Решение б/н Решение от 27 мая 2016 г. по жалобе № 5-05/72-2016 ООО «Стро... от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

от 27 мая 2016 г. по делу № 5-05/72-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

27 мая 2016 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны Уполномоченного органа – администрации Нижнеломовского района Пензенской области:

<…>,

со стороны заказчика – администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области представители не явились, о дате и времени заседания уведомлены;

со стороны подателя жалобы – ООО «Стройиндустрия» представители не явились, о дате и времени заседания уведомлены,

рассмотрев жалобу ООО «Cтройиндустрия» на положения документации при проведении уполномоченным органом – Администрацией Нижнеломовского района Пензенской области для нужд заказчика – администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги общего пользования подъезд к с. Кера Нижнеломовского района Пензенской области» (извещение № 0155300018516000056 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2016) (далее – Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

20 мая 2016 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Cтройиндустрия» на положения документации при проведении уполномоченным органом – Администрацией Нижнеломовского района Пензенской области для нужд заказчика – администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги общего пользования подъезд к с. Кера Нижнеломовского района Пензенской области» (извещение № 0155300018516000056 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2016) (далее – Электронный аукцион).

В жалобе указано, что Заказчиком в документации об аукционе установлено наличие у участника допуска СРО без указания конкретного вида работ либо СРО на генподряд. Также, по мнению заявителя, Заказчик неправомерно требует у участника декларацию о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенными в отзыве на жалобу от 25.05.2016 № 1588.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «Cтройиндустрия» была принята и назначена к рассмотрению на 27.05.2016.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.

06.05.2016 Уполномоченным органом – Администрацией Нижнеломовского района Пензенской области на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0155300018516000056, а также документация о проведении электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги общего пользования подъезд к с. Кера Нижнеломовского района Пензенской области».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 007 830,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Таким образом, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями Градостроительного  Кодекса РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

Пунктом 25 раздела III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, работы по устройству автомобильных дорог отнесены к числу работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, и требующих наличия выданных саморегулируемой организацией свидетельств о допуске к таким видам работ.

Согласно извещению об электронном аукционе предметом закупки является строительство автомобильной дороги общего пользования.    

Извещением о проведении электронного аукциона установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона № 44-ФЗ) о том, что подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15% от цены контракта.

При указанных обстоятельствах, с учетом положений вышеназванных норм, в силу того, что контракт, подлежащий заключению по итогам аукциона, предполагает заключение исполнителем договоров субподряда,  Заказчик обязан был включить в аукционную документацию в качестве подтверждения соответствия участников требованиям действующего законодательства требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске на  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пункт 33 Перечня).

Соответствующие требования Заказчиком установлены в пунктах 25 и 36 Информационной карты.

Так, подпунктом 11 пункта 25 «Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством» Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Пунктом 36 «Требования к содержанию и составу заявки»  Информационной карты документации об электронном аукционе Заказчиком предусмотрено предоставление участником закупки в составе второй части заявки копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Вместе с тем, из указных положений аукционной документации не следует, что  представлению участником подлежит именно свидетельство о допуске на  работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), как того требует Градостроительный кодекс РФ.  В связи с чем, исходя из буквального толкования пунктов 25 и 36 Информационной карты аукциона, допущенным к участию в аукционе может быть любой участник закупки, представивший  в подтверждение своего соответствия требованиям действующего законодательства свидетельство о допуске к конкретному виду работ, включенных в Перечень, но не имеющий при этом допуска к организации работ, и, следовательно, не соответствующий требованиям, которые установлены законодательством РФ для исполнителей данных работ.

При указанных обстоятельствах требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1статьи 31 Закона о контрактной системе, не может считаться установленным, что является нарушением части 6 указанной статьи, согласно которой заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

    С учетом изложенного, действия Заказчика по установлению в аукционной документации требования о наличии у участника закупки неконкретизированного свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, и допускающего участие в аукционе участника, не соответствующего требованиям действующего законодательства к лицам, осуществляющим строительство автодорог, нарушают положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.  

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, образует состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. 

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики» (далее – Постановление Правительства РФ № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено с 1 января 2016 года, в том числе, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно  извещению о проведении аукциона предметом закупки является строительство автомобильной дороги общего пользования.

В связи с этим в извещении о проведении аукциона установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

На заседании комиссии представители Заказчика пояснили, что данный запрет установлен в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ № 1457.  

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, помимо прочего должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать  документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.

Пунктом 36 Информационной карты документации об электронном аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в аукционе декларации о непринадлежности участника электронного аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики.

Из пояснений представителей Заказчика следует, что действующим законодательством, в том числе Постановлением Правительства РФ № 1457 не установлен конкретный перечень документов, в соответствии с которым возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой республики, а также не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Документацией об электронном аукционе установлено, что декларация заполняется участником в свободной форме.

Из пояснений заказчика следует, что декларацией может являться любой документ, в соответствии с которым возможно установить, что организация не находится под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе выписка из ЕГРЮЛ, которая также является документом, подтверждающим, что участник закупки не находится под юрисдикцией Турецкой Республики.

С учетом изложенного, данный довод жалобы Комиссия Управления считает необоснованным.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Cтройиндустрия» на положения документации при проведении уполномоченным органом – Администрацией Нижнеломовского района Пензенской области для нужд заказчика – администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги общего пользования подъезд к с. Кера Нижнеломовского района Пензенской области» (извещение № 0155300018516000056 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 06.05.2016) частично обоснованной.

Признать заказчика - администрацию Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Выдать заказчику - администрации Голицынского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, аукционной комиссии Уполномоченного органа - Администрация Нижнеломовского района Пензенской области предписание о прекращении нарушения законодательства в сфере контрактной системе, отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона «Строительство автомобильной дороги общего пользования подъезд к с. Кера Нижнеломовского района Пензенской области» (при наличии), внесении изменений в документацию об электронном аукционе и дальнейшем проведении закупки в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

Выдать оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» предписание об обеспечении возможности исполнения пункта 3 настоящего решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны