Решение б/н Решение по жалобе № 058/10/18.1-705/2023 от 18 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-705/2023

«13» декабря 2023 года                                                           г. Пенза, ул. Урицкого, 127                       

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- <...>;

- <...>;

- <...>;

в присутствии со стороны подателя жалобы – АО «Горгаз»:

- <...>

со стороны заказчика – АО «Научно – исследовательский и конструкторский институт радиоэлектронной техники»:

-<...>;

- <...>,

рассмотрев жалобу АО «Горгаз» (ИНН 5838004813, ОГРН 1115838000607, ул.Коммунальная, д.2, г.Заречный, 442961)  на действия Заказчика – Акционерное общество «Научно – исследовательский и конструкторский институт радиоэлектронной техники» (ИНН 5838015773, ОГРН 1225800010600, пр. Мира, стр.1, корп.1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) (далее - АО «НИКИРЭТ») при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ: «Сети газопотребления для подключения газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства нежилого здания №738 АО «НИКИРЭТ» и поставку тепломеханического и газового оборудования,

(извещение № 32312910908 от 31.10.2023 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru, закупка № 3126005 от 31.10.2023 размещена на сайте www.fabrikant.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 19.06.2023 поступила жалоба (вх. № 5539-ЭП/23) АО «Горгаз» на действия Заказчика – АО «НИКИРЭТ» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ: «Сети газопотребления для подключения газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства нежилого здания №738 АО «НИКИРЭТ» и поставку тепломеханического и газового оборудования, (извещение № 32312910908 от 31.10.2023 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru, закупка № 3126005 от 31.10.2023 размещена на сайте www.fabrikant.ru) (далее – Запрос котировок).

Заявителем в жалобе указано на отсутствие правовых оснований установления в закупочной документации различных значений цены договора для участников закупки в зависимости от применяемой ими системы налогообложения. Считает, что установленный в закупочной документации порядок оценки предложений участников закупки без учета НДС ограничивает возможность конкурентной борьбы в рамках обжалуемой закупки хозяйствующих субъектов, использующих упрощенную систему налогообложения. Заявитель полагает, что Заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков. Применение указанного порядка оценки ценового предложения участника закупки привело к неправомерному отклонению заявки АО «Горгаз». Также заявитель указывает на неправомерное отклонение заявки общества по причине несоответствия представленного технического предложения требованиям документации. Считает возможным направление в адрес АО «Горгаз» запроса по уточнению заявки, аналогичного направленного иному участнику закупки– ООО «Строй-Газ-Сервис».

            Правовая позиция АО «НИКИРЭТ» изложена в отзыве на жалобу от 01.12.2023 (вх. № 5682-ЭП/23).

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 29.11.2023 № ЕП/4349/23 назначено и проведено 05.12.2023 в 14 часов 00 минут посредством системы видеоконференц-связи.

На заседании Комиссии Управления 05.12.2023 представителями АО «Горгаз» доводы жалобы поддержаны в полном объеме.

На заседании Комиссии Управления 05.12.2023 представитель АО «НИКИРЭТ» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что АО «НИКИРЭТ» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – ЕОСЗ).

В пункте 8 части 1 извещения о проведении запроса котировок установлено значение начальной (максимальной) цены с НДС и без учета НДС, а также условие, что предложение участника о цене договора не должно превышать начальную (максимальную) цену договора в базисе поданной участником закупки цены. С учетом пунктов 2.3.2.1 и 2.5.2.1 раздела 2 Приложения № 10 к ЕОСЗ в пункте 8 Части 1 извещения о проведении запроса установлено, что в связи с тем, что в соответствии с законодательством РФ заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), единый базис сравнения ценовых предложений: без учета НДС. Приведение ценовых предложений участников закупки к единому базису осуществляется путем вычета суммы НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, являющимися плательщиками НДС. Считает, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих заказчику в ходе оценки «очищать» цены от НДС. Указывает на отсутствие дискриминационного подхода при оценке заявок участников, т.к. для всех поступивших в рамках закупки ценовых предложений действует единое правило, установленное пунктом 8 ч.1 извещения о закупке – сравнение без учета НДС.

По вопросу отклонения заявки АО «Горгаз» пояснил, что заявка отклонена по двум основаниям:

1) на основании подпункта е) пункта 8.3 части 2 и пункта 8 части 1 извещения о проведении запроса котировок за несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации, а именно: превышение начальной (максимальной) цены договора в базисе, поданной участником закупки цены предложения. Начальная (максимальная) цена договора, предложенная АО «Горгаз», не являющегося плательщиком НДС», превышала значение цены без учета НДС, установленной в пункте 8 части 1 извещения о проведении запроса котировок.

2) на основании подпункта а) пункта 8.3 Части 2 и пункта 1 подраздела 2.1.2. «Требования к продукции» Части 1 документации по запросу котировок за несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения требованиям документации о закупке, а именно: в предлагаемом товаре не указаны конкретные технические решения, марки, модели и т.п. без указания слов «или аналог», а также не указано наименование изготовителя каждого предлагаемого товара.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 06.12.2023 исх. № ЕП/4501/23 срок принятия решения по рассмотрению жалобы АО «Горгаз» был продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 13.12.2023 в 15 часов 00 минут.

11.12.2023 в Пензенское УФАС России от АО «НИКИРЭТ» поступили дополнения к отзыву на жалобу, в которых указывается, что правовые основания установления в извещении о проведении запроса котировок начальной (максимальной) цены договора с НДС и без учета НДС содержатся в пункте 9 раздела 1 Приложения № 15.1 к ЕОСЗ. При отклонении заявки АО «Горгаз» АО «НИКИРЭТ» руководствовалось положениями ЕОСЗ. В соответствии с подпунктом е) пункта 8.3 раздела 1 Приложения 12 к ЕОСЗ предусмотрено отклонение по основанию (наличие в такой заявке предложения о цене, превышающей НМЦ договора, НМЦ единицы товара, услуги, работы). При принятии решения о допуске (отклонении) участников запроса котировок АО «НИКИРЭТ» руководствовалось подпунктом 1.2 раздела 3 главы 2 Приложения 10 к ЕОСЗ (типовая методика рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии)), согласно которому в качестве основания для отказа в допуске к участию в закупке (отклонения заявки) является превышение начальной (максимальной) цены договора (цены единицы продукции) в базисе, поданной участником закупки цены предложения в случае если в документации о закупке дополнительно установлена начальная (максимальная) цена без учета НДС.

Также указано на то, что Заявителем пропущен срок для оспаривания положений документации.

На заседании Комиссии Управления представитель АО «Горгаз» поддержал доводы, изложенные в жалобе. Указал, что установление Заказчиком в документации о запросе котировок «двойной» начальной (максимальной) цены: с НДС и без учета НДС противоречит нормам Закона о закупках. Указанное положение привело к неправомерному отклонению заявки общества.

На заседании Комиссии Управления представители АО «НИКИРЭТ» поддержали позицию, ранее изложенную в отзыве и письменных дополнениях.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения представителей АО «Горгаз», АО «НИКИРЭТ», Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, жалоба АО «Горгаз» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

  1. Относительно довода заявителя об установлении в извещении неправомерного порядка оценки ценового предложения участника закупки в части сопоставления ценовых предложений участников с учетом НДС и без учета НДС, что повлияло на выбор победителя запроса предложений, установлено следующее.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При осуществлении закупочной деятельности АО «НИКИРЭТ» руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (ЕОСЗ).

Как следует из материалов дела, в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru 31.10.2023 размещено извещение о проведении запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ: «Сети газопотребления для подключения газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства нежилого здания №738 АО «НИКИРЭТ» и поставку тепломеханического и газового оборудования (извещение №  32312910908 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) (далее – Извещение), а также соответствующая документация, в том числе, извещение о проведении запроса котировок, по форме, установленной Приложением № 15.1 к ЕОСЗ. Извещение и документация размещены также на электронной торговой АО «ЭТС-Фабрикант» (извещение № 3126005 размещено на сайте https://www.fabrikant.ru).

Наименование заказчика: АО «НИКИРЭТ».

Дата начала подачи котировочных заявок в электронной форме – 31.10.2023.

Дата и время окончания подачи котировочных заявок в электронной форме – 09.11.2023 09:00.

Дата подведения итогов – 23.11.2023.

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (в ЕИС) - 16 555 976,82 рублей.

Согласно пункту 8 части 1 Тома 1 «Общая и коммерческая части» извещения о проведении запроса котировок (далее – Извещение, закупочная документация) начальная (максимальная) цена договора: 16 555 976,82 руб. (Шестнадцать миллионов пятьсот пятьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят шесть рублей 82 копейки), включая НДС;

13 796 647,35 руб. (Тринадцать миллионов семьсот девяносто шесть тысяч шестьсот сорок семь рублей 35 копеек) без учета НДС.

 «Предложение участника о цене договора не должно превышать начальную (максимальную) цену договора в базисе поданной участником закупки цены.

В связи с тем, что в соответствии с законодательством РФ заказчик имеет право применить налоговый вычет НДС в отношении приобретаемых товаров (работ, услуг), единый базис сравнения ценовых предложений: без учета НДС.

Приведение ценовых предложений участников закупки к единому базису осуществляется путем вычета суммы НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, являющимися плательщиками НДС».

В соответствии с Протоколом № 3126005 (231031/243132/297) заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ: «Сети газопотребления для подключения газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства нежилого здания №738 АО «НИКИРЭТ» и поставку тепломеханического и газового оборудования от 16.11.2023 (далее – Протокол), на участие в закупке поступило две (2) заявки, из которых 1 заявка (заявка АО «Горгаз») отклонена.

Согласно пункту 2.2 Протокола комиссией заказчика принято решение отклонить заявку следующего участника - АО «ГОРГАЗ»:

«а) на основании подпункта е) пункта 8.3 Части 2 и пункта 8 Извещения о проведении закупки Части 1 документации по запросу котировок за несоответствие договорных условий, указанных в заявке на участие в закупке, требованиям документации, а именно:

- превышение начальной (максимальной) цены договора в базисе, поданной участником закупки цены предложения.

 

Требуемое значение НМЦ без НДС

Предлагаемое участником закупки

13 796 647,35 руб. (Тринадцать миллионов семьсот девяносто шесть тысяч шестьсот сорок семь рублей 35 копеек) без учета НДС

16 255 976,82 руб. (Шестнадцать миллионов двести пятьдесят пять тысяч девятьсот семьдесят шесть рублей 82 копейки) НДС не облагается

б) пункта а) 8.3 Части 2, и пункта 1 подраздела 2.1.2 «Требования к продукции» Части 1 документации по запросу котировок за несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения требованиям документации о закупке, а именно:

- в предлагаемом товаре не указаны конкретные технические решения, марки, модели и т.п. без указания слов «или аналог»;

-не указано наименование изготовителя каждого предлагаемого товара».

 

Требуемое значение

Предлагаемое участником закупки

Регулятор давления газа RG/2MB MADAS 8,5 - 18,0 кПа или аналог

Регулятор давления газа RG/2MB MADAS 8,5 - 18,0 кПа или аналог

Измерительный комплекс ИРВИС-Ультра-ПП-16-80-ВП-ГОТ (Qmax=800 м3/час) или аналог

Измерительный комплекс ИРВИС-Ультра-ПП-16-80-ВП-ГОТ (Qmax=800 м3/час) или аналог

Сигнализатор САКЗ-МК-2Е D 80 мм с клапаном КЗГЭМ-У или аналог

Сигнализатор САКЗ-МК-2Е D 80 мм с клапаном КЗГЭМ-У или аналог

Котёл газовый Q=1040 кВт Logano SK755 или аналог

Котёл газовый Q=1040 кВт Logano SK755 или аналог

Сборный дымоход или аналог

Сборный дымоход или аналог

Горелка газовая GR8/2-GZ диапазон мощности 390-1450 кВт или аналог

Горелка газовая GR8/2-GZ диапазон мощности 390-1450 кВт или аналог

Расширительный мембран. бак V=1000 л или аналог

Расширительный мембран. бак V=1000 л или аналог

Гидравлический разделитель из трубы ЭСВ D 530 мм L=1,2 м или аналог.

Гидравлический разделитель из трубы ЭСВ D 530 мм L=1,2 м или аналог.

Клапан 3-х ходовый смеситель с эл/приводом ESBE 80 мм или аналог

Клапан 3-х ходовый смеситель с эл/приводом ESBE 80 мм или аналог

Расширительный мембран. бак 50 л или аналог

Расширительный мембран. бак 50 л или аналог

Бак для подпиточной воды 500 л, с клапаном поплавковым или аналог

Бак для подпиточной воды 500 л, с клапаном поплавковым или аналог

Система КОМПЛЕКСОН-6 или аналог

Система КОМПЛЕКСОН-6 или аналог

Установка насосная для подпитки WILO Jet HWJ 20L 202 или аналог

Установка насосная для подпитки WILO Jet HWJ 20L 202 или аналог

Насос Wilo-Top-S 80/15 DM PN10 или аналог

НасосWilo-Top-S 80/15 DM PN10 или аналог

Насос Wilo-Atmos GIGA-B 125/285-18,5/4 или аналог

Насос Wilo-AtmosGIGA-B 125/285-18,5/4 или аналог

Клапан 3-х ходовой смесит. с эл/приводом Dy125 мм, ESBE или аналог

Клапан 3-х ходовой смесит. с эл/приводом Dy125 мм, ESBE или аналог

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что заявка АО «Горгаз» была отклонена закупочной Комиссией в связи с тем, что заявителем была предложена цена 16 255 976,82 руб, НДС не облагается, значение которой превысило значение начальной (максимальной) цены договора в базисе, поданной участником закупки цены предложения, установленного в закупочной документации в соответствии с ЕОСЗ.

Таким образом, порядок оценки заявок участников закупки установлен в зависимости от применяемой ими системы налогообложения.

Законом о закупках в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Закупочная процедура представляет собой совокупность действий заказчика, направленных на определение в порядке, установленном в положении о закупке, контрагента, с которым в последующем может быть заключен договор на лучших для заказчика условиях с точки зрения цены, качества и надежности закупаемых товаров (работ, услуг).

В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Закона о закупках, победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Согласно пунктам 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей). Указанным положением Возможность установления разных значений цены для участников закупки (в зависимости от применяемой ими системы налогообложения) не предусмотрено.

При определении в документации о закупке начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно значение такой цены для всех участников закупки (независимо от применяемой ими системы налогообложения), указав при этом, содержит или нет установленная цена НДС.

Наличие в закупочной документации нескольких значений начальной (максимальной) цены договора (цены лота) не соответствует положениям Закона о закупках и может привести к неоднозначному толкованию таких положений участниками закупки и необъективной оценке своих возможностей при определении в заявке ценового предложения такого участника.

Во исполнение требований части 20 статьи 3.2 Закона о закупках при проведении запроса предложений (и аналогичных процедур закупки) победитель определяется путем сравнения поступивших ценовых предложений и выигравшим признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения договора, где одним из критериев является цена договора. При этом заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений либо применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

В свою очередь, Закон о закупках не содержит норм, указывающих на возможность при осуществлении оценки заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложений участником без учета НДС.

Положения Закона о закупках и Налогового кодекса Российской Федерации не содержат норм, допускающих предоставление хозяйствующим субъектам, являющимся плательщиками НДС, преимуществ при участии в закупках. Применение при оценке заявок вычета НДС из ценовых предложений участников закупки, являющихся плательщиками указанного налога, может привести к созданию данным участникам преимущественных условий по сравнению с участниками, применяющими упрощенную систему налогообложения, то есть к созданию неравных условий и, соответственно, ограничению конкуренции, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации, применение упрощенной системы налогообложения организациями, в частности, предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДС.

В силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П, обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть лишь при выставлении налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога.

Из буквального толкования части 22 статьи 3.2, части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что заказчик в документации о закупке должен установить одно значение начальной (максимальной) цены договора для всех участников закупки (независимо от применяемой системы налогообложения); победителем в запросе предложений признается лицо, предложившее лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; одним из критериев оценки при проведении закупки может являться цена договора.

Применение спорного положения закупочной документации фактически приводит к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения, помимо его воли и вопреки сформированному им ценовому предложению, что не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимаются заказчиком без корректировки в сторону увеличения, таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получают те участники закупки, которые являются плательщиками НДС.

При указанных обстоятельствах Комиссия управления приходит к выводу о том, что определение в Извещении начальной максимальной цены с НДС и без учета НДС, а также порядка сравнения ценовых предложений участников в части приведения ценовых предложений участников закупки к единому базису путем вычета суммы НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, являющимися плательщиками НДС, с последующим  отклонением заявки участника закупки в связи с превышением начальной (максимальной) цены договора в базисе, поданной участником закупки цены предложения, является необоснованным и приводит к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

2. Относительно довода АО «Горгаз» о неправомерном отклонении заявки общества по причине несоответствия представленного технического предложения требованиям документации, а также ненаправления в его адрес запроса по уточнению заявки Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Пунктом 1 подраздела 2.1.2 «Требования к продукции» части 1 документации по запросу котировок установлено, что «участник в техническом предложении, предоставляемом в составе заявки на участие в закупке, обязан указать наименование изготовителя каждого предлагаемого товара, конкретные технические решения, марки, модели и т.п. без указания слов «или аналог («или эквивалент»)».

В соответствии с подпунктом а) пункта 8.3 части 2 документации по запросу котировок основанием для отказа в допуске является, в числе прочего несоответствие заявки, представленной на ЭТП, по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения.

По результатам анализа заявки АО «Горгаз» установлено, что по ряду предложенных позиций указано наименование товара со словами «или аналог», что свидетельствует о несоответствии технического предложения Общества требованиям закупочной документации.

Вместе с тем, пунктом 7.6 части 2 документации о запросе котировок предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии в определенных случаях комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в закупке (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор направляет уточняющие запросы.

В соответствии с пунктом 7.2 части 2 документации по запросу котировок в случае, если заявка на участие в закупке содержит положения, не соответствующие критерию отбора согласно подпункту г) (в части непревышения НМЦ, НМЦед) и (или) подпункту д) пункта 8.2, заявка такого участника на соответствие остальным критериям отбора не рассматривается, и информация об этом указывается в соответствующем протоколе.

  Согласно подпункту 7.8 части 2 закупочной документации не направляются участнику закупки запросы согласно пункту 7.6 настоящего раздела, если в соответствии с пунктом 8.3 настоящего Порядка имеются также иные основания для отказа в допуске к участию в закупке такого участника.

Так, в рамках жалобы установлено, что представленное в составе заявки ООО «Строй-Газ-Сервис» техническое предложение не содержало конкретные технические решения, марки, модели и т.п. Руководствуясь подпунктом б) пункта 7.6.3 части 2 извещения о проведении Запроса котировок закупочной комиссией АО «НИКИРЭТ» было принято решение об уточнении данной заявки.

Согласно пояснениям представителей АО «НИКИРЭТ», а также представленным на заседание комиссии документам ненаправление запроса в адрес АО «Горгаз» связано с наличием иных оснований отказа в допуске к участию в закупке, а именно превышением указанного Обществом ценового предложения значению НМЦ, установленного закупочной документацией.

  С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что необоснованное установление в Извещении порядка сравнения ценовых предложений участников (в части приведения к единому базису путем вычета суммы НДС из цен, предлагаемых участниками закупки, являющимися плательщиками НДС), что явилось одним из оснований отклонения заявки АО «Горгаз», привело к невозможности направления в адрес данного общества уточняющего запроса и последующего участия в оценочной стадии Запроса котировок.

Доводы АО «НИКИРЭТ» о выходе антимонопольного органа за пределы своих полномочий ввиду неправомерного рассмотрения жалобы на положения документации после окончания срока подачи заявок Комиссия Управления считает несостоятельными ввиду следующего.

При оценке правомерности и объективности результатов рассмотрения заявок необходимо установить причинно-следственную связь между положениями документации, на основании которых заявки рассматриваются и оцениваются. В данном случае оценка правомерности результатов рассмотрения заявок закупки невозможна без исследования законности установления положений документации.

В настоящем случае предусмотренный Извещением порядок оценки ценовых предложений, который привел к отказу в допуске АО «Горгаз» к участию в закупке, противоречит требованиям действующего законодательства.

При этом антимонопольный орган не выходил за пределы доводов жалобы.

С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о том, что наличие в Извещении нескольких значений начальной максимальной цены договора, а также определение порядка сравнения ценовых предложений участников в части приведения ценовых предложений участников закупки к единому базису, приводит к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая установленные нарушения Закона о закупках, Комиссия Управления принимает решение о необходимости выдачи заказчику предписание об устранении допущенных нарушений при организации и проведении торгов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Горгаз» (ИНН 5838004813, ОГРН 1115838000607, ул.Коммунальная, д.2, г.Заречный, 442961)  на действия Заказчика – Акционерное общество «Научно – исследовательский и конструкторский институт радиоэлектронной техники» (ИНН 5838015773, ОГРН 1225800010600, пр. Мира, стр.1, корп.1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) (далее - АО «НИКИРЭТ») при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ: «Сети газопотребления для подключения газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства нежилого здания №738 АО «НИКИРЭТ» и поставку тепломеханического и газового оборудования, (извещение № 32312910908 от 31.10.2023 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru, закупка № 3126005 от 31.10.2023 размещена на сайте www.fabrikant.ru) обоснованной.

2.      Признать заказчика – АО «НИКИРЭТ» (ИНН 5838015773, ОГРН 1225800010600, пр. Мира, стр.1, корп.1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.      Выдать заказчику – АО «НИКИРЭТ» (ИНН 5838015773, ОГРН 1225800010600, пр. Мира, стр.1, корп.1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации запроса котировок.

4.      Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны