Решение (комиссия) №ЕД/3763/24 Решение по жалобе от 16 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-491/2024

 

«13» августа 2024 года                                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), в составе:

- <…>;

- <…>;

- <…>,

в отсутствие подателя жалобы Т<…>, организатора торгов – финансового управляющего С<…> (о дне, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев жалобу Т<…> на действия организатора торгов - финансового управляющего С<…> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Т<…> (сообщение №14848537 от 11.07.2024 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru, код торгов №228508 на сайте ЭТП «Центр дистанционных торгов» https://bankrot.cdtrf.ru/) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба Т<…> на действия организатора торгов - финансового управляющего С<…> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Т<…>).

Из жалобы заявителя следует, что торги проводятся с нарушением норм действующего законодательства, а именно: организатором торгов нарушены сроки приема заявок, что привело к невозможности подачи заявки заявителем.

Правовая позиция организатора Торгов – финансового управляющего С<…> изложена в отзыве на жалобу от 01.08.2024 (вх. №5811-ЭП/24). Согласно пояснениям, финансовый управляющий при проведении торгов руководствовался положениями Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), сложившейся правовой позицией, согласно которой публикация сообщений о проведении торгов в форме публичного предложения менее чем за 30 дней до даты начала торгов не образует нарушения, поскольку тридцатидневный срок, предусмотренный пунктом 9 статьи 110 Закона о банкротстве, не применим к ситуации проведения торгов посредством публичного предложения. Исходя из буквального толкования норм права, действующее законодательство не устанавливает обязательного тридцатидневного срока публикации каждого публичного предложения (Определение ВС РФ от 27.07.2015 № 310-ГК15-9228 по делу № А14-2428/2014; Определение ВАС РФ от 17.06.2014 № ВАС-7402/14 по делу № А32-12336/2013, Постановление от 25 декабря 2019 г. По делу № А36-6185/2019, Определение ВС РФ от 23.10.2017 № 306-ГК17-15040 по делу № А65-15007/2016, Определение ВС РФ от 11.07.2017 № 306-ГК17-8041 по делу № А57-16473/201). Ходатайствует о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.

В соответствии с уведомлением-требованием от 25.07.2024 №ЕД/3467/24 рассмотрение жалобы Т<…> назначено и проведено 02.08.2024 в 11 часов 30 минут.

Податель жалобы, а также организатор торгов о дне, месте и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом.

На заседании Комиссии 02.08.2024 податель жалобы Т<…> поддержал позицию, изложенную в жалобе, а также представил дополнительные доводы по жалобе на действия организатора торгов (размещение проекта договора о задатке без электронной цифровой подписи, нарушение порядка ознакомления с имуществом, использование в сообщении термина «шаг аукциона», проведение процедуры продажи имущества посредством публичного предложения без проведения аукциона и повторных торгов).

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

В соответствии с уведомлением-требованием от 02.08.2024 № ЕД/3586/24 рассмотрение жалобы Т<…> назначено и проведено 13.08.2024 в 14 часов 00 минут.

08.08.2024 от финансового управляющего С<…> поступил отзыв на уточненную жалобу по дополнительно заявленным доводам (вх. №5982-ЭП/24).

Изучив представленные документы, Комиссия Управления установила следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба Т<…> подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, жалоба Т<…> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Законом о банкротстве.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 02.11.2023 по делу № <…> гражданин Т<…> признан несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим гражданина Т<…> утверждена С<…> (ИНН <…>, почтовый адрес: <…>).

Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

Определением Арбитражного суда Пензенской области от 05.07.2024 по делу <…> утверждено Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника – гражданина Т<…> в редакции, представленной финансовым управляющим С<…> (далее – Положение о реализации имущества должника). Установлена начальная цена продажи: 125 000 руб.

С учетом пункта 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника Т<…> осуществлена в соответствии с утвержденным Положением о реализации имущества должника. Указанное определение в судебном порядке не обжаловано.

1. Относительно довода заявителя о нарушении организатором торгов срока приема заявок, что привело к невозможности подачи заявки заявителем, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника величина снижения начальной цены продажи имущества должника – «шаг снижения» - устанавливается равным 10 % начальной цены, установленной для торгов посредством публичного предложения. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена – каждые 3 календарных дня.

11.07.2024 организатором торгов - финансовым управляющим должника Т<…> С<…> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/ (далее – ЕФРСБ) размещено сообщение №14848537 о проведении торгов в форме публичного предложения с закрытой формой подачи предложений о цене по продаже имущества должника Т<…>, Лот № 1:

Легковой автомобиль, марка: TOYOTA, модель: MARK 2, год изготовления: 1999, цвет: БЕЖЕВЫЙ, VIN: ОТСУТСТВУЕТ, ПТС: 25 МЕ 034491, г/н: Н719КР163. Находится в совместной собственности.

Прием заявок: с 12.07.2024 10:00 по 24.07.2024 10:30 (Московское время МСК).

Снижение цены: Величина снижения - 10% начальной цены лота, установленной для торгов.

Срок снижения – 12 дней: 3 дня – имущество предлагается по начальной цене, далее каждые 3 дня снижается на «шаг снижения». При достижении минимальной цены реализации имущества, последующее снижение прекращается. Подведение итогов интервала проводится каждые 3 дня, по окончанию интервала (без формирования итогового протокола, в случаи отсутствия заявок, по окончании любого периода проведения торгов).

Согласно сообщению № 14848537 от 11.07.2024 о проведении торгов, размещенному на ЕФРСБ, торги проводятся на электронной торговой площадке «Центр дистанционных торгов».

В соответствии с извещением (код торгов №228508), размещенным на сайте электронной торговой площадки «Центр дистанционных торгов» https://bankrot.cdtrf.ru, дата и время начала предоставления заявок: 12.07.2024 10:00, дата и время окончания предоставления заявок: 15.07.2024 12:52.

Порядок снижения начальной цены продажи имущества; срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена: Величина снижения - 10% начальной цены лота, установленной для торгов, размер задатка - 10% начальной цены, установленной для определенного интервала. Срок снижения – 12 дней: 3 дня – имущество предлагается по начальной цене, далее каждые 3 дня снижается на «шаг снижения». При достижении минимальной цены реализации имущества, последующее снижение прекращается. Подведение итогов интервала проводится каждые 3 дня, по окончанию интервала (без формирования итогового протокола, в случаи отсутствия заявок, по окончании любого периода проведения торгов).

 

График снижения цены и приема заявок

Начало периода действия цены и приема заявок в данном периоде

Конец периода действия цены и приема заявок в данном периоде

Цена лота, в руб.

1

12.07.2024 10:00:00

15.07.2024 10:00:00

125 000,00

2

15.07.2024 10:10:00

18.07.2024 10:10:00

112 500,00

3

18.07.2024 10:20:00

21.07.2024 10:20:00

100 000,00

4

21.07.2024 10:30:00

24.07.2024 10:30:00

87 500,00

 

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.

Согласно пункту 9 статьи 110 Закона о банкротстве не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона.

Пункт 4 статьи 139 Закона о банкротстве устанавливает особый порядок реализации имущества должника посредством публичного предложения в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов.

Данные нормы Закона о банкротстве являются специальными по отношению к общим нормам, устанавливающим порядок проведения торгов в форме аукциона или конкурса, к которым относятся пункт 8 и пункт 9 статьи 110 Закона о банкротстве.

В продаже посредством публичного предложения решающее значение имеет период действия предложения, в противном случае публикация сообщения о публичном предложении не позднее чем за тридцать дней до даты его размещения приведет к необоснованному затягиванию срока конкурсного производства и увеличению соответствующих расходов.

Таким образом, сроки, установленные пунктами 8 и 9 статьи 110 Закона о банкротстве, не подлежат применению к торгам в форме публичного предложения, что подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации № ВАС-7402/14 от 17.06.2014 по делу №А32-12336/2013, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 № 306-КГ17-8041 по делу № А57-16473/2016, определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2015 № 310-ГК15-9228 по делу № А14-2428/2014, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 № 306-ГК17-15040 по делу № А65-15007/2016).

Учитывая вышеизложенное, данный довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Довод об указании в Определении Арбитражного суда Пензенской области от 05.07.2024 по делу № А49-7440/2023 несуществующего номера телефона, размещенного в целях ознакомления с имуществом, признается Комиссией Управления необоснованным ввиду того, что данный судебный акт не обжалован в судебном порядке. Кроме того, данный вопрос не относится к полномочиям антимонопольного органа.

3. Относительно доводов подателя жалобы, касающихся указания в сообщении о Торгах телефонного номера для ознакомления с имуществом, отличного от определения Арбитражного суда Пензенской области от 05.07.2024 по делу № А49-7440/2023; указания в тексте сообщения в ЕФРСБ информации о представлении заявок на участие в Торгах в течение 25 рабочих дней; необоснованного использования в пункте описания лота термина «шаг аукциона», указания в сообщении коротких сроков ознакомления с имуществом Комиссия Управления отмечает следующее.

По правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации.

В силу положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает вышепоименованные жалобы именно в контексте соблюдения прав лиц, в том или ином статусе участвующих (или имеющих возможность принять участие) в торгах.

Лица, не являющиеся участниками торгов, не лишены права оспорить положения закупочной документации, но реализовать такое право, с целью обеспечения баланса интересов сторон и стабильности правопорядка, эти лица обязаны до окончания срока подачи заявок. Такой правовой подход отвечает и общей концепции проведения закупочных процедур, при котором лица, не подававшие заявки, вправе оспорить закупочную документацию в антимонопольном органе до окончания срока подачи заявок.

В то же время, участники закупки также вправе оспорить положения документации до окончания срока подачи заявок, поскольку иное означало бы нарушение принципа равенства участников гражданских правоотношений (пункт 1 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Таким образом, законодателем разделены возможные к оспариванию действия организатора торгов на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока.

При этом действия, совершенные организатором торгов до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе любым заинтересованным лицом вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в Торгах.

В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в Торгах.

Предоставление участникам закупок права оспаривать положения документации после окончания срока подачи заявок, а также после отклонения заявок свидетельствовало бы о предоставлении таким участникам необоснованных и незаконных преимуществ, что нарушало бы права заказчиков и явно не соответствовало бы балансу частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П и принципу стабильности публичных правоотношений, а также принципу добросовестной реализации прав и законных интересов, согласно части 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения, согласно части 4 статьи 1 ГК РФ, недопустимости злоупотребления правом, согласно части 1 статьи 10 ГК РФ.

Соблюдение упомянутого выше баланса означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения документации до момента подачи своей заявки на участие в Аукционе, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать торги после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этом Аукционе.

Реализация права на оспаривание участником торгов положений документации за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников Аукциона, которые подали заявки в соответствии с условиями документации.

Таким образом, жалоба на положения документации конкурентной закупки может быть подана, в том числе, участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с извещением (код торгов № 228508), размещенным на сайте электронной торговой площадки на сайте ЭТП «Центр дистанционных торгов» https://bankrot.cdtrf.ru, дата и время начала предоставления заявок: 12.07.2024 10:00, дата и время окончания предоставления заявок: 15.07.2024 12:52.

15.07.2024 на сайте электронной торговой площадки сформирован и размещен документ об определении победителя торгов, а также протокол о результатах проведения торгов №228508.

На сайте ЕФРСБ размещено сообщение № 14869367 от 15.07.2024 о результатах торгов с приложением файла итогового протокола.

Таким образом, торги завершены 15.07.2024. Вместе с тем, жалоба заявителя подана в Пензенское УФАС России 24.07.2024, то есть после определения победителя торгов.

Исходя из изложенного, Комиссия Пензенского УФАС России не вправе рассматривать доводы жалобы заявителя относительно положений аукционной документации.

4. Относительно довода заявителя о формировании протокола в период, когда начался следующий интервал торгов, и необходимости организовать время между торгами с целью подписания протокола Комиссией установлено следующее.

В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 настоящего Федерального закона.

            В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов.

 Комиссия Управления отмечает, что Определением суда утверждено Положение о реализации имущества должника, устанавливающее порядок реализации имущества.

В соответствии с пунктом 10 Положения о реализации имущества должника, если имеются заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для соответствующего периода проведения торгов, организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после наступления окончания периода проведения торгов.

По результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися не позднее тридцати минут с момента:

-получения от организатора торгов (по окончании любого периода проведения торгов) протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах допущен хотя бы один участник;

-получения от организатора торгов (по окончании последнего периода проведения торгов) протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах не допущен ни один заявитель на участие в торгах;

-окончания последнего периода проведения торгов при отсутствии заявок на участие в торгах.

Организатор торгов рассматривает, подписывает квалифицированной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки поступившие протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися не позднее одного рабочего дня после получения от оператора электронной площадки соответствующих проектов протокола или решения.

Протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися размещаются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Сообщением о проведении торгов на ЕФРСБ установлено, что победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее высокую цену, которая с помощью программных средств была зафиксирована оператором ЭТП последней. Результаты торгов будут подведены в день и время окончания торгов на ЭТП. По итогам проведения торгов организатор торгов утверждает протокол о результатах проведения торгов, который размещается на электронной площадке.

Согласно информации, представленной на сайте оператора ЭТП «Центр дистанционных торгов» https://bankrot.cdtrf.ru, 15.07.2024 в 09:58:24 поступило предложение о цене от Деминова Владимира Васильевича в рамках периода с 12.07.2024 10:00:00 по 15.07.2024 10:00:00.

15.07.2024 в 12:52:29 сформирован и размещен документ об определении победителя торгов.

15.07.2024 в 12:53:06 сформирован и размещен Протокол о результатах проведения торгов (итоговый протокол).

Сообщение о результатах торгов 14869367 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru 15.07.2024 в 13:00:48 МСК.

Таким образом, протокол размещен организатором торгов в соответствии с Положением о реализации имущества должника. Интервалы между периодами торгов в целях подписания итогового протокола указанным Положением не предусмотрены.

С учетом изложенного, данный довод заявителя признается Комиссией Управления необоснованным.

5. По доводу заявителя о необходимости подписания электронной цифровой подписью проекта договора о задатке, прикрепленного к сообщению о проведении торгов на сайте ЕФРСБ, и размещении указанного договора организатором торгов без соответствующей подписи, Комиссией Управления установлено следующее.

В силу пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Как следует из пояснений финансового управляющего С<…> от 08.08.2024 (вх. № 5982-ЭП/24) в сообщение о проведении торгов № 14848537 от 11.07.2024, опубликованной в ЕФРСБ, включена форма договора о задатке и договора купли-продажи. Сообщение подписано электронной подписью финансового управляющего. 

Согласно разъяснениям администрации электронного ресурса ЕФРСБ, подписание самого сообщения автоматически заверяет документы, прилагаемые к сообщению: «Создавая сообщение, пользователь подписывает его, используя функцию подписи, реализованную в ЕФРСБ, при этом прикрепленные к нему файлы данной функцией не подписываются, но в настоящий момент в ЕФРСБ по каждому прикрепляемому к сообщению файлу считается 256-битный хэш по ГОСТ Р 34.11-2012. Результат вычисления (хэш-код) включается в данные, которые подписывает пользователь при подписании сообщения и являются неотъемлемой частью сообщения. Использование хэш-функции с подписанием хэш-кода равнозначно подписанию самого файла. При прикреплении к сообщению файла архива, содержащего более одного файла, хэш считается по самому файлу архива».

Согласно пункту 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 28 Закона о банкротстве лицо, осуществляющее в соответствии с настоящим Федеральным законом включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, подписывает информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 В силу статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 указанного закона одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов).

При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов. Исключение составляют случаи, когда в состав пакета электронных документов лицом, подписавшим пакет, включены электронные документы, созданные иными лицами (органами, организациями) и подписанные ими тем видом электронной подписи, который установлен законодательством Российской Федерации для подписания таких документов. В этих случаях электронный документ, входящий в пакет, считается подписанным лицом, первоначально создавшим такой электронный документ, тем видом электронной подписи, которым этот документ был подписан при создании, вне зависимости от того, каким видом электронной подписи подписан пакет электронных документов.

Таким образом, размещенное на сайте ЕФРСБ сообщение и прилагаемые к нему договор о задатке и проект договора купли-продажи являются единым пакетом электронных документов, который может быть подписан одной электронной подписью. При этом каждый документ, согласно указанной выше норме Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» входящий в пакет, считается подписным электронной подписью.

Комиссией Управления установлено, что на сайте ЕФРСБ организатором торгов С<…> размещено сообщение о проведении торгов №14848537 от 11.07.2024.  К указанному сообщению приложены следующие документы: «Договор о задатке ЦДТ.doc (1).pdf» и «Шаблон Договор купли-продажи движимого имущ.doc».

Сообщение подписано электронной подписью С<…>.

С учетом изложенного, данный довод заявителя признается Комиссией Управления необоснованным.

6. По доводу заявителя о нарушении организатором торгов пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в части проведения процедуры продажи имущества посредством публичного предложения без проведения аукциона и повторных торгов Комиссией Управления установлено следующее.

 В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если повторные торги по продаже имущества должника признаны несостоявшимися или договор купли-продажи не был заключен с их единственным участником, а также в случае незаключения договора купли-продажи по результатам повторных торгов продаваемое на торгах имущество должника подлежит продаже посредством публичного предложения.

Вместе с тем, в силу пункта 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

В соответствии с Положением о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника – Т<…>., утвержденным Определением Арбитражного суда Пензенской области от 05.07.2024 по делу №<…>, предусмотрена продажа имущества должника путем проведения открытых торгов в форме публичного предложения с закрытой формой представления предложений о цене имущества.

В соответствии с указанным Положением организатором торгов – финансовым управляющим С<…> на сайте ЕФРСБ размещено объявление о проведении торгов (сообщение № 14848537 от 11.07.2024) в форме публичного предложения с закрытой формой представления предложений о цене.

Определение Арбитражного суда Пензенской области от 05.07.2024 в судебном порядке не обжаловано.

С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода заявителя.

7. По доводу заявителя о нарушении организатором торгов Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества в части несоблюдения сроков публикации сообщения о продаже имущества Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества сообщение о продаже имущества посредством публичного предложения включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве не позднее, чем за 2 дня до даты начала приема заявок на участие в торгах.

Объявление о проведении торгов (сообщение № 14848537) размещено на сайте ЕФРСБ 11.07.2024 15:26:12 МСК.

Согласно указанному сообщению, начало приема заявок - 12.07.2024 10:00 (Московское время МСК).

Указанные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении организатором торгов пункта 10 Положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В определении от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 Верховным Судом Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

Рассматриваемые торги проведены с целью продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к гражданину Т<…>.

Доказательства, свидетельствующие о том, что действия организатора торгов могли сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке, не установлены.

Вышеизложенное не исключает права на предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Т<…> на действия организатора торгов - финансового управляющего С<…> при проведении торгов торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – Т<…> необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны