Решение б/н Решение по жалобе САО «ВСК» в лице Пензенского филиала от 3... от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

от 31 мая 2016 г. по делу № 5-05/73-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

31 мая 2016 года                                                                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>,

при участии:

со стороны государственного заказчика – ФКУ «ЦХиСО УМВД России по Пензенской области»:

<…>,

со стороны подателя жалобы – САО «ВСК» в лице Пензенского филиала:

<…>,

рассмотрев жалобу Страхового акционерного общества «ВСК» в лице Пензенского филиала на действия конкурсной комиссии государственного заказчика - ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Пензенской области» при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области» (извещение № 0855100000316000080 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.04.2016), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

24 мая 2016 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба САО «ВСК» в лице Пензенского филиала (далее – Заявитель) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика - ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Пензенской области» при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области» (извещение № 0855100000316000080 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.04.2016)  (далее – электронный конкурс).

По мнению заявителя, единой комиссией по рассмотрению и оценке котировочных заявок заказчика допущены нарушения Закона о контрактной системе, т.к. конкурсная заявка САО «ВСК» незаконно была отклонена от участия в конкурсе по причине непредставления в полном объеме или предоставления недостоверной информации.

Представители заявителя пояснили, что в качестве причины отклонения в протоколе было указано, что предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки содержит заниженные базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов.  Вместе с тем, при подготовке конкурсной заявки САО «ВСК» ценовое предложение было сформировано с учетом сведений АИС РСА.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на жалобу от 31.05.2016 42/5-761, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

26.04.2016 заказчиком на Официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0855100000316000080, а также документация о проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области».

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 3 978 734,80 рублей.

Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 2 Информационной карты открытого конкурса предусмотрено, что описание объекта закупки: согласно спецификации (приложение № 1 к конкурсной документации).

В Приложении № 1 к конкурсной документации указан перечень транспортных средств, подлежащих страхованию, а также информация  о данных средствах: марка, модель, категория, мощность, гос.номер <...> год выпуска, размер базовой ставки, КБМ и проч.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.

При этом в пункте 25 Информационной карты указано, что каждый участник конкурса должен произвести расчет страховой премии на основании Указания Банка России от 19.09.2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения  страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

При этом частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системы предусмотрено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 18.05.2016 для участия в конкурсе были поданы 6 заявок участников закупки:

АО «Страховое общество газовой промышленности», предложение 3978734.80 рублей;

ЗАО «Московская акционерная страховая компания», предложение участника 3978734.80 рублей;

ОАО «Альфастрахование», предложение 3978734.80 рублей;

ОСАО «Ингосстрах» (ОСАО "Ингосстрах"), предложение 3978734.80 рублей;

ПАО «Российская государственная страховая компания», предложение 3978734.80;

САО «ВСК», предложение 3975892.95.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.05.2016 заявка САО «ВСК» признана не соответствующей требованиям и  отклонена от участия в конкурсе в соответствии с пунктом 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе. Как следует из указанного протокола, документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация. Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки содержит заниженные базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов.

Также в протоколе указано, что в соответствии с частью 6 статьи 9 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ Страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуально (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России.

В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России.

Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Указанием Банка России.

Указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У  «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»  (далее – Указ Банка России № 3384-У) установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В соответствии с Указанием Банка России установлены значения следующих коэффициентов:

коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства (далее - КТ),

коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ),

коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее - КО),

коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (далее - КВС),

коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (далее - КМ),

коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее - КПр),

коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства (далее - КС),

коэффициент страховых тарифов в зависимости от срока страхования (далее - КП).

Согласно Приложению № 4 к Указанию Банка России размер базового страхового тарифа определяется страховщиком самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства в пределах значений, установленных приложением № 1 к настоящему Указанию.

Определение размера страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее - Т) в рассматриваемом случае осуществляется по формуле Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8.

На заседании Комиссии представителями САО «ВСК» представлен расчет страховой премии, в соответствии с которым было определено ценовое предложение в проводимом открытом конкурсе.

Из пояснений представителей подателя жалобы следует, что расчет страховой премии САО «ВСК» содержал значение коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (коэффициент КБМ), указанный в открытой базе автоматизированной информационной системы обязательного страхования (далее - АИС РСА). При этом по 3 транспортным средствам он оказался ниже значения, указанного Заказчиком в конкурсной документации.

№ п/п

Категория ТС

Марка, модель ТС

Идентификационный номер ТС

Базовая ставка (Тб)

Коэффициент

Страховая премия Конкурс

Страховая премия РСА

Кт

Ко

Км

Кбм Конкурс

Кбм РСА

Кпр

406

В

ШЕВРОЛЕ-НИВА

Х9L21230090275052

2573

1,4

1,8

1,1

0,9

0,7

1

6419,12

4992,65

478

В

ГАЗ-2705 АЗ

ХVX27052180000078

2808

1,4

1,8

1

0,6

0,5

1

4245,70

3538,08

498

В

ГАЗ-2705 АЗ

ХVX2705Z180000069

2808

1,4

1,8

1

0,6

0,5

1

4245,70

3538,08

 

Позиция  подателя жалобы основывается на положениях  пункта 7 статьи 15 Закона об ОСАГО, согласно которой при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Кроме того, пунктом 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО установлено, что при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии страховых выплат, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования,  и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Как было указано выше, согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.05.2016 заявка САО «ВСК» признана не соответствующей требованиям и  отклонена от участия в конкурсе в соответствии с пунктом 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе, поскольку документы заявки представлены не в полном объеме или предоставлена недостоверная информация. Предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки содержит заниженные базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов.

Вместе с тем, часть 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системы, в соответствии с которой заявка САО «ВСК» было отклонена,  предусматривает в качестве отстранения участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения только предоставление недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, установленное конкурсной комиссией.

Такого основания для отклонения заявки как непредставление в составе заявки в полном объеме документов указанная статья не содержит.

Недостоверная информация – это сведения, не соответствующие действительности.

Как следует из материалов жалобы, вывод о недостоверности содержащейся в заявке САО «ВСК» информации о цене контракта комиссией сделан только при сравнении этой цены с ценой, указанной в документации, и установлении наличия расхождений между ними.  Однако, указанное расхождение само по себе не является свидетельством недостоверности представленной организацией информации.

Доказательств того, что в документах, представленных САО «ВСК» содержится недостоверная информация, а также что предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки содержит заниженные базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, Заказчиком не представлено.  

Учитывая положения части 2 статьи 8 Закона об ОСАГО (страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России), положения части 6 статьи 9 Закона об ОСАГО (контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет Банк России), пункта 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО, а также нормы части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии у единой комиссии заказчика оснований для отклонения конкурсной заявки САО «ВСК».

Действия комиссии Заказчика нарушают часть 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу жалоба САО «ВСК» в лице Пензенского филиала (далее – Заявитель) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика - ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Пензенской области» при проведении открытого конкурса «Оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области» (извещение № 0855100000316000080 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 26.04.2016) обоснованной.

Признать конкурсную комиссию заказчика - ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Пензенской области» нарушившей часть 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе.

Выдать заказчику, конкурсной комиссии заказчика – ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Пензенской области» предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Передать материалы дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении уполномоченному лицу Управления.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны