Решение №2662-3 Решение по жалобе № 058/07/3-573/2020 от 31 августа 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3-573/2020

 

26  августа  2020 года                                                                               г. Пенза, ул. Урицкого,127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее  – Закона о защите конкуренции), в составе:

- <....> – заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- <....>. – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;

- <....>. – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти;

при участии:

со стороны подателя жалобы – общества с ограниченной ответственностью «Сервис плюс» (далее – Общество):

-<....>. - генерального директора, решение единственного участника от 15.08.2019 № 2;

со стороны заказчика – АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко»:

- <....> - представителя по доверенности от 24.08.2020 № 60-01/784;

- <....>. - представителя по доверенности от 24.08.2020 № 60-01/785;

 - <....> - представителя по доверенности от  24.08.2020 № 60-01/787;

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сервис Плюс» (ИНН 7325167125, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 35, оф. 2, 432027) на действия Заказчика - АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, г. Заречный, проспект Мира, д. 1, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений (извещение № 32009360281 от 29.07.2020 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 06.08.2020 поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Сервис Плюс» (ИНН 7325167125, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 35, оф. 2, 432027) на действия Заказчика АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, г. Заречный, проспект Мира, д. 1, 442960) (далее – Заказчик, АО «ФНПЦ«ПО «Старт» им. М.В. Проценко»)  при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений (извещение № 32009360281 от 29.07.2020 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru)(далее – Запрос котировок).

Из жалобы заявителя следует, что Заказчиком в п.п.19 п. 2.1.1 ч. 1 Закупочной документации (том 1) неправомерно установлено требования к потенциальным участникам запроса котировок в виде предоставления лицензии Управления Федеральной службы безопасности РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Правовая позиция АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» изложена в письменном отзыве на жалобу от 13.08.2020 №44-07/183.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 10.08.2020 № 1805-3э назначено и проведено 14.08.2020 в 10 часов 00 минут.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 14.08.2020 исх. № 1852-3э срок принятия решения по жалобе продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 24.08.2020 в 14 часов 30 минут.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 24.08.2020 исх. № 1909-3э срок принятия решения по жалобе продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 26.08.2020 в 15 часов 00 минут.

На заседании Комиссии Управления представители АО «ФНПЦ«ПО «Старт» им. М.В. Проценко» с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Пояснили, что в соответствии с разъяснениями руководства  Госкорпорации «Росатом» и на основании ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» было принято решение об установлении к участникам закупки требования о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и действия, совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

Согласно извещению о проведении Запроса котировок, дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 12.08.2020. Жалоба Заявителя на положения документации подана в Пензенское УФАС России 06.08.2020, то есть до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «Сервис Плюс» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко относится к субъектам, закупка товаров, работ и услуг которых регулируется  Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закупочная деятельность Заказчика определена Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

Как следует из материалов дела в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 29.07.2020 размещено извещение № 32009360281 о проведении запроса котировок на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. Проценко» (только для субъектов  малого и среднего предпринимательства) и соответствующая документация (далее – Документация).

 Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере:

- 6 108 528,00, включая НДС

- 5 090 440,00 без учета НДС

Дата начала подачи заявок и дата окончания подачи заявок - с 29.07.2020 до 09 часов 00 минут 12.08.2020.

Согласно пп 1.9 п. 2.1.1 Раздела 2 Документации «Требования. Документы. Состав заявки на участие в закупке.» участник закупки должен обладать гражданской правоспособностью в полном объеме для заключения и исполнения договора по результатам закупки, в том числе обладать специальной правоспособностью в соответствии с действующим законодательством РФ (или законодательством государства, на территории которого будет использоваться поставляемая по договору продукция), связанной с осуществлением видов деятельности, предусмотренных договором, в том числе необходимыми лицензиями на выполнение работ или оказание услуг, полученными не позже изначально установленного в извещении и документации о закупке срока окончания подачи заявок, в объеме выполняемых работ, услуг, а именно:

  • должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, видов работ, требуемые для выполнения договора, право на заключение которого является предметом настоящей закупки:
          • лицензию Управления Федеральной службы безопасности РФ на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Исходя из анализа пункта 2.1.1 Технического задания Документации «Перечень наименования и объемов услуг по уборке помещений» следует, что уборка будет проводиться, в том числе, и в промышленной зоне, которая включает в себя уборку производственных помещений (цехов, мастерских).

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» на территории ЗАТО г. Заречный АО (место нахождения АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко) установлен особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, который  включает в себя установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах муниципального образования, ограничения на въезд на территорию, а так же ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и (или) постоянное место проживания.

Пункт 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что порядок обеспечения особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливается, в том числе Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2012 г. № 932 Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко», г. Заречный Пензенской области включен в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих преобразованию в акционерные общества, акции которых будут переданы Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Устава АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко» (ред. № 2 от 19.12.2019) (далее – Устав) Общество создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» и является его правопреемником.

В соответствии с пунктом 3.8 Устава Общество проводит работы и осуществляет мероприятия, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, при условии исполнения Обществом обязанности по обеспечению защиты такого рода сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.2 Устава для достижения целей деятельности и обеспечения собственных нужд Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе:

изготовление и испытание составных частей (компонентов) ядерных боеприпасов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

разборка и утилизация составных частей (компонентов) ядерных боеприпасов;

хранение и транспортирование составных частей (компонентов) ядерных боеприпасов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 693 утверждено Положение о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». Согласно пункту 3 Положения особый режим безопасного функционирования объектов устанавливается в целях, в том числе обеспечения защиты сведений о ядерном оружии, ядерных вооружениях, других видах вооружений и военной техники, составляющих государственную тайну.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон о государственной  тайне) допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Согласно статье 5 Закона о государственной тайне государственную тайну составляют сведения, в том числе, о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения.

АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко» является государственным режимным учреждением с секретным делопроизводством, которое относится к особо охраняемым объектам с особой пропускной системой и особым порядком допуска посторонних лиц, расположенным на территории ЗАТО г. Заречный.

В соответствии с Законом о государственной тайне, Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, Перечнем должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесения сведений к государственной тайне, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 16 апреля 2005 г. № 151-рп, Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1995 г. № 870, приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 26.05.2017 № 0062 утвержден перечень сведений, подлежащих засекречиванию. Согласно указанному перечню к ним относятся сведения о дислокации и назначении зданий, в которых выполняютя работы, связанные с выполнением ГОЗ, и содержанием взрывчатых веществ; сведения о местах размещения и принципах действия скрытых технических средств физической защиты.

Как пояснили представители АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. Проценко» после заключения договора руководитель организации-исполнителя получает на ознакомление ситуационный план размещения зданий и сооружений предприятия, экспликации помещений в зданиях для дальнейшей постановки задач персоналу и оперативного контроля над выполнением работ.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что работы по уборке помещений будут производиться в зданиях и сооружениях АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко», где осуществляется работа с использованием информации, составляющей государственную тайну, которой присваивается соответствующая категория секретности.

Уборка помещений предполагает нахождение исполнителя договора на территории режимного объекта и подразумевает пользование как помещениями, так и коммуникациями на данном объекте, что позволяет применить несанкционированные средства сбора и передачи информации, составляющей государственную тайну.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно статье 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации) уполномочена на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно пункту 5 Положения для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, документы, перечень которых определен указанным пунктом.

Таким образом, Заявитель был вправе обратиться в территориальный орган ФСБ с заявлением о предоставлении требуемой для участия в запросе котировок лицензии.

Довод ООО «Сервис Плюс» о невозможности оформления соответствующей лицензии до подачи заявки на участие в Запросе котировок документально не подтвержден.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях Заказчика – АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко» нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью  «Сервис Плюс» (ИНН 7325167125, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 35, оф. 2, 432027) на действия Заказчика - АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» им. М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, г. Заречный, проспект Мира, д. 1, 442960) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на оказание услуг по уборке помещений (извещение № 32009360281 от 29.07.2020 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны