Решение б/н Решение по делу от 16 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/01/17-281/2019

 

                                                                                                                      г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» августа 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» августа 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- П... – председателя Комиссии, заместителя руководителя Пензенского УФАС России;

- В... – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы,

- К... – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы;

при участии ответчика – представителей Акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (АО «ФНПЦ «ПО «Старт» ИМ. М.В. Проценко»; ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, Проспект Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) Я... (доверенность № 60-01/1657 от 28.12.2018) и Г... (доверенность № 60-01/772 от 08.07.2019);

в отсутствие заявителя и заинтересованного лица,

рассмотрев дело № 058/01/17-281/2019, возбужденное в отношении Акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении закупки в форме открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика (извещение № 31907597864 от 01.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило заявление хозяйствующего субъекта, содержащее сведения о возможном нарушении Акционерным обществом «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» антимонопольного законодательства при проведении закупке в форме открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика (извещение № 31907597864 от 01.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее по тексту – запрос котировок).

По результатам рассмотрения данного заявления в действиях организатора закупки – Акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» усмотрены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17  Закона о защите конкуренции при проведении закупке в форме открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика (извещение № 31907597864 от 01.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее по тексту – запрос котировок).

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 07.06.2019 № 82 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «ФНПЦ «ПО «Старт» ИМ. М.В. Проценко» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении закупке в форме открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика (извещение № 31907597864 от 01.03.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее по тексту – запрос котировок).

Определением от 10.06.2019 рассмотрение дела № 058/01/17-281/2019 назначено на 11.07.2019.

04.07.2019 ООО «ВКСМ-НСК» представило письменные пояснения, указав, что к поданной заявке на участие в запросе котировок были приложены не все необходимые документы.

Вместе с тем, на основании запроса АО «ФНПЦ «ПО «Старт» ИМ. М.В. Проценко» посредством электронной почты были предоставлены недостающие документы, а именно Устав, выписка из ЕГРЮЛ и информация о бенефициарах.

Также ООО «ВКСМ-НСК» представило ходатайство о рассмотрении дела № 058/01/17-281/2019 в отсутствие представителей ООО «ВКСМ-НСК».

На рассмотрении дела 11.07.2019 представители АО «ФНПЦ «ПО «Старт» ИМ. М.В. Проценко» пояснили, что по собственной инициативе было принято решение об отмене результатов запроса котировок и пересмотре заявок по причине неверного толкования положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925, в тоже время заявка ООО «ВКСМ-НСК», содержащая не полный пакет документов, предусмотренных Извещением, была допущена к участию в запросе котировок.

Определением от 11.07.2019 рассмотрение дела № 058/01/17-281/2019 отложено и назначено на 26.07.2019.

На заседании Комиссии 26.07.2019 председатель Комиссии огласил заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 26.07.2019 рассмотрение дела 058/01/17-281/2019 отложено и назначено на 16.08.2019.

Изучив материалы дела, представленные документы и информацию, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления установила следующее.

Закупка товаров, работ, услуг заказчика – АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» – регулируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В силу п.п. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними положением о закупке.

При осуществлении закупочной деятельности АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» руководствуется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее также – ЕОСЗ, Положение о закупке).

01.03.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком – АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» - размещено извещение № 31907597864 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика. В документах извещения размещены Извещение о проведении закупки, «Общая и коммерческая части» (Том 1), «Техническая часть» (Том 2), «Проект договора» (Часть 3) (далее – Закупочная документация).

Начальная (максимальная) цена договора – 527 787,90, включая НДС.

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: «01» марта 2019 года.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 09-00 (время московское) «15» марта 2019 года.

Закупка проводится на электронной торговой площадке (ЭТП) «b2b-center» в сети «Интернет» по адресу: www.b2b-center.ru в порядке, установленном регламентом данной ЭТП в соответствии с условиями и требованиями закупочной документации.

Закупочной документацией установлено, что закупка проводится с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (пункт 2 Извещения о проведении закупки).

Согласно протоколу № 1198883 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу котировок на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика от 21.03.2019, на участие в запросе котировок поданы три заявки – ООО «БИК», ООО «ВКСМ-НСК», ООО «Веста».

Заявки ООО «ВКСМ-НСК» и ООО «Веста» допущены к дальнейшему участию в запросе котировок с ценовыми предложениями 506 034,00 руб. и 511 000,00 руб. соответственно. Победителем запроса котировок признано ООО «Веста» с наименьшей ценой заявки с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 (434 350,00 руб. с учетом НДС).

22.03.2019 заказчиком размещено извещение, согласно которому заявки участников были рассмотрены повторно, принято решение об аннулировании протокола № 1198883. Кроме того, размещен протокол № 1198883-1 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу котировок на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика от 22.03.2019, в соответствии с которым принято решение направить участнику ООО «ВКСМ-НСК» запрос о предоставлении отсутствующих сведений, в частности, об уточнении места и условий поставки товара.

Из пояснений АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» следует, что после подведения итогов торгов заказчиком были выявлены ошибки, допущенные при рассмотрении и оценке заявок участников закупочной процедуры, а именно, неверное применение положений Постановления № 925. В связи с изложенным заказчиком принято решение об устранении данных нарушений путем повторного рассмотрения заявок участников запроса котировок.

Протоколом № 1198883-2 заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии и подведению итогов по запросу котировок на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика от 03.04.2019 победителем запроса котировок с наименьшей ценой заявки признано ООО «ВКСМ-НСК». Согласно данному протоколу, приоритет в соответствии с Постановлением № 925 не был предоставлен товарам участников запроса котировок.

Изучением представленных по запросу антимонопольного органа документов и информации установлено следующее.

Подпунктом б) пункта 1.1 части 1 статьи 5.1 ЕОСЗ (в действовавшей на момент проведения закупки редакции) установлено, что при подготовке к проведению закупки заказчик устанавливает, в частности, требования к участникам закупки, в том числе в части устранения коренных причин несоответствий в случаях и порядке, установленных распорядительными документами генерального директора Корпорации, в случаях, установленных Стандартом – требования к субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям, в том числе в части прохождения аудита достоверности данных, проводимого в установленном распорядительным документом генерального директора Корпорации порядке, критерии отбора и оценки заявок участников закупки, значение таких критериев и величины их значимости (если порядком проведения закупки предусмотрена оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке) (в соответствии с приложением № 10).

Приложением № 10 к ЕОСЗ определена методика установления требований и критериев оценки заявок в документации о закупке, рассмотрения заявок участников (отборочная и оценочная стадии).

В соответствии с пунктом 2 Основных положений главы 1 Приложения № 10 к ЕОСЗ, при проведении процедуры закупки способом «запрос котировок» в извещении о проведении запроса котировок (документации по запросу котировок) устанавливаются, в частности, требования к участникам запроса котировок, предусмотренные пунктами 1.1) – 1.6), 1.8), 1.9), 1.10) подраздела 1.1 настоящей Методики – вне зависимости от предмета закупки и размера НМЦ.

Подразделом 1.1 Раздела 1 Главы 1 Приложения № 10 к ЕОСЗ установлены обязательные требования к участникам закупки, не зависящие от предмета закупки, устанавливаемые в каждой документации о закупке.

В частности, пунктом 1 установлено, что участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки.

Документами, подтверждающими соответствие установленному требованию, в частности, являются:

  • копии документов о государственной регистрации из следующих:
  • для юридических лиц – копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка из ЕГРЮЛ);
  • для индивидуальных предпринимателей – копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - выписка ЕГРИП).

Выписка из ЕГРЮЛ или выписка из ЕГРИП должна быть получена не ранее чем за 6 месяцев (а если были изменения – то не ранее внесения таких изменений в соответствующий реестр) до дня официальной публикации извещения о проведении закупки; допускается предоставление указанных выписок, сформированных с помощью сайта http://egrul.nalog.ru/;

  • для иных физических лиц – копии документов, удостоверяющих личность;

для иностранных лиц – копии документов о государственной регистрации в качестве субъекта гражданского права в соответствии с законодательством государства по месту нахождения, сопровождающиеся переводом на русский язык; в составе заявки, предоставляемой в бумажной форме, данные документы предоставляются легализованными (допускается апостилирование) с нотариально заверенным переводом на русский язык;

б) копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки на участие в закупке от имени участника закупки (документы, подтверждающие полномочия лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа (для юридического лица); если заявка на участие в закупке подписывается по доверенности, то в составе заявки также предоставляется такая доверенность). Если заявка на участие в закупке и (или) входящие в ее состав документы подписаны разными лицами, то документы, подтверждающие полномочия лица на подписание заявки и (или) входящих в ее состав документов, должны быть представлены на каждого подписавшего в соответствии с полномочиями;

в) копии учредительных документов в действующей редакции (для юридических лиц) и др.

В соответствии с приведенными нормами Положения о закупке, АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» в закупочной документации по проведению открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку системы вентиляции из стеклопластика установлены требования к участникам закупки, субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям (подраздел 2.1 Части 1 Тома 1 «Общая и коммерческая части»).

В соответствии с Закупочной документацией к заявке на участие в рассматриваемой закупке в форме электронных документов прикладываются документы, указанные в подразделе 2.1 настоящей закупочной документации (подраздел 2.2 Части 1 Тома 1 «Общая и коммерческая части»).

Разделом 1 Приложения № 12 к ЕОСЗ установлен порядок проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме.

Согласно пункту 5.1 подраздела 5 раздела 1 Приложения № 12 к ЕОСЗ, для участия в закупке участник должен подать заявку на участие в закупке (предложение, предоставляемое с использованием функционала и в соответствии с регламентом ЭТП, сделанное в электронной форме с приложением комплекта электронных документов, указанных в разделе 2 части 1 документации, содержание и оформление которых соответствует требованиям документации в срок, указанный в извещении о проведении закупки, а также (для заказчиков второй группы) предоставляемое иностранными участниками, заявка которых не подписана ЭП на ЭТП, в бумажной форме согласно пункту 5.6 настоящего раздела). По итогам отборочной стадии комиссия в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора.

Закупочная комиссия заказчика по итогам рассмотрения поданных заявок на отборочной стадии в отношении каждого участника закупки принимает решение о допуске к дальнейшему участию в закупке, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора. Основанием для отказа в допуске, в частности, является несоответствие заявки, представленной на ЭТП, по составу (за исключением случаев непредставления документов и (или) сведений, необходимых исключительно для целей оценки и сопоставления заявок, если это было предусмотрено документацией), содержанию и оформлению, в том числе представленного технического предложения (пункт 8.3 подраздела 8 раздела 1 Приложения № 12 к ЕОСЗ).

Указанные положения продублированы в Части 2 Тома 1 Закупочной документации «Порядок проведения конкурса, запроса предложений, запроса котировок в электронной форме».

Изучением заявок, поданных на участие в запросе котировок по извещению № 31907597864, установлено, что в составе заявки победителем - ООО «ВКСМ-НСК» - в форме электронных документов представлены:

- заявка на участие в закупке по Форме 1 подраздела 4 Части 1 Тома 1 «Общая и коммерческая части»;

- техническое предложение;

- сводная таблица стоимости;

- сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

- сертификат представительства;

- сертификат соответствия.

Вместе с тем, в составе заявки ООО «ВКСМ-НСК» отсутствует ряд документов, указанных в подразделе 2.1 Закупочной документации, а также в разделе 1 приложения № 10 к ЕОСЗ (Положению о закупке) Госкорпорации «Росатом», в частности, копия выписки из ЕГРЮЛ, копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание заявки, копия учредительных документов в действующей редакции.

Таким образом, ООО «ВКСМ-НСК» было допущено к участию в запросе котировок и впоследствии признано победителем торгов при отсутствии в составе заявки всех документов, предусмотренных Закупочной документацией и Положением о закупке.

Согласно представленным по запросу антимонопольного органа пояснениям АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», указанные документы, а именно копия выписки из ЕГРЮЛ, копия устава ООО «ВКСМ-НСК», копия приказа о назначении директора, копия решения учредителя, представлены ООО «ВКСМ-НСК» 21.03.2019 посредством электронной почты.

Между тем, частью 1 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Согласно части 4 статьи 3.3 Закона о закупках, обмен между участником конкурентной закупки в электронной форме, заказчиком и оператором электронной площадки информацией, связанной с получением аккредитации на электронной площадке, осуществлением конкурентной закупки в электронной форме, осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.

Кроме того, ЕОСЗ также установлен порядок подачи и приема заявок на участие в закупке, направления организатором запросов об уточнении заявок и ответов участников на данные запросы с помощью программных и технических средств ЭТП (пункт 5.1 подраздела 5, пункт 7.10 подраздела 7 раздела 1 Приложения № 12 к ЕОСЗ).

Таким образом, отсутствующие в составе заявки документы были направлены ООО «ВКСМ-НСК» в нарушение установленного законом и Положением о закупке порядка обмена информацией, связанной с осуществлением конкурентной закупки, а также после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке (15.03.2019). При этом возможность участника самостоятельно направить дополнения к заявке после окончания срока приема заявок Закупочной документацией, Положением о закупке не предусмотрена.

Несмотря на вышеуказанные обстоятельства, протоколом № 1198883 от 21.03.2019 заявка ООО «ВКСМ-НСК» была допущена к дальнейшему участию в запросе котировок. Протоколом № 1198883-2 от 03.04.2019 ООО «ВКСМ-НСК» признано победителем запроса котировок, с которым впоследствии заключен договор.

Вместе с тем, положениями ЕОСЗ, Закона о закупках, а также Документацией о закупке не предусмотрена возможность пересмотра заявок участников закупки.

Таким образом, действия АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», выразившиеся в повторном рассмотрении заявок, в необоснованном допуске к участию в запросе котировок ООО «ВКСМ-НСК», заявка которого не соответствовала объявленным в Закупочной документации требованиям, создали конкретному хозяйствующему субъекту преимущественные условия участия в закупке. При этом были нарушены права иных лиц, участвующих в закупке, в частности, ООО «Веста», с которыми договор заключен не был вследствие предоставления преимущества ООО «ВКСМ-НСК».

Кроме того, в настоящем случае конкретный хозяйствующий субъект – ООО «ВКСМ-НСК» - имел преимущественные условия участия в закупке, поскольку представил дополнительные документы в нарушение действующего порядка и после истечения срока приема заявок, а заказчик принял данные документы и впоследствии признал такого участника победителем торгов. Указанные обстоятельства привели (могли привести) к ограничению конкуренции.

Согласно письменным пояснениям АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», а также пояснениям, изложенным на заседаниях Комиссии Пензенского УФАС России, по собственной инициативе было принято решение об отмене результатов запроса котировок и пересмотре заявок по причине неверного толкования положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925, в тоже время заявка ООО «ВКСМ-НСК», содержащая не полный пакет документов, предусмотренных Извещением, была допущена к участию в запросе котировок.

При этом представители АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» признали, что заявка ООО «ВКСМ-НСК» была необоснованно допущена к участию в запросе котировок.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также – Порядок) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Временным интервалом исследования товарного рынка следует считать 2019 год.

Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с предметом рассматриваемого запроса котировок – поставка системы вентиляции из стеклопластика (ОКВЭД 2 46.73.6 «Торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями»; ОКПД 2 29.32.30.260 «Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха, их узлы и детали»).

Географические границы товарного рынка определены с учетом места поставки товара – г. Заречный.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее – запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции, положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», выразившихся в создании конкретному хозяйствующему субъекту преимущественных условий участия в закупке путем необоснованного допуска к участию в запросе котировок ООО «ВКСМ-НСК», заявка которого не соответствовала объявленным в Закупочной документации требованиям, а также путем проведения повторного рассмотрения заявок в нарушение установленного законом и Положением о закупке порядка, нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Принимая во внимание, что на момент принятия решения по настоящему делу обязательства по контракту сторонами исполнены, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. 1.Признать действия АО «ФНПЦ «ПО«Старт» ИМ. М.В. Проценко», выразившиеся в создании конкретному хозяйствующему субъекту преимущественных условий участия в закупке, которые привели (могли привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.
  3. Материалы дела передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны