Решение б/н Решение по жалобе ООО «НикОтделСтрой» (№ 5-05/34-2015) от 13 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 5-05/34-2015

06 апреля 2015 года                                                   г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны муниципального заказчика – МОУ ДОД ДДТ г. Белинского Пензенской области представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,

со стороны уполномоченного органа – Администрации Белинского района Пензенской области:

<…>,

со стороны подателя жалобы ООО «НикОтделСтрой» представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «НикОтделСтрой», переданную в порядке подведомственности из ФАС России, на положения документации при проведении уполномоченным органом – Администрацией Белинского района Пензенской области электронного аукциона «Ремонт помещений, отведенных под Дом детского творчества
г. Белинского в здании бывшего Педколледжа г. Белинского Пензенской области» (извещение № 0355300017415000003 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.03.2015) (далее – Электронный аукцион) для нужд муниципального заказчика – МОУ ДОД ДДТ г. Белинского Пензенской области, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

31.03.2015 в Пензенское УФАС России из ФАС России поступила жалоба ООО «НикОтделСтрой» (от 27.03.2015) на положения документации при проведении уполномоченным органом – Администрацией Белинского района Пензенской области электронного аукциона «Ремонт помещений, отведенных под Дом детского творчества
г. Белинского в здании бывшего Педколледжа г. Белинского Пензенской области» (извещение № 0355300017415000003 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.03.2015) для нужд муниципального заказчика – МОУ ДОД ДДТ г. Белинского Пензенской области.

Заявитель указывает в жалобе, что заказчик неправомерно требует в составе первой части заявки представление конкретных показателей товара, используемого при выполнении работ, учитывая, что минимальные и максимальные значения таких показателей в документации об электронном аукционе им не определены. При этом, по мнению заявителя, при установлении данного требования не учтены изменения, внесенные в Закон о контрактной системе.

Также в жалобе указано, что заказчиком неправомерно и некорректно установлен срок действия муниципального контракта, что не представляет возможности участнику закупки оформить банковскую гарантию, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «НикОтделСтрой» была принята и назначена к рассмотрению на 06.04.2015.

Представитель заказчика письменный отзыв на жалобу не представил.

Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 03.04.2015 № 527/п, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

19.03.2015 уполномоченным органом на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355300017415000003 о проведении электронного аукциона «Ремонт помещений, отведенных под Дом детского творчества г. Белинского в здании бывшего Педколледжа г. Белинского Пензенской области» для нужд муниципального заказчика – МОУ ДОД ДДТ г. Белинского Пензенской области.

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 750 072,82 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссией Управления в ходе рассмотрения жалобы было установлено и не отрицалось представителями уполномоченного органа, что документация об электронном аукционе, опубликованная на официальном сайте, и документация, представленная на бумажном носителе, отличаются по своему содержанию.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.

В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе одним из принципов контрактной системы является принцип открытости и прозрачности, а именно в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В соответствии с положениями статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов. Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.

Исходя из системного толкования указанных норм, при отличиях в содержании документации об электронном аукционе на бумажном носителе и документации, опубликованной на официальном сайте, преимущество имеет документация об электронном аукционе, опубликованная на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно Информационной карте электронного аукциона объектом закупки являются работы по ремонту помещений, отведенных под Дом детского творчества г. Белинского в здании бывшего Педколледжа г. Белинского Пензенской области.

Перечень необходимых работ приведен в Техническом задании, являющемся частью документации об электронном аукционе.

В соответствии с пунктом 12.2.2 документации об электронном аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в части VI «Техническая часть» документации об аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Следует отметить, что требования к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе определены в части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в которую Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившим в силу 31.12.2014, были внесены изменения.

Так, в соответствии с подпунктом б пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент опубликования и утверждения документации об электронном аукционе) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки участника закупки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

Комиссия Управления пришла к выводу, что заказчиком при утверждении документации об электронном аукционе нарушены требований пункта 2 части 1 статьи 64, подпункта б пункта 3 части 3, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении требований к содержанию и составу первой части заявки на участие в электронном аукционе без учета изменения норм действующего законодательства о контрактной системе.

Таким образом, довод подателя жалобы о том, что при установлении требований к содержанию первой части заявки не учтены изменения, внесенные в Закон о контрактной системе, является обоснованным.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В Техническом задании содержится ряд товаров, необходимых для выполнения работ, однако, отсутствуют указание на какие-либо показатели, позволяющие определить соответствие используемого товара, установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие показателей, позволяющих определить соответствие используемого товара, установленным заказчиком требованиям создает препятствия для участников закупки при формировании заявки на участие в электронном аукционе, т.к. не позволяет однозначно идентифицировать какой именно товар предполагал заказчик для выполнения работ, являющихся объектом закупки.

Таким образом, довод заявителя об отсутствии показателей используемых при выполнении работ материалов также является обоснованным.

Как следует из материалов дела, а также информации с официального сайта участником закупки был направлен запрос на разъяснения положений документации, который касался определения срока действия муниципального контракта в целях оформления банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с разъяснением документации об электронном аукционе, опубликованном на официальном сайте 24.03.2015 заказчик указал, что в проект контракта будут внесены изменения.

Однако, изменения в документацию об электронном аукционе не вносились.

Согласно пункту 12.1 проекта контракта «настоящий контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему контракту или расторжения контракта в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом».

Также в соответствии с пунктом 13.5 проекта контракта «настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контракту».

Таким образом, заказчиком в отношении срока действия контракта одновременно даны два определения, которые не являются идентичными.

 В тоже время, Комиссия Управления считает довод заявителя о невозможности определения срока действия банковской гарантии в целях обеспечения исполнения контракта необоснованным исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В рассматриваемом случае срок действия контракта определяется исполнением сторонами своих обязательств.

Согласно пункту 1.2 проекта контракта подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок по заданию заказчика выполнить работы, указанные в п. 1.3 настоящего контракта, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их и оплатить обусловленную в соответствии с условиями настоящего контракта цену.

В соответствии с пунктом 2.1 проекта контракта работы должны быть выполнены в течение 45 дней с момента заключения контракта.

Согласно пункту 2.2 проекта контракта датой окончания выполнения работ считается дата подписания акта приемочной (рабочей) комиссией в соответствии с разделом 8 данного контракта.

Пунктом 3.3 проекта контракта установлено, что расчет между заказчиком и подрядчиком производиться за выполненные работы определенные сметной документацией и подтвержденные унифицированными формами: актом приемки выполненных работ (КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ (КС -3), подписанные уполномоченными сторонами, настоящего контракта. Акт приемки выполненных работ (КС-2) и справка о стоимости выполненных работ (КС-3) подписывается поэтапно после завершения определенных видов работ. Оплата по настоящему контракту производится заказчиком до декабря 2015 года, основанием оплаты по настоящему контракту является акт (КС-2), справка (КС-3) и выставленная счет–фактура. Заказчик принимает выполненные работы в течении 10 (десяти) рабочих дней после представления подрядчиком исполнительной документации.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Таким образом, исходя из принципа добросовестного исполнения сторонами принятых на себя обязательств и наличия срока для выполнения и оплаты работ, у участника закупки есть возможность определить срок действия банковской гарантии.

В тоже, время Комиссия Управления отмечает, что согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В свою очередь, проект муниципального контракта содержит также раздел 8, положения которого противоречат иным положениям контракта.

Так, согласно пункту 8.4 проекта контракта заказчик в течении 10 календарных дней со дня получения отчетных документов обязан рассмотреть результаты работ и отдельных этапов работы и направить подрядчику утвержденные акты сдачи-приемки или мотивированный отказ в приемке работ.

Кроме того, пунктом 5.2 информационной карты электронного аукциона оплата по настоящему контракту производится заказчиком в декабре 2015 года.

Таким образом, в нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об электронном аукционе (в том числе, в проекте контракта) не определены (некорректно определены) условие о порядке и сроках оплаты работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов), а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно пунктам 9, 10 информационной карты электронного аукциона, а также извещению о проведении электронного аукциона закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

В нарушение требований данной статьи Закона о контрактной системе заказчиком в документации об электронном аукционе установлен срок оплаты за выполненные работы в декабре 2015 года/до декабря 2015 года (пункт 5.2 информационной карты электронного аукциона, пункт 3.3 проекта контракта).

Также в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено.

Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.03.2015 для участия в электронном аукционе были поданы и допущены к участию в электронном аукционе две заявки участников закупки.

Как следует из материалов дела, указанные заявки содержали только согласие на выполнение работ.

Однако, в соответствии с требованиями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе должны были содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, аукционная комиссия в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе допустила заявки участников закупки к участию в электронном аукционе.

Исходя из вышеизложенного, оценив материалы дела и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «НикОтделСтрой» на положения документации при проведении уполномоченным органом – Администрацией Белинского района Пензенской области электронного аукциона «Ремонт помещений, отведенных под Дом детского творчества
г. Белинского в здании бывшего Педколледжа г. Белинского Пензенской области» (извещение № 0355300017415000003 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.03.2015) частично обоснованной (в части указания в документации об электронном аукционе показателей используемых при выполнении работ товаров, а также неправомерного установления требований к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе).

Признать муниципального заказчика – МОУ ДОД ДДТ г. Белинского Пензенской области нарушившим часть 8 статьи 30, часть 13 статьи 34, подпункт б пункта 3 части 3 статьи 66, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Признать аукционную комиссию – Администрацию Белинского района Пензенской области нарушившей пункт 1 части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Выдать муниципальному заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание о прекращении нарушения законодательства о контрактной системе и аннулировании закупки.

Передать материалы по результатам рассмотрения жалобы должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны