Решение б/н Решение по делу № 5-05/87-2016 о нарушении законодательства ... от 11 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 5-05/87-2016

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

 

 14 июня 2016 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

<...>

при участии:

со стороны государственного заказчика – представители Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства г. Пензы» не явились; в адрес Пензенского УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей;

представители от ИП Ч<...> не явились (о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы общество уведомлено надлежащем образом);

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Ч<...> на положения документации при проведении открытого конкурса «Выполнение полного комплекса работ  по объекту: "Строительство детского сада на 175 мест в мкр. Заря, г. Пенза" (под ключ)» (извещение № 0355300047916000011 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.05.2016), проводимого Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства г. Пензы», руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

06 июня 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС) поступила жалоба индивидуального предпринимателя Ч<...> на положения документации при проведении открытого конкурса «Выполнение полного комплекса работ по объекту: "Строительство детского сада на 175 мест в мкр. Заря, г. Пенза" (под ключ)» (извещение № 0355300047916000011 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.05.2016) (далее – открытый конкурс), проводимого государственным заказчиком - Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства г. Пензы» (далее – муниципальный заказчик).

Из содержания жалобы следует, что МКУ «УКС г. Пензы» в нарушение требований законодательства при проведении закупки неверно определен способ определения поставщика, а именно: закупка проводится в форме открытого конкурса вместо электронного аукциона. В обоснование своих доводов заявитель сослался на вступившее в законную силу Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 890-р «О внесении изменений в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утв. Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р».

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба Общества была принята и назначена к рассмотрению на 14.06.2015.

Представитель подателя жалобы на рассмотрение жалобы не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 09.06.2016 № 1222. Считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, ссылаясь на то, что, поскольку изменения в план-график в части включения в него данного открытого конкурса   были внесены 27.04.2016, то принятое Распоряжение Правительства РФ 13.05.2016 № 890-р не может быть применено при осуществлении указанной закупки. В обоснование своих возражений представили письменный отзыв и документы, его подтверждающие.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки Комиссия Управления в отношении доводов жалобы установила следующее.

   26 апреля 2016 года по объекту: «Строительство детского сада на 175 мест в мкр. Заря, г. Пенза» до Заказчика были доведены лимиты бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований.

 27 апреля 2016 года Заказчиком были внесены изменения в план-график в отношении данной закупки. По мнению Заказчика датой начала проведения процедуры закупки является дата внесения в план –график информации о закупке.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 № 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень). В соответствии с настоящим Перечнем исключением для проведения аукциона в электронной форме, в том числе может являться выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группу, а также, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

        В соответствии с вышеуказанной нормой заказчиком было принято решение о проведении открытого конкурса на выполнение полного комплекса работ по объекту «Строительство детского сада на 175 мест в мкр. Заря, г. Пенза» под ключ» (Приказ от 10.05.2016 № 34).

         16 мая 2016 года Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства г. Пензы» на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 0355300047916000011, а также документация о проведении открытого конкурса № 6-2016 О-К на выполнение полного комплекса работ по объекту «Строительство детского сада на 175 мест в мкр. Заря, г. Пенза» под ключ».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 100 000 000 рублей.

          Срок подачи заявок на участи в конкурсе: с 16 мая 2016 года до 10:006 июня 2016 года.

         Комиссия Управления считает, что заказчик не имел правовых оснований для осуществления закупки путем проведения открытого конкурса на основании следующего.

  В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 «Осуществление закупок» Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии со статьей 111 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56,57,59,72,83,84 и 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение указанной нормы, как было указано выше, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 № 2019-р (в редакции от 21.03.2016
№ 471-р) утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень). В соответствии с настоящим Перечнем исключением для проведения аукциона в электронной форме, в том числе может являться выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группу, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

   Таким образом, Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

 В Распоряжение № 471-р Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2016 года № 890-р внесены изменения, в соответствии с которыми, в случае осуществления закупок заказчик обязан проводить аукцион (электронный аукцион) за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог, регионального или межмуниципального, местного значения. Данное Распоряжение вступило в законную силу с 13 мая 2016 года.

Следовательно, осуществление закупок в период с 14 мая 2016 года должно проводиться в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 890-р.

           В соответствии с частью 2 статьи 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 21 Закона о контрактной системе планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 13 указанной статьи План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;

3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;

4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;

5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.

Внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

  В силу пункта 2  статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика  (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

Таким образом, процедура определения поставщика начинается с размещения в единой информационной системе извещения о ее проведении, а не с момента включения закупки в план-график. Следовательно, заказчик, имел возможность внести в план график изменения, относительно определения способа определения поставщика, с учетом изменений, вступивших в законную силу 13.05.2016 года.

Учитывая данное обстоятельство, такой способ определения поставщика как открытый конкурс на основании Перечня в редакции  распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, позволяющего не проводить электронные аукционы при   начальной (максимальной) цене контракта свыше 50 млн. рублей, Заказчиком был выбран  неправомерно,  поскольку на момент начала проведения процедуры определения поставщика, которая, как было указано выше, начинается с размещения в единой информационной системе извещения о закупке (в настоящем случае – 16.05.2016), действовал Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 890-р, исключивший из него положение о возможности проведения открытых конкурсов при начальной (максимальной) цене контракта свыше 50 млн. рублей, и вступивший в силу 13.05. 2016, то есть до начала процедуры определения поставщика Заказчиком.

            Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки в форме открытого конкурса, не соответствует части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7. 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

На основании вышеизложенного, оценив материалы по жалобе и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

                                                            РЕШИЛА:

1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ч<...> на положения документации при проведении открытого конкурса «Выполнение полного комплекса работ по объекту: «Строительство детского сада на 175 мест в мкр. Заря, г. Пенза» (под ключ)» (извещение № 0355300047916000011 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.05.2016), проводимого Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства г. Пензы» – обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4.Передать материалы дела должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны