Решение №3149-3 РЕШЕНИЕ по жалобе № 058/07/3-736/2022 «14» октября 2022 год... от 19 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления) в составе:

- П<...> – заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- Ф<...>  – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;

- Б<...> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

в присутствие со стороны подателя жалобы:

- А<...>  – представителя ООО «ПИЛИГРИМ» (доверенность от 10.10.2022 № б/н);

со стороны заказчика:

- М<...> - представителя ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» (доверенность от 12.10.2022 № 2);

рассмотрев жалобу ООО «ПИЛИГРИМ» (ИНН <...>, ОГРН <...>, <...>) на действия Заказчика – государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Пензенской области «Пензенский дом ветеранов» (далее – ГАУСО «Пензенский дом ветеранов») (ИНН <...>, ОГРН <...>, ул. Собинова, 9, г. Пенза, 440060) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку рыбы (извещение № 32211709926 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru, извещение № 2513811 размещено на электронной торговой площадке https://www.rts-tender.ru/), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 05.10.2022 поступила жалоба ООО «ПИЛИГРИМ» (ИНН <...>, ОГРН <...>) на действия Заказчика – ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» (ИНН <...>, ОГРН <...>, ул. Собинова, 9, г. Пенза, 440060) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку рыбы (извещение № 32211709926 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru, извещение № 2513811 размещено на электронной торговой площадке https://www.rts-tender.ru/) (далее - Запрос котировок).

Из жалобы заявителя следует, что заказчиком неправомерно отклонена заявка ООО «ПИЛИГРИМ», что приводит к нарушению пункта 3 части 10 статьи 10 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Пензенской области «Пензенский дом ветеранов» (далее – Положение о закупках).

13.10.2022 в Пензенское УФАС России поступил письменный отзыв ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» (вх. № 2108) на жалобу, из которого следует, что «при подведении итогов запроса котировок в электронной форме для субъектом малого и среднего предпринимательства на поставку рыбы по технической ошибке была отклонена заявка ООО «ПИЛИГРИМ». По данным торгам протокол подведения итогов будет отменен, а договор заключен с ООО «ПИЛИГРИМ».

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 10.10.2022 № 3082-3 назначено и проведено 14.10.2022 в 15 часов 00 минут.

На заседании Комиссии 14.10.2022 представитель ООО «ПИЛИГРИМ» поддержал доводы жалобы в полном объеме.

Представитель ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» с доводами жалобы согласился, признал, что по технической ошибке произошло отклонение заявки ООО «ПИЛИГРИМ».

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «ПИЛИГРИМ» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупочной деятельности ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственного автономного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Пензенской области «Пензенский дом ветеранов», утвержденным 29.06.2022 Наблюдательным советом ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» (протокол от 29.06.2022 № 12).

22.09.2022 ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» разместило извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку рыбы (извещение
32211709926
размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) (далее – Извещение), а также соответствующую документацию. Извещение и документация размещены также на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» (извещение № 2513811 размещено на электронной торговой площадке https://www.rts-tender.ru/).

Дата начала подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме – 22.09.2022.

Дата окончания подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме – 29.09.2022.

Дата рассмотрения и оценки заявок, подведения итогов в запросе котировок в электронной форме – 30.09.2022.

Максимальная цена договора, определяемая заказчиком в результате изучения рынка необходимых товаров – 985 141,52 руб.

В соответствии с протоколом от 30.09.2022 подведения итогов запроса котировок
№ 2513811, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – Протокол), поступило 5 заявок, из которых 1 заявка (заявка ООО «ПИЛИГРИМ») не допущена до участия в Запросе котировок.

Согласно пункту 16 Протокола основание признания заявки ООО «ПИЛИГРИМ» несоответствующей требованиям: «Неверное представление ценового предложения (ошибка при расчете)».

Победителем Запроса котировок признан участник закупки, предложивший наименьшую цену договора.

Согласно части 1 статьи 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 13 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления, в том числе, предложения о цене договора (единицы товара, работы, услуги), за исключением проведения аукциона в электронной форме.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки (пункт 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно подпункту 1 пункта 10 Извещения участниками закупки должна быть предоставлена заполненная заявка на участие в запросе котировок (по форме, указанной в Приложении № 2 к извещению о запросе котировок в электронной форме).

Форма заявки (Приложение № 2 к Извещению) содержит, в том числе, следующую таблицу, необходимую к заполнению соответствующими показателями:

Наименование товара предлагаемого к поставке участником закупки

Характеристики товара (участник заполняет данный столбец в соответствии с Приложением № 1)

Ед. изм.

Страна происхождения

Кол-во

Цена, руб.

Сумма, руб.

 

 

 

 

 

 

 

Согласно извещению о проведении запроса котировок предметом договора является поставка рыбы. Характеристики и количество поставляемых товаров указаны в техническом задании (приложение № 1 к Извещению) (далее - Техническое задание).

В пункте 4 Технического задания указана информация следующего содержания:

 

Наименование

Требование к качеству

Кол-во, кг

 

Сельдь Атлантич., среднесол.

Сорт первый. Поверхность чистая, по цвету свойственная данному виду. Консистенция плотная, сочная, без посторонних привкусов и запаха. В таре производителя с соответствующей маркировкой (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». ГОСТ 815-2019 Минимальный вес поставки от 10 кг

 

 

224

В представленной в антимонопольный орган заявке ООО «ПИЛИГРИМ» по позиции № 4 указаны следующие сведения:

 

 

 

 

 

 

Сельдь Атлантич., среднесол.

Сорт первый. Поверхность чистая, по цвету свойственная данному виду. Консистенция плотная, сочная, без посторонних привкусов и запаха. В таре производителя с соответствующей маркировкой (ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». ГОСТ 815-2019 Минимальный вес поставки от 10 кг

 

 

 

 

 

 

 

кг

 

 

 

 

 

 

 

Российская Федерация

 

 

 

 

 

 

 

224

 

 

 

 

 

 

 

130

 

 

 

 

 

 

 

29130

При умножении количества товара на предложенную Обществом цену за единицу продукции итоговая сумма (29120 руб.) не совпадает с суммой, указанной в заявке ООО «ПИЛИГРИМ» по позиции № 4 (29130 руб.).

Вместе с тем, итоговая цена товара (договора), указанная в заявке Общества, соответствует сумме результатов произведения цены за единицу продукции и количества продукции по каждой позиции товара, а именно 824 030 рублей 00 копеек.

Часть 9 статьи 10 Положения о закупках содержит закрытый перечень оснований для отклонения заявки от участия в процедуре закупки:

- непредставление документов, определенных закупочной документацией, а равно наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки (соисполнителях, субподрядчиках, субпоставщиках, если требования к предоставлению документов о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) были установлены в закупочной документации) или о товарах, работах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых проводится закупка;

- несоответствия участника процедуры закупки (соисполнителей субподрядчиков, субпоставщиков, если требования к последним были установлены в закупочной документации), требованиям, установленным в закупочной документации;

- поданная участником закупки заявка не соответствует требованиям закупочной документации, в том числе наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающего начальную (максимальную) цену договора, установленную в закупочной документации, несоответствие предложения о качественных, технических характеристиках товаров, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, упаковке, отгрузке товара, результатам работ и иным показателям, установленным в закупочной документации;

- невнесение денежных средств в качестве обеспечения заявки, в случае установления соответствующего требования в закупочной документации, непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки;

- наличия сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено в закупочной документации.

При этом, в соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 10 Положения о закупках, при выявлении разночтений в заявке участника закупки действует следующее правило: при несоответствии результата произведения цены за единицу продукции и количества продукции исправление арифметической ошибки производится исходя из преимущества общей итоговой цены, указанной в заявке.

Исходя из изложенного, отклонение заявки ООО «ПИЛИГРИМ» противоречит установленному закупочной документацией порядку и приводит к нарушению части 9 статьи 10 и пункта 3 части 10 статьи 10 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, части 9 статьи 10 и пункта 3 части 10 статьи 10 Положения о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая, что Комиссией установлены нарушения Закона о закупках, Положения о закупках, которые указывают на неправомерное отклонение заявки заявителя, Комиссия считает необходимым выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

 

1.      Признать жалобу ООО «ПИЛИГРИМ» (ИНН<...>, ОГРН <...>) на действия Заказчика – ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку рыбы (извещение № 32211709926 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru, извещение № 2513811 размещено на электронной торговой площадке https://www.rts-tender.ru/) обоснованной.

2.      Признать заказчика – ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» (ИНН <...>5, ОГРН <...>, ул. Собинова, 9, г. Пенза, 440060) нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часть 9 статьи 10, пункт 3 части 10 статьи 10 Положения о закупке.

3.      Выдать заказчику – ГАУСО «Пензенский дом ветеранов» (ИНН <...>, ОГРН <...>, ул. Собинова, 9, г. Пенза, 440060) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения запроса котировок.

4.      Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны