

18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия.

19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно.

19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно

19.3. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа)

19.10. Очистка полости и испытание газопроводов.

23.4. Монтаж оборудования котельных

п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного Кодекса РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

В указанном Перечне содержится в том числе позиции:

Раздел III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения

17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев

18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия.

19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно.

19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно

19.3. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа)

19.10. Очистка полости и испытание газопроводов.

23.4. Монтаж оборудования котельных

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

В соответствии с Письмом Министерства экономического развития от 06.04.2015 № Д28и-893, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.

При этом статьей 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В данном случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Учитывая изложенное, участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.

Таким образом, Комиссия Управления не усматривает нарушений Закона о контрактной системе, а действия Заказчика по установлению требования о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также предоставлению указанных документов в составе заявки соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

 

Учитывая изложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

 

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1.Признать жалобу ООО «Стройинвест» на положения документации при проведении электронного аукциона «Строительство котельной в блочном исполнении на газовом топливе мощностью 0,88 Гкал/час (1,02МВт) по ул. Горького 3А в
р.п. Шемышейка Шемышейского района Пензенской области» (извещение
№ 0355300008716000028 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 29.01.2016) (далее – электронный аукцион), проводимого государственным заказчиком – Администрацией Шемышейского района.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны