Решение (комиссия) №ЕП/2178/24 Решение по жалобе от 14 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-265/2024

 

«07» мая 2024 года                                                          г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- <...>, заместителя председателя Комиссии;

- <...>, члена Комиссии;

- <...>, члена Комиссии;

в отсутствие представителей организатора торгов – финансового управляющего должника А<...> С<...> и заявителя – Н<...> (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом);

рассмотрев жалобу Н<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего С<...> при проведении торгов в форме публичного предложения  по продаже имущества должника  - дебиторской задолженности А<...> в размере 901 000,00 руб. (сумма требования может варьироваться ввиду проведения исполнительных мероприятий), лот № 1 (сообщение от 05.03.2024 № 13835419 , размещено на сайте https://fedresurs.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 15.04.2024 поступила жалоба Н<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего С<...> при проведении торгов в форме публичного предложения  по продаже имущества должника  - дебиторской задолженности А<...> в размере 901 000,00 руб. (сумма требования может варьироваться ввиду проведения исполнительных мероприятий), лот № 1 (сообщение от 05.03.2024 № 13835419 , размещено на сайте https://fedresurs.ru).

Из жалобы заявителя следует, что организатором торгов – финансовым управляющим С<...> при проведении торгов по реализации имущества должника посредством публичного предложения в нарушение статьи 139, пункта 8 статьи 110 Закона о банкротстве установлен задаток в размере 19,8% от начальной цены лота на каждом интервале снижения цены, что превышает установленный пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве максимальный размер задатка (20% от начальной цены предложения на конкретном этапе).

По мнению подателя жалобы, расчет задатка исходя из начальной цены аукциона или предшествующих этапов публичного предложения фактически нарушает законодательное ограничение размера задатка и приводит к нелегитимности торгов, поскольку блокирует доступ к участию в них претендентов, способных оплатить в конкурентной борьбе цену текущего этапа.

Правовая позиция финансового управляющего должника А<...> С<...> изложена в письменном отзыве на жалобу от 22.04.2024 вх. № 3119-ЭП/24. Согласно пояснениям финансового управляющего, размер задатка – 10% начальной цены, установленной для определённого интервала, отражен в публикации № 13835419 на сайте ЕФРСБ www.bankrot.fedresurs.ru

При формировании извещения на ЭТП «Альфалот» в результате технической ошибки размер задатка отражен как 19,8% эквивалентный шагу снижения. Вместе с тем, данные обстоятельства не повлияли на исход торгов. К участию в торгах допущены все участники, в том числе, перечислившие задаток в размере 10% от начальной цены, установленной на текущем интервале.

22.04.2024 в Пензенское УФАС России от оператора ЭТП представлены документы и информация, в том числе, поданные заявки на участие в торгах с приложенными документами; протокол об определении участников торгов и протокол торгов, регламент проведения торгов по банкротству на ЭТП Альфалот от 01.06.2021.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 24.04.2024 № ЕП/1904/24 назначено и проведено 24.04.2024 в 11 часов 00 минут.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

В соответствии с уведомлением-требованием от 24.04.2024 № ЕП/1904/24 рассмотрение жалобы Н<...> назначено и проведено 07.05.2024 в 10 часов 00 минут.

27.04.2024 в Пензенское УФАС России от оператора ЭТП представлены дополнительные пояснения (вх. № 3409-ЭП/24) и информация.

Также 06.05.2023 от финансового управляющего поступила дополнительная информация.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба Н<...> подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, жалоба подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда.

Порядок продажи имущества должника в процедурах банкротства регламентируется положениями статей 110, 111, 139 Закона о банкротстве.

В силу статей 110 и 139 Закона о банкротстве процедура реализации имущества должника, признанного банкротом, включает в себя последовательное проведение первых, повторных торгов, а также торгов путем публичного предложения.

В силу пункта 4 статьи 139 Закона о банкротстве при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

В соответствии с требованиями пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться в числе прочего размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток (абзац 8 пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве).

Пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве установлено, что размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.04.2023 по делу № А75-437/2023 А<...> признан несостоятельным (банкротом). Финансовым управляющим имуществом А<...> утверждена С<...>.

Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.02.2024 по делу № А75-437-4/2023 утверждено Положение о порядке, сроках и условиях реализации имущества А<...>в редакции, представленной финансовым управляющим С<...> (далее – Положение). Установлена начальная продажная цена реализуемого имущества: дебиторская задолженность в размере 901 000 руб. к А<...>, в размере 901 000 руб.

Положением установлены следующие условия продажи имущества:

- начальная цена: 901 000,000 руб.;

- размер задатка: 10% от начальной цены;

- продажа прав требования должника осуществляется посредством публичного предложения. Величина снижения («шаг снижения») цены устанавливается в размере 19,8% начальной цены, установленной для повторных торгов. Задаток для участия в торгах по продаже имущества должника посредством публичного предложения устанавливается в размере 10% от цены, установленной для определенного периода торгов.

05.03.2024 организатором торгов - финансовым управляющим имуществом А<...> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 13835419 о проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота - А<...>.

Лот № 1: Дебиторская задолженность А<...> в размере 901 000,00 руб. (сумма требования может варьироваться ввиду проведения исполнительных мероприятий).

Начальная цена: 901 000,000 руб.

Шаг аукциона: 19,80 %

Задаток: 10,00 %

Снижение цены: величина снижения начальной цены продажи имущества должника – «шаг снижения» - устанавливается равным 19,8 % начальной цены, установленной для торгов посредством публичного предложения. Срок, по истечении которого последовательно снижается начальная цена – каждые 5 календарных дней. Размер задатка - 10% от начальной цены, установленной для соответствующего периода проведения торгов.

Таким образом, объявление на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru № 13835419 о проведении торгов содержит информацию о размере задатка - 10% от начальной цены, установленной для соответствующего периода проведения торгов, что соответствует условиям реализации, закрепленным в Положении.

Извещение о проведении торгов (информации о лоте) №0122948 от 05.03.2024, размещенное на сайте оператора электронной торговой площадки «Альфалот», содержит информацию о том, что задаток вносится в размере 10 % не позднее даты окончания срока приема заявок на участие в торгах.  Одновременно в извещении указан фиксированный размер задатка - 178 398,00 руб. на всех интервалах проведения торгов, что составляет 19,8% от начальной цены лота.

Таким образом, информация о размере задатка, указанная в извещении на сайте оператора ЭТП, и размещенная в сообщении на сайте ЕФРСБ www.bankrot.fedresurs.ru и Положении различна.

Кроме того, начиная со второго интервала снижения цены размер задатка (178 398,00 руб.), рассчитанный исходя из размера 19,8% от начальной цены лота, составит 24,68% от данной цены, что превышает 20% ограничение, установленное пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В определении от 26.04.2022 № 309-ЭС21-27706 Верховным Судом Российской Федерации указано, что осуществление антимонопольного контроля за торгами, проводимыми в рамках дел о банкротстве, не является безусловным и в каждом случае требует обоснования со стороны антимонопольного органа с точки зрения реализации целей Закона о защите конкуренции. Вывод о наличии оснований для антимонопольного контроля за торгами в конкретных случаях также может быть сделан по результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, если они свидетельствуют о значимости исхода торгов с точки зрения предупреждения и пресечения монополистической деятельности, формирования конкурентного товарного рынка, создания условий его эффективного функционирования.

В отличие от антимонопольного контроля, целью которого является защита публичного интереса (недопущение ограничения, устранения конкуренции на рынке, обеспечение и развитие конкуренции), контроль за торгами по продаже имущества в процедурах банкротства должника преследует цель защиты частного интереса: как интереса самого должника, так и интереса его конкурсных кредиторов. При этом при проведении торгов должен обеспечивается баланс между интересами названных лиц.

Проводимые в рамках процедур банкротства (конкурсное производство, процедура реализации имущества гражданина) торги не преследуют в качестве своей основной цели обеспечение и развитие конкуренции на тех или иных товарных рынках, а произвольное вмешательство антимонопольных органов в их проведение способно негативно повлиять на возможность своевременного и максимального удовлетворения интересов кредиторов от реализации имущества, при том, что за проведением названных торгов осуществляется судебный контроль в рамках дела о банкротстве.

Рассматриваемые торги проведены с целью продажи имущества физического лица, не являющегося субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности. Торги проводились в целях удовлетворения интересов кредиторов должника, заинтересованных в погашении своих имущественных требований к гражданину А<...>.

Как следует из протокола об определении участников торгов от 08.04.2024 на участие в торгах подано 8 заявок, все заявители допущены к участию в торгах, в том числе, податель жалобы – Н<...>.

В соответствии с протоколом о результатах проведения открытых торгов от 08.04.2024 победителем торгов признан участник с ценовым предложением в размере 76 543 руб.

09.04.2024 между А<...> в лице финансового управляющего С<...> и победителем торгов заключен договор уступки права требования.

Доказательства, свидетельствующие о том, что продажа имущества физического лица могла каким-либо образом сказаться на обеспечении конкуренции и (или) ее развитии на соответствующем товарном рынке, не установлены.

Вышеизложенное не исключает права на предъявление заинтересованными лицами исков о признании таких торгов и сделок недействительными.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Н<...> на действия организатора торгов - финансового управляющего С<...> при проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника  - дебиторской задолженности А<...> в размере 901 000,00 руб. (сумма требования может варьироваться ввиду проведения исполнительных мероприятий), лот № 1 (сообщение от 05.03.2024 № 13835419 , размещено на сайте https://fedresurs.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны