Решение б/н Решение по жалобе от 01 июня 2016 г. по делу № 5-05/75-2016 от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

от 01 июня 2016 г. по делу № 5-05/75-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

01 июня 2016 года                                                  г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>,

при участии:

со стороны государственного заказчика – ГБУ Пензенской области «Безопасный регион»:

<…>,

<…>,

со стороны Уполномоченного органа – Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области:

<…>,

со стороны подателя жалобы – ООО «Почтовый сервис» представители не явились, о дате и времени заседания комиссии уведомлены,

рассмотрев жалобу ООО «Почтовый сервис» (Шоссе Энтузиастов, 34, помещение 1, комната 34, г. Москва, 105118) на действия заказчика - ГБУ Пензенской области «Безопасный регион», уполномоченного  органа - Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области при проведении электронного аукциона «Оказание услуг почтовой связи: прием, обработка, пересылка и доставка (вручение) всех видов внутренних почтовых отправлений, печать постановлений» (извещение № 0155200002216000161 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 27.04.2016, с изменениями от 12.05.2016), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

25 мая 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба ООО «Почтовый сервис» (Шоссе Энтузиастов, 34, помещение 1, комната 34, г. Москва, 105118) на действия заказчика - ГБУ Пензенской области «Безопасный регион», уполномоченного  органа - Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области при проведении электронного аукциона «Оказание услуг почтовой связи: прием, обработка, пересылка и доставка (вручение) всех видов внутренних почтовых отправлений, печать постановлений» (извещение № 0155200002216000161 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 27.04.2016, с изменениями от 12.05.2016)  (далее – электронный аукцион).

27.05.2016 от ООО «Почтовый сервис» поступили дополнения к жалобе.

По мнению подателя жалобы, Заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:

1) указание в извещении о проведении электронного аукциона количества единиц закупаемой услуги «1» без указания цены за единицу измерения по цене контракта 4 499 352,00 свидетельствует о неверном указании количества единиц закупаемой услуги, либо о закупке услуг по завышенным ценам;

2) установление в документации об электронном аукционе дополнительного требования к участнику закупки о необходимости исполнения государственного контракта своими силами является нарушением статьи 31 Закона о контрактной системе;

3) установление Заказчиком, Уполномоченным органом в документации возможности использования только конвертов с нанесенной маркировкой (литерой «D») ограничивает конкуренцию и является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции»;

4) в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе из аукционной документации однозначно не следует, какие именно виды почтовых отправлений будут пересылаться в рамках исполнения государственного контракта.

В дополнении к жалобе от 27.05.2016 подателем жалобы указано, что требование Заказчика  о конвертировании в маркированные почтовые конверты с номиналом, нанесенным типографским способом и литерой «D», ограничивает конкуренцию.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 27.05.2016, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Представители Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 01.06.2016, также считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Заседание Комиссии Управления назначено на 01 июня 2016 года.

В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

27.04.2016 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение №0155200002216000161 (с изменениями от 12.05.2016) о проведении аукциона в электронной форме Оказание услуг почтовой связи: прием, обработка, пересылка и доставка (вручение) всех видов внутренних почтовых отправлений, печать постановлений».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 499 352,00 рублей.

 

1. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Статьей 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться в числе прочего краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Объектом закупки является услуга, а именно - оказание услуг почтовой связи.

Указанная услуга представляет собой прием, обработку, пересылку и доставку (вручение) всех видов внутренних отправлений, печать постановлений, подробное описание которых представлено в Техническом задании (приложение № 1 к Информационной карте электронного аукциона).

Из пояснений Уполномоченного органа следует, что подателем жалобы сделан неверный вывод о том, что  объем услуг не определен. Объем услуг определен Заказчиком в  пункте 2 Технического задания документации об электронном аукционе: 82800 штук постановлений. Таким образом, при формировании извещения об электронном аукционе цена за единицу услуги не указана, а указана начальная (максимальная) цена контракта, что не противоречит пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Из пояснений представителя Уполномоченного органа также следует, что в связи с тем, что слово «услуга» отсутствует в классификаторе единиц измерения ЕИС, заказчиком и Уполномоченным органом использована единица измерения «усл. ед». При этом цена контракта указана за услугу в целом.

Как было установлено в ходе заседания Комиссии управления, пунктом 2 Технического задания, являющегося приложением к аукционной документации, определен объем услуг: 82800 шт. постановлений об административной ответственности. Аналогичный объем услуг указан и в пункте 1.1 проекта контракта.

Таким образом, комиссия Управления считает данный довод подателя жалобы необоснованным.

2. В соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе устанавливаются требования к участникам закупки.

Единые требования к участникам закупки устанавливаются в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Частью 1.1 статьи 31 предусмотрено право Заказчика установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

В пункте 9 Информационной карты электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2, 2.1 Закона о контрактной системе:

1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

6) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.

7) отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

8) участник закупки не является офшорной компанией.

Указанные требования не противоречат статье 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 1.2. проекта контракта документации об электронном аукционе предусмотрено, что при оказании услуг запрещается привлечение третьих лиц Исполнителем.

Статьей 780 Гражданского Кодекса Российской Федерации определено, что если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

То есть в случае если в контракте не предусмотрено условие привлечения соисполнителей, исполнитель не вправе привлекать для оказания услуг соисполнителей.

Закон о контрактной системе не содержит положений, регулирующих порядок привлечения соисполнителей, либо субподрядчиков. Привлечение третьих лиц в процессе исполнения контракта  является предметом регулирования договорных правоотношений, а не отношений в сфере закупок.

Таким образом, условие о запрете привлекать к исполнению контракта третьих лиц представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта и не является требованием к участникам закупки. Следовательно, включение такого условия в аукционную документацию не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

 

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В пунктах 3.1 и 4.2 Технического задания (Приложение № 1 к Информационной карте электронного аукциона) установлены требования к упаковке почтовых отправлений. При этом указано, что допускается конвертование в маркированные почтовые конверты с номиналом, нанесённым типографским способом и литерой «D» (заказное письмо, вес до 20 грамм).

Из пояснений представителей Заказчика следует, что пункт 3.1 Технического задания устанавливает не обязанность конвертирования в маркированные почтовые конверты с номиналом, нанесённым типографским способом и литерой «D», а допускает такое конвертирование. 

Таким образом, конвертование в маркированные почтовые конверты с номиналом, нанесённым типографским способом и литерой «D», вопреки мнению подателя жалобы, не исключает возможность использования Исполнителем контракта  для конвертования  иных почтовых конвертов.

Согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа на участие в аукционе поданы две заявки, которые допущены для участия в аукционе.

Вместе с тем, подателем жалобы не представлены документы и сведения, подтверждающие, что требования, установленные заказчиком в аукционной документации, ограничивают количество хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе на оказание услуг, и не позволяют гарантировать наличие условий для существования конкурентной среды при осуществлении данной закупки.

Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе в зависимости от своих потребностей заказчик в документации о закупке должен  установить  требования,  в  частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения  эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных  законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товару, работам, услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения  соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

На основании изложенного Комиссия Пензенского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей заказчика.

По мнению заявителя, действия заказчика нарушают положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного учреждения подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 № 36262.

В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Пензенского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика или уполномоченного учреждения в части наличия либо отсутствия нарушений Закона о защите конкуренции, поскольку дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, зарегистрированным в Минюсте России 07.08.2012 № 25125.

Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции,  рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения статьи 17 указанного закона не осуществлялось.

4. Относительно довода подателя жалобы о невозможности определить из документации, какие именно виды почтовых отправлений будут пересылаться в рамках исполнения контракта, Комиссия Управления приходит к следующему.

Пунктом 8 «Почтовых правил» предусмотрены следующие внутренние почтовые отправления:

а) письма (простые, заказные, ценные);

б) почтовые карточки (простые, заказные);

в) бандероли (простые, заказные, ценные);

г) посылки (обыкновенные, ценные);

д) денежные переводы (почтовые, телеграфные);

е) прямые почтовые контейнеры под пломбой (печатью) отправителя (обыкновенные, ценные).

Пунктом 1.1. проекта государственного контракта предусмотрено оказание услуг почтовой связи в соответствии с условиями Технического задания (Приложение №1).

Пунктом 3.1 Технического задания установлен вид пересылаемого отправления: заказное письмо, вес до 20 грамм.

Таким образом, документация об электронном аукционе содержит указание на вид пересылаемого отправления. С учетом изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

Руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Почтовый сервис» на действия заказчика - ГБУ Пензенской области «Безопасный регион», уполномоченного  органа - Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области при проведении электронного аукциона «Оказание услуг почтовой связи: прием, обработка, пересылка и доставка (вручение) всех видов внутренних почтовых отправлений, печать постановлений» (извещение № 0155200002216000161 от 27.04.2016, с изменениями от 12.05.2016)  необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны