Решение (комиссия) №ЕК/3311/23 РЕШЕНИЕ по жалобе № 058/06/106-565/2023 о нарушении законода... от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-565/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«22» сентября 2023 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
  • <…>. – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» - <…>, <…> (представители по доверенности);

в отсутствие заявителя –ИП <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ИП <…> на положения извещения при проведении заказчиком - ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор») открытого конкурса в электронной форме «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области» (извещение № 0355100004523000066 от 30.08.2023 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

18.09.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ИП <…> на положения извещения при проведении заказчиком - ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор») открытого конкурса в электронной форме «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области» (извещение № 0355100004523000066 от 30.08.2023 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru).

Как следует из жалобы, в рамках конкурса заказчиком неправомерно установлен критерий оценки «характеристики объекта закупки», поскольку проводится закупка работ по содержанию автомобильной дороги. Кроме того, заказчиком неправомерно не установлено дополнительное требование в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 22.09.2023 в 09 часов 30 минут.

Представители заказчика принимают очное участие в рассмотрении жалобы.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика озвучили и поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 21.09.2023, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

30.08.2023 заказчиком - ФКУ «Поволжуправтодор» - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355100004523000066 о проведении открытого конкурса в электронной форме «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области».

Начальная (максимальная) цена контракта – 11 366 005,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 18.09.2023 08:00 (МСК)

Дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок 20.09.2023

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта 21.09.2023

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок 22.09.2023

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 25.09.2023.

Идентификационный код закупки (ИКЗ): 231583601069958360100100830718020244.

Информация об объекте закупки

 Код позиции

Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ

Ед. измерения

Количество (объем работы, услуги)

Цена за ед., ₽

Стоимость, ₽

80.20.10.000

Услуги систем обеспечения безопасности

Условная единица

1,00

11 366 005,00

11 366 005,00

Итого (1 записей): 11 366 005,00 ₽

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.

Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 (далее - Положение об оценке).

В силу пункта 3 Положения об оценке, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:

а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

б) расходы;

в) характеристики объекта закупки;

г) квалификация участников закупки.

В соответствии с пунктом 16 Положения об оценке, для оценки заявок по критерию оценки «характеристики объекта закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) качественные характеристики объекта закупки;

б) функциональные характеристики объекта закупки;

в) экологические характеристики объекта закупки.

Согласно пункту 32 Положения об оценке, при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:

а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами «б» и «в» пункта 3 настоящего Положения, не применяются;

б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом «г» пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом «в» 2 пункта 24 настоящего Положения;

в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;

г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).

В соответствии с извещением № 0355100004523000066 для оценки участников в рамках конкурса установлены следующие критерии, показатели и их значимости:

Критерии оценки заявок участников

Наименование критерия

Значимость
критерия, %

Дополнительная
информация о содержании
и порядке оценки по критерию

Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги

60,00

Оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Приложением № 4 к Извещению о проведении электронного конкурса).

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

40,00

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Приложением № 4 к Извещению о проведении электронного конкурса

Показатели критерия оценки заявок

Наименование показателя

Значимость показателя, %

Дополнительная
информация о содержании
и порядке оценки по показателю

Качественные характеристики объекта закупки

100,00

Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с Приложением № 4 к Извещению о проведении электронного конкурса

Детализирующие показатели

Наименование
детализирующего
показателя

Значимость
детализирующего
показателя, %

Порядок оценки по показателю

качество оказания услуг

100,00

Оценка производится по шкале оценки

Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки

Не предусмотрено наличие или отсутствие характеристики

 

Из жалобы ИП <…> следует, что в рамках конкурса заказчиком неправомерно установлен критерий оценки «характеристики объекта закупки», поскольку проводится закупка работ по содержанию автомобильной дороги, в связи с чем, в силу пункта 32 Положения об оценке, критерий оценки, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 Положения об оценке, не применяется. Указанный вывод сделан заявителем на том основании, что Министерство транспорта РФ в подпункте 2 пункта 9 Приказа от 16.11.2012 № 402 установило, что обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно - технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности являются прочими видами работ по содержанию автомобильных дорог.

Так, в подпункте 2 пункта 9 раздела IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог» приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» указано, что в прочие работы по содержанию входит охрана дорожных сооружений, обслуживание противопожарных систем в тоннелях, обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения; обслуживание на искусственных сооружениях систем вентиляции, принудительного водоотвода, освещения, подъемки и разводки пролетных строений, систем видеонаблюдения, автоматизированных систем по борьбе с зимней скользкостью, инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности; обслуживание и содержание оборудования для маломобильных групп населения с ограниченными возможностями в подземных и надземных пешеходных переходах.

Из позиции заказчика следует, что предусмотренной закупкой на обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области не предполагается выполнять работы по ремонту и содержанию автомобильной дороги в понятии, установленном в подпунктах 11 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ):

11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 3 Закона № 257-ФЗ определяет понятийный аппарат, который используется данным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Пункт 1 статьи 3 Закона № 257-ФЗ устанавливает понятие автомобильная дорога, а пункт 5 – понятие элементы обустройства автомобильных дорог.

Системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности не входят в круг понятий – элементы обустройства автомобильных дорог.

Исходя из понятий, установленных законодательством о транспортной безопасности, а именно из положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и постановления Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 2201 «Oб утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» системы сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технические средства (системы) обеспечения транспортной безопасности являются частью объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) оснащаемого в рамках законодательства о транспортной безопасности.

Согласно Федеральному закону от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности являются техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (статья 12.2).

Согласно Техническому заданию «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области» (Приложение №2 к Проекту Государственного контракта), в объекты выполнения работ по контракту входят следующие объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ):

1. Мост через реку Волга (водосливная плотина Жигулевской ГЭС) на км 970+300 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.

Мост через реку Волга (шлюз № 21) на км 971+590 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.

Мост через реку Волга (шлюз № 22) на км 971+590 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва-Рязань-Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.

2. Мост через реку Сок на км 1029+290 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза-Самара-Уфа-Челябинск.

3. Мост через ручей на км 12+950 автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва- Рязань- Пенза-Самара-Уфа-Челябинск (подъезд к городу Самара).

Как указано в Регламенте «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области» (Приложение №3 к Проекту Государственного контракта), на каждом из ОТИ реализована типовая схема инженерно-технических систем обеспечения безопасности (ИТСОТБ), включающая в себя следующие инженерно-технические системы и оборудование:

•          Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности;

•          Система сбора и обработки информации;

•          Система телевизионного наблюдения;

•          Система пожарно-охранной сигнализации;

•          Система контроля и управления доступом;

•          Система передачи данных и извещений;

•          Система связи и оповещения;

•          Система электропитания и охранного освещения.

•          Интерьеры

Как указано заказчиком в устных пояснениях, указанные средства безопасности не фиксируют скорость или нарушения правил дорожного движения, данные средства направлены на защиту объектов от актов незаконного вмешательства, антитеррористическую защищенность, то есть обслуживание указанных средств транспортной безопасности не соответствует понятию содержание автомобильной дороги, поскольку не направлено на обеспечение безопасности дорожного движения (предупреждения дорожно-транспортных происшествий).

Следовательно, закупка на «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области» не должна проводиться в рамках выполнения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Комиссия Управления принимает позицию заказчика и обращает внимание на то, что заявитель, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, доводов, опровергающих доводы заказчика, не представил, как и не представил доводов и доказательств относительно того, каким образом в результате установления обжалуемого критерия нарушаются его права и законные интересы, в частности право на участие в рассматриваемом конкурсе.

На основании изложенного довод жалобы признается Комиссией необоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571).

В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению № 2571 к участникам закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги устанавливается дополнительное требование: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;

2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;

3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;

4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.

Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

С учетом выводов Комиссии по ранее рассмотренному доводу, довод о том, что заказчиком неправомерно не установлено дополнительное требование в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, также признается необоснованным.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП <…> на положения извещения при проведении заказчиком - ФКУ «Федеральное управление автомобильных дорог «Большая Волга» Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Поволжуправтодор») открытого конкурса в электронной форме «Обслуживание систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности в Самарской области» (извещение № 0355100004523000066 от 30.08.2023 размещено на официальном сайте https://zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. 

Связанные организации

ФКУ "ПОВОЛЖУПРАВТОДОР"
ИНН 5836010699, ОГРН 1025801363455