Аналитический отчет б/н Аналитический отчет от 30 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о состоянии конкуренции на рынке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в рамках рассмотрения дела № 058/01/16-191/2020

 

I. Общие положения

В рамках рассмотрения дела № 058/01/16-191/2020 был проведен анализ состояния конкуренции в объеме необходимом для принятия решения.

Методической основой анализа является Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Цель проведения исследования:

- оценка состояния конкурентной среды на рынке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства на территории с. Алферьевка Пензенской области.

При проведении анализа были использованы следующие нормативно-правовые акты и отраслевые документы:

- Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе);

- Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;

- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26.01.1996 N 14-ФЗ;

- ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка, согласно пункту 2.1 Порядка проведения анализа, определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Согласно части 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 2.2 Порядка проведения анализа, ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке проводится в случае необходимости исследования сложившихся характеристик исследуемого товарного рынка.

Рынок работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства не подвержен сезонным изменениям спроса, предложения и сложившихся цен, т.е. является стабильным в течение года.

Так как для целей данного исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, а также учитывая период действия соглашения, заключенного между МБОУ СОШ с. Алферьевка и ООО «Алюминстрой», то за временной интервал исследования товарного рынка необходимо принять 2019 г.

В соответствии с требованиями пункта 2.4. Порядка проведения анализа, все характеристики товарного рынка в данном аналитическом отчете определены в пределах одного временного интервала 2019 г.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Как следует из пункта 3.2 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей (как физических, так и юридических лиц) о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу.

Мнение покупателей определяется в результате сплошного или выборочного опроса покупателей или анализа предмета договоров, на основании которых осуществляется реализация товара.

Применительно к делу о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/16-191/2020 покупателем выступает – общеобразовательное учреждение, созданное в целях обеспечения и реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления в сфере образования (муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Алферьевка).

В силу статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии с пунктом 1.2 Устава МБОУ СОШ с. Алферьевка, Учреждение исполняет полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сфере образования.

Выполнение строительно-монтажных работ – капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка осуществлено в рамках проведения мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом (Соглашение о предоставлении субсидий № 112 от 01.09.2019).

МОБУ СОШ с. Алферьевка и ООО «Алюминстрой» на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключены 3 договора на выполнение строительно-монтажных работ – капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка, а именно:

- договор подряда от 24.10.2019 № 119/19 на сумму 598 641, 84 руб. на выполнение работ по демонтажу дверных коробок, полотен, наличников, демонтажу и устройству полов, очистке и окрашиванию потолков;

- договор подряда от 24.10.2019 № 120/19 на сумму 213 742, 80 руб. на выполнение работ по окрашиванию потолков, покрытию полов лаком, устройству плинтусов и дверных проемов;

- договор подряда от 24.10.2019 № 130/19 на сумму 43 266, 96 руб. на выполнение работ по демонтажу светильников для люминесцентных ламп и монтажу светильников со светодиодной решеткой.

Таким образом, исходя из предмета заключенных контрактов, предварительные границы товарного рынка определены как работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

1. В соответствии с положениями пункта 3.4 Порядка проведения анализа, предварительное определение товара в данном Аналитическом отчете проводится на основе:

а) Условия договора, заключенного в отношении товара.

Как следует из материалов дела, по условиям заключенных между МОБУ СОШ с. Алферьевка и ООО «Алюминстрой» контрактов исполнитель принимает на себя обязательства по капитальному ремонту спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка.

Заключенные сторонами контракты по своей правовой природе являются договорами строительного подряда, правовое регулирование которых предусмотрено нормами параграфов 1 и 3 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Условия договора строительного подряда регламентированы параграфом 3 раздела 37 ГК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 ГК РФ).

В данном аналитическом отчете определение товара проведено на основе соглашения, заключенного между общеобразовательным учреждением и хозяйствующим субъектом.

Согласно заключенным между МБОУ СОШ с. Алферьевка и ООО «Алюминстрой» договорам, предметом контрактов являются работы по капитальному ремонту спортивного зала общеобразовательного учреждения - школы.

Исходя из анализа предмета рассматриваемого соглашения, предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как капитальный ремонт объекта капитального строительства.

б) Нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность

Отношения по капитальному ремонту объектов (далее – градостроительные отношения) регулируются Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ).

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2 статьи 1 ГрК РФ).

В силу пункта 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Таким образом, Градостроительным кодексом РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства определен как самостоятельный вид деятельности.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17 августа 2016 г. N 572/пр утвержден Свод правил СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (далее – Свод правил).

Согласно пункту 3.1.13 Свода правил, общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и/или среднего общего образования.

К организациям, осуществляющим общеобразовательную деятельность, относятся школы начального, основного и общего среднего образования, БНК, СПШ, школа с углубленным изучением отдельных дисциплин (пункт 4.1 Свода правил).

Свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее – Санитарные правила).

Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

Вышеуказанными, нормативными правовыми актами регламентируются правила капитального ремонта такого объекта капитального строительства, как здание общеобразовательной организации, а именно, спортивного зала школы.

в) Общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности

Виды экономической деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указываются в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее – ОКВЭД).

Так, в соответствии со справочником ОКВЭД вид деятельности «Строительство жилых и нежилых зданий» отнесен к группе 41.20.

Эта группировка включает:

- строительство всех типов жилых домов, таких как: одноквартирные и многоквартирные, включая многоэтажные здания;

- строительство всех типов нежилых зданий, таких как: здания для промышленного производства, например, фабрики, мастерские, заводы и т.д., больницы, школы, административные здания, гостиницы, магазины, торговые центры, рестораны, здания аэропорта и космодрома, крытые спортивные сооружения, гаражи, включая гаражи для подземной автомобильной парковки, склады, религиозные здания;

- сборку и монтаж сборных сооружений на строительном участке;

- реконструкцию или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений.

Таким образом, на основании источников, предусмотренных подпунктами «а», «б» и «в» пункта 3.4 Порядка проведения анализа продуктовыми границами исследуемого товарного рынка следует признать: «Строительство жилых и нежилых зданий» (код ОКВЭД – 41.20).

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, согласно пункту 3.5 Порядка проведения анализа анализируются:

- функциональное назначение, в том числе, цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

- качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

- цена;

- условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

- иные характеристики.

Функциональное назначение товара – капитальный ремонт объекта капитального строительства для осуществления общеобразовательной деятельности.

Применение товара – удовлетворение муниципальной нужды по обеспечению населения сельского поселения благоприятными условиями для обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Качественные и технические характеристики – капитальный ремонт спортивного зала школы в соответствии с разработанной проектной документацией (в объеме, установленном локальными сметами на выполнение соответствующих работ).

Цена - цена работы в договоре подряда может быть определена путем составления сметы (пункт 3 статьи 709 ГК РФ).

Условия реализации. Проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании контракта, который заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (статья 527 ГК РФ).

Проведение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В настоящем случае закупка работ осуществлена заказчиком в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая потребность заказчика, объект заключенного между МБОУ СОШ с. Алферьевка и ООО «Алюминстрой» соглашения, функциональное назначение и применение, качественные и технические характеристики, капитальный ремонт спортивного зала школы – не имеет заменителей.

На основании изложенного продуктовые границы товарного рынка определены как капитальный ремонт объекта капитального строительства – спортивного зала школы (ОКВЭД 2 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий»).

 

IV. Географические границы товарного рынка

Под географическими границами товарного рынка понимается граница территории, на которой приобретатель приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно пункту 10.9 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты - участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

Соглашение, заключенное между МБОУ СОШ с. Алферьевка и ООО «Алюминстрой», направлено на предоставление ООО «Алюминстрой» преимущественного права на заключение договоров на выполнение строительно-монтажных работ – капитального ремонта спортивного зала МБОУ СОШ с. Алферьевка.

Границы территории, на которой осуществляет свои полномочия участвующее в соглашении общеобразовательное учреждение (МБОУ СОШ с. Алферьевка), ограничена территорией муниципального образования – с. Алферьевка.

ООО «Алюминстрой», как участник антиконкурентного соглашения, осуществляло свою деятельность на территории с. Алферьевка.

В связи с вышеизложенным, географические границы товарного рынка определены как территория с. Алферьевка Пензенской области.

Связанные организации

Связанные организации не указаны