Решение (комиссия) №ЕП/4915/23 Решение от 29 декабря 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 058/10/18.1-756/2023
«26» декабря 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
- П<...>– заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- Ф<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя – представителя ООО ЧОО «БАРС+» П<...> (доверенность от 22.12.2023 б/н),
от заказчика – представителя ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» Г<...>(директор, приказ от 12.03.2020 № 59/к);
рассмотрев жалобу ООО ЧОО «БАРС+» (ИНН 5809006044, ОГРН 1235800003350, ул. Рябиновая, д. 60А, с. Ухтинка, Бессоновский район, Пензенская область, 442780) на действия заказчика – ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» (ИНН 5809012030, ОГРН 1025800680180, ул. Заречная, д. 8, с. Сосновка, Бессоновский район, 442762) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов и осуществлению контрольно-пропускного режима на территории ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» на 2024 год (извещение № 32313009248 от 27.11.2023 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 15.12.2023 поступила жалоба ООО ЧОО «БАРС+» (ИНН 5809006044, ОГРН 1235800003350, ул. Рябиновая, д. 60А, с. Ухтинка, Бессоновский район, Пензенская область, 442780) на действия заказчика – ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» (ИНН 5809012030, ОГРН 1025800680180, ул. Заречная, д. 8, с. Сосновка, Бессоновский район, 442762) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов и осуществлению контрольно-пропускного режима на территории ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» на 2024 год (извещение № 32313009248 от 27.11.2023 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).
Из жалобы заявителя следует, что аукционной комиссией заказчика неправомерно отклонена заявка ООО ЧОО «БАРС+» в связи с непредставлением в составе заявки обязательных документов, а именно свидетельства о государственной регистрации о постановке на учёт в налоговом органе и свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр. Данные документы не являются учредительными документами и не подлежат истребованию заказчиком в составе учредительных документов участника. По мнению заявителя, действующим законодательством не предусмотрены такие документы как свидетельство о государственной регистрации о постановке на учёт в налоговом органе и свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр.
Кроме того, перечень требуемых учредительных документов является открытым, поскольку содержит сокращение «и т.д.», что подразумевает возможность представления участником аукциона документов по своему усмотрению и наличию, а также пониманию действующего законодательства.
Заявитель полагает, что установленное заказчиком требование о предоставлении указанных документов является излишним, т.к. аналогичные сведения содержатся (дублируются) в иных документах, представленных в составе заявки на участие в аукционе.
Правовая позиция ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» изложена в письменном отзыве на жалобу от 20.12.2023 вх. № 6236/23.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 18.12.2023 № ЕП/4709/23 назначено и проведено 26.12.2023 в 11 часов 00 минут.
На рассмотрении жалобы 26.12.2023 представителем ООО ЧОО «БАРС+» П<...>доводы жалобы поддержаны в полном объеме.
Представитель ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» Г<...> с доводами жалобы не согласился, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержал в полном объеме, просил в удовлетворении жалобы отказать. Представитель заказчика пояснил, что представленные участником в составе заявки документы не соответствуют требованиям аукционной документации. ООО ЧОО «БАРС+» отказано в допуске к участию в закупке в связи с тем, что заявка данного участника не содержала копий свидетельства о государственной регистрации о постановке на учет в налоговом органе (ИНН, ОГРН). Кроме того, участником представлен ИНН учредителя с указанием сторонней организации, что на основании пункта 1 части 9 статьи 10 Положения о закупке является представлением недостоверных сведений об участнике закупки.
Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из положений части 11 статьи 3 Закона о закупках следует, что жалоба на положения документации о проведении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО ЧОО «БАРС+» подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а также ООО ЧОО «БАРС+» является лицом, подавшим заявку на участие в закупке.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При осуществлении закупочной деятельности ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным решением Наблюдательного совета (протокол от 17.12.2018 № 16), с последующими изменениями (протокол от 26.10.2022 № 14) (далее – Положение о закупке).
27.11.2023 ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов и осуществлению контрольно-пропускного режима на территории ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» на 2024 год (извещение № 32313009248 от 27.11.2023 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).
Дата начала срока подачи заявок – 27.11.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 13.12.2023 09:00.
Дата рассмотрения заявок – 13.12.2023.
Дата проведения аукциона – 14.12.2023 10:00.
Дата подведения итогов – 14.12.2023.
Начальная (максимальная) цена договора – 3 513 600 руб.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 13.12.2023 № 2924033 на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 2 (две) заявки. Заявка ООО ЧОО «БАРС+» признана аукционной комиссией заказчика несоответствующей требованиям документации по следующему основанию:
«Непредставление обязательных документов в составе заявки:
1) отсутствует свидетельство ОГРН;
2) отсутствует свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН)».
В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, электронный аукцион признан несостоявшимся.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Разделом 10 Положения о закупке регламентирован порядок проведения закупки путем проведения аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Положения о закупке заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать документы и сведения, установленные в аукционной документацией.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 34 Положения о закупке заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные частью 6 статьи 10 настоящего Положения.
Как следует из части 6 статьи 10 Положения о закупке в перечень документов, представляемых участниками закупки в составе заявки, если требование об этом содержится в закупочной документации, входят, помимо прочего, копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц) (Устав, свидетельство о государственной регистрации о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр и т.д.) (пункт 3).
В соответствии с пунктом 3 раздела «Требования к содержанию и составу заявки» Информационной карты (приложение № 2 к аукционной документации) участнику закупки в составе заявки необходимо представить копии учредительных документов участника закупки (для юридических лиц) (Устав, свидетельство о государственной регистрации о постановке на учёт в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр и т.д.).
Согласно пункту 1 части 9 статьи 10 Положения о закупке не допускаются к участию в процедуре закупки поставщики (подрядчики, исполнители) в случае непредставления документов, определенных закупочной документацией, а равно наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки (соисполнителях, субподрядчиках, субпоставщиках, если требования к предоставлению документов о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) были установлены в закупочной документации) или о товарах, работах, услугах на поставку, выполнение, оказание которых проводится закупка.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что заявка ООО ЧОО «БАРС+» отклонена в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3 раздела «Требования к содержанию и составу заявки» Информационной карты (приложение № 2 к аукционной документации), а именно:
- свидетельство о государственной регистрации о постановке на учёт в налоговом органе,
- свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр.
Вместе с тем, Комиссия Управления считает необходимым отметить следующее.
Приказом ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/843@ утверждены форма и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а именно в приложении № 1 к настоящему приказу представлена форма № Р51003 свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
В соответствии с Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ утверждена форма № 1-1-Учет свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
С 01.01.2017 документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме № Р50007 (Приказ ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@). Приказом ФНС России от 06.11.2020 N ЕД-7-14/794@ утверждена новая форма данного документа.
Таким образом, ФНС России для юридических лиц предусмотрены следующие формы документов: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения и лист записи Единого государственного реестра юридических лиц.
При этом, у юридического лица, зарегистрированного после 01.01.2017, отсутствует фактическая возможность, представить свидетельство о государственной регистрации юридического лица, в виду его замены на Лист записи.
Кроме того, такой документ как «свидетельство о государственной регистрации о постановке на учёт в налоговом органе», требуемый заказчиком в составе заявки в соответствии с пунктом 3 раздела «Требования к содержанию и составу заявки» Информационной карты аукционной документации, ФНС России не установлен.
Таким образом, истребование заказчиком данного документа у участника закупки не соответствует положениям действующего законодательства.
Также необходимо отметить, что перечень документов, предусмотренных в пункте 3 раздела «Требования к содержанию и составу заявки» Информационной карты аукционной документации, является открытым, поскольку содержит следующее сокращение - «и т.д.».
Данная формулировка не позволяет участнику закупки сделать однозначный вывод о том, какие именно документы необходимо представить в составе заявки.
Наличие вышеуказанной формулировки («и т.д.») может привести к субъективной оценке заявок участников закупки, в части принятия решения о соответствии представленных документов, требованиям, установленным пунктом 3 раздела «Требования к содержанию и составу заявки».
При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что требование к составу заявки, предусмотренное пунктом 3 раздела «Требования к содержанию и составу заявки» Информационной карты аукционной документации, является необоснованным, а действия заказчика, выразившиеся в установлении данного требования в аукционной документации, а также отклонение заявки ООО ЧОО «БАРС+» в связи с неисполнением указанного требования приводит к нарушению пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Таким образом, рассматриваемый довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.
С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3, пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках .
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Учитывая установленные нарушения Закона о закупках, Комиссия Управления принимает решение о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений при организации и проведении торгов.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
-
Признать жалобу ООО ЧОО «БАРС+» (ИНН 5809006044, ОГРН 1235800003350, ул. Рябиновая, д. 60А, с. Ухтинка, Бессоновский район, Пензенская область, 442780) на действия заказчика – ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» (ИНН 5809012030, ОГРН 1025800680180, ул. Заречная, д. 8, с. Сосновка, Бессоновский район, 442762) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по охране объектов и осуществлению контрольно-пропускного режима на территории ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» на 2024 год (извещение № 32313009248 от 27.11.2023 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) обоснованной.
-
Признать заказчика – ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» нарушившим пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3, пункт 2 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать заказчику - ГАУСО ПО «Сосновский ПНИ» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка проведения торгов.
-
Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.