Решение №058/06/104-537/2022 13.07.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы п... от 19 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

РНП № 058/06/104-537/2022

 

«19» июля 2022 года                                                                           г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок (далее – Инспекция, Инспекция Управления) в составе:

  • <…> – руководителя Инспекции, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – члена Инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза)

  • <…> (представитель по доверенности),

со стороны ИП <…> (далее также Предприниматель):

  • <…> (представитель по доверенности);

рассмотрев представленные заказчиком – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» документы и сведения об индивидуальном предпринимателе <…>, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Поставка материалов для аппроксимации полостей, тканей и сосудов» (извещение № 0355100002722000113 от 21.04.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (реестровый номер контракта 1583507566122000167), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

 

13.07.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза) (вх. 3327э) – о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <…> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Поставка материалов для аппроксимации полостей, тканей и сосудов» (извещение № 0355100002722000113 от 21.04.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (реестровый номер контракта 1583507566122000167).

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 13.07.2022 (исх. № 1406-4э) назначено на 19.07.2022 в 14 часов 00 минут.

Представители заказчика и поставщика участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении от 12.07.2022, дополнительно изложил обстоятельства расторжения контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения, считает, что сведения об ИП <…> подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.

На заседании Комиссии представитель ИП <…> поддержала доводы, изложенные в письменных пояснениях от 14.07.2022, считает, что ИП <…> предпринимались все действия для надлежащего исполнения контракта. Представитель пояснила, что товар, указанный в контракте, Предприниматель планировала закупить у производителей – ООО «ПТО «Медтехника» и ООО «Волоть». По независящим от сторон обстоятельствам, в связи с введением иностранными государствами политических, экономических санкций, мер ограничительного характера, сроки поставки сырья для производства товара увеличиваются на 2-2,5 месяца, таким образом поставка товара в указанные в контракте сроки не представляется возможной. Представитель ИП <…> пояснила, что Предприниматель добросовестно приступила к исполнению контракта, указала на то, что Предпринимателем осуществлена оплата товара для поставки в соответствии с заявками Заказчика.

В результате осуществления проверки сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением поставщиком обязательств по контракту, Инспекцией Управления установлено следующее.

21.04.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355100002722000113 о проведении электронного аукциона «Поставка материалов для аппроксимации полостей, тканей и сосудов» для нужд заказчика – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза).

Начальная (максимальная) цена контракта – 8 141 900,00 руб.

В электронном аукционе приняли участие 7 участников.

В соответствии с протоколом № 0355100002722000113 подведения итогов определения поставщика от 05.05.2022 победителем аукциона признана ИП <…>

23.05.2022 по итогам проведения электронной процедуры между ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза) и ИП <…> заключен гражданско-правовой договор (контракт) № 112 – АЭФ на поставку материалов для аппроксимации полостей, тканей и сосудов (Далее – Контракт №112-АЭФ).

Реестровый номер контракта – 1583507566122000167.

Цена контракта – 2 999 494,50 руб.

Из пункта 1.1 Контракта № 112-АЭФ следует, что Поставщик обязуется поставить Заказчику материалы для аппроксимации полостей, тканей и сосудов (далее – товар), по цене и в количестве согласно Спецификации поставляемого товара (Приложение № 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Из пункта 1.2 Контракта № 112-АЭФ следует, что предусмотренные настоящим Контрактом товары приобретаются Заказчиком для их использования при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе больным в неотложной и экстренной форме, и пациентам детского возраста, в связи с чем, любая недопоставка товаров, любая просрочка поставки, поставка товаров с недостатками (включая нарушение требований к качеству товаров), поставка с нарушением условий об ассортименте, комплекте, нарушение требований к упаковке, описанию, маркировке, инструкции, нарушение требований к остаточному сроку годности поставляемых товаров, требований к условиям хранения и транспортировки товаров, к порядку оформления сопроводительных документов считаются существенным нарушением условий настоящего контракта и могут привести к последствиям, указанным в разделах 4, 8 и 11 настоящего Контракта.

Срок выполнения работ по контракту: с даты заключения контракта до 30.12.2022 (пункт 11.1 Контракта № 112-АЭФ).

Согласно пункту 3.1 Контракта № 112-АЭФ в рамках исполнения Контракта поставка товара Заказчику осуществляется по адресу: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза), 440071, г. Пенза, ул. Стасова, 6 аптечный склад, с даты заключения Контракта по 05 декабря 2022 года в течение пяти календарных дней по заявке Заказчика, оформленной в устной или письменной форме. Заявка заказчика оформляется не чаще 3 (трех) раз в месяц.

Из пункта 3.2 Контракта № 112-АЭФ следует, что поставщик обязуется осуществлять каждую поставку в строгом соответствии с заявкой Заказчика. Заключением настоящего Контракта Стороны согласовали, что:

- подтверждение заявки Заказчика, направленной Поставщику в соответствии с п.3.1 настоящего Контракта, со стороны Поставщика не требуется;

- поставщик безоговорочно принимает на себя обязательство поставлять товары в любых необходимых Заказчику ассортименте и количестве, указанных в направляемых Поставщику заявках, в пределах наименований товаров, предусмотренных Приложением № 1 к настоящему Контракту, являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта.

Как установлено в пункте 5.4.1 Контракта № 112-АЭФ, Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить товар в соответствии с условиями Контракта.

Пунктом 11.5 Контракта № 112-АЭФ установлено, что Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно положениям статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в том числе в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Таким образом, нормами законодательства и условиями контракта предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

Согласно материалам по обращению, после заключения Контракта № 112-АЭФ ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза) направило в адрес ИП <…> заявку (исх. от 23.05.2022 №858) на поставку материалов для аппроксимации полостей, тканей и сосудов.

30.05.2022 ИП <…> был направлен ответ, в соответствии с которым срок изготовления продукции производителями увеличивается от 10 недель до 2-2,5 месяцев. Поставка товаров, указанных в заявке не была осуществлена.

31.05.2022 ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза) направило в адрес ИП <…> заявку (от 31.05.2022 №908) на поставку материалов для аппроксимации полостей, тканей и сосудов. ИП <…> по вышеуказанной заявке товар поставлен не был.

08.06.2022 ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза) направило в адрес Предпринимателя Претензию (исх. №948 от 08.06.2022г.) с требованием осуществить поставку товара в кратчайший срок. Кроме того, была направлена заявка на поставку материалов для аппроксимации полостей, тканей и сосудов от 08.06.2022 №950.

09.06.2022 ИП <…> направлен ответ на претензию согласно которому Предприниматель заказала и оплатила указанный в заявках товар, однако в связи с увеличением срока изготовления товара производителями, поставить его в предусмотренные контрактом сроки не представляется возможным.

В связи с невыполнением ИП <…> обязательств по контракту, на основании п. 11.5 Контракта № 112-АЭФ в адрес исполнителя направлено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 112-АЭФ от 23.05.2022.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона);

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта № 112-АЭФ размещено в единой информационной системе 16.06.2022, кроме того, направлено Предпринимателю на адрес электронной почты. Датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата по истечении пятнадцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе. Датой надлежащего уведомления ИП <…> об одностороннем отказе от исполнения контракта является 01.07.2022.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

В установленный срок поставщиком не устранены нарушения, товар в адрес заказчика не поставлен.

12.07.2022 – дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной установлено, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Документы и сведения, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков, поступили в антимонопольный орган 13.07.2022, то есть в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078) (далее - Правила) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно пункту 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Как установлено Инспекцией Управления, процедура одностороннего отказа от исполнения контракта осуществлена в соответствии с Законом о контрактной системе.

Учитывая все обстоятельства расторжения контракта, тот факт, что поставщиком неоднократно нарушен срок поставки товара, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является правомерным и соответствует положениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Как следует из документов и информации, представленных в рамках рассмотрения обращения, ИП <…> в рамках исполнения Контракта № 112-АЭФ неоднократно нарушила срок поставки товара. Данное обстоятельство подтверждается представленными как поставщиком, так и заказчиком доказательствами, не отрицается ИП <…>

Вместе с тем, Инспекцией Управления установлено, что поставщиком – ИП <…> – заказан и оплачен товар, указанный в заявках (платежными поручениями от 23.05.2022 на сумму 231 155,93 рублей, 24.50.2022 на сумму 267 219,60 рублей, 24.05.2022 на сумму 59 099,04 рублей). Предпринимателем представлены письма от производителей ООО «ПТО «Медтехника» и ООО «Волоть» об увеличении сроков изготовления товара в связи с введением иностранными государствами, государственными учреждениями иностранных государств, государственных объединений, союзов мер ограничительного характера. Подавая заявку на участие в закупке, ИП <…> предполагала к поставке товар именно указанных производителей, поскольку, как сообщено заказчиком, в состав ее заявки были включены регистрационные удостоверения на медицинские изделия двух рассматриваемых производителей.

Установлено, что в ходе исполнения контракта поставщик вел переписку с заказчиком по вопросу поставки товара, объясняя причину задержки товара, указывая на срок, по истечении которого товар будет изготовлен, не уклоняясь и отказываясь от исполнения контракта.

Учитывая изложенное, Инспекция полагает, что исполнитель имел заинтересованность в полном исполнении обязательств по контракту, при этом отсутствуют основания полагать, что исполнитель, действуя недобросовестно, имел намерение уклониться от исполнения взятых на себя обязательств.

При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении ИП <…> в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения ИП <…>

Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Инспекция Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ИП <…> в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Инспекция Управления

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные заказчиком – ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Минздрава России (г. Пенза) – об индивидуальном предпринимателе <…> в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Инспекции                                                                                       <…>

 

Члены Инспекции                                                                                                   <…>

 

  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны