Заключение №2826-3 Заключение от 15 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 058/01/16-60/2020

 

«08» сентября 2020 г.                                                                                                   г. Пенза

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

- <...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

членов Комиссии:

- <...> – начальника отдела контроля органов власти;

- <...>. – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

 

в присутствии представителя Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее – Нижне-Волжское МУГАДН):

- <...>.  – заместителя начальника Нижне-Волжского МУГАДН, по доверенности от 09.01.2020 № 01-18/01-АГ;

- <...> – заместителя начальника Нижне-Волжского МУГАДН, по доверенности от 12.03.2020 № 01-18/16-АГ;

в присутствии представителя Управления транспорта и связи города Пензы:

- <...>. – представителя по доверенности от 10.03.2020 № 05/4-146;

в присутствии представителя индивидуального предпринимателя <...>:

- <...>. – представителя по доверенности от 12.03.2020 № б/н;

в отсутствие представителей ООО «ЦУД», ООО «Городской диспетчерский центр управления пассажирским транспортом», ИП <...>., ИП <...>., ИП <...>., ИП <...>, ИП <...>. (о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),

рассмотрев дело № 058/01/16-60/2020 в отношении Управления транспорта и связи города Пензы и ИП <...>., возбужденное по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), руководствуясь статьей 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА

В Пензенское УФАС России поступило заявление от Нижне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора (далее – Межрегиональное управление, заявитель) по вопросу нарушения антимонопольного законодательства при осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы № 99 «Арбековская застава – Засурье».

Приказом Пензенского УФАС России от 31.01.2020 № 20 в отношении Управления транспорта и связи г. Пензы и ИП <...>. возбуждено дело по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции.

В ходе анализа представленных материалов дела установлено следующее.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона №220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Федеральным законом № 220-ФЗ предусмотрена соответствующая процедура для получения права на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам - выдача свидетельства по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок или без проведения такого конкурса в установленных законом случаях.

Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (статья 3 Федерального закона № 220-ФЗ).

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (статья 17 Федерального закона №220-ФЗ).

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно Уставу г. Пензы, принятому Решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4, и Положению об Управлении транспорта и связи г. Пензы (далее – Управление), утвержденному постановлением Главы администрации г. Пензы от 26.02.2003 № 365, Управление:

- является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы местного самоуправления. Устанавливает, изменяет и отменяет муниципальные маршруты регулярных перевозок города Пензы;

- является организатором регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Пензе,

- проводит открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Пензы.

Приказом Управления транспорта и связи г. Пензы от 28.12.2015 N 96 утвержден Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы, в который включен маршрут № 99 «Арбековская застава – Засурье».

Постановлением Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1 утверждено Положение об организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Пензы по нерегулируемым тарифам (далее - постановление Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1).

В соответствии с приказом Управления транспорта и связи города Пензы от 10.10.2018 № 133 «О проведении открытого конкурса владельцев автотранспортных средств категории М2 и М3 малого класса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы по нерегулируемым тарифам № 30 «Арбековская застава – Аэропорт» и по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы по нерегулируемым тарифам № 99 «Арбековская застава – Засурье» Управлением транспорта и связи г. Пензы (Организатор открытого конкурса) проведен открытый конкурс владельцев автотранспортных средств категории М2 и М3 малого класса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы по нерегулируемым тарифам № 30 «Арбековская застава – Аэропорт» (лот №1) и по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы по нерегулируемым тарифам № 99 «Арбековская застава – Засурье» (Лот №2) (далее – Открытый конкурс). Конкурсная документация на проведение Открытого конкурса размещена на официальном сайте администрации г. Пензы: http://www.penza-gorod.ru.

Согласно извещению предмет конкурса – право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы № 99 «Арбековская застава-Засурье» (лот №2).

Принять участие в данном конкурсе могут владельцы автотранспортных средств (индивидуальные предприниматели, юридические лица независимо от организационного правовой формы и форм собственности, уполномоченный участник договора простого товарищества) претендующие на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, имеющие технически исправный подвижной состав, соответствующий установленным нормам для перевозки пассажиров.

Как следует из раздела III Конкурсной документации, претенденты подают организатору конкурса письменные заявки с приложением следующих документов, в том числе:

- обязательство участника открытого конкурса в случае предоставления ему права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, подтвердить наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе,

- сведения о транспортных средствах, предлагаемых Претендентом для осуществления регулярных перевозок (наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газоматорного топлива и иные характеристики, в том числе, наличие оборудования для объявления остановок с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (без участия водителя),

- сведения о максимальном сроке эксплуатации транспортных средств, предлагаемых Претендентом для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Разделом IV Конкурсной документации установлены следующие требования к участникам открытого конкурса.

К участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие, в том числе, следующим требованиям:

- принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, подтвердить в сроки, определенные конкурсной документацией, наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Аналогичные требования к участнику конкурса установлены статьей 23 Федерального закона № 220-ФЗ и постановлением Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1.

Порядок подтверждения наличия у частника открытого конкурса транспортных средств установлен разделом VI Конкурсной документации.

К документам, подтверждающим наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой победителя открытого конкурса, относятся: паспорта транспортных средств, свидетельства о регистрации транспортных средств, иные документы (договоры аренды, субаренды, возмездного (безвозмездного) пользования, доверительного управления и др.).

В случае, если в заявке победителя открытого конкурса указаны транспортные средства, которые не принадлежат ему на праве собственности, им предоставляется перечень документов, перечисленных выше, в том числе подтверждающих права собственника в отношении указанных транспортных средств.

Аналогичные требования к документам, подтверждающим наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой победителя открытого конкурса установлен приказом Управления транспорта и связи г. Пензы от 09.07.2018 N 83 «Об утверждении порядка подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств».

В отношении победителя открытого конкурса, которому организатором конкурса направлено уведомление о представлении транспортных средств на осмотр, и подтвердившего наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой, составляется акт осмотра транспортных средств, в котором отражается фактическое их соответствие характеристикам транспортных средств, указанным в заявке, что является основанием для выдачи победителю открытого конкурса свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему муниципальному маршруту регулярных перевозок и карт маршрута.

Если по результатам проверки представленных документов и осмотра транспортных средств установлено, что характеристики осмотренных транспортных средств полностью или частично не соответствуют сведениям, указанным победителем открытого конкурса в заявке и (или) в приложенных к ней документах, и (или) им не подтверждена принадлежность указанных в заявке транспортных средств на праве собственности или на ином законном основании, организатором конкурса составляется акт осмотра транспортных средств, в котором отражаются выявленные несоответствия.

В этом случае Организатор конкурса в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания акта осмотра транспортных средств (акта о непредставлении транспортных средств для осмотра и (или) документов), направляет участнику открытого конкурса, заявке которого присвоен второй номер <...> уведомление о предоставлении транспортных средств на осмотр в срок, установленный конкурсной документацией, в целях подтверждения наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой, для получения права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту.

По результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок 5 лет в течение 10 дней со дня подтверждения участником открытого конкурса наличия у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.

Следовательно, отсутствие у участника конкурса на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, в количестве установленном Конкурсной документацией, является основанием для отказа в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок.

Таким образом, исходя из положений Федерального закона № 220-ФЗ, постановления Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1 и конкурсной документации, участником конкурса и лицом, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок, может являться только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие возможность оказывать пассажирские перевозки по маршруту, в том числе, за счет наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, в количестве установленном Конкурсной документацией.

Как следует из протокола № 9 заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с заявками претендентов на участие в Открытом конкурсе (дата заседания: 14 ноября 2018 года) по лоту № 2 (Маршрут № 99 «Арбековская застава – Засурье») поступила одна заявка от индивидуального предпринимателя <...>. (заявка №1).

Согласно протоколу № 10 заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок претендентов и допуску их к дальнейшему участию в Открытом конкурсе (дата заседания: 16 ноября 2018г.), рассмотрев представленные в составе заявок документы, конкурсная комиссия единогласно решила, допустить участника Открытого конкурса ИП <...>., подавшую заявку № 1 по лоту №2, к дальнейшему участию в конкурсе; признать конкурс по лоту № 2 несостоявшимся, в связи с тем, что к участию был допущен только один участник конкурса; рекомендовать Организатору конкурса направить уведомление ИП <...> о представлении копий документов, транспортных средств на осмотр, результаты осмотра оформить актом.

В качестве подтверждения наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, ИП <...> представлены 14 договоров аренды транспортных средств без экипажа, заключенные с физическими лицами 22.11.2018 на 16 транспортных средств.

Как следует из Акта осмотра транспортных средств от 27.11.2018 все транспортные средства соответствуют характеристикам, указанным в заявке ИП <...>., и условиям открытого конкурса.

Управлением транспорта и связи г. Пензы по результатам открытого конкурса выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок серия <...> со сроком действия 03.12.2018-03.12.2023 (далее – Свидетельство) ИП <...>.

Таким образом, ИП <...>. участвовала в конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозки по маршруту № 99 и получила свидетельство как лицо, имеющее возможность оказывать услуги по перевозке пассажиров и багажа по данному маршруту, в том числе, за счет наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств.

Как следует из раздела VII конкурсной документации юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок выдано по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению перевозок по данному маршруту не позднее чем через 90 дней со дня утверждения результатов открытого конкурса и не ранее окончания срока действия последнего их ранее выданных свидетельств об осуществлении перевозок по данному маршруту.

Постановлением Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308 утверждено Положение по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы (далее – Положение).

Как следует из пункта 4.8.2. Положения требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам оформляются соглашением на организацию регулярных перевозок по муниципальному маршруту, заключаемым между уполномоченным органом и перевозчиком на момент выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и карт маршрута (пункт 4.8.2. Положения).

03.12.2018 между Управлением транспорта и связи г. Пензы и ИП <...>. заключено соглашение, предметом которого является соблюдение «Перевозчиком» (ИП <...>.), осуществляющим регулярные перевозки по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы № 99 «Арбековская застава – Засурье», требований, предусмотренных п. 4.8.1. Положения по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы, утвержденного постановлением администрации г. Пензы № 2308 от 31.12.2015, начиная с 07.12.2018 (далее – Соглашение).

Пунктом 4.8.1 Положения и пунктом 2.1. Соглашения установлены следующие требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам (пункт 4.8.1.), при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на муниципальных маршрутах юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник простого товарищества обязаны:

- осуществлять пассажирские перевозки на муниципальном маршруте, включенном в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила) и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими пассажирские перевозки;

- обеспечивать выпуск и работу на маршрутах технически исправных транспортных средств;

- заключить договор на диспетчерское сопровождение (обслуживание) с уполномоченным оператором, осуществляющим диспетчеризацию и мониторинг работы пассажирского транспорта по муниципальным маршрутам (ГДЦ УПТ);

- обеспечивать соблюдение расписания с интервалами движения автобусов в рабочие, выходные и праздничные дни. Изменения в расписании утверждаются уполномоченным органом с учетом предложений ГДЦ УПТ;

- обеспечивать выполнение установленных муниципальными правовыми актами требований по благоустройству и санитарной уборке остановочных пунктов, площадок отстоя транспортных средств на конечных пунктах обслуживаемого маршрута;

- обеспечивать выполнение в полном объеме установленных законодательством требований по экипировке транспортного средства (пункт 37 Правил);

 - обеспечить выпуск и работу на маршруте регулярных перевозок транспортных средств, выполнение рейсов и объема транспортной работы в соответствии с условиями, определенными свидетельством об осуществлении перевозок;

- обеспечить функционирование аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на транспортных средствах, осуществляющих перевозку пассажиров по муниципальному маршруту;

- обеспечивать своевременную замену не вышедшего на линию или сошедшего с линии транспортного средства с соблюдением его характеристик, предусмотренных картой маршрута регулярных перевозок;

- оснастить транспортные средства согласно п. п. 29 - 34, 36 Правил;

- обеспечить пассажиров билетами утвержденного образца, подтверждающими оплату проезда и провоза багажа, согласно п. п. 45, 47 Правил;

- прекращать движение транспортных средств на муниципальном маршруте при возникновении ситуаций, грозящих безопасности движения, при аварийном состоянии дорог, вызванном стихийными бедствиями, изменением климатических условий и по другим объективным причинам, с обязательным информированием уполномоченного органа;

- обеспечить размещение на остановочных пунктах обслуживаемого муниципального маршрута информации о виде перевозок, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа;

- обеспечить выпуск на маршрут транспортных средств в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии;

- осуществлять перевозку пассажиров и провоз багажа по схеме движения на маршруте в соответствии условиями свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту.

Из вышеизложенного следует, что ИП <...>. как перевозчик, получивший по результатам открытого конкурса свидетельство на право осуществления перевозок, приняла на себя обязательства осуществлять пассажирские перевозки на муниципальном маршруте № 99 и соблюдать иные требования, предусмотренные Положением и иными нормативно-правовыми актами.

Согласно статье 27 Федерального закона №220-ФЗ в свидетельстве об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок указываются следующие сведения: наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту.

В карте маршрута регулярных перевозок указываются следующие сведения: наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, место жительства (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, который осуществляет перевозки по данному маршруту (статья 28 Федерального закона №220-ФЗ).

Как следует из свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту № 99, выданному ИП <...>. по результатам проведенного конкурса, и картам маршрута, перевозчиком, то есть лицом, который осуществляет перевозки по данному маршруту, является ИП <...>.

Части 2, 3 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ обязывают размещать для ознакомления без взимания платы сведения, включенные в реестры маршрутов регулярных перевозок, на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных органов местного самоуправления, к полномочиям которых в соответствии со статьей 25 указанного Закона относится ведение данных реестров.

Состав таких сведений определяется частью 1 статьи 26 Федерального закона №220-ФЗ и включает в себя, в частности: характеристику маршрута регулярных перевозок (порядковый номер <...> трассу с указанием остановочных пунктов, протяженность, порядок посадки и высадки пассажиров, вид регулярных перевозок) и транспортных средств, сведения о перевозчике.

Так, согласно Реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы лицом, осуществляющим перевозки по маршруту № 99, является ИП <...>

Как следует из части 2 статьи 34.1 Федерального закона № 220-ФЗ транспортное средство, используемое для перевозок по маршруту регулярных перевозок, должно находиться на праве собственности или ином законном основании у юридического лица, индивидуального предпринимателя или одного из участников договора простого товарищества, сведения о которых в отношении данного маршрута включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

Таким образом, согласно положениям Федерального закона №220-ФЗ и конкурсной документации пассажирские перевозки по маршруту № 99 должны осуществляться транспортными средствами, находящимися на праве собственности или ином законном основании у перевозчика – ИП <...>

Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что договоры аренды транспортных средств от 22.11.2018, заключенные ИП <...> с физическими лицами, которые предоставлялись в качестве подтверждения наличия на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе, были расторгнуты 28.02.2019.

По информации, представленной ИП <...>., маршрут № 99 обслуживается с привлечением подвижного состава 5 индивидуальных предпринимателей.

Согласно статье 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

На основании подпункта 3 пункта 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152, путевой лист должен содержать сведения о собственнике (владельце) транспортного средства.

Согласно представленным в материалы дела путевым листам по маршруту движения № 99 собственником (владельцем) транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров по указанному маршруту ИП <...>. не является.

Согласно статье 1 Закона об ОСАГО страхователь - лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования. В качестве страхователей в обязательном страховании выступают владельцы транспортных средств.

По сведениям, размещенным на сайте национального союза страховщиков ответственности (https://nsso.ru) у ИП <...>. в период с 07.12.2018 по настоящее время заключенные договоры обязательного страхования транспортных средств отсутствуют.

Страхователями по договору обязательного страхования на транспортные средства, используемые для оказания услуг по перевозке пассажиров по муниципальному маршруту № 99 выступают индивидуальные предприниматели, которые являются владельцами транспортных средств.

Согласно сведениям о транспортных средствах, включенным в реестр лицензий на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами, владельцами лицензии, осуществляющими перевозки по маршруту № 99, являются 5 индивидуальных предпринимателей.

При рассмотрении дела установлено, что ИП <...>. не является собственником (владельцем) транспортных средств, с использованием которых осуществляются перевозки пассажиров по маршруту № 99 по выданному свидетельству об осуществлении перевозок.

Документов, подтверждающих наличие у ИП <...>. в собственности (владении) транспортных средств, необходимых для осуществления перевозок по маршруту № 99, что являлось одним из обязательных условий для выдачи свидетельства на осуществление перевозок и осуществления перевозок по маршруту, сторонами в материалы дела не представлено.

Таким образом, в нарушение положений Федерального закона № 220-ФЗ, постановления Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1 и конкурсной документации перевозка пассажиров по маршруту № 99 осуществляется транспортными средствами, не принадлежащими перевозчику – ИП <...> на праве собственности или ином законном основании.

Для осуществления перевозок по маршруту № 99 ИП <...> были привлечены 5 индивидуальных предпринимателей, с которыми заключены «Агентские договоры» (в период с 06.12.2018 по 27.06.2019).

Целью заключения данных договоров является обеспечение качественного, безопасного транспортного обслуживания населения автобусами по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы № 99, в соответствии со свидетельством об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и картами маршрута регулярных перевозок, выданными ИП <...> Управлением транспорта и связи г. Пензы (пункт 1.1 Агентского договора).

Согласно пункту 1.2 Агентского договора ИП <...>. («Принципал») поручает, а индивидуальный предприниматель (Агент) обязуется за вознаграждение от имени Агента осуществлять регулярные перевозки автобусами соответствующего класса, принадлежащими «Агенту» на праве собственности или аренды, по вышеуказанному маршруту в соответствии с графиком движения, разработанным и утвержденным Принципалом.

К обязанностям ИП <...> по Агентским договорам относятся (пункт 2.1 Агентского договора):

- утвердить расписание движения транспорта Агента по маршрутам,

- осуществлять контроль за работой пассажирского транспорта на линии,

- предоставлять Агенту фирменное наименование и связанные с ним нематериальные блага – деловую репутацию и деловые связи,

- организовать проведение мероприятий в соответствии с безопасностью дорожного движения,

- совместно с Агентом анализировать причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений водителями Агента правил дорожного движения,

- принимать и рассматривать жалобы пассажиров, при необходимости с привлечением работников Агента,

- обеспечить возможность эксплуатации транспортных средств Агента на маршрутах регулярных перевозок, указанных в пункте 1.2 настоящего договора,

- передать Агенту по акту приема-передачи карты маршрута регулярных перевозок, выданные Принципалу Управлением транспорта и связи города Пензы, в количестве, указанном в п. 1.2 Договора.

В соответствии с договором Агент (пункт 2.2. Агентского договора) принимает на себя, в том числе, следующие обязанности:

- осуществлять пассажирские перевозки на обслуживаемом муниципальном маршруте в соответствии с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок г. Пензы, Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Положением по организации транспортного обслуживании населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы», утвержденного постановлением Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308, другими нормативно-правовыми актами, регулирующими пассажирские перевозки, а также условиями настоящего Договора,

- предоставлять для обслуживания маршрутов технически исправные транспортные средства,

- соблюдать расписание с интервалами движения автобусов в рабочие, выходные и праздничные дни, в том числе графики движения в вечернее время, а также выполнять минимальное количество выездов в течение месяца,

- обеспечивать выполнение установленных муниципальными правовыми актами требований по благоустройству и санитарной уборке остановочных пунктов, площадок отстоя транспортных средств на конечных пунктах обслуживаемого транспорта,

- обеспечивать выполнение в полном объеме установленных законодательством требований к экипировке транспортного средства,

- обеспечить работу на маршрутах регулярных перевозок транспортных средств в количестве, определенном в пункте 1.2 настоящего договора,

- проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей,

- осуществлять ежемесячную диагностику технического состояния транспортных средств,

- транспортное обслуживание населения на маршрутах регулярных перевозок города Пензы осуществлять по утвержденным тарифам,

- соблюдать маршрутные расписания при осуществлении транспортного обслуживания населения, при необходимости обеспечивать своевременную замену транспортного средства, не вышедшего на линию или сошедшего с линии, а в случае невозможности замены незамедлительно сообщать об этом Принципалу,

- обеспечить пассажиров билетами утвержденного образца, подтверждающими оплату проезда и провоза багажа,

- по окончании работы на линии обеспечить размещение транспортных средств на предоставленной для этого охраняемой территории (парковке) по адресу: г. Пенза, ул. Литвинова, 20.

Пункт 3.1 Агентского договора предусматривает права ИП <...>. проверять качество предоставляемых Агентом услуг, осуществлять контроль за соблюдением Агентом условий перевозки пассажиров, установленных Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городе Пензе.

Таким образом, согласно условиям заключенных агентских соглашений пассажирские перевозки на муниципальном маршруте № 99 осуществляют индивидуальные предприниматели от своего имени и транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или аренды.

Статьей 17 Федерального закона № 220-ФЗ и пунктом 4.5. Положения установлен запрет на осуществление перевозок пассажиров по муниципальному маршруту без муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и выданных на их основании карт маршрута.

Материалами дела установлено, что регулярные перевозки по маршруту № 99 осуществляются не ИП <...>., определенной в качестве перевозчика по результатам открытого конкурса, а индивидуальными предпринимателями, которые в конкурсе не участвовали и которым Управлением транспорта и связи г. Пензы свидетельства об осуществлении перевозок не выдавались.

В рассматриваемом случае ИП <...>, не имея возможности самостоятельно оказывать услуги по перевозкам пассажиров по муниципальному маршруту № 99, обязанность осуществлять перевозки пассажиров передала хозяйствующим субъектам вне конкурсной процедуры.

То есть, фактически, заключенные агентские договоры влекут переуступку права перевозки пассажиров, принадлежащего ИП <...>. по результатам конкурсного отбора.

Кроме того, в соответствии с условиями Агентского договора Агент ежемесячно оплачивает услуги ИП <...>., указанные в пункте 2.1 (пункт 4.3 Агентского договора).

Из условий заключенных агентских договоров, можно сделать вывод о том, что хозяйствующие субъекты на основании данных договоров за плату приобретают у ИП Румянцевой Л.Л. право осуществления перевозок на маршруте движения № 99, согласно заключенному ИП <...>. соглашению с Управлением транспорта и связи г. Пензы и выданному свидетельству.

Таким образом, ИП <...>. в рамках заключенных агентских договоров фактически осуществляет функции Организатора перевозок, в том числе, контроль работы перевозчиков на линии, определяет доступ на рынок других хозяйствующих субъектов, тем самым контролируя состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном маршруте.

В силу статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично.

Положением определены организационные основы обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории г. Пензы при организации регулярных перевозок, в том числе, установлены порядок проведения отбора перевозчиков на право получения свидетельства на осуществление перевозок пассажиров и багажа.

При этом, случаи выдачи свидетельства без проведения конкурса также регламентированы Положением и являются исчерпывающими.

Так, пунктом 5.1. Положения установлено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) на период после признания открытого конкурса несостоявшимся в связи с отказом участника открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок, от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или если участник конкурса не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута победителю открытого конкурса, признанного несостоявшимся, не допускается;

2) на период после прекращения действия свидетельства на основании вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников простого товарищества, которым было выдано данное свидетельство;

3) на период после прекращения действия свидетельства на основании вступившего в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства;

4) на период после прекращения действия свидетельства на основании принятого Уполномоченным органом решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более трех дней подряд;

5) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Без проведения конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, а в случае, если таким обстоятельством явилось приостановление действия ранее выданного свидетельства об осуществлении перевозок по данному маршруту, на срок приостановления действия указанного свидетельства, по итогам рассмотрения представленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или уполномоченным участником договора простого товарищества письменных согласий на предложение уполномоченного органа о выдаче свидетельства без проведения конкурса. Свидетельство и карты маршрута выдаются юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или уполномоченному участнику договора простого товарищества, соответствующим требованиям, определенным статьей 23 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок" (пункт 5.3 Положения).

Иных возможностей допуска перевозчиков к обслуживанию населения автомобильным пассажирским транспортом, кроме как на основании свидетельства, выданного по результатам конкурса, либо на основании срочного договора, заключаемого до проведения нового конкурса, Положением не предусмотрено.

Из вышеизложенного следует, что допуск к обслуживанию населения г. Пензы перевозчика, не прошедшего конкурсный отбор, является нарушением Положения.

Согласно пункту 4.2.3. Положения открытый конкурс на получение свидетельства об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам проводится уполномоченным органом, являющимся организатором конкурса, в порядке, предусмотренном муниципальным нормативным правовым актом администрации города Пензы.

Положение об организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Пензы по нерегулируемым тарифам утверждено Постановлением Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1.

Пунктом 2 Постановления Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1 установлено, что открытый конкурс на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Пензы по нерегулируемым тарифам  проводится в целях обеспечения максимально безопасных условий при осуществлении транспортного обслуживания населения в городе Пензе на регулярных перевозках по нерегулируемым тарифам, наиболее полного и качественного удовлетворения спроса населения, защиты прав потребителей.

Участники открытого конкурса оцениваются в соответствии с критериями конкурсного отбора по балльной системе согласно шкале для оценки критериев (пункт 11 Постановления Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1).

Открытый конкурс проводится в 2 этапа (пункт 12.1, 12.3 Постановления Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1):

Первый этап - Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в конкурсе и определяет наличие в заявках претендентов перечня документов, предусмотренных конкурсной документацией, и соответствие претендентов требованиям пункта 42 настоящего Положения.

Претендент, не представивший документы в соответствии с пунктами 17, 18 настоящего Положения и (или) не соответствующий требованиям пункта 42 настоящего Положения, не допускается к дальнейшему участию в конкурсе.

Второй этап - Комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе на основании критериев оценки в соответствии со шкалой для оценки критериев и определяет победителя конкурса на право осуществления перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

Победителем признается участник конкурса, заявка которого набрала наибольшее количество баллов и получила первый номер (пункт 31 Постановления Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1).

Следовательно, положения заявки и документы, представленные участниками конкурса, рассматриваются и сопоставляются в соответствии с предложенными ими условиями осуществления перевозок пассажиров и багажа на маршруте, перечнем транспортных средств, предлагаемых участниками к эксплуатации на данном маршруте, в соответствии с критериями конкурса, указанными в документации.

Таким образом, победителем конкурса признается участник, наиболее полно отвечающий критериям конкурсного отбора и предложивший лучшие условия осуществления перевозок пассажиров и багажа по маршруту, максимально удовлетворяющий всем требованиям документации по проведению конкурса.

Согласно пункту 4.8.1 Положения на лицо, которому выдано свидетельство (перевозчика) возложена обязанность осуществлять пассажирские перевозки на муниципальном маршруте, включенном в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила) и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими пассажирские перевозки; осуществлять перевозку пассажиров и провоз багажа по схеме движения на маршруте в соответствии с условиями свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту.

Следовательно, осуществление перевозки пассажиров и багажа по определенному маршруту регулярных перевозок возможно только победителем конкурса по данному маршруту.

Пунктом 2.1. Соглашения, заключенного с ИП <...>. по результатам конкурса, предусмотрено, что Перевозчик, в лице <...> осуществляет пассажирские перевозки на муниципальном маршруте, включенном в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила) и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими пассажирские перевозки; осуществляет перевозку пассажиров и провоз багажа по схеме движения на маршруте в соответствии условиями свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту.

Заключенным между Управлением транспорта и связи г. Пензы и ИП <...>. соглашением предусмотрено самостоятельное выполнение регулярных перевозок, привлечение соисполнителей для выполнения регулярных перевозок не предусмотрено.

Следовательно, допуск к обслуживанию населения г. Пензы перевозчика, не прошедшего конкурсный отбор, является нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе, постановления администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1, постановления администрации г. Пензы № 2308 от 31.12.2015 и конкурсной документации.

Лишь при условии проведения конкурсного отбора возможно выбрать перевозчика, во-первых, соответствующего обязательным для перевозчика требованиям, во-вторых, предложившего наилучшие условия перевозок согласно критериям отбора. Таким образом, только при условии проведения конкурсного отбора перевозчиков возможно обеспечить высокий уровень безопасности выполнения пассажирских перевозок, качества транспортного обслуживания населения, доступность транспортных услуг для населения и т.д., что закреплено в п. 2 Постановления Администрации г. Пензы от 31.12.2015 N 2308/1 в качестве основных целей проведения конкурса.

Как следует из пункта 1.3. Положения организация транспортного обслуживания населения в пределах полномочий, определенных Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок", включает в себя, в том числе:

- проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам,

- выдачу свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок - в отношении перевозок по нерегулируемым тарифам,

- организацию контроля за выполнением условий муниципальных контрактов и свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам, требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Контроль за соблюдением условий муниципального контракта, сведений, включенных в свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту, требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам осуществляется уполномоченным органом (пункт 6.1. Положения).

Согласно Уставу г. Пензы и Положению об Управлении транспорта и связи г. Пензы, Управление:

- является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы местного самоуправления. Устанавливает, изменяет и отменяет муниципальные маршруты регулярных перевозок города Пензы;

- организует контроль за выполнением условий муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту по маршруту регулярных перевозок, не отнесенных к полномочиям органа государственного транспортного контроля, в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно соглашению на организацию регулярных перевозок по муниципальному маршруту № 99, заключенному между Управлением, как уполномоченным органом, и ИП <...>., как перевозчиком, на момент выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту и карт маршрута, Управление вправе проверять соблюдение требований, предусмотренных настоящим Соглашением. Результаты проверок оформляются актом. Копия акта направляется перевозчику для устранения допущенных нарушений (пункт 2.2. Соглашения).

Исходя из изложенного, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения возложены, в том числе, на органы местного самоуправления, Управление транспорта и связи г. Пензы.

Из письменных пояснений Управления следует, что Управление в ходе проведения контрольных проверок работы перевозчиков при обнаружении признаков нарушения положений, предусмотренных подпунктами 4.8.1.1, 4.8.1.2, 4.8.1.6, 4.8.1.9-4.8.1.14 Положения, может уведомить об этом контрольно-надзорные органы. Управление не вправе выдавать перевозчику обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, привлекать перевозчиков к административной ответственности, обращаться в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства в порядке части 5 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ по перечисленным выше основаниям. Контроль в указанной части осуществляется органами государственного автодорожного надзора.

Довод Управления о том, что у него отсутствуют полномочия по контролю за выполнением условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и осуществлению перевозок пассажиров и провоз багажа по схеме движения на маршруте в соответствии условиями свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, Комиссией не принимаются, ввиду следующего.

Согласно статье 35 Федерального закона № 220-ФЗ органом государственного транспортного контроля осуществляется контроль за выполнением условий свидетельства об осуществлении перевозок, указанных в части 1 данной статьи. Контроль за выполнением иных, не указанных в части 1 настоящей статьи, условий свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.

Кроме того, обязанность по осуществлению контроля за выполнением перевозчиком условий выданного свидетельства возложена Положением по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на муниципальных маршрутах регулярных перевозок города Пензы и Соглашением, заключенным с ИП <...>. по результатам конкурса, именно на Управление транспорта и связи г. Пензы.

Управление транспорта и связи г. Пензы, обладая полномочиями по контролю за соблюдением условий организации регулярных перевозок, в соответствии с выданными свидетельствами (п. 6.1 Положения, пункт 2.2. Соглашения), не могло не знать о том, что ИП <...> не осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршруту № 99 в соответствии с условиями выданного свидетельства.

Кроме того, Нижне-Волжским межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора в материалы дела представлен акт проверки Управления транспорта и связи г. Пензы от 26.07.2019. По результатам данной проверки до Управления доведена информация о том, что фактически на муниципальном маршруте № 99 перевозки осуществляют индивидуальные предприниматели, которым свидетельство и карты маршрутов по результатам конкурса не выдавались. Указанный акт проверки подтверждает то обстоятельство, что Управление транспорта и связи г. Пензы знало о нарушении ИП <...> условий выданного свидетельства по муниципальному маршруту № 99, но никаких мер со стороны контролирующего органа принято не было.

Рассматриваемая ситуация привела к тому, что:

- перевозка пассажиров и багажа по маршруту № 99 осуществляется на иных условиях, чем предусмотрено выданным свидетельством об осуществлении перевозок,   конкурсной документацией и соглашением;

- перевозки пассажиров и багажа по маршруту № 99 осуществляются индивидуальными предпринимателями, которые не были определены перевозчиками по результатам конкурсного отбора, и которым свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту не выдано;

- ИП <...> обладает правом определять и контролировать состав хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров по маршруту № 99;

- ИП <...> не осуществляя регулярные перевозки, получает от индивидуальных предпринимателей денежные средства за возможность осуществления данных перевозок.

Поскольку одним из существенных условий выданного свидетельства и Соглашения, заключенного между ИП <...> и Управлением транспорта и связи г. Пензы является выполнение перевозчиком (ИП <...>) регулярных перевозок пассажиров и багажа, то при его нарушении на основании пункта 2.2. Соглашения Управление вправе было провести проверку и направить акт проверки перевозчику для устранения допущенных нарушений.

При этом, Управлением транспорта и связи г. Пензы меры, предусмотренные пунктом 2.2. Соглашения не принимались. Действия, предусмотренные статьей 29 Федерального закона № 220-ФЗ, направленные на приостановление или прекращение действия свидетельства, Управлением не совершались.

Таким образом, Управление транспорта и связи г. Пензы не приняло меры по приведению взаимоотношений с ИП <...> по осуществлению перевозок на маршруте № 99 в соответствие с условиями выданного свидетельства, конкурсной документацией и заключенным Соглашением, тем самым согласовав ИП <...> иные условия оказания услуг по перевозке пассажиров на маршруте № 99, чем предусмотрены свидетельством, конкурсной документацией и Соглашением.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Признаками ограничения конкуренции являются: отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Указанные ранее обстоятельства свидетельствуют о том, что поведение Управление транспорта и связи г. Пензы и ИП <...> не было самостоятельным или случайным, а являлось следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении, направленном на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Наличие антиконкурентного соглашения между указанными лицами подтверждается:

- бездействием Управления транспорта и связи г. Пензы в связи с неосуществлением контроля за исполнением ИП <...> условий выданного свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршруту № 99;

- действиями ИП <...> по заключению договоров с хозяйствующими субъектами, на основании которых последним фактически было передано право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту № 99.

ИП <...>, в результате достигнутого антиконкурентного соглашения, получила возможность изменить условия оказания услуг по перевозке пассажиров, предусмотренные свидетельством, конкурсной документацией и Соглашением, фактически осуществляя не перевозку пассажиров и багажа по маршруту № 99, а организуя перевозку, за счет привлечения для оказания услуг третьих лиц.

Неосуществление Управлением транспорта и связи г. Пензы названного контроля оказывает негативное влияние на конкуренцию, поскольку фактически создает дополнительные преимущества осуществления хозяйственной деятельности ИП <...>, позволяя за плату распределять рейсы по маршруту между индивидуальными предпринимателями, и позволяя осуществлять перевозку пассажиров по маршруту № 99 на условиях, не предусмотренных свидетельством, конкурсной документацией и заключенным соглашением.

Доводы ИП <...> о том, что обслуживание маршрута № 99 с привлечением сторонних хозяйствующих субъектов не противоречит действующему законодательству и условиям конкурсной документации, является необоснованным в силу следующего.

Как отмечалось ранее, осуществление перевозки пассажиров и багажа по определенному маршруту регулярных перевозок возможно только победителем отбора по данному маршруту.

В свою очередь, из содержания «Агентских договоров» можно сделать вывод о том, что хозяйствующие субъекты на основании данных договоров за плату приобретают у ИП <...> право осуществления перевозок на маршрутах движения, согласно выданным ИП Румянцевой Л.Л. свидетельствам об осуществлении перевозок по маршруту № 99.

В соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке в объеме, необходимом для принятия решения.

Временной интервал исследования товарного рынка определен периодом 07.12.2018 – 01.0.09.2020.

Принимая во внимание предмет рассматриваемого соглашения, органами местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, в котором установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, продуктовые границы товарного рынка определены как осуществление перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту регулярных перевозок города Пензы № 99 «Арбековская застава-Засурье».

Географические границы товарного рынка, исходя из предмета рассматриваемого соглашения, а также границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующий в рассматриваемом соглашении орган местного самоуправления определены как территория г. Пензы.

В силу требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе, к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, Комиссия единогласно пришла к выводу о том, что в действиях Управления транспорта и связи г. Пензы и ИП <...> по заключению и реализации соглашения, выразившегося в изменении условий оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа по муниципальному маршруту № 99, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции товарном рынке, усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Полученные в ходе рассмотрения настоящего дела документы и материалы являются достаточными для принятия решения Комиссией Пензенского УФАС России.

Связанные организации

Связанные организации не указаны