Предупреждение №976-3 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-01-03/08-2021 о прекращении действий (без... от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-01-03/08-2021
о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства 

 

30 марта 2021 года                                                                                                     г. Пенза

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило заявление АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (107143, г. Москва, ул. Пермская, вл. 5) в отношении Администрации города Пензы (440000, г. Пенза, пл. Маршала Жукова, 4) и ООО «Горводоканал» (440031, г. Пенза, ул. Кривозерье, 24) о нарушении антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества – централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения хозяйствующему субъекту.

В ходе рассмотрения заявления, документов и информации, дополнительно запрошенных антимонопольным органом, было установлено следующее.

30.10.2009 между Управлением по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы и ООО «Горводоканал» заключен Договор аренды муниципального имущества № 15 (далее – Договор № 15).

Предметом Договора № 15 являются объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащие муниципальному образованию г. Пенза на праве собственности (пункт 1.2 Договора № 15; 44 объекта в соответствии с приложением № 1 к Договору № 15). Муниципальное имущество передается в аренду на неопределенный срок (пункт 1.1 Договора № 15).

В соответствии с дополнительным соглашением № 19 от 01.06.2013 к Договору № 15 ООО «Горводоканал» в арендное пользование передано дополнительно 14 объектов водоснабжения и водоотведения.

Согласно дополнительному соглашению № 20 от 01.11.2014 к Договору № 15 ООО «Горводоканал» в арендное пользование передан дополнительно 1 объект водоотведения.

В соответствии с дополнительным соглашением № 21 от 20.04.2015 к Договору № 15 ООО «Горводоканал» в арендное пользование передано дополнительно 5 объектов водоснабжения и водоотведения.

Согласно дополнительному соглашению № 22 от 28.07.2016 к Договору № 15 ООО «Горводоканал» в арендное пользование передано дополнительно 3 объект водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с дополнительным соглашением № 23 от 01.03.2017 к Договору № 15 ООО «Горводоканал» в арендное пользование передан дополнительно 1 объект водоснабжения.

Согласно дополнительному соглашению № 24 от 20.04.2017 к Договору № 15 ООО «Горводоканал» в арендное пользование передано дополнительно 10 объектов водоснабжения и водоотведения.

Правовая основа распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Законом, ограничивающим полномочия собственника по распоряжению муниципальным имуществом, которое предполагается использовать в целях извлечения прибыли, является Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно статье 17.1 Закона о защите конкуренции, введенной в действие с 02.07.2008, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ).

Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон № 416-ФЗ, в соответствии с которыми определены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Указанные изменения вступили в силу с 08.05.2013.

Так, согласно части 1 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ (в редакции от 08.05.2013) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ (в редакции от 08.05.2013) в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, с 08.05.2013 передача прав владения и (или) пользования системами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды, заключаемым по результатам конкурса, или по концессионным соглашениям. Исключением является передача прав владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

При этом согласно части 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ (в редакции от 08.05.2013) договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, должен включать в себя следующие существенные условия:

1) описание централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение;

2) размер арендной платы;

3) срок договора аренды;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

5) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов;

6) предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды;

7) порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Срок договора аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, не может быть более чем десять лет (часть 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ (в редакции от 08.05.2013)).

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, для договоров аренды систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, существенными являются условия, указанные в части 2 и части 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ.

В нарушение указанных норм Управлением муниципального имущества администрации города Пензы (в настоящее время – Управление муниципального имущества города Пензы) заключены дополнительные соглашения № 19 от 01.06.2013, № 20 от 01.11.2014, № 21 от 20.04.2015, № 22 от 28.07.2016, № 23 от 01.03.2017, № 24 от 20.04.2017 к Договору аренды муниципального имущества № 15 от 30.10.2009, так как в них отсутствуют существенные условия, указанные в пунктах 4–7 части 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ. Кроме того, срок действия указанных дополнительных соглашений с учетом условия действия основных договоров не соответствует части 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Таким образом, бездействие Управление муниципального имущества города Пензы, выразившееся в непринятии мер по изъятию муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, переданных ООО «Горводоканал» в рамках дополнительных соглашений № 19 от 01.06.2013, № 20 от 01.11.2014, № 21 от 20.04.2015, № 22 от 28.07.2016, № 23 от 01.03.2017, № 24 от 20.04.2017 к Договору аренды муниципального имущества № 15 от 30.10.2009, в которых в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ, отсутствовали существенные условия, указанные в пунктах 4–7 указанной статьи, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в рассматриваемом бездействии Управления муниципального имущества города Пензы признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции на товарном рынке, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Управление муниципального имущества города Пензы, о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции для чего
 в срок до 01.07.2021
принять меры по обеспечению возврата муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения, неправомерно переданных ООО «Горводоканал» в рамках указанных дополнительных соглашений, в казну муниципального образования города Пензы.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны