Решение №058/06/106-729/2022 26.09.2022 года в Управлении Федеральной антимонопольной слу... от 3 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-729/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

03 октября 2022 года                                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии: со стороны заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Пензенский государственный аграрный университет» (далее – ФГБОУ ВО «Пензенский ГАУ»): <…> – представителя по доверенности, <…> – представителя по доверенности,

без участия представителя заявителя ООО «Контракт» – представитель не явился, о месте и времени рассмотрения жалобы извещен,

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на положения извещения при проведении заказчиком – ФГБОУ ВО «Пензенский ГАУ» электронного аукциона «Капитальный ремонт мест общего пользования общежития № 3 ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ (для субъектов малого предпринимательства)» (извещение № 0355100013922000008 от 19.09.2022), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.09.2022 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрирована жалоба ООО «Контракт» на положения извещения при проведении заказчиком – ФГБОУ ВО «Пензенский ГАУ» электронного аукциона «Капитальный ремонт мест общего пользования общежития № 3 ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ (для субъектов малого предпринимательства)» (извещение № 0355100013922000008 от 19.09.2022).

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 03.10.2022 в 11 часов 30 минут.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.

По мнению подателя жалобы, при проведении закупки допущены нарушения требований законодательства о контрактной системе, а именно:

  1. установлены требования к предъявлению документов, подтверждающих соответствие участника закупки положениям пункта 1 части 1 статьи 31;
  2. установлено дополнительное требование согласно позиции 10 раздела II постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление №2571);
  3. установлено незаконное требование о включении в заявку на участие в электронном аукционе предложения о цене контракта.

Представители заказчика на заседании Комиссии вину признали. Пояснили, что указанные требования установлены ошибочно, в связи со сложностью составления документации по данному аукциону.

В результате рассмотрения жалобы, материалов по жалобе и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия Управления установила следующее.

19.09.2022 заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0355100013922000008 о проведении электронного аукциона «Капитальный ремонт мест общего пользования общежития № 3 ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ (для субъектов малого предпринимательства)».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 936 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок 27.09.2022 09:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 27.09.2022,

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 28.09.2022,

Идентификационный код закупки: 221583400177058340100100260014339243.

1. Комиссия Управления приходит к выводу, что довод заявителя о том, что заказчиком установлено требование о предъявлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом отсутствует перечень документов, подлежащих предъявлению, является обоснованным в силу следующего.

Согласно пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает в том числе следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией, лицензии и т.д.).

Как следует из требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке заказчиком установлено требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в требованиях не указано, какие конкретно документы необходимо представить в составе заявки. При этом у участника закупки может возникнуть недопонимание относительно документов, необходимых для представления в составе заявки на участие в закупке. Вместе с тем, непредставление указанных документов может привести к отклонению заявки.

При этом в рассматриваемом случае предметом закупки являются работы по капитальному ремонту, начальная максимальная цена контракта составляет менее 10 млн. рублей, что в силу положений части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требует наличия у лица, выполняющего работы членства в саморегулируемой организации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

2. Комиссия Управления приходит к выводу, что довод заявителя о том, что заказчиком незаконно установлено дополнительное требование согласно позиции 10 раздела II Постановления № 2571 является обоснованным в силу следующего.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В частности, пунктом 10 установлены дополнительные требования при выполнении работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). К числу таких требований относятся наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства

(за исключением линейного объекта);

3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Вместе с тем, пунктом «а» части 3 Постановления №2571 установлено, что позиция 10 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей.

Согласно извещению об осуществлении закупки начальная максимальная цена контракта не превышает 10 млн. рублей и составляет 9 936 000, 00 рублей.

Таким образом, требования части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не подлежат применению в рассматриваемом случае.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы.

3. Комиссия Управления приходит к выводу, что довод заявителя о том, что при осуществлении закупки установлено незаконное требование о том, что в заявке должно быть представлено предложение участника о цене контракта, является обоснованным ввиду следующего.

Согласно пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Общие требования к содержанию состава заявки для участия в конкурентном способе определения поставщика установлены в статье 43 Закона о контрактной системе.

Так, согласно пункту 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Таким образом, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать следующие информацию и документы:

м) решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;

п) реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта;

а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;

в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;

5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом, статья 43 Закона о контрактной системе определяет общие требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурентной закупке, при этом статья 49 Закона о контрактной системе содержит специальные нормы по отношению к содержанию заявки на участие в электронном аукционе, которые не предполагают включения в состав заявки предложения о цене контракта.

В свою очередь, предложение о цене контракта (сумме цен контрактов) специально поименовано для включения в состав заявки на участие в электронном конкурсе (часть 2 статьи 48 Закона о контрактной системе), электронном запросе котировок (часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе).

Исходя из анализа указанных норм Закона о контрактной системе, Закон не предусматривает включение в состав заявки на участие в электронном аукционе информации о цене контракта.

Вместе с тем, как следует из пункта 1.5 требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе участнику необходимо представить в составе заявки предложение о цене контракта.

Таким образом, подобное определение в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе обязанности участника закупки по включению именно в состав заявки предложения о цене контракта, нарушает часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы ООО «Контракт» и наличии в действиях заказчика при формировании требований к участникам, а также заявки на участие в закупке нарушений требований части 1 статьи 43, части 2 статьи 31, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Комиссия Управления полагает, что допущенные нарушения не оказали влияние на результат определения победителя, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении нарушений.

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» на положения извещения на положения извещения при проведении заказчиком – ФГБОУ ВО «Пензенский ГАУ» электронного аукциона «Капитальный ремонт мест общего пользования общежития № 3 ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ (для субъектов малого предпринимательства)» (извещение № 0355100013922000008 от 19.09.2022) обоснованной.
  2. Признать заказчика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пензенский государственный аграрный университет» нарушившим требования части 1 статьи 43, части 2 статьи 31, части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
  4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                     <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                                                    <…>

 

                                                                                                                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны