Решение №1525-3 решение от 14 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/01/17-104/2021

«14» мая 2021 года                                                                                                        г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» апреля 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «14» мая 2021 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

- <...>– заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

- <...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- <...>. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

представителя Отдела образования Администрации Пачелмского района Пензенской области (далее – Отдел образования):

- <...>. – представителя по доверенности от 12.04.2021 № 2;

представителя Администрации муниципального района Пачелмский район Пензенской области:

- <...>. – представителя по доверенности от 23.03.2021 № 1;

рассмотрев дело № 058/01/17-104/2021 по признакам нарушения Администрацией муниципального района Пачелмский район Пензенской области и Отделом образования Администрации Пачелмского района Пензенской области требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Пачелмского района Пензенской области поступила информация о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении Администрацией муниципального района Пачелмский район Пензенской области электронных аукционов: Приобретение в муниципальную собственность Пачелмского района Пензенской области жилого помещения (квартиры) у застройщика в строящемся или готовом (введенном в эксплуатацию) многоквартирном доме (доме блокированной застройки) для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в р.п. Пачелма, извещения №№ 0155300036920000068, 0155300036920000069.

Приказом Пензенского УФАС России от 18.02.2021 № 16 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело № 058/01/17-104/2021 в отношении Отдела образования администрации Пачелмского района Пензенской области, Администрации муниципального района Пачелмский район Пензенской области по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при организации и проведении аукционов в электронной форме «Приобретение  в муниципальную собственность Пачелмского района Пензенской области жилого помещения (квартиры) у застройщика в строящемся или готовом (введенном в эксплуатацию) многоквартирном доме (доме блокированной застройки) для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Пачелма».

Определением от 24.02.2021 рассмотрение дела назначено на 15.03.2021.

На заседании Комиссии 15.03.2021 представители Отдела образования пояснили, что жилые помещения в рамках Аукционов приобретены за счет средств бюджета Пензенской области. Формирование Аукционной документации осуществлено Администрацией, которая в последующем утверждена начальником Отдела образования. Указали, что изменение в контрактах в части слов «состоящую из двух жилых комнат» на «однокомнатную квартиру» внесены Отделом образования на основании протокола разногласий, направленного <...>. в адрес Отдела на стадии направления проекта контракта. Дополнили, что требование о приобретение жилых помещений у застройщика установлено в целях приобретения нового жилья. Также пояснили, что предусмотренное в Техническом задании условие о том, что жилое помещение должно состоять из двух жилых комнат, является технической ошибкой.

Определением от 15.03.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-104/2021 назначено на 29.03.2021.

На заседании Комиссии 29.03.2021 представитель Администрации указал, что Администрация является уполномоченным органом по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд органов местного самоуправления и бюджетных учреждений Пачелмского района  Пояснил, что формирование Аукционной документации осуществлено Администрацией, которая в последующем утверждена начальником Отдела образования, при этом техническое задание установлено Отделом образования.

На заседании Комиссии 29.03.2021 представитель Отдела образования поддержал доводы, изложенные ранее, новых доводов не заявлено.

На заседании Комиссии 29.03.2021 председатель Комиссии указал на необходимость отложения рассмотрения дела № 058/01/17-104/2021 для принятия заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 29.03.2021 рассмотрение дела № 058/01/17-104/2021 назначено на 12.04.2021.

На заседании Комиссии 12.04.2021 представители сторон по настоящему делу поддержали доводы, изложенные ранее, новых доводов не заявлено.

На заседании Комиссии 12.04.2021 председатель Комиссии огласил заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 12.04.2021 рассмотрение дела после оглашения заключения об обстоятельствах дела, отложено и назначено к рассмотрению на 29.04.2021.

Возражений или дополнений на заключение об обстоятельствах дела сторон, участвующих в деле, Комиссии антимонопольного органа представлено не было.

На заседании Комиссии 29.04.2021 представители сторон по настоящему делу поддержали доводы, изложенные ранее, новых доводов не заявлено.

Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 1, частью 5 статьи 10 Закона Пензенской обл. от 22.12.2006 N 1176-ЗПО "О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области" органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области наделяются государственными полномочиями Пензенской области по обеспечению лиц, указанных в части 1 статьи 5 Закона Пензенской области от 12 сентября 2006 года N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской области", (далее в настоящей части - граждане) жилыми помещениями, в том числе, по приобретению (строительству) жилых помещений в целях их последующего предоставления гражданам.

Отдельными государственными полномочиями, предусмотренными пунктами 1 - 12 части 3 статьи 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления Башмаковского, Бековского, Белинского, Бессоновского, Вадинского, Городищенского, Земетчинского, Иссинского, Каменского, Камешкирского, Колышлейского, Кузнецкого, Лопатинского, Лунинского, Малосердобинского, Мокшанского, Наровчатского, Неверкинского, Нижнеломовского, Никольского, Пачелмского, Пензенского, Сердобского, Сосновоборского, Спасского, Тамалинского, Шемышейского муниципальных районов и городских округов городов Заречного, Кузнецка, Пензы.

Согласно паспорту подпрограммы № 3 муниципальной программы Пачелмского района Пензенской области «Развитие образования в Пачелмском районе Пензенской области на 2014-2024 годы», утвержденной постановлением Администрации Пачелмского района Пензенской области, одной из задач подпрограммы является обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Ответственный исполнитель данной подпрограммы – Отдел образования администрации Пачелмского района Пензенской области (далее – Отдел образования).

В соответствии с Приложением № 6.2 на 2020 год из бюджета Пензенской области по основному мероприятию «Субвенция на строительство и приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено финансирование из бюджета Пензенской области в размере 2 513, 8 тыс.руб.

Постановлением Администрации Пачелмского района Пензенской области уполномоченным органом по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления Пачелмского района, нужд бюджетных учреждений Пачелмского района, определена Администрация Пачелмского района Пензенской области (далее – Администрация, Уполномоченный орган).

Администрацией 10.09.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru  размещено извещение № 0155300036920000068 о проведении аукциона в электронной форме «Приобретение  в муниципальную собственность Пачелмского района Пензенской области жилого помещения (квартиры) у застройщика в строящемся или готовом (введенном в эксплуатацию) многоквартирном доме (доме блокированной застройки) для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Пачелма» (далее – Аукцион) и соответствующая Аукционная документация.

Согласно Информационной карте (раздел 1 Документации об Аукционе):

- Заказчик: Отдел образования (п.4);

- Уполномоченное учреждение: Администрация (п.3);

- Наименование объекта закупки: Приобретение в муниципальную собственность Пачелмского района Пензенской области жилого помещения (квартиры) у застройщика в строящемся или готовом (введенном в эксплуатацию) многоквартирном доме (доме блокированной застройки) для детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей в р.п. Пачелма».ОКПД 2 - 68.10.11.000: Услуги по покупке и продаже жилых зданий и занимаемых ими земельных участков (п.4);

 - Начальная (максимальная) цена контракта: 1 253 000,00 (один миллион двести пятьдесят три тысячи) рублей 00 копеек. Цена контракта включает в себя стоимость жилого помещения с учетом всех затрат Продавца, связанных с исполнением контракта, в том числе расходов на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей (п.8.1);

Источник финансирования закупки – средства бюджета Пензенской области (п.8.3);

- Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: 18.09.2020 (п.25);  

- Дата проведения Аукциона – 21.06.2020 (п.27).

В соответствии с пунктом 6 Информационной карты «Информация о количестве товара, объеме выполнения работ, оказания услуг» подробное описание приобретаемого товара приведено в техническом задании (приложение 1 к информационной карте аукциона).

В пункте 7.1 Информационной карты «Требования к качеству поставленного товара, требования к его безопасности и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика» указано «В соответствии с техническим заданием (приложение 1 к информационной карте электронного аукциона). 

В Приложении № 1 к информационной карте, размещенном в рамках настоящей закупки, содержится Техническое задание объекта закупки (далее – Техническое задание).

Согласно Техническому заданию:

- количество закупаемого товара: одно жилое помещение (планировка включает в себя: наличие жилой комнаты, кухни, ванны и туалета (допускается совмещенный санузел)), площадью не менее 25 кв.м не более 35 кв.м., которая на момент подписания Контракта может быть расположена в строящемся или готовом многоквартирном доме, в том числе в доме блокированной застройки, указанном в п.2 ч.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (п.3);

- в отношении многоквартирного дома (дома блокированной застройки) должна, в соответствии с пунктом 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, обязательно быть проектная документация, которая получила положительное заключение экспертизы;

- жилое помещение (квартира) должно иметь две жилые комнаты, кухню, прихожую (коридор), санузел (раздельный или совмещенный) (п. 5.3.);

- на момент  подписания акта приема – передачи квартир жилое помещение (квартира) должно находиться в собственности  застройщика, что подтверждается документами в соответствии с действующим законодательством (п.10);

- порядок и сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке результатов такой приемки: в соответствии с условиями проекта контракта.

Пунктом 1.1. Проекта контракта (раздел 3 Аукционной документации) предусмотрено, что «Предметом настоящего контракта является приобретение в муниципальную собственность Пачелмского района Пензенской области жилого помещения (квартиры) у застройщика в строящемся или готовом (введенном в эксплуатацию) многоквартирном доме (доме блокированной застройки) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Пачелма. Расположенного по адресу Пензенская область, Пачелмский район. Р.п. Пачелма, ул. ____, дом ___, кв.___, общей площадью ___кв.м., состоящую из двух жилых комнат, соответствующую требованиям, изложенным в Техническом задании (Приложение 1 к настоящему контракту), описанию квартиры на момент подписания контракта (Приложение 2 к настоящему контракту)».

 Согласно протоколу от 18.09.2020 № 0155300036920000068-1 на участие в Аукционе подана 1 (одна) заявка (индивидуального предпринимателя Тенишева М.Р.), рассмотрев которую аукционной комиссией было принято решение о соответствии ее требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и (или) документации. По результатам Аукциона муниципальный контракт заключен с <...>

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно части 2 статьи 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, предусмотрено, что жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ установлено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5 Закона Пензенской обл. от 12.09.2006 N 1098-ЗПО "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта квартиры или жилые дома специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений общей площадью жилого помещения, равной 30 квадратным метрам (далее - жилые помещения специализированного жилищного фонда).

Размер общей площади жилого помещения специализированного жилищного фонда, предусмотренный абзацем первым данной части, может быть изменен, но не более чем на пять квадратных метров.

В соответствии с частями 1,2 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната.

Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.

Исходя из изложенного, при установлении в Аукционной документации требования о приобретении жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме (доме блокированной застройки) исключает возможность приобретения жилого помещения, являющегося жилым домом.

Действующим законодательством РФ обязательных требований о приобретении жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей «в многоквартирном доме (доме блокированной застройки)», у «застройщика», а также, что приобретаемое жилое помещение «должно иметь две жилые комнаты», не установлено.

Рассматриваемые действия по установлению вышеуказанных требований к приобретаемому жилому помещению для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей также имели место при проведении идентичного аукциона в электронной форме, извещение № 0155300036920000069 размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru., по результатам проведения которого муниципальный контракт заключен также с <...>

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Установление в аукционной документации данных условий, привело к невозможности участия в Аукционе собственников жилых помещений, не являющихся застройщиками, имеющих индивидуальные жилые дома, а равно жилые помещения, состоящие из одной или более чем двух жилых комнат, отвечающих иным требованиям закупки, и имеющих намерение продать данное жилое помещение. 

Правовых оснований установления в Аукционной документации вышеуказанного требования к приобретаемому жилому помещению (квартиры), в антимонопольный орган не представлено.

Ссылки представителей Отдела образования на то, что содержащееся в техническом задании Аукционной документации требование о том, что жилое помещение (квартира) должно иметь две жилые комнаты является технической ошибкой, противоречат тому обстоятельству, что условие о двух жилых комнатах также содержится в проекте контракта (раздел 3 Аукционной документации), а также в направленном <...>контракта для его подписания.

Установление в Техническом задании Аукционной документации рассматриваемых требований к жилому помещению (квартире), привело (могло привести) к сокращению круга потенциальных участников Аукциона.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения.

Временной интервал исследования товарного рынка определен 2020 год.

Предметами торгов являются приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей (ОКВЭД 68.10.).

Состав участников торгов ограничен одним хозяйствующим субъектом – индивидуальным предпринимателем <...>, с которым впоследствии заключены муниципальные контракты.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что постановлением администрации Пачелмского района от 25.12.2013 № 394 утвержден Регламент взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа при определении поставщиков, исполнителей, подрядчиков в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд органов местного самоуправления Пачелмского района и нужд бюджетных учреждений Пачелмского района (с последующими изменениями) (далее – Регламент).

 В соответствии с пунктами 4, 7, 10 Регламента по этапам закупки: «Подготовка и направление в Уполномоченный орган, в том числе технического задания (п.4.1), сведений о предмете контракта, гражданско-правового договора (п.4.3.)», «Утверждение документации о закупке» (п.7), «Формирование и направление победителю процедуры закупки контракта, гражданско-правового договора» (п.10) исполнителем является Заказчик (Отдел образования). Также согласно пункту 7 Регламента ответственность за утверждение документации о закупке несет Заказчик.

Аукционные документации по Аукционам № 0155300036920000069 и № 0155300036920000068, в которых содержатся вышеуказанные требования к жилому помещению (квартире), утверждены начальником Отдела образования.

Исходя из изложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что в действиях Отдела образования по установлению в Техническом задании Аукционной документации конкретных требований к объекту закупки привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке и нарушению части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения настоящего дела актов (действий) Администрации при организации и проведении аукционов в электронной форме «Приобретение  в муниципальную собственность Пачелмского района Пензенской области жилого помещения (квартиры) у застройщика в строящемся или готовом (введенном в эксплуатацию) многоквартирном доме (доме блокированной застройки) для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Пачелма», которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции не установлено, в связи с чем, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях Администрации признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписании, в том числе, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Установив указанное нарушение, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым выдать Отделу образования предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

 

1. Признать Отдел образования администрации Пачелмского района Пензенской области нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в результате совершения при организации и проведении аукционов в электронной форме «Приобретение  в муниципальную собственность Пачелмского района Пензенской области жилого помещения (квартиры) у застройщика в строящемся или готовом (введенном в эксплуатацию) многоквартирном доме (доме блокированной застройки) для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в р.п. Пачелма» действий, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Отделу образования администрации Пачелмского района Пензенской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

3. Производство по делу № 058/01/17-104/2021 в отношении Администрации муниципального района Пачелмский район Пензенской области по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях данного лица нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу антимонопольного органа для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, допустивших установленное нарушение антимонопольного законодательства, к административной ответственности.

Связанные организации

Связанные организации не указаны