Решение (комиссия) №ЕП/2019/23 Решение от 6 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-351/2023

 

«03» июля 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

от заказчика – представителя АО «Пензенский тепличный комбинат» А<...>(доверенность от 01.06.2023 № 7),

в отсутствие заявителя – представителя ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (о времени и месте рассмотрения жалобы лицо уведомлено надлежащим образом);

рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336, ул. Луначарского, д. 31, оф. 216, г. Екатеринбург, 620027) на действия заказчика – АО «Пензенский тепличный комбинат» (ИНН 5829730449, ОГРН 1085809001882, ул. Тепличная, д. 1, г. Пенза, Пензенская область, 440058) при проведении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по проведению финансового аудита (оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества «Пензенский тепличный комбинат» за 2023 - 2025 годы)» (извещение № 1200700105523000001 от 29.05.2023 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 14.06.2023 поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336, ул. Луначарского, д. 31, оф. 216, г. Екатеринбург, 620027) на действия заказчика – АО «Пензенский тепличный комбинат» (ИНН 5829730449, ОГРН 1085809001882, ул. Тепличная, д. 1, г. Пенза, Пензенская область, 440058) при проведении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по проведению финансового аудита (оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества «Пензенский тепличный комбинат» за 2023 - 2025 годы)» (извещение № 1200700105523000001 от 29.05.2023 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

В жалобе ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» обжалует размещение извещения о проведении конкурса без указания идентификационного кода закупки, а также установленный заказчиком в извещении порядок оценки заявок, в частности:

- заказчик использует для расчета баллов по показателю оценки «Показатель 1 – наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» формулу без предельного максимального значения характеристики;

- по показателю оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации» - «Признак № 1 (Количество проверок внешнего контроля деятельности (ВКД), пройденных участником») заказчиком оцениваются факты прохождения внешней проверки за неизвестный период, а также отсутствует указание на оценку только «плановых» проверок; заказчик вместо квалификации участника оценивает качество его работы;

- по показателю оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком установлено незаконное ограничение в части оценки аудиторов только с трудовыми книжками и применена формула расчета показателя без предельного максимального значения характеристики;

- по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» заказчиком неправомерно оценивается размер общего лимита профессиональной ответственности участника по договору страхования, незаконно требование о страховании в страховых компаниях категории не ниже «АА», отсутствует предельное максимальное значение характеристики, равное размеру НМЦК.

Таким образом, по мнению заявителя, заказчиком в извещении порядок оценки заявок не определен однозначным образом.

ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» в жалобе просит проверить наличие (либо отсутствие) порядка оценки и возможности участника на момент размещения закупки оценить целесообразность участия, а именно, указать значение баллов в неценовых критериях за значение показателей.

Правовая позиция АО «Пензенский тепличный комбинат» изложена в письменном отзыве на жалобу от 21.06.2023 вх. № 1775-ЭП/23.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 19.06.2023 № ЕД/1693/23 назначено и проведено 22.06.2023 в 16 часов 30 минут.

На рассмотрение жалобы 22.06.2023 представители заявителя и заказчика не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

22.06.2023 в Пензенское УФАС России поступило ходатайство АО «Пензенский тепличный комбинат» об отложении заседания Комиссии в связи с невозможностью явки представителя.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением–требованием от 23.06.2023 № ЕД/1775/23 назначено и проведено 03.07.2023 в 10 часов 00 минут.

28.06.2023 в Пензенское УФАС России от АО «Пензенский тепличный комбинат» поступило дополнение к отзыву на жалобу.

На рассмотрение жалобы 03.07.2023 представитель ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» не явился, лицо о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом.

На заседании Комиссии 03.07.2023 представитель АО «Пензенский тепличный комбинат» с доводами жалобы не согласился, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержал в полном объеме, просил в удовлетворении жалобы отказать. Пояснил, что Общество не является заказчиком в контексте положений Закона о контрактной системе, в связи с чем отсутствует возможность осуществлять размещение закупки с использованием идентификационного кода закупки. Относительно предусмотренного в извещении о проведении открытого конкурса порядка оценки представитель АО «Пензенский тепличный комбинат» пояснил, что постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 не предусматривает обязанность заказчика устанавливать предельные значения показателей, равно как и Закон об аудиторской деятельности не содержит предельных значений ни относительно количества договоров, ни относительно аудиторов.

Предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 20.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.

Таким образом, заключение договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется по результатам открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе предметом регулирования названного закона являются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

В настоящем случае рассматриваемая процедура закупки проводилась по правилам и в порядке, установленном Законом о контрактной системе в соответствии с Законом об аудиторской деятельности.

Таким образом, проведение данного конкурса является обязательным в силу действующего законодательства, в связи с чем рассмотрение поданной ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» жалобы на действия АО «Пензенский тепличный комбинат» проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

29.05.2023 АО «Пензенский тепличный комбинат» размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по проведению финансового аудита (оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества «Пензенский тепличный комбинат» за 2023 - 2025 годы)» (извещение № 1200700105523000001 от 29.05.2023 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – конкурс).

Дата начала срока подачи заявок – 29.05.2023 12:19.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 14.06.2023 09:00.

Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 15.06.2023 23:59.

Дата подведения итогов – 16.06.2023.

Начальная (максимальная) цена договора – 610 000, 00 руб.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 15.06.2023 на участие в конкурсе подано 10 (десять) заявок. Комиссией по осуществлению закупок рассмотрены и оценены вторые части заявок на участие в закупке.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 15.06.2023 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером № 114355254 с ценовым предложением 420 000,00 руб.

  1. Относительно довода заявителя о том, что заказчиком размещено извещение о проведении конкурса без указания идентификационного кода закупки, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 – 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», которое не размещается на официальном сайте.

Частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.

Согласно части 2 статьи 23 Закона о контрактной системе, идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи.

Пунктом 4 приложения к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 10.04.2019 № 55н «Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки» установлено, что формирование идентификационного кода закупки осуществляется заказчиком, иным лицом, осуществляющим закупку в соответствии с Законом о контрактной системе.

Вместе с тем, в соответствии с частью 7 статьи 15 Закона о контрактной системе, в случае, если законодательством Российской Федерации с целью заключения гражданско-правового договора (контракта) в рамках отношений, не указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусмотрена обязанность проведения конкурсов и аукционов или использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом, то при их проведении положения статей 14, 23, 28 - 30, 34, 35 настоящего Федерального закона не применяются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Рассматриваемая закупка, согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности осуществляется заказчиком посредством электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, при проведении данной закупки положения статьи 23 Закона о контрактной системе, касающиеся идентификационного кода закупки, не применяются.

При указанных обстоятельствах, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

  1. По доводу заявителя о том, что в порядке оценки заявок заказчик использует для расчета баллов по показателю оценки «Показатель 1 – наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» формулу без предельного максимального значения характеристики, Комиссией Управления установлено следующее.

В приложении № 4 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме приведены критерии оценки заявок, величины значимости и порядок оценки (далее – Порядок оценки).

Согласно Порядку оценки заказчиком установлены следующие критерии оценки:

  1. «Цена договора, сумма цен единиц товара, работы, услуги» – 40%;

  2. «Квалификация участников закупки» - 60%:

- «Наличие у участников закупки деловой репутации» - 20%;

- «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 40%;

- «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» - 40%.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что Порядок оценки не содержит показателя, на который ссылается в своей жалобе заявитель, а именно «Показатель 1 – наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта».

В связи с изложенным, Комиссия признает данный довод жалобы необоснованным.

  1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что по показателю оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации» - «Признак № 1 (Количество проверок внешнего контроля деятельности (ВКД), пройденных участником») заказчиком оцениваются факты прохождения внешней проверки за неизвестный период, а также отсутствует указание на оценку только «плановых» проверок; заказчик вместо квалификации участника оценивает качество его работы, Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно подпункту «г» пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки квалификация участников закупки.

В пункте 8 раздела I Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами «в» и «г» пункта 3 настоящего Положения:

- применяются детализирующие показатели;

- в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

- оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

В подпункте «г» пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки «наличие у участников закупки деловой репутации».

Пунктом 29 раздела V Положения предусмотрено, что показатель, предусмотренный подпунктом «г» пункта 24 настоящего Положения, может применяться исключительно при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) которых в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться только юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели. В случае применения такого показателя оценки:

а) осуществляется оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;

б) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;

связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.

Пунктом 3.7 ГОСТ Р 66.0.01-2017 «Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности. Национальная система стандартов. Общие положения, требования и руководящие принципы» (далее - ГОСТ Р 66.0.01-2017) предусмотрено, что индекс деловой репутации - это целое числовое значение в интервале от 0 до 100, присваиваемое заявителю по результатам работы по оценке соответствия требованиям системы стандартов, в зависимости от конкретных видов экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 6.15 ГОСТ Р 66.0.01-2017 предусмотрено, что результатом выполнения работ по оценке опыта и деловой репутации может являться подтверждение оценки соответствия заявителя требованиям системы стандартов и присвоение индекса деловой репутации с выдачей органом по сертификации сертификата соответствия или актуализация и подтверждение индекса деловой репутации с выдачей органом инспекции акта об инспекции, который должен содержать сведения, указанные в приложении В.

Таким образом, из пункта 29 раздела V Положения следует, что в рамках указанного показателя оценивается индекс деловой репутации, подтвержденный соответствующим документом, указанным в пункте 6.15 ГОСТ Р 66.0.01-2017.

Вместе с тем, согласно Порядку оценки заказчиком в критерии «Квалификация участников закупки» установлен показатель оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации» со значимостью показателя равной 20% – детализирующий показатель оценки «Признак №1 (Количество проверок внешнего контроля деятельности (ВКД), пройденных участником».

Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом «е» пункта 20 Положения:

 

 

где:

 – предельное максимальное значение показателя. Предельное значение показателя установлено равным 10 проверкам;

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по показателю;

Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по показателю.

Положением о применении показателя оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации» Порядка оценки установлено, что заказчиком оценивается количество проверок внешнего контроля деятельности (ВКД), пройденных участником. Документами, подтверждающими наличие пройденных участником проверок ВКД (с учетом правопреемства), являются:

- документы о проведении внешнего контроля деятельности аудиторской организации, осуществляемые саморегулируемой организацией аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (ч. 3 ст. 10 Федерального закона №307-ФЗ).

Не принимаются к оценке проверки:

- проведенные уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (его уполномоченных территориальных органов) если результатом проверки является предписания о приостановлении членства в СРО аудиторов и/или предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра СРО аудиторов;

- проведенные саморегулируемой организацией аудиторов, если по результатом участником получена оценка «4» или «5».

Таким образом, как следует из условий, предусмотренных Порядком оценки, по показателю оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации» заказчиком оценка заявок участников производится по количеству проверок внешнего контроля деятельности (ВКД), пройденных участником.

Вместе с тем, оценка количественного значения индекса деловой репутации участников закупки по показателю оценки «Наличие у участников закупки деловой репутации» в нарушение пункта 29 раздела V Положения Порядком оценки не определена, а, следовательно, заказчиком не осуществлена.

Также действующим Порядком оценки не установлены предусмотренные подпунктом «б» пункта 29 раздела V Положения:

- документ, предусмотренный соответствующим национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности и подтверждающий присвоение участнику закупки значения индекса деловой репутации;

- связанные с предметом контракта виды деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, в отношении которых участнику закупки присвоен индекс деловой репутации.

Таким образом, порядок оценки по показателю «Наличие у участников закупки деловой репутации» противоречит требованиям Положения.

При указанных обстоятельствах, Комиссией Управления в действиях заказчика установлено нарушение пункта 29 раздела V Положения, части 4 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

  1. Относительно довода заявителя о том, что по показателю оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» заказчиком установлено незаконное ограничение в части оценки аудиторов только с трудовыми книжками и применена формула расчета показателя без предельного максимального значения характеристики, Комиссией Управления установлено следующее.

В подпункте «д» пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с пунктом 30 раздела V Положения, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Порядком оценки извещения о проведении конкурса в критерии «Квалификация участников закупки» предусмотрен показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» со значимостью показателя равной 40% – детализирующий показатель оценки «Признак №1 (Количество специалистов, имеющих право участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность), а также имеющих действующие квалификационные аттестаты аудитора и состоящих с участником закупки в трудовых отношениях)».

Положением о применении показателя оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Порядка оценки установлено, что заказчиком оценивается количество специалистов участника, имеющих право участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность), а также имеющих действующие квалификационные аттестаты аудиторов, и состоящих с участником закупки в трудовых отношениях. К оценке не принимаются договоры гражданско-правового характера.

Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, привлекаемых для оказания услуг по предмету закупки:

а) трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

б) документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников:

- копии выписок из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является участник конкурса;

- копии квалификационных аттестатов аудиторов;

- расширенная выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО аудиторов, содержащая информацию обо всех аудиторах, являющихся работниками аудиторской организации.

Оценив условия применения показателя оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» Порядка оценки Комиссией Управления установлено, что перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, привлекаемых для оказания услуг по предмету закупки, установлен заказчиком в соответствии с требованиями пункта 30 раздела V Положения.

Комиссия отмечает, что Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный Заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.

Таким образом, Заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в документацию о закупке критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.

При этом, непредставление каких-либо документов по критериям оценки не является основанием для отклонения заявки такого участника от участия в закупке, не ограничивает допуск непосредственно к участию в закупке и не лишает участников возможности победы в закупке.

Комиссия отмечает, что действующими нормативными актами в сфере закупок не предусмотрена обязанность Заказчиков устанавливать предельные значения показателей.

В связи с указанными обстоятельствами Комиссия Управления не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части оценки аудиторов только с трудовыми книжками и применении формулы расчета показателя без предельного максимального значения характеристики.

На основании вышеизложенного, Комиссия признает рассматриваемый довод жалобы необоснованным.

  1. По доводу заявителя о том, что по показателю «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» заказчиком неправомерно оценивается размер общего лимита профессиональной ответственности участника по договору страхования, незаконно требование о страховании в страховых компаниях категории не ниже «АА», отсутствует предельное максимальное значение характеристики, равное размеру НМЦК, Комиссией Управления установлено следующее.

В подпункте «а» пункта 24 раздела V Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, показатель оценки «Наличие у частников закупки финансовых ресурсов».

Порядком оценки извещения о проведении конкурса в критерии «Квалификация участников закупки» предусмотрен показатель оценки «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» со значимостью показателя равной 40% – детализирующий показатель оценки «Признак №1 (Размер общего лимита профессиональной ответственности участника по договору страхования профессиональной ответственности со страховой организацией, имеющей действительный рейтинг надежности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств, внесенных ЦБ РФ в реестр кредитных рейтинговых агентств, категории не ниже «АА» (БХ2)».

Оценка заявок по показателю осуществляется в соответствии с подп. «б» пункта 20 Положения по формуле:

,

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по показателю;

Хmax – максимальное значение показателя, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по показателю;

Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по данному показателю.

Из позиции заказчика следует, что данный показатель установлен для покрытия возможных рисков, связанных с неисполнением победителем закупки договора.

Положение не устанавливает конкретный перечень документов, предельных показателей и иных особенностей установления указанного показателя оценки, и не запрещает применять оценочный показатель, установленный заказчиком.

Общий лимит ответственности страховщика по полису страхования профессиональной ответственности участника конкурса большого размера позволяет заказчику избежать проверки факта исчерпания участником лимита ответственности страховщика и не требовать от участников дополнительных подтверждающих документов. Установление данного критерия не приводит к ограничению числа участников, так как непредставление полиса страхования не является препятствием к участию в закупке.

Комиссия Управления не усматривает нарушения Положения в части установления данного показателя, так как заказчик вправе самостоятельно определять как возможность установления, так и содержание данного показателя.

На основании изложенного, Комиссия признает довод жалобы заявителя в части оспаривания показателя «Наличие у участников закупки финансовых ресурсов» необоснованным.

Относительно ходатайства ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ», о проверке Пензенским УФАС России порядка оценки заявок и возможности участника на момент размещения закупки оценить целесообразность участия, Комиссия отмечает следующее. Порядок оценки заявок проверен Комиссией в рамках рассмотрения жалобы по доводам заявителя. В части оценки возможности участника закупки на момент размещения закупки оценить целесообразность участия Комиссия сообщает, что принятие решения относительно участия (возможности участия) в закупке носит субъективный характер и зависит от волеизъявления лица (участника закупки) и проверка по данному вопросу не относится к полномочиям Комиссии Пензенского УФАС России.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая допущенные АО «Пензенский тепличный комбинат» нарушения, Комиссия Управления принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов предписания об устранении допущенных нарушений порядка проведения торгов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336, ул. Луначарского, д. 31, оф. 216, г. Екатеринбург, 620027) на действия заказчика – АО «Пензенский тепличный комбинат» (ИНН 5829730449, ОГРН 1085809001882, ул. Тепличная, д. 1, г. Пенза, Пензенская область, 440058) при проведении открытого конкурса в электронной форме «Услуги по проведению финансового аудита (оказание услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества «Пензенский тепличный комбинат» за 2023 - 2025 годы)» (извещение № 1200700105523000001 от 29.05.2023 размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.

  2. Признать заказчика – АО «Пензенский тепличный комбинат» (ИНН 5829730449, ОГРН 1085809001882, ул. Тепличная, д. 1, г. Пенза, Пензенская область, 440058) нарушившим пункт 29 раздела V Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604, часть 4 статьи 32, пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  3. Выдать организатору торгов - АО «Пензенский тепличный комбинат» (ИНН 5829730449, ОГРН 1085809001882, ул. Тепличная, д. 1, г. Пенза, Пензенская область, 440058) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка проведения торгов.

  4. Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

     
     
     
     

Связанные организации

ООО "ГЛОБАЛС АУДИТ"
ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336
АО «Пензенский тепличный комбинат»
ИНН 5829730449, ОГРН 1085809001882
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666