Решение б/н Решение от 27 мая 2016 г. по жалобе № 5-05/71-2016 от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2016 г. по делу № 5-05/71-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

27 мая 2016 года                                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны заказчика – Администрации Шемышейского района Пензенской области:

<…>

со стороны подателя жалобы – ООО «Стройиндустрия» представители не явились, о дате и времени заседания уведомлены,

рассмотрев жалобу ООО «Cтройиндустрия» на положения документации при проведении заказчиком – администрацией Шемышейского района электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги Подъезд к с. Колдаис Шемышейского района Пензенской области» (извещение № 0355300008716000049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2016) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

20 мая 2016 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Cтройиндустрия» на положения документации при проведении заказчиком – администрацией Шемышейского района электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги Подъезд к с. Колдаис Шемышейского района Пензенской области» (извещение № 0355300008716000049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2016) (далее – Электронный аукцион).

Из жалобы следует, что установленный Заказчиком в документации об аукционе день окончания подачи заявок приходится на выходной день, что влечет нарушение прав потенциальных участников электронного аукциона. В жалобе также указано, что Заказчиком в аукционной документации установлено наличие у участника допуска СРО на генподряд одновременно с допусками к конкретным видам работ. Кроме того, указанный в документации ГОСТ Р 50838-95 утратил силу с 1 января 2011.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 26.05.2016 № 1784.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «Cтройиндустрия» была принята и назначена к рассмотрению на 27.05.2016.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.

         06.05.2016 муниципальным заказчиком – Администрацией Шемышейского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355300008716000049, а также документация о проведении электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги Подъезд к с. Колдаис Шемышейского района Пензенской области».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 489 870,00 рублей.

 

1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе определено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

 Из части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе следует, что в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Из жалобы следует, что 22.05.2016 приходится на воскресенье (выходной день).

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.05.2016.

Согласно документации об электронном аукционе датой окончания срока подачи заявок на участие в аукционе определено 22.05.2016 09:00.

Таким образом, извещение в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе размещено не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. 

Субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность подать заявку на участие в электронном аукционе, в том числе и в выходные (праздничные) дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции, и доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время.

 С учетом изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что размещая извещение о проведении электронного аукциона 06.05.2016 и определяя дату окончания подачи заявок 22.05.2016, заказчик не нарушил требования статьи 62 Закона о контрактной системе, в связи с чем данный довод подателя жалобы признан необоснованным.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 6 статьи 66 требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного  Кодекса РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, исходя из положений Градостргоительного кодекса РФ и Перечня участник закупки должен представить свидетельство СРО о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, или аналогичное свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства или допуска к конкретным видам работ.

 

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

Пунктом 25 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работы по устройству автомобильных дорог отнесены к числу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и требующих наличия выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к таким видам работ.

Согласно извещению об электронном аукционе предметом закупки является строительство автомобильной дороги.    

Исходя из изложенного выше, в подтверждение соответствия требованиям, установленным законодательством РФ к лицам, осуществляющим строительство автодорог, во исполнение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе,   участник закупки должен представить в составе заявки свидетельство о допуске к работам по генподряду или представить допуски по видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями, установленными заказчиком.

Пунктом 10 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении участниками аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске  к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с указанием в перечне следующих видов в соответствии с пунктами приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:

III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту

3.2. Разработка грунта и устройство дренажей в водохозяйственном строительстве

3.7. Работы по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода

6.1. Опалубочные работы

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций

16.1. Укладка трубопроводов водопроводных

16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода

19.3. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,3 МПа до 1,2 МПа включительно (для природного газа), до 1,6 МПа включительно (для сжиженного углеводородного газа)

20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно

20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ

20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно

25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек

25.2. Устройство оснований автомобильных дорог

25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами

25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств

25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог

25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.

В пункте 24 Информационной карты документации об электронном аукционе содержится требование о предоставлении в составе второй части заявки вышеназванных свидетельств, выданных саморегулируемой организацией о допуске  к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства с указанием в перечне конкретных видов работ, а также свидетельства на генподряд.  

Исходя из буквального толкования указанных норм аукционной документации, Заказчиком установлено требование об одновременном представлении участником аукциона в составе второй части как свидетельства о допуске на генподряд, так и к конкретным видам работ. 

Вместе с тем,  документацией об электронном аукционе предусмотрено выполнение работ, являющихся объектом закупки,  силами участника  и (или) силами субподрядных организаций, в связи с чем для соответствия требованиям, установленным законодательством к лицам, осуществляющим строительство автодорог, участники закупки могут обладать как СРО на конкретные виды работ, указанные в документации, так и свидетельством о допуске к работам по генподряду.

С учетом изложенного, действия Заказчика по установлению требования о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, одновременно со свидетельством о допуске к работам по генподряду, являются нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона,  и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3. Относительно указания в аукционной документации недействующего ГОСТа, Комиссия Управления пришла к следующему.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 5.3 Информационной карты электронного аукциона установлено, что все материалы должны строго соответствовать нормативной документации РФ, соответствующим стандартам, техническим условиям. Применяемые материалы должны соответствовать следующим ГОСТ и ТУ: ГОСТ Р 50971-2011, ГОСТ Р 52575-2006, ГОСТ Р 51256-2011, ГОСТ 10704-91 ГОСТ 10705-80, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ Р ИСО 4014-2013, ГОСТ 5915-70, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 8267-93, ГОСТ Р 50838-95, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ Р 52290-2004, ГОСТ26804-2012,ГОСТ Р 52607-2006, ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ 24547-81, ГОСТ 31416-2009, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 8267-93  ТУ 5863-007-00113557-94, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 8735-88, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 22245-90, ГОСТ Р 52129-2003, ГОСТ 11955-82, ГОСТ Р 50970-2011, ГОСТ Р 52290-2004.

Из жалобы ООО «Cтройиндустрия» следует, что ГОСТ Р 50838-95  «Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условия» утратил силу с 1 января 2011 года в связи с изданием Приказа Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1016-ст. Взамен введен в действие ГОСТ Р 50838-2009.

Из пояснений Заказчика следует, что в техническом задании электронного аукциона прописаны требования к материалам согласно действующему ГОСТу Р 50838-2009. В Информационной карте электронного аукциона допущена опечатка в годе утверждения конкретного ГОСТа.

В Техническом задании имеется инструкция, в которой указано, что в случае замены стандарта участник должен руководствоваться заменяющим стандартом. В случае если стандарт утратил силу в Российской Федерации, участник не обязан поставлять товар, сертифицированный по данному стандарту.

Аналогичное примечание имеется и в Пункте 5.3 Информационной карты электронного аукциона.

С учетом изложенного, данный довод жалобы Комиссия Управления считает необоснованным.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Cтройиндустрия» на положения документации при проведении заказчиком – администрацией Шемышейского района электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги Подъезд к с. Колдаис Шемышейского района Пензенской области» (извещение № 0355300008716000049 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2016) частично обоснованной.

Признать заказчика - администрацию Шемышейского района Пензенской области нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика - администрации Шемышейского района Пензенской области предписание о прекращении нарушения законодательства в сфере контрактной системе, отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесении изменений в документацию об электронном аукционе и дальнейшем проведении закупки в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

Выдать оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об обеспечении возможности исполнения пункта 3 настоящего решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны