Решение (комиссия) №ЕП/2400/24 Решение от 28 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-311/2024

 

«27» мая 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие:

- заявителя – Н<...> (о дне, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом);

- организатора торгов – финансового управляющего М<...> (о дне, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом);

рассмотрев жалобу Н<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего М<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Н<...>(сообщение № 14058507 от 03.04.2024 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,


 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области из Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу 07.05.2024 поступила жалоба Н<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего М<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Н<...> (сообщение № 14058507 от 03.04.2024 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).

Из жалобы заявителя следует, что финансовый управляющий не направил посредством почтовой или электронной связи, информационных систем либо иным возможным способом остальным участникам долевой собственности уведомление о намерении продать долю в праве общей долевой собственности с публичных торгов и о наличии у участников долевой собственности преимущественного права покупки продаваемой доли.

Правовая позиция финансового управляющего М<...> изложена в письменном отзыве на жалобу от 14.05.2024 вх. № 3710-ЭП/24. Из позиции организатора торгов следует, что согласно утвержденному определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Положению об условиях и о сроках реализации имущества, принадлежащего должнику, продажа имущества осуществляется путем проведения открытых торгов в форме публичного предложения с открытой формой представления предложений о цене имущества, торги проводятся на электронной площадке. По результатам торгов определен победитель, однако, договор с победителем до настоящего момента не заключен.

Из материалов жалобы Н<...> не следует, что продажа имущества должника могла сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке.

Довод о не предоставлении организатором торгов права преимущественной покупки имущества должника, подлежит оставлению без рассмотрения, в связи с тем, что указанный вопрос не относится к порядку организации, проведения торгов или заключения договора.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 08.05.2024 № ЕП/2146/24 назначено и проведено 16.05.2024 в 11 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 16.05.2024 представители заявителя и организатора торгов не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 16.05.2024 № ЕП/2233/24 назначено и проведено 27.05.2024 в 10 часов 00 минут.

22.05.2024 в материалы дела финансовым управляющим М<...> в качестве доказательств уведомления сособственников общей долевой собственности об использовании преимущественного права приобретения имущества представлены копии реестров почтовых отправлений от 15.05.2024, от 22.05.2024.

На рассмотрение жалобы 27.05.2024 представители заявителя и организатора торгов не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба Н<...> подана в пределах срока, установленного статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, жалоба Н<...>подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

Порядок продажи имущества должника в процедурах банкротства регламентируется положениями статей 110, 111, 139 Закона о банкротстве.

В силу статей 110 и 139 Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника, признанного банкротом, включает в себя последовательное проведение первых, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.10.2023 по делу № А56-76798/2023 Н<...> признана несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим утвержден М<...>

03.04.2024 организатором торгов - финансовым управляющим М<...>на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 14058507 о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Н<...>

Также, информация о проведении торгов размещена на сайте ЭТП ООО «А-Коста» (сообщение № 5352-ОТПП размещено на сайте https://www.akosta.info/trade-main.html).

Предмет торгов:

Лот №1: Здание жилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010131:649. Доля в праве 8/33. Площадь 27.8 кв.м.

Цена: 76 186 руб. 74 коп.

Лот №2: Здание нежилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010131:3446. Доля в праве 8/33. Площадь 3.8 кв.м.

Цена: 2 109 руб. 22 коп.

Лот №3: Здание нежилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010131:3447. Доля в праве 8/33. Площадь: 12.4 кв.м.

Цена: 5 162 руб. 04 коп.

Лот №4: Здание нежилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010131:3448. Доля в праве 8/33. Площадь: 3 кв.м.

Цена: 1 248 руб. 88 коп.

Лот №5: Здание нежилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010131:3472. Доля в праве 8/33. Площадь: 8.7 кв.м.

Цена: 7 826 руб. 32 коп.

Лот №6: Здание нежилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010131:3473. Доля в праве 8/33. Площадь: 8.7 кв.м.

Цена: 4 829 руб. 00 коп.

Лот №7: Здание нежилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010131:3474. Доля в праве 8/33. Площадь: 7.3 кв.м.

Цена: 4 051 руб. 92 коп.

Лот №8: Здание нежилое. Кадастровый (условный) номер 90:18:010132:2050. Доля в праве 8/33. Площадь 27.5 кв.м.

Цена: 19 080 руб.13 коп.

Дата и время начала подачи заявок – 05.04.2024 в 12:00

Дата и время окончания подачи заявок – 17.05.2024 в 12:00

В соответствии с протоколами об определении участников торгов и о результатах торгов от 12.04.2024 на участие в процедуре поступила 1 (одна) заявка. Данный заявитель признан участником и победителем торгов, поскольку первым представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества не ниже начальной цены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 213.26 Закона о банкротстве в течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий обязан представить в арбитражный суд положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и должно соответствовать правилам продажи имущества должника, установленным статьями 110, 111, 112, 139 настоящего Федерального закона.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2024 по делу № А56-76798/2023 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника-гражданина Н<...>(далее – Положение).

Пунктом 11 Положения предусмотрено что, в течение пяти дней с даты утверждения Арбитражным судом Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника финансовый управляющий сособственнику (сособственникам) реализуемого имущества в соответствии со статьей 255 ГК РФ направляет предложение об использовании преимущественного права приобретения имущества, находящегося в общей долевой собственности. Собственник (собственники) в течение 30 календарных дней с даты отправления финансовым управляющим в адрес собственника (собственников) Положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника могут воспользоваться правом преимущественной покупки доли имущества, находящегося в общей долевой собственности, путем направления письменного согласия об использовании преимущественного права сособственника на приобретение указанной доли имущества. В случае направления сособственником согласия на приобретение доли имущества в праве общей долевой собственности, финансовый управляющий в течение пяти дней со дня получения письменного согласия переходит к заключению договора купли-продажи указанной доли имущества. В случае направления сособственником (сособственниками) письменного отказа или не предоставлении ответа в течение 30 дней после направления указанного уведомления, финансовый управляющий переходит к реализации имущества по средствам торгов.

Из вышеуказанного следует, что процедура направления финансовым управляющим предложения об использовании сособственником преимущественного права приобретения имущества, находящегося в общей долевой собственности, является самостоятельной и не относится к порядку организации, проведения торгов или заключения договоров по результатам торгов.

Вместе с тем, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен специальный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

В данном случае заявитель обжалует действия финансового управляющего М<...>, выразившиеся в не уведомлении сособственников о наличии у них преимущественного права приобретения имущества, находящегося в общей долевой собственности.

Обжалуемые действия финансового управляющего М<...>не связаны с процедурой подготовки, организации и проведения торгов.

В свою очередь, соотнесение действий финансового управляющего нормам Закона о банкротстве находится в компетенции арбитражного суда, осуществляющего судебный контроль за процедурой банкротства.

Также Комиссия отмечает, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В определении от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 Верховным Судом Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

Рассматриваемые торги проведены с целью продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к гражданину Н<...>

Доказательства, свидетельствующие о том, что продажа имущества физического лица могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке, не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Н<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего М<...>при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Н<...> (сообщение № 14058507 от 03.04.2024 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

ООО «А-Коста»
ИНН 2308084984, ОГРН 1022301213725