Решение (комиссия) №ЕК/1227/23 Решение по делу №058/10/104-257/2023 от 18 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

058/06/104-257/2023

 

15 мая 2023 года                                                           г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Инспекция Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция Управления) в составе:

  • <...>  – заместителя председателя Инспекции, начальника отдела контроля закупок;

  • <...>. – члена Инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • <...>. – члена Инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии от государственного учреждения – отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области (далее – ОСФР по Пензенской области, Заказчик):

  • <...>. – представителя по доверенности от 10.02.2023,

  • <...>. – представителя по доверенности от 10.02.2023,

В отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Интра" (далее – ООО «ГК «Интра» /Исполнитель) представитель не явился, о времени и месте рассмотрения извещен,

рассмотрев документы и сведения, представленные заказчиком отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области об ООО «ГК «Интра» (600024, Владимирская область, ул. Пугачёва, ИНН 3327129470), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов аппаратами на нижние конечности и туловище (ортез)» (извещение № 0355100017722000171 от 24.11.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения РНП),

УСТАНОВИЛА:

 

05.05.2023 в Пензенское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО «ГК «Интра» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона.

Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 10.05.2023 (исх. № ЕК/1104/23) назначено на 15.05.2023 в 10 часов 30 минут.

Представители заказчика участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

Представитель заказчика пояснила, что между фондом и ООО «ГК «Интра» заключен государственный контракт на выполнение работ по обеспечению получателей аппаратами на нижние конечности и туловище (ортез). В установленные контрактом сроки обязательства ООО «ГК «Интра» исполнены частично: из трех получателей один был обеспечен аппаратом, один получатель не обеспечен, были сделаны только замеры, и один получатель отказался от изготовления аппарата. Вместе с тем, информация об отказе получателя была направлена в адрес заказчика слишком поздно, за 2 дня до истечения срока изготовления аппаратов, в связи с чем произвести замену получателя стало нецелесообразным. Сообщила, что из-за недобросовестного поведения исполнителя нарушены права граждан, имеющих право на получение аппаратов на нижние конечности и туловище.

В отзыве от 11.05.2023 ООО «ГК «Интра» указало на то, что в отношении первого получателя выполнены замеры, аппарат находится на изготовлении, в отношении второго получателя аппарат изготовлен и выдан, третий получатель отказался от изготовления аппарата. Общество также сообщило, что не имело умысла на уклонение от исполнения контракта.

В результате рассмотрения обращения Инспекцией Управления установлено следующее.

24.11.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение № 0355100017722000171 о проведении электронного аукциона «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов аппаратами на нижние конечности и туловище (ортез)».

Начальная (максимальная) цена контракта составляла 201 026,34 рублей.

В электронном аукционе приняло участие 4 участника.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 06.12.2022, победителем аукциона признано ООО «ГК «Интра», которое предложило по результатам проведения процедуры подачи предложений наименьшую цену контракта – 93 373,38 руб.

21.12.2022 года между Заказчиком и ООО «ГК «Интра» заключен государственный контракт № 171. Реестровый номер контракта – 1583611083022000235 (далее – Контракт).

Согласно пункту 2.1 Контракта Исполнитель обязуется выполнить работы по обеспечению Получателей аппаратами на нижние конечности и туловище (ортез) (далее - Изделия), предусмотренные Техническим заданием (Приложение № 1 к настоящему Контракту) в полном объеме, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта срок обеспечения Получателя Изделием, изготавливаемым по индивидуальному заказу с привлечением Получателя и предназначенного исключительно для личного использования в рамках настоящего Контракта, не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней с даты получения Реестра Получателей.

Пунктом 4.1.8 контракта предусмотрена обязанность Исполнителя незамедлительно информировать Заказчика об обнаруженной невозможности выполнения работ и приостановить работу. Нарушение этого обязательства лишает права Исполнителя ссылаться на такие обстоятельства.

Пунктом 4.1.14 Контракта установлено, что исполнитель обязан письменно уведомить заказчика в случае отказа получателя от выполнения работ по изготовлению изделия, с обязательным приложением письменного его отказа от выполнения работ по изготовлению изделия, либо акта от отказе от выполнения работ по изготовлению изделия, составленного и подписанного исполнителем с обязательным привлечением не менее 2 незаинтересованных лиц в течение 5 календарных дней с момента отказа.

Согласно пункту 5.3 Контракта по факту выполнения работ Исполнитель не позднее 24 апреля 2023 года направляет заказчику подписанный со своей стороны Итоговый Акт о приемке выполненных работ на бумажном носителе.

Письмом от 30.12.2022 Заказчиком в адрес Исполнителя направлен реестр получателей аппаратов на нижние конечности и туловище (ортез) №898435 от 22.12.2022. Согласно указанному реестру Исполнителю необходимо было обеспечить троих получателей аппаратами на нижние конечности и туловище (ортез).

В соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта работы должны быть выполнены в срок, не превышающий 60 дней с даты получения Реестра Получателей, а именно до 28 февраля 2023 года.

Как следует из размещенных в ЕИС документов счет-фактурой №39 с исправлением №1 от 19.04.2023 заказчиком принят товар – аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) в количестве 1 штука на сумму 31 124,46 рублей. Исполнителем в материалы обращения представлен акт сдачи-приемки изделия №1, согласно которому получатель получил аппарат на нижние конечности и туловище (ортез) 28.02.2023. Таким образом, один получатель обеспечен изделием в срок, установленный пунктом 4.1.1 Контракта.

Согласно пояснениям исполнителя, изложенным в отзыве, один из получателей отказался от получения аппарата, о чем был составлен Акт от 26.02.2023. Исполнитель пояснил, что письмом от 21.03.2023 известил заказчика и попросил его заменить получателя, отказавшегося от обеспечения на другого.

Вместе с тем, как установлено в рамках рассмотрения обращения, работы по контракту должны быть выполнены не позднее 28.02.2023. Акт об отказе от выполнения работ по контракту составлен исполнителем 26.02.2023, то есть за два дня до наступления срока окончания выполнения работ по контракту. Кроме того, согласно представленным документам данный акт в нарушение пункта 4.1.14 контракта был направлен в адрес заказчика только 21.03.2023, то есть за пределами срока, отведенного для выполнения работ по контракту. Таким образом, вследствие указанных действий исполнителя, у заказчика не было возможности заменить получателя, отказавшегося от получения аппарата, на иное лицо. При этом акт об отказе составлен в день выезда к получателю, однако выезд мог быть осуществлен ранее, учитывая, что срок для обеспечения – до 28.02.2023, выезд 26.02.2023 не свидетельствует о добросовестном отношении Общества к исполнению обязательств.

Относительно третьего получателя исполнитель в отзыве пояснил, что в отношении него произведены замеры, изделие находится в производстве. Вместе с тем, учитывая, что работы по контракту должны быть выполнены не позднее 28.02.2023, срок выполнения работ по контракту существенно превышен, изделие не изготовлено и на дату рассмотрения обращения.

Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с частью 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

Пунктом 3 статьи 708 ГК РФ установлено, что указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ.

Таким образом, контрактом предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

Учитывая неисполнение обязательств по контракту, и отсутствие у заказчика доказательств, подтверждающих факт невозможности исполнения контракта в срок, 24.04.2023 года ОСФР по Пензенской области принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта № 171 от 21.12.2022.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления ООО «ГК «Интра» о принятом решении следует считать 24.04.2023 (дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС). 05.05.2023 – дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу (спустя 10 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС).

Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

На основании вышеизложенного, обращение в Пензенское УФАС должно быть направлено не позднее 09.05.2023. Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 05.05.2023, т.е. в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Невыполнение участником закупки требований Закона о контрактной системе повлекло невозможность исполнения контракта в определенные Заказчиком сроки, что, в свою очередь, влечет не только нарушение интересов Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов. Участник аукциона, будучи профессиональным участником рынка, должен был осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий предпринимать надлежащие и достаточные меры для своевременного исполнения публичных обязанностей.

Рассмотрев представленные документы и материалы, Комиссия Управления пришла к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО «ГК «Интра» в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что обязательства по государственному контракту Исполнителем не выполнены в полном объеме, доказательств невозможности их исполнения ни Заказчику, ни антимонопольному органу не представлено.

При этом Общество в рамках пункта 4.1.8 Контракта было обязано незамедлительно информировать Заказчика об обнаруженной невозможности выполнения работ, чего сделано не было. Данные обстоятельства в совокупности не свидетельствуют о направленности действий Общества на надлежащее исполнение социально-значимых обязательств.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»), Инспекция Управления

РЕШИЛА:

 

1. Сведения, представленные государственным заказчиком – Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области об Обществе с ограниченной ответственностью «ГК «Интра» (600024, Владимирская область, ул. Пугачёва, ИНН 3327129470) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

 

Сведения об ООО «ГК «Интра», подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков:

1) Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Интра»;

2) 600024, Владимирская область, ул. Пугачёва, ИНН 3327129470;

3) Лицо, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, учредитель юридического лица – <...> (ИНН <...>);

4) объект закупки: «Выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов аппаратами на нижние конечности и туловище (ортез)» (извещение № 0355100017722000171 от 24.11.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru);

5) цена контракта и срок исполнения обязательств: 93 373,38 рублей, с даты заключения контракта по 28.04.2023;

6) ИКЗ 221583611083058360100100340393250323;

7) решение заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 24.03.2023 № АЛ-58-03/16156.

2. Датой включения сведений об ООО «ГК «Интра» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.

 

 

Заместитель председателя инспекции

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены инспекции:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

Исп.<...>

тел.(8412) 52-34-43

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-495

 

 

Связанные организации

ОФПСС РФ по Пензенской области
ИНН 5836011565, ОГРН 1025801358186
ООО "ГК "Интра"
ИНН 3327129470, ОГРН 1153327004335