Решение №058/06/106-246/2020 Решение по жалобе ИП <...> на положения документации об элек... от 9 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-246/2020

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«09» апреля 2020 года                                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии

со стороны заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова»:

  • <…> (доверенность от 11.12.2019 № 49);
  • <…> (доверенность от 07.04.2020 № 13);
  • <…> (доверенность от 23.04.2019 № 12),

со стороны уполномоченного органа – Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области – <…> (доверенность от 20.01.2020 № 8),

в отсутствие подателя жалобы – ИП Юркова А.В., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ИП Юркова А.В. на положения документации об электронном аукционе «Поставка лечебного питания» (извещение № 0155200002220000142 от 26.03.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимом уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова», руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступила жалоба ИП Юркова А.В. на положения документации об электронном аукционе «Поставка лечебного питания» (извещение № 0155200002220000142 от 26.03.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – электронный аукцион), проводимом уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова».

По мнению заявителя, установленные в документации об электронном аукционе требования к объекту закупки ограничивают количество участников закупки, поскольку позволяют предложить к поставке единственный продукт – «МД мил ФКУ-Премиум».

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 09.04.2020 в 12 часов 00 минут.

Во исполнение Письма ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 жалоба рассмотрена в дистанционном режиме посредством интернет-видеоконференции с использованием программного продукта VideoMost.

Представители государственного заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 07.04.2020 № 894 (вх. № 1668э от 07.04.2020), считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 08.04.2020 (вх. № 1678э от 08.04.2020), считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

26.03.2020 Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200002220000142 о проведении электронного аукциона «Поставка лечебного питания» для нужд ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова».

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 950 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 07 апреля 2020 года в 09 часов 00 минут.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 08 апреля 2020 года.

Дата проведения электронного аукциона – 09 апреля 2020 года.

ИКЗ 202583601173458360100100310011086000.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик обеспечивает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом настоящей закупки является поставка лечебного питания. Характеристики объекта закупки определены в Техническом задании (Приложение № 1 к Информационной карте электронного аукциона), в соответствии с которым требуется поставить следующий товар:

№ п/п

Наименование

Технические характеристики

 

1

Лечебный продукт на основе аминокислот без фенилаланина

Лечебный продукт на основе аминокислот без фенилаланина для детей старше одного года, беременных женщин и взрослых, больных фенилкетонурией с нейтральным вкусом

На 100 г сухой смеси: Энергия – не менее 385 ккал не более 386,0 ккал, белки не менее 68,0 г не более 69,1 г, жиры не менее 1,7 г не более 1,9 г, углеводы не менее 22,0 г не более 23,0 г, аминокислоты не менее 82,0 г не более 83,7 г

Упаковка обеспечивает потребительские свойства товара на всех этапах его обращения, сохраняет герметичность, вес упаковки не менее 400 г

Техническое задание содержит следующие примечания:

* Если в Техническом задании значения показателей, сопровождаются словами «не менее», то Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение.

Если в Техническом задании значение показателя установлено как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами «не менее», «не более», то Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение.

** Обеспечение отдельных категорий граждан, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями. Требования Заказчика к характеристикам смеси для лечебного питания обусловлены строгим контролем содержания фенилаланина в сыворотке крови, в зависимости от параметров роста, веса, переносимости смеси, отсутствие аллергической реакций, диспепсических явлений, психомоторного развития больного, нутритивного статуса

*** назначение клинико-экспертной подкомиссией № 4677 от 05.09.2019 г. ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» на основании методического письма «Специализированные продукты лечебного питания для детей с фенолкетонурией» и «Федеральными клиническими рекомендациями по оказанию медицинской помощи детям с фенилкетонурией и нарушениями обмена тетрагидробиоптерина» Министерства здравоохранения Российской федерации, союза педиатров России и Российского общества генетиков.

Согласно доводу жалобы, установленные заказчиком характеристики закупаемой продукции, а именно, компонентный состав смеси (энергия, белки, жиры, углеводы, аминокислоты), характерны исключительно для одного наименования продукта - «МД мил ФКУ-Премиум». Кроме того, заказчиком не обосновано требование к объему упаковки смеси (не менее 400 г), а также неправомерно сделана ссылка на Методическое письмо «Специализированные продукты лечебного питания для детей с фенолкетонурией» и «Федеральные клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи детям с фенилкетонурией и нарушениями обмена тетрагидробиоптерина» Министерства здравоохранения Российской федерации, союза педиатров России и Российского общества генетиков, поскольку данные документы носят исключительно рекомендательный характер.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что фенилкетонурия отнесена к Перечню жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в указанный перечень, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (статья 83 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с пояснениями заказчика, фенилкетонурия является наследственным заболеванием группы ферментопатий, связанным с нарушением метаболизма аминокислот, главным образом, фенилаланина. Несоблюдение низкобелковой диеты сопровождается накоплением фенилаланина и его токсических продуктов, что приводит к тяжелому поражению центральной нервной системы, проявляющемуся, в частности, в виде нарушений умственного развития (фенилпировиноградной олигофрении).

Главным способом лечения фенилкетонурии является диетотерапия, ограничивающая поступление в организм белка и фенилаланина. Основным критерием адекватности диеты при фенилкетонурии служит уровень фенилаланина в крови. Для коррекции белкового питания и восполнения недостатка аминокислот при фенилкетонурии назначаются специальные лечебные продукты – смеси на основе аминокислот. Питание подбирается на основе длительного наблюдения врачом-генетиком по медицинским показателям, обусловлено строгим контролем содержания фенилаланина в сыворотке крови, в зависимости от параметров роста, веса, переносимости смеси, отсутствия аллергической реакции, диспепсических явлений, психомоторного развития больного, нутритивного статуса.

Каждый больной фенилкетонурией входит в регистр орфанных заболеваний, в котором, в соответствии с Правилами ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального ceгмента (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 № 403), содержатся сведения о конкретном больном и лечебная смесь, назначенная по индивидуальной переносимости и согласно результатам медицинских анализов данного больного. Соответственно, для каждого больного подбирается конкретная смесь, лечебный продукт с данными техническими показателями. Решение на замену питания имеет только врачебная комиссия по медицинским показаниям и индивидуальной переносимости пациентом.

Как указано заказчиком, требование к компонентному составу лечебного питания для заказчика является существенным, поскольку иное соотношение белков, жиров, углеводов, аминокислот в смеси может вызвать у пациентов, для которых приобретается этот продукт, не только аллергические реакции, диспепсические явления, но и нарушение нутритивного статуса, повлечь негативное изменение уровня фенилаланина в крови и, как следствие, нарушения психомоторного развития больного, а также иные последствия развития заболевания (от судорог до задержки психоречевого развития, эпилептические приступы, склеродермия и т.д.). Поэтому в техническом задании указано крайне важное требование с точки зрения безопасности пациента. При этом разведение смеси водой в иных пропорциях не меняет состав этой смеси (соотношение белков, жиров, углеводов, аминокислот в смеси).

Лечебный продукт на основе аминокислот без фенилаланина для детей старше одного года, беременных женщин и взрослых, больных фенилкетонурией, является универсальной смесью и назначен клинико-экспертной подкомиссией ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» в соответствии с протоколом ее заседания № 4677 от 05.09.2019 на основании Федеральных клинических рекомендации по оказанию медицинской помощи с фенилкетонурией и нарушениями обмена тетрагидробиоптерина (подготовлены совместно с Российским обществом медицинских генетиков, утв. Союзом педиатров России 14.02.2015) и Методического письма «Специализированные продукты лечебного питания для детей с фенилкетонурией» (yтв. ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН 31.01.2012), с учетом Стандарта специализированной медицинской помощи детям при классической фенилкетонурии, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 № 737н.

При этом у заказчика не имеется оснований для неприменения в процессе оказания медицинской помощи стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, поскольку в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается, в том числе, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральным законом от 25.12.2018 № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» предусмотрено, что медицинская помощь будет организовываться и оказываться также на основе клинических рекомендаций.

Согласно дополнительным пояснениям главного внештатного специалиста по медицинской генетике заказчика, участвовавшего в заседании клинико-экспертной подкомиссии от 05.09.2019 (протокол № 4677), в медико-генетической консультации перинатального центра ГБУЗ ПОКБ им. Н.Н. Бурденко наблюдается 48 детей с фенилкетонурией, которые внесены в Федеральный регистр лиц, больных орфанными заболеваниями. Решением врачебной комиссии ежегодно определяется конкретный вид питания для каждого из таких детей, как требует Федеральный регистр. Это связано с индивидуальными особенностями, в том числе индивидуальной переносимостью, отсутствием аллергических реакций, уровнем фенилаланина крови, вкусовыми предпочтениями каждого ребенка с фенилкетонурией, органолептическими свойствами разведенной смеси, многолетней привычкой к определенному виду диетического питания. Для диетолечения используется весь спектр зарегистрированных на территории РФ аминокислотных смесей, закупки которых также проводятся заказчиком, но для закупок в настоящее время есть первоочередные, так как данных смесей сейчас нет в наличии. Таким образом, указание определенного состава аминокислотной смеси, который соответствует «МД мил ФКУ-Премиум», обусловлено объективной потребностью заказчика, которая изначально формируется на уровне лечащего врача, наблюдающего каждого конкретного ребенка с рождения.

Комиссией Управления принято во внимание, что заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств обоснованности довода жалобы, в частности, доказательств того, что компонентный состав специализированного лечебного питания не влияет на эффективность лечения для каждого конкретного пациента, больного фенилкетонурией, либо доказательств возможности замены аминокислотной смеси без ухудшения качества лечения, не представил. Заявителем также не представлено доказательств невозможности приобретения и последующей поставки продукции с характеристиками, соответствующими потребности заказчика.

Как следует из представленных в рамках рассмотрения жалобы документов и информации, в ходе определения начальной (максимальной) цены контракта заказчиком получены коммерческих предложения от трех различных организаций, на участие в электронном аукционе подано три заявки, что дополнительно свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

На основании изложенного, довод жалобы признан Комиссией необоснованным.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Юркова А.В. на положения документации об электронном аукционе «Поставка лечебного питания» (извещение № 0155200002220000142 от 26.03.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – электронный аукцион), проводимом уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф. Филатова», необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны