Определение №339-2 Заключение об обстоятельствах дела от 15 февраля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 058/01/13-418/2022

«9» февраля 2023 года                                                                                      г.Пенза

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

- <...> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- <...> – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- <...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

рассмотрела дело № 058/01/13-418/2022 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом «Молком» (ИНН 5835089294, 440031, г.Пенза, ул.Курская, д.70, далее – ООО «ТД «Молком») пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закона о торговой деятельности),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение от Общества с ограниченной ответственностью «Скидкино» (ИНН 5837078851, далее – ООО «Скидкино», Заявитель) по вопросу обоснованности установления отпускных цен на реализуемую молочную продукцию, производителем которой является Акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» (ИНН 5837006078, далее – АО «Молочный комбинат «Пензенский»).

Из обращения следует, что по результатам самостоятельно проведённого Заявителем мониторинга розничных цен на продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» установлено незначительное различие розничных цен (уже с учётом торговой надбавки) в федеральных торговых сетях («Ашан», Лента», «Метро») от цен, по которым ООО «Скидкино» приобретает молочную продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» для дальнейшей реализации.

При таких обстоятельствах ООО «Скидкино» указывает на изначальное установление различных отпускных цен на продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» для реализации в федеральные и региональные торговые сети.

В рамках рассмотрения обращения установлено, что продукция АО «Молочный комбинат «Пензенский» реализуется через ООО «ТД «Молком».

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ООО «ТД «Молком» установлены признаки нарушения Закона о торговой деятельности.

Приказом от 10 июня 2022 года № 73 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «ТД «Молком» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившегося в создании дискриминационных условий.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Целями настоящего Закона являются, в том числе, обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения (статья 1 Закона о торговой деятельности).

В развитие указанных выше целей Закон о торговой деятельности торговле, в числе прочего, предполагает наличие у поставщиков продовольственных товаров равных условий для заключения договоров поставок с хозяйствующим субъектом, осуществляющими торговую деятельность посредством организации торговой сети.

В ходе рассмотрения дела № 058/01/13-418/2022 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

ООО «Скидкино» осуществляет деятельность на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами на территории Пензенской области под коммерческим обозначением «Скидкино».

В силу пункта 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

На территории Пензенской области действуют более двух торговых объектов, находящихся под управлением ООО «Скидкино» с коммерческим обозначением «Скидкино».

Таким образом, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности ООО «Скидкино» относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

АО «Молочный комбинат «Пензенский» является производителем молочной продукции.

В соответствии с договором <...>

Договоры на поставку продукции АО «Молочный комбинат «Пензенский» контрагентам заключаются ООО «ТД «Молком», таким образом реализация продукции осуществляется через ООО «ТД «Молком».

Из пояснений и представленных документов установлено, что ООО «ТД «Молком» является единственным контрагентом АО «Молочный комбинат «Пензенский», продукция отпускается по одному прайс-листу, вне зависимости от того, какому контрагенту она в дальнейшем будет реализована.

Так, ООО «ТД «Молком» заключены следующие договоры поставки со следующими торговыми сетями:

- ООО «Скидкино» – договор поставки № 248 от 01.11.2020 г.,

- ООО «Караван 24» – договор поставки № 281 от 09.11.2020 г.,

- ООО «Караван» – договор поставки № 8 от 01.01.2021 г.,

- ООО «Караван у дома» – договор поставки № 158 от 01.06.2021 г.,

- ООО «СПАР Миддл Волга» – договор поставки № 259 от 01.12.2021 г.,

- ООО «Ашан» и ООО «Атак» – договор № Н 12998 от 01.09.2015 г.,

- ООО «Лента» – договор поставки № С-24454 от 01.01.2017 г.,

- ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» – договор поставки № 34019 от 01.02.2015 г.,

- ООО «Копейка-Саров» – договор поставки № СВ-6/604-КС от 15.05.2014 г.,

- ООО «Агроторг» – договор поставки № СВ-6/605-АТ от 15.05.2014 г.,

- АО «Торговый дом «Перекресток» – договор поставки № СВ-6/606-ТД от 15.05.2014 г.,

- АО «Тандер» – договор поставки № ГК/18124/18 от 01.01.2017 г. (далее – торговые сети, контрагенты).

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности ООО «Караван», ООО «Караван 24», ООО «Караван у дома», ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга» относятся к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, поскольку каждый из хозяйствующих субъектов имеет более двух торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением.

Из документов, представленных по запросу Пензенского УФАС России за период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г., установлено следующее.

Стоимость на отпускаемую продукцию производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» устанавливается Прайс-листами, которые утверждаются генеральным директором ООО «ТД «Молком».

Так, в ООО ТД «Молком» на каждую дату изменения цены одновременно утверждаются и действуют следующие прайс-листы:

- «Прайс-лист – федеральные сети»,

- «Прайс-лист – региональные сети»,

- «Прайс-лист – оптовый».

В ходе анализа и сопоставления «Прайс-листов – федеральные сети» и «Прайс-листов – региональные сети» выявлено, что на одни и те же позиции товара и дату утверждения прайс-листа устанавливается различная цена (Таблица № 1). Отпускные цены для региональных торговых сетей выше отпускных цен, установленных для федеральных торговых сетей.

 

Цены, утверждённые Прайс-листом – федеральные сети, распространяются на следующие торговые сети: ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга».

Цены, утверждённые Прайс-листом – региональные сети, с 01.12.2021 г. распространяются на ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома».

До 1 декабря 2021 года, в соответствии с представленными документами, торговым сетям ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» реализовывалась продукция по ценам, утверждённым Прайс-листом – федеральные сети.

Нормативными актами Российской Федерации и Пензенской области не закреплено понятий «федеральная торговая сеть» и «региональная торговая сеть».

Однако, Положением о ценообразовании и предоставлении скидок на готовую продукцию, утверждённом генеральным диктором ООО ТД «Молком» 01.09.2021 г. (далее – Положение), отражено определение «Федеральные сети» и «Региональные сети» при формировании прайс-листов. Критериями отнесения торговой сети к федеральной или региональной является нахождение представительств данной торговой сети более, чем в пяти регионах Российской Федерации и менее чем в пяти регионах, соответственно (пп.2.6, 2.7 Положения).

В соответствии с пунктом 3 Приказа о введении в действие Положения от 31.08.2021 г. № 13/1 для покупателей, договоры поставки с которыми были заключены до 01.09.2021 г., установлен переходный период на срок до 01.12.2021 г. В силу пункта 4 данного Приказа необходимо уведомить хозяйствующих субъектов о переходе на новые прайс-листы/увеличении стоимости продукции, путём направления уведомления либо ценовой спецификации, и довести до них настоящий Приказ.

Вместе с тем, исходя из представленных ценовых <...>», а также уведомлений от ООО «ТД «Молком», торговые сети уведомлены об изменении цены. Сведений о «переходе» их на новые Прайс-листы – региональные сети в связи с утвержденными критериями направленные документы не содержат.

Доказательства того, что ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» были уведомлены об отнесении их к критерию «Региональные сети», влекущему последующую реализацию продукции по более высокой цене, чем другим торговым сетям, отсутствуют.

Таким образом, критерии, по которым отдельным участникам рынка оказывается предпочтение, ООО «ТД «Молком» публично не раскрыло. Потенциальные и действующие покупатели лишены возможности ознакомиться с указанными критериями и повлиять на условие договора о цене товара.

Вместе с тем, согласно письму ООО «Скидкино» от 20.12.2022 г., Общество осуществляет свою деятельность на территории 5 субъектов Российской Федерации: Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области, а также Республика Мордовия.

Исходя из материалов дела, ни при заключении договоров поставки, ни на момент отнесения хозяйствующих субъектов к тому или иному прайс-листу, а также в ходе исполнения договоров, информация о количестве регионов, в которых находятся представительства контрагентов, не проверяется Ответчиком, и объективно не может оправдывать преимущественное положение торговых сетей, отнесённых к федеральным.

Учитывая изложенное, довод ООО «ТД «Молком» об отнесении сетей к Прайс-листам «Федеральные сети» и «Региональные сети» в соответствии с принятым Положением и установленными критериями, Комиссия Пензенского УФАС России находит необоснованным.

Письмами ООО «Караван» (№ 11ф от 19.12.2022 г.), ООО «Караван 24» (от 21.12.2022 г.) и ООО «Караван у дома» (от 21.12.2022 г.), поступившими в Пензенское УФАС России, хозяйствующие субъекты сообщают об ущемлении их прав и интересов при установлении цены на продукцию исходя из отнесения к вышеуказанным критериям. Такие действия носят дискриминационный характер, поскольку ставят отдельные торговые сети в неравное положение по сравнению с другими, в результате чего последние получают возможность реализовать соответствующую продукцию потребителю по более низкой цене.

ООО «ТД «Молком» самостоятельно и необоснованно разделяя контрагентов (торговые сети) на «Региональные» и «Федеральные», устанавливая для них различные цены, ставит таких хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности, в неравное положение, предоставляя федеральным торговым сетям неконкурентные преимущества перед региональными.    

Довод ООО «ТД «Молком» о том, что различная цена для торговых сетей формируется исходя из экономических показателей, поскольку, как правило, поставка продукции в федеральные торговые сети осуществляется централизованно в логистические центры, а не в отдельности в каждый магазин, не находит своего подтверждения и опровергается материалами дела.

Как следует из представленных документов (сведения о фактических адресах доставки продукции в торговые сети), доставка продукции осуществляется непосредственно в магазины, как в случае с федеральными торговыми сетями, так и с региональными. Более того, количество торговых точек, куда осуществляется доставка продукции, в два раза больше у федеральных сетей, чем у региональных.

Также в ходе рассмотрения дела не находит своего подтверждения довод ООО «ТД «Молком» относительно утверждения прайс-листами различных цен для торговых сетей по причине их заинтересованности в сотрудничестве с федеральными торговыми сетями, поскольку реализация продукции осуществляется на территории других субъектов (как установлено Положением – более 5), по следующим основаниям.  

Продукция производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» реализуется в тех субъектах РФ, куда осуществляется её доставка ООО «ТД «Молком». Данное обстоятельство подтверждается первичными бухгалтерскими документами по приёму-передаче продукции на складе грузополучателя, представленными Ответчиком на запрос Комиссии о подтверждении реализации федеральными торговыми сетями продукции АО «Молочный комбинат «Пензенский» на территории иных субъектов Российской Федерации (определение от 05.07.2022 г.). Доказательства реализации продукции на территории прочих субъектов РФ отсутствует.

При заключении договора поставки между ООО «ТД «Молком» и контрагентами торговые точки и адреса поставок не согласовываются, то есть Ответчик не может заранее располагать данными о количестве торговых точек и субъектах, по которым будет достигнута договорённость на реализацию продукции, а по каким поставка будет прекращена в ходе исполнения договоров.

Указанные обстоятельства формируются и изменяются в процессе исполнения заключенного договора в каждом отдельном случае. Однако, изменение количества субъектов (в большую или меньшую сторону), в которые контрагенту осуществляется поставка продукции, не изменяет его положения в градации торговых сетей на федеральные и региональные, то есть не изменяет условий (цены) реализации.

Из приведённой Таблицы № 2 видно, например, что поставка в <...>

Также Комиссией отмечено, что по состоянию на март 2022 года реализация в торговые сети <...>

Однако, как видно из материалов дела, указанные обстоятельства не повлияли на положение торговых сетей и не изменили факт отнесения их к тому или иному прайс-листу. Поставка же продукции в адрес одного контрагента на территорию 5 и более субъектов не осуществлялась.

В свою очередь, сам по себе факт нахождения представительств торговой сети на территории 5 и более субъектов РФ, как утверждено Положением, не может влиять на продвижение в этих субъектах продукции АО «Молочный комбинат», поскольку её реализация в таких субъектах не осуществляется.  

Одновременно с этим, частью 4 статьи 9 Закона о торговой деятельности установлено, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определённого количества продовольственных товаров.

Выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается (часть 6 статьи 9 Закона о торговой деятельности).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает единственное условие предоставления вознаграждения хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, – приобретение определённого количества товара.

Утверждение прайс-листов с различными ценами для разных контрагентов, отнесённых к тому или иному прайс-листу исходя из самостоятельно установленных критериев, ставит хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по средством организации торговой сети, в неравные условия, вне зависимости от объёма выкупаемой ими продукции.

Таким образом ООО «Торговый дом «Молком», осуществляющее поставку продукции, изначально, до согласования цены в договоре, устанавливает различные цены для контрагентов.

Комиссией Пензенского УФАС России проанализирован объём выкупаемой продукции торговыми сетями и размер вознаграждения, выплаченный Ответчиком за 10 месяцев (01.09.2021 г.-30.06.2022 г.) (Таблица № 3).

Из представленной ООО «ТД «Молком» информации об объёмах выкупаемой продукции торговыми сетями за период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г., можно сделать вывод, что объём выкупаемой продукции ООО «Скидкино» значительно превышает объём выкупаемой продукции большинства торговых сетей, отнесённых к «федеральным» (ООО «СПАР Миддл Волга», ООО «Ашан», ООО «Атак», ООО «Лента», ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», ООО «Копейка-Саров», АО «Торговый дом «Перекресток»). Аналогичная ситуация прослеживается и у ООО «Караван» и ООО «Караван 24».

Торговая сеть ООО «Караван 24» за 8 месяцев осуществления деятельности выкупила такой же объём продукции, что и АО «ТД «Перекресток», ООО «Атак» и ООО «Лента», а также значительно больше, чем ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров» и ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» за 10 месяцев.

Из представленных данных в Таблице № 3 наглядно видно, что при объёме выкупаемой продукции региональными сетями и сумме выручки, равными и большими объёму и выручке от выкупа большинства федеральных сетей, размер вознаграждений существенно разниться.

Таким образом, при изначальном предоставлении одним торговым сетям, отнесённым к федеральным, преимуществ перед другими (региональными), путём установления различных цен на отпускаемую продукцию, в последующем положение региональных сетей не компенсируется и не уравнивается за счёт выплаты премий (вознаграждения) за приобретаемый объём.  

На заседании Комиссии от 21.07.2022 г. представитель Ответчика указал, что цена на продукцию, которая формируется с учётом всех затрат и необходимой прибыли организации, эта цена, определённая прайс-листом для региональных торговых сетей. В целях сотрудничества с федеральными торговыми сетями цена на продукцию в соответствующем прайс-листе снижена за счёт уменьшения размера прибыли.

Одновременно с этим, из анализа калькуляции стоимости продукции, сформировавшейся в прайс-листах, следует, что размер прибыли, заложенный в «Прайс-лист – федеральные сети» и «Прайс-лист – региональные сети», примерно одинаковый. Напротив, незначительно прослеживается установление большего размера прибыли в прайс-листе для федеральных сетей (Приложение № 1 к письму ООО «ТД «Молком» от 06.10.2022 г. на Определение от 13.09.2022 г.).

Также из указанной калькуляции установлено, что на различное формирование итоговой стоимости в прайс-листах для федеральных и региональных сетей влияют затраты по статье «Логистика». Сумма логистических затрат в прайс-листе – региональные сети более чем в 2 раза превышает сумму в прайс-листе – федеральные сети в разрезе по каждому виду продукции.

На запрос Комиссии ООО «ТД «Молком» представлены расшифровки формирования стоимости доставки 1 кг продукции контрагентам в разрезе по маршрутам, из которых установлено следующее.

Доставка продукции контрагентам осуществляется Ответчиком. В целях осуществления доставки ООО «ТД «Молком» заключены следующие договоры:

- договор экспедиции б/н от 01.02.2014 г. с АО «Молочный комбинат «Пензенский»,

- договор на выполнение транспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом № 1 от 01.10.2018 г. с ООО «Синцево «ЛСН-777».

Приложениями к настоящим Договорам определена стоимость доставки 1 тн продукции по каждому маршруту.

В соответствии с расшифровкой Стоимость доставки 1 кг продукции определяется как <...>

Сумма транспортных издержек на контрагента зависит от показателя <...>.

В свою очередь, размер <...>) находится в прямой зависимости от двух показателей:<...>(Таблица № 4

                       

Представители ООО «ТД «Молком» указывают на то, что расстояние до контрагента на маршруте зависит от очередности доставки ему продукции, которая осуществляется в соответствии с «окнами» доставки, которые согласовываются поставщиком с торговыми сетями.

Таким образом, контрагент, который стоит в конце очереди по доставке несёт бо́льшие затраты, то есть он вынужден оплачивать расходы, в том числе, затраченные на доставку в предшествующие адреса других контрагентов.

В соответствии с представленными в расшифровке данными за период с 06.09.2021 г. по 19.09.2021 г. и с 14.02.2022 г. по 27.02.2022 г. можно сделать вывод о том, что доставка в региональные сети (ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома») осуществляется в конце рейса.

К такому выводу Комиссия приходит по результатам сравнительного анализа километража каждой торговой сети, указанного в расшифровке и применённого в расчёте стоимости доставки 1 кг продукции (Таблица № 4). Расстояние, которое машина проезжает до региональных сетей, значительно больше, чем расстояние до федеральных сетей, в результате чего стоимость транспортных расходов отличается в 2 раза. Такая ситуация в отношении региональных сетей прослеживается на постоянной основе, даже при доставке продукции в адрес федеральной и региональной сетей, расположенных по одному адресу (в соседних зданиях). То есть, например, сначала продукция доставляется по адресам федеральных сетей, а затем машина возвращается назад для доставки в региональную сеть.    

Указанные обстоятельства не опровергаются и представителями ООО «ТД «Молком».

Одновременно с этим, анализ расшифровки транспортных расходов показал, что аналогичная ситуация относительно большого расстояния и суммы транспортных расходов для ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» существовала и во время нахождения торговых сетей среди «Федеральных», до перевода в «Прайс-лист – региональные сети» с более высокой ценой на продукцию (до 01.12.2021 г.).

Вместе с тем, согласно письмам ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» поставщик самостоятельно определяет время доставки, согласование времени ООО «ТД «Молком» с указанными хозяйствующими субъектами никогда не осуществлялось. Заключенными договорами определена обязанность поставщика осуществить доставку не позднее 16 часов. Доставка в магазины осуществляется, как правило, в первой половине дня – до 12 часов, в редких случаях до 13-14 часов.  

Сумма транспортных расходов заложена в стоимость продукции и отражена в прайс-листах. Вместе с тем, контрагенты не осведомлены о существовании условий по формированию цены исходя из расстояния и очередности доставки, как и не осведомлены о существовании различных цен. Данная информация региональным торговым сетям не доводится и не раскрывается. Таким образом, торговые сети, отнесённые к региональным, не имеют возможности влиять на итоговую стоимость, за которую они приобретают товар.

В пункте 2 статьи 9 Закона о торговой деятельности установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора, к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ № Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

При этом под доступом к информации названный закон понимает возможность получения информации и её использования (пункт 6 статьи 2).

При таком способе распределения транспортных расходов ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» поставлены в неравное положение с федеральными торговыми сетями и вынуждены оплачивать дополнительно возложенные на них затраты исходя из сформировавшегося расстояния в результате доставки продукции другим контрагентам.

Из совокупности всех вышеуказанных обстоятельств и сравнительных анализов видно, что по объёму и сумме выкупаемой продукции, по расположению адресов доставок и их количеству, ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» находятся в равных условиях с большинством иных торговых сетей, отнесённых к федеральным.

Таким образом, неравное положение, в которое Ответчиком поставлены ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» по отношению к другим торговым сетям путём формирования различной стоимости продукции и отнесения к различным прайс-листам, ничем не обусловлено.

Пензенским УФАС России сделаны запросы производителям продукции первой необходимости на территории Пензенской области, доставка которых осуществляется регулярно.

Из писем АО «Пензенский хлебозавод № 2», АО «Пензенский хлебозавод № 4» и ООО «Каменский маслозавод» следует, что розничная реализация продукции контрагентам осуществляется по единому прайс-листу. Транспортные расходы на доставку продукции не распределяются между контрагентами по точкам доставки и не зависят от очерёдности доставки.

Принимая во внимания вышеописанные обстоятельства Комиссия Пензенского УФАС России не усматривает объективного обоснования разных цен, установленных для торговых сетей в отношении одних и тех же товаров. ООО «ТД «Молком» необоснованно предоставляются преимущества отдельным торговым сетям путём установления для них более низких цен, относительно других таких же торговых сетей.

В силу пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Под дискриминационными условиями понимаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Закон о защите конкуренции).

В разъяснениях ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» указано, что характер дискриминационных условиям договора придает не их формальное отличие от условий договоров с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов по сравнению с другими при прочих равных условиях.

Для признания условий дискриминационными необходимо установить, что такие условия ставят одного хозяйствующего субъекта в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Данный запрет связан с отсутствием объективного обоснования разных цен в отношении одного и того же товара.

В соответствии с Порядком проведения анализа (в ред. Приказа ФАС России от 12.03.2020 г. № 261/20) обязанность проведения анализа товарного рынка (в том числе в виде отдельного документа) при рассмотрении дел по пункту 4 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности не предусмотрена.

Согласно части 5.1 статьи 4.5 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения настоящего дела антимонопольным органом за период с 01.09.2021 г. по 30.06.2022 г. (10 месяцев) проанализированы цены на реализуемую продукцию, договоры поставок, заключенные ООО «ТД «Молком» с торговыми сетями, объёмы поставок продукции, сумму выручки от каждой торговой сети, размер выплаченных вознаграждений торговым сетям, количество магазинов и адресов доставок продукции, частота таких поставок, ассортимент поставляемой продукции.

Продуктовые границы рассматриваемого рынка, исходя из предметов заключенных договоров, определены как поставка молочной продукции производства АО «Молочный комбинат «Пензенский» в торговые сети.

Географическими границами рассматриваемого рынка являются г.Пенза и Пензенская область.

Исходя из представленных документов состав хозяйствующих субъектов образуют следующие торговые сети: ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24», ООО «Караван у дома», ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга».

Довод ООО «ТД «Молком» о том, что Общество не является субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, не относится к рассматриваемому делу.

Признаки нарушения ООО «ТД «Молком» квалифицированы по пункту 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, а не по Закону о защите конкуренции.

Положения статьи 13 Закона о торговой деятельности распространяют своё действие на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки в торговые сети. Наличие либо отсутствие у хозяйствующего субъекта доминирующего положения не влияет на направленность действия данной нормы.

Учитывая изложенное, в ходе рассмотрения дела Комиссией Пензенского УФАС России установлено, что действия ООО «ТД «Молком» по установлению различных цен для торговых сетей на отпускаемую продукцию, в результате которых торговые сети ООО «Скидкино», ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Караван у дома» поставлены в неравное положение по сравнению с другими торговыми сетями: ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер» и ООО «СПАР Миддл Волга», установлены признаки нарушения Закона о торговой деятельности.

Таким образом, в действиях ООО «Торговый дом «Молком» содержатся признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившиеся в создании дискриминационных условий.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

 

Председатель Комиссии                                                                      <...>

Члены Комиссии                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны