Решение б/н решение от 19 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова»

ул. Бекешская, 43, г. Пенза, 440018

odbpost@sura.ru

Уполномоченное учреждение:

Государственное казенное учреждение Пензенской области

«Управление по осуществлению закупок Пензенской области»

ул. Попова, 34а, г. Пенза, 440046

uozpo@mail.ru

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «РЕАМЕД»

ул. Шаболовка, д. 34, г. Москва, 115419

office@reamed.ru

zakupki@reamed.ru

Оператор электронной площадки

(для сведения)

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-454/2020

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

«16» июня 2020 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • … – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России,
  • … – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова»:

  • … (доверенность от 15.06.2020 № 24);
  • … (доверенность от 15.06.2020 № 23),

со стороны уполномоченного учреждения – государственного казенного учреждения Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» - … (доверенность от 10.01.2020 № 16),

со стороны подателя жалобы – общества с ограниченной ответственностью «РЕАМЕД» - … (доверенность от 27.05.2020 № 04-Д/05),

рассмотрев жалобу ООО «РЕАМЕД» на положения документации об электронном аукционе «Поставка реактивов, реагентов и расходных материалов для анализатора» (извещение № 0855200000520001156 от 28.05.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимом уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова», руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «РЕАМЕД» на положения документации об электронном аукционе «Поставка реактивов, реагентов и расходных материалов для анализатора» (извещение № 0855200000520001156 от 28.05.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – электронный аукцион), проводимом уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова».

Из текста жалобы следует, что в объект закупки неправомерно включены товары функционально и технологически не связанные между собой (реагенты для гематологического анализатора и реагенты для биохимического анализатора), что ограничивает количество участников закупки и является нарушением положений Закона о контрактной системе, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «РЕАМЕД» принята и назначена к рассмотрению на 16.06.2020 в 14 часов 00 минут.

Представитель подателя жалобы участвует в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20. Иные лица принимают очное участие в рассмотрении жалобы согласно письму ФАС России от 29.05.2020 № МЕ/45733/20.

На заседании Комиссии представитель заявителя, поддержала доводы, изложенные в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, направленных в Пензенское УФАС России 15.06.2020 и 16.06.2020, считает необходимым внести изменения в аукционную документацию путем выделения реагентов для гематологического анализатора в отдельную закупку, тем самым заказчиком будет соблюден принцип обеспечения конкуренции.

На заседании Комиссии представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 16.06.2020 № 1461, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Представитель уполномоченного учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 15.06.2020 № 267, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

28.05.2020 уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0855200000520001156, а также документация о проведении для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» электронного аукциона «Поставка реактивов, реагентов и расходных материалов для анализатора».

Начальная (максимальная) цена контракта – 617 538,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 08.06.2020 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 09.06.2020.

Дата и время проведения электронного аукциона – 10.06.2020 13:15.

ИКЗ 202583601173458360100100640010000000.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом настоящей закупки является поставка реактивов, реагентов и расходных материалов для анализатора. Описание объекта закупки приведено заказчиком в Приложении № 1 к Информационной карте электронного аукциона «Техническое задание» (Глава 1 документации об электронном аукционе).

Согласно Техническому заданию, в рамках электронного аукциона закупается 35 наименований товара, 34 из которых в тексте своего описания содержат следующее требование – «Совместимость с анализатором CobasIntegra 400». Единственная позиция Технического задания закупается для анализаторов SYSMEX КХ-21N. Так, описание позиции № 30 представлено в следующем виде:

Наименование

Технические характеристики

30

Набор реагентов для анализатора КХ-21

Состав набора:

Реагент 1- разбавитель, используется для измерения количества эритроцитов, тромбоцитов и разведения проб крови - 1 шт, объемом не менее 20 л.
-Реагент для определения концентрации гемоглобина- 1 шт, объемом не менее 0,5л.
Для анализаторов SYSMEX КХ-21N

Позиция подателя жалобы сводится к следующему. Анализаторы CobasIntegra 400 и SYSMEX КХ-21N имеют различное лабораторное назначение, первый из которых является анализатором биохимическим, позволяющим проводить анализ работы конкретных функций организма, систем, органов путем определения значения соответствующих показателей (глюкоза, мочевина, креатинин и др.), анализатор SYSMEX КХ-21N является анализатором гематологическим, на котором выполняют общий анализ крови с определением соответствующих параметров (концентрация гемоглобина, количество эритроцитов, тромбоцитов, лейкоцитов и др.). Из изложенного следует, что реагенты, подлежащие использованию в названных анализаторах, имеют различное назначение, в связи с чем функционально и технологически не связаны между собой.

Анализатор CobasIntegra 400, для которого закупаются все реагенты, кроме указанного в позиции № 30 Технического задания, является медицинским оборудованием производства компании Roche Diagnostics GmbH (Германия). Официальным представителем производителя на территории Российской Федерации является компания ООО «Рош Диагностика Рус» (держатель РУ № ФСЗ 2012/11531 на медицинское изделие CobasIntegra 400 plus). Кроме того, оборудование производства Roche дополнительно имеет сеть дистрибьюторов на территории Российской Федерации. Анализатор CobasIntegra 400 представляет собой «закрытую» систему, что предполагает использование в его работе исключительно реагентов того же производителя. При этом представляется невозможным свободно закупить реагенты производства Roche. Как пояснил заявитель, определенные Техническим заданием заказчика реагенты для биохимического анализатора не удается закупить у дистрибьюторов оборудования Roche отдельно от реагентов для гематологического анализатора в рамках того же Технического задания, то есть компания Roche в лице сети дистрибьюторов предлагает исключительно поставку всего лота в рамках закупки целиком. С другой стороны, заявителем указано, что закупить реагенты производства Roche в принципе невозможно. Данный вывод сделан обществом на основании того, что в рамках оценки возможности участия в настоящей закупке ООО «РЕАМЕД» обратилось к 7 различным дистрибьюторам оборудования Roche с запросом информации о возможности поставки требуемых реагентов и о цене такой поставки. Получить названную информацию от кого-либо из 7 дистрибьюторов до окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе по различным причинам не удалось (из названных представителем заявителя причин, по которым дистрибьюторы отказывали в предоставлении информации (осуществлении поставки) либо не предоставляли информацию оперативно: отсутствие соответствующего товара у поставщика; далеко расположенный регион для поставки; запросы дополнительной информации о заказчике по закупке, дополнительных документов от покупателя партии товара и т.д.). Изложенные обстоятельства, по словам заявителя, связаны с тем, что производитель (официальный представитель в РФ) регулирует поставку своих реагентов среди дистрибьюторов, то есть самостоятельно решает, кому из них будет предоставлен объем реагентов для той или иной закупки.

При этом, рынок поставки реагентов для анализатора SYSMEX КХ-21N является «свободным», на нем работает множество поставщиков, которые могли бы поучаствовать в закупке при выделении соответствующего наименования из Технического задания заказчика.

В качестве доказательства ограничения количества участников закупки, не соблюдения принципа обеспечения конкуренции, заявителем представлена информация об аналогичной закупке (с одновременной закупкой реагентов для анализаторов CobasIntegra 400 и SYSMEX КХ-21N), осуществленной заказчиком в 2019 году (извещение от 22.03.2019 № 0855200000519000558). Как и в настоящей закупке, единственным участником закупки № 0855200000519000558 явилось ООО «ДИАГОНЛАБ», снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,00 %. Аналогичные закупки, осуществленные заказчиком ранее, заявителем не анализировались.

Кроме того, заявителем представлена информация о ранее проведенных закупках, объектом которых являлась поставка исключительно реагентов для гематологического анализатора SYSMEX КХ-21N. В соответствии с данной информацией участниками данных закупок являются и победителями закупок становятся различные организации, снижение начальной (максимальной) цены контракта при этом составляет от 13,48 % до 66,53 %.

В соответствии с позицией заказчика, изложенной в отзыве, а также на заседании Комиссии Управления, все закупаемые в рамках настоящей закупки реактивы, реагенты и расходные материалы представляют собой химические реактивы и относятся к одному товарному рынку (прим., реактивы по позиции № 30 отнесены заказчиком к одной подкатегории ОКПД 2 с большинством иных позиций Технического задания – 21.20.23.110 «Реагенты диагностические»). Реактивы в действительности предназначены для различных анализаторов, имеющихся у заказчика, и проведения различных видов анализов, однако данные анализаторы находятся, а анализы подлежат выполнению в рамках единой лаборатории учреждения.

При принятии решения Комиссия Управления исходит из того, что потребность заказчика в единовременной закупке реагентов для обоих анализаторов обусловлена необходимостью обеспечить беспрерывный процесс проведения анализов в рамках одной лаборатории.

При этом, как утверждает сам заявитель, на рынке существует как минимум 7 дистрибьюторов продукции Roche, которые, будучи заинтересованными в получении прибыли как субъекты предпринимательской деятельности, способны самостоятельно принять участие в той или иной закупке либо осуществить поставку продукции иным заинтересованным лицам.

Заявление подателя жалобы о том, что получить доступ к реагентам производства Roche невозможно, в настоящем случае является субъективным мнением заявителя, которое сложилось у него в ходе ведения переписки с дистрибьюторами продукции Roche, и объективно не подтверждено. По мнению Комиссии Управления, на невозможность оперативно предоставить заинтересованному лицу необходимую ему информацию (в том числе, ценовую) могут повлиять различные обстоятельства, в том числе, не связанные с существующей договоренностью либо решением производителя (официального представителя производителя) о недопуске иных лиц к продукции Roche либо допуске к участию в закупке конкретного лица.

Комиссия также отмечает, что позиция заявителя об абсолютной невозможности закупить соответствующий товар для дальнейшей поставки его заказчику идет вразрез с заявлением о том, что реагенты для участия в аукционе все-таки возможно закупить, но при условии закупки всего лота целиком.

Кроме того, в материалы по жалобе представлены коммерческие предложения, полученные в рамках определения начальной (максимальной) цены контракта от трех организаций: ООО «ДИАГОНЛАБ» (победитель закупки), ООО «ЛАБ-Медика», ООО «СПЕКТР МТ». Данные коммерческие предложения предоставлены в отношении всех поименованных в Техническом задании заказчика реагентов, то есть в них содержится предложение как о цене реагентов для анализаторов CobasIntegra 400, так и SYSMEX КХ-21N, что может свидетельствовать о наличии как минимум трех поставщиков, которые были способны поучаствовать в настоящем электронном аукционе. Доказательств обратного Комиссии Управления не представлено.

При указанных обстоятельствах сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе, выразившегося во включении в объект закупки товаров, функционально и технологически не связанных между собой (то есть единовременной закупке реагентов для анализаторов CobasIntegra 400 и SYSMEX КХ-21N), не представляется возможным, в связи с чем довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.

Комиссия Управления сообщает, что жалоба заявителя подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.

В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Пензенского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика или уполномоченного органа в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, Комиссия приняла решение передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения на предмет наличия в рассматриваемом случае нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «РЕАМЕД» на положения документации об электронном аукционе «Поставка реактивов, реагентов и расходных материалов для анализатора» (извещение № 0855200000520001156 от 28.05.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимом уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова» необоснованной.

2. Передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения на предмет наличия в рассматриваемом случае нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Председатель Комиссии …

Заместитель председателя Комиссии …

Члены Комиссии …

Связанные организации

Связанные организации не указаны