Решение б/н Решение по жалобе ООО «Стройкомлекс+» (№ 5-05/82-2015) от 13 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 5-05/82-2015

24 июня 2015 года                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<…>;

при участии:

со стороны уполномоченного органа – Администрация Сердобского района:

<…>,

со стороны подателя жалобы – ООО «Стройкомплекс+»:

<…>,

рассмотрев жалобу ООО «Стройкомлекс+» на действия заказчика – Администрации Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области при проведении уполномоченным органом – Администрацией Сердобского района электронного аукциона «Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в строящемся многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области»  (извещение № 0155300026815000060 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.05.2015), выразившиеся в отказе от заключения муниципального контракта (далее – Электронный аукцион), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

17 июня 2015 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба (вход. № 2440) ООО «Стройкомлекс+» на действия заказчика – Администрации Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области при проведении уполномоченным органом – Администрацией Сердобского района электронного аукциона «Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в строящемся многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области»  (извещение
№ 0155300026815000060 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.05.2015), выразившиеся в отказе от заключения муниципального контракта.

По мнению заявителя, заказчик необоснованно отказался от заключения контракта с ООО «Стройкомплекс+» по причине направления обеспечения исполнения контракта третьим лицом.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «Стройкомплекс+» была принята и назначена к рассмотрению на 24.06.2015.

Представитель муниципального заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 22.06.2015 № 146, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы также не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 22.06.2015 № 696, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

18.05.2015 уполномоченным органом – Администрацией Сердобского района на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0155300026815000060, а также документация о проведении электронного аукциона «Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в строящемся многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области» для нужд муниципального заказчика – Администрации Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области.

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 282 930,00 рублей.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.05.2015 электронный аукцион признана несостоявшимся на основании части 16 статьи 67 Закона о контрактной системе, а заявка ООО «Стройкомплекс+» - соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе.

Согласно части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Согласно части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.

В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

Частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

01.06.2015 заказчиком в адрес заявителя был направлен первоначальный проект контракта.

05.06.2015 заявителем в адрес заказчика направлен протокол разногласий к проекту контракта, которые были учтены заказчиком.

09.06.2015 заказчиком в адрес заявителя был направлен повторно проект контракта с учетом протокола разногласий.

15.06.2015 заявителем был направлен заказчику подписанный проект контракта, а также в качестве обеспечения исполнения контракта платежное поручение от 11.06.2015, плательщиком является ООО «Евлашевский ДОК», при этом в качестве назначения платежа указано «обеспечение исполнения контракта по электронному аукциону
№ 0155300026815000060 за ООО «Стройкомплекс+».

16.06.2015 заказчиком оформлен протокол разногласий к проекту контракта в связи непредставлением обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, заказчик отказался от заключения контракта с ООО «Стройкомплекс+» по причине непредставления обеспечения исполнения контракта.

Довод заявителя о том, что Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности именно участника закупки перечислить обеспечение исполнения контракта, т.е. обеспечение исполнения контракта может быть представлено третьим лицом, Комиссия Управления считает необоснованным исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Также согласно письму Минэкономразвития России от 19.09.2014 № Д28и-1893 положениями Закона о контрактной системе возможность третьего лица предоставлять обеспечение исполнения контракта вместо участника закупки не предусмотрена.

В рассматриваемом случае, ООО «Евлашевский ДОК» не является участником закупки. Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО «Стройкомплекс+».

В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В пункте 3 Информационной карты документации об электронном аукционе определено наименование объекта закупки – «Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в строящемся многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области».

В соответствии с пунктами 4, 5.1 - 5.4 Информационной карты документации об электронном аукционе технические и функциональные характеристики объекта закупки определяются согласно Приложению № 1 к информационной карте.

Согласно Приложению № 1 к Информационной карте электронного аукциона (Техническое задание) к закупке предполагается 1 благоустроенное жилое помещение (квартира) в доме/домах: 2-х комнатная квартира общей площадью не менее 43,0 кв.м. в т.ч. жилая площадь не менее 26 кв.м.

В соответствии с пунктом 3 Технического задания качество квартиры должно соответствовать строительным и другим нормам и правилам в соответствии с действующим законодательством.

Пунктом 4 Технического задания определены требования к техническим характеристикам товаров (работ, услуг): благоустроенное жилое помещение (квартира) должна:

быть с отделкой и готовой к проживанию,

иметь наружные оконные конструкции,

быть благоустроенной (иметь электроснабжение, водоснабжение, канализацию, вентиляцию, индивидуальное отопление, ванную, сантехнику, отопительные приборы, приборы учёта энергоресурсов, входную и межкомнатные двери).

Кроме того, пунктом 5 Технического задания установлены качественные, технические и функциональные характеристики строящегося многоквартирного дома, а именно,

Дом,  где должно находиться, закупаемое благоустроенное жилое помещение (квартира) должен состоять:

из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, иметь общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположенным на отдельном земельном участке и иметь выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

несущие конструкции дома должны быть панельно-каркасными с утеплением и обложенные облицовочным кирпичом или из пеноблоков по Госту 21520-89 и обложенные облицовочным кирпичом или кирпичными и обложенные облицовочным кирпичом; 

обязательное наличие благоустройства придомовой территории, огражденной по периметру, и тротуара во дворе;

ранее не эксплуатировавшимся;

Инженерное обеспечение:

Отопление – индивидуальное, согласно техническим условиям (газовые котлы с водоотбором горячей воды);

Водоснабжение – централизованное, сети хозяйственно-питьевого водопровода согласно техническим условиям;

Канализация – Отвод бытовых сточных вод в дворовую выгребную яму, трубы пластмассовые по Гост 22689-89;

Электроснабжение – выполнить в соответствии с ПУЭ. Надежность электроснабжения относится к III категории.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).

Согласно пункту 1 Положения оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии  с пунктом 2 Положения действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Положения жилым помещением признается:

жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;

квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;

комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В соответствии  с пунктом 6 Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 9 Положения установлено, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Согласно пункту 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

В соответствии с пунктом 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

В указанном Положении определены и другие требования к жилым помещениям, однако, оно не содержит определенных документацией об электронном аукционе требований к самим домам, в которых находится жилое помещение.

В рассматриваемом случае, Комиссия Управления считает, что установление подобных требований является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что косвенно доказывает наличие только одной заявки на участие в электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.

Постановлением Администрации Сердобского района Пензенской области от 07.02.2014 № 93 «Об определении уполномоченного органа, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Сердобского района Пензенской области» утверждено также Положение о порядке взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков Сердобского района Пензенской области.

Согласно пункту 3.3 Положения заказчики определяют предмет, начальную (максимальную) цену и прочие существенные условия муниципального контракта или гражданско-правового договора.

В соответствии с пунктом 3.4 Положения заказчики в соответствии с планом-графиком подготавливают и представляют в Уполномоченное учреждение заявки.

При этом пунктом 3.6 Положения установлено, что заказчики осуществляют описание объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами.

На основании изложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33, а также пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки допущено заказчиком – Администрацией Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области.

Учитывая что электронный аукцион признана несостоявшимся Комиссия Управления пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Исходя из вышеизложенного, оценив материалы дела и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Стройкомлекс+» на действия заказчика – Администрации Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области при проведении уполномоченным органом – Администрацией Сердобского района электронного аукциона «Приобретение благоустроенного жилого помещения (квартиры) в строящемся многоквартирном доме для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области»  (извещение № 0155300026815000060 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 18.05.2015), выразившиеся в отказе от заключения муниципального контракта необоснованной.

Признать заказчика – Администрацию Рощинского сельсовета Сердобского района Пензенской области нарушившей пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Передать материалы должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны