Решение №058/06/106-144/2023 жалоба ООО «АПгрейт» на положения извещения при проведении у... от 22 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-144/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«22» марта 2023 года                                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

при участии:

со стороны подателя жалобы – ООО «АПгрейт» - <…> (представитель по доверенности);

со стороны заказчика – ГБУЗ «Сердобская межрайонная больница им. А.И.Настина» - <…> (представитель по доверенности),

со стороны уполномоченного органа – МЭРП Пензенской области – <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «АПгрейт» на положения извещения при проведении уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области электронного аукциона «Поставка изделия медицинского назначения (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000923000086 от 06.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

15.03.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «АПгрейт» на положения извещения при проведении уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области электронного аукциона «Поставка изделия медицинского назначения (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000923000086 от 06.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Как следует из жалобы ООО «АПгрейт», характеристикам, изложенным в описании объекта закупки, не удовлетворяет ни одно оборудование. Некоторые характеристики закупаемого оборудования являются излишними и не имеют должного обоснования включения в описание объекта закупки. Все изложенное влечет за собой необоснованное ограничение количества участников закупки. Кроме того, заказчик размещает закупку на систему эндоскопической визуализации, при этом не закупается не один видеоэндоскоп, без которого система эндоскопической визуализации не может использоваться и быть введена в эксплуатацию. Фактически заказчик собирается закупить комплектующие у которых разные коды по КТРУ и разные НКМИ. Заказчик должен был разделить данную закупку на соответствующее количество лотов для недопущения нарушения требований постановления Правительства РФ № 620.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 21.03.2023 в 16 часов 30 минут.

В ходе рассмотрения жалобы 21.03.2023 в заседании Комиссии объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 22.03.2023.

Представители заявителя, заказчика, уполномоченного органа участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 20.03.2023, дополнительно указала, что в описании объекта закупки содержится ошибка, выразившаяся в указании единицы «мл/мин» вместо «л/мин» и допущенная в связи с тем, что ГОСТ содержит единицу измерения именно «мл/мин». Также заказчиком указано, что закупка эндоскопической системы осуществляется согласно перечню оборудования по приказу Минздрава России от 06.12.2017 № 974н. Эндоскопы не закупаются заказчиком в рамках настоящей закупки, а будут закупаться отдельно в рамках другой закупки.

В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 20.03.2023, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

06.03.2023 уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000923000086 о проведении совместного электронного аукциона «Поставка изделия медицинского назначения (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области».

Начальная (максимальная) цена контракта 16 001 568,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 15.03.2023 09:00 (МСК)

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 15.03.2023

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 17.03.2023.

Идентификационный код закупки (ИКЗ)

232580600220358060100100150012660244

232582000114558200100100140012660244

232583000053558050100100220012660244

232580210128158020100100230012660244

232582700165958270100100140012660244

232581800370958180100100250012660244.

КБК (Целевая статья) 011N953652.

Частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно информации об объекте закупки из извещения № 0155200000923000086, заказчиком закупается следующий товар:

 

Код позиции

Наименование товара, работы, услуги по ОКПД2, КТРУ

Ед. измерения

Количество (объем работы, услуги)

Цена за ед., ₽

Стоимость, ₽

 

26.60.12.119-00000374

Система эндоскопической визуализации

согласно описания объекта закупки согласно описания объекта закупки

Штука

6,00

2 666 928,00

16 001 568,00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ПЕНЗЕНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КАМЕНСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "БАШМАКОВСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "НИЖНЕЛОМОВСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СЕРДОБСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. А.И. НАСТИНА"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "ЛОПАТИНСКАЯ УЧАСТКОВАЯ БОЛЬНИЦА"

1
1
1
1
1
1

 
 

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

согласно описания объекта закупки

согласно описания объекта закупки

 
 

Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге Дополнительное описание объекта закупки сформировано Заказчиком в связи с невозможностью более точного описания объекта закупки характеристиками из справочника КТРУ

Итого (1 записей): 16 001 568,00 ₽

В составе извещения в виде электронного документа размещено описание объекта закупки, согласно которому закупается товар в следующем количестве и комплектации:

Система эндоскопической визуализации

Количество:

6 штук

Комплектация:

1             Видеопроцессор 1 шт.

2             Источник света эндоскопический 1 шт.

3.            Стойка медицинская для аппаратуры 1 шт.

4.            Монитор эндоскопический 1 шт.

5.            Помпа ирригационная эндоскопическая 1 шт.

6             Тестер герметичности 1 шт.

1) Согласно доводу заявителя, в отношении ирригационной помпы некорректно установлены следующие требования:

5.9

Минимальная скорость потока жидкости мл/в мин

не менее 0,2 не более 0,4

ГОСТ Р 56279-2014, раздел 4.3, табл. 1

5.10

Максимальная скорость потока жидкости мл/в мин.

не менее 0,8 и не более 1,2

ГОСТ Р 56279-2014, раздел 4.3, табл. 1

Как утверждает заявитель, ни одна ирригационная эндоскопическая помпа не способна выдавать поток жидкости 0,2-0,4 мл/мин и 0,8-1,2 мл/мин. Если добросовестный участник закупки не обратит внимание на данный параметр и выиграет данный электронный аукцион, он никак не сможет поставить оборудование, требуемое заказчиком, а тот, в свою очередь, не сможет его принять и оплатить.

Как указано представителем заказчика на заседании Комиссии Управления, в описании объекта закупки содержится ошибка, выразившаяся в указании единицы «мл/мин» вместо «л/мин» и допущенная в связи с тем, что «ГОСТ Р 56279-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Стойки эндоскопические. Технические требования для государственных закупок» содержит единицу измерения именно «мл/мин». Однако, верная единица для установленных в описании объекта закупки значений (0,2-0,4/ 0,8-1,2) – это литр. Так, в таблице № 1 из пункта 4.3 «ГОСТ Р 56279-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Стойки эндоскопические. Технические требования для государственных закупок» указано следующее:

Пример состава ЭС

Приборы

Рекомендуемое требование

Источник света

Тип

Регулировка яркости

Фокусировка светового пучка

Показатели надежности

Мощность источника света, Вт, не менее

Время работы, ч, не менее

Тип охлаждения

Видеомонитор

Тип монитора

Диагональ, дюйм, не менее

Стандарт изображения

Угол поля зрения, по вертикали/горизонтали, град, не менее

Системы цвета

Разрешение матрицы, пиксел, не менее

Видео входы

Совместимость с эндоскопическим оборудованием без дополнительных адаптеров

Аппаратная стойка

Конфигурация (передвижная, стационарная, разборная)

Размеры полок (ширина x глубина), мм

Размеры стойки (ширина x высота x глубина), мм

Диаметр роликов, мм

Вес, кг, не более

Стойкость покрытия стойки к дезинфицирующим растворам

Наличие: антистатических роликов с фиксаторами,

полок,

держателя камеры,

держателя CO2,

держателя для эндоскопических изделий

блока питания с панелью и розетками,

кабельных каналов,

кронштейна для монитора,

выносного держателя дополнительного монитора.

Эндовидеокамера

Тип

Тип матрицы

Макс, разрешение, пкс, не менее

Соотношение сигнал/шум, дБ, не менее

Видео выход

Время готовности к работе после включения, сек., не менее

Время работы, час, не менее

Габариты, мм

Масса, кг

Инсуфлятор

Диапазон поддерживаемого давления, мм. рт. ст., от... до...

Скорость подачи газа, л/мин, от... до...

Максимальный поток газа, л/мин.

Входное давление, МПа

Потребляемая мощность, Вт

Габаритные размеры, мм

Масса, кг

Шейвер (микродебритор)

Тип

Режим вращения

Частота вращения, об/мин, от... до...

Статический вращающий момент, мН * м

Аспиратор-ирригатор

Тип

Потребляемая мощность, Вт

Давление, мм. рт. ст.:

на выходе ирригатора

Разряжение, мм. рт. ст.:

на выходе аспиратора

Диапазон поддерживаемых расходов жидкости, мл/мин, от... до...

Время установления рабочего режима, сек

Эндоскопический отсос

Норма расхода воздуха, л/мин., не менее

Объем, л

Параметры электропитания, В/Гц

Кабели и устройства для подсоединения эндоскопической аппаратуры

Тип

Совместимость с эндоскопами

Напряжение источника питания, В

Частота, Гц

Тип защиты от электрошока, класс

Степень защиты от электрошока присоединяемых инструментов, тип

Ожидаемый срок службы, лет, не менее

Примечания

1 Формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения ЭС в медицинском учреждении.

2 Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ЭС, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении.

Учитывая позицию заявителя и пояснения заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные значения характеристики/ единицы измерения характеристики не соответствуют потребности заказчика.

Комиссия Управления обращает внимание на то, что из смысла положений Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно позволять участникам закупки понять потребность заказчика, определить соответствие товара установленным заказчиком требованиям, а также иметь возможность предложить товар и исполнить контракт.

С учетом изложенного, в действиях заказчика содержится нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в неверном указании значений характеристик либо единиц измерения характеристик, не соответствующих потребности заказчика, которое может повлечь ограничение количества участников закупки.

Рассматриваемый довод подателя жалобы признается обоснованным.

 

В жалобе ООО «АПгрейт» также указано, что избыточными являются следующие требования к объекту закупки, а именно

- в отношении ирригационной помпы:

 5.

Помпа ирригационная эндоскопическая

1 шт.

 

5.1

Напряжение питания, ВТ

не менее 198 и не более 242

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4)

- в отношении видеопроцессора:

Видеопроцессор

1 шт.

№ ГОСТа, описание функции

1.1.8

Возможность регулирования скорости срабатывания электронного затвора видеокамеры

Наличие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для регулировки выдержки и получения чётких изображений

1.1.14

Кнопка для активации режима безопасного извлечения эндоскопа на передней панели

Наличие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для сокращения времени на смену эндоскопа

1.1.21

Интеграция в сети стандарта DICOM

Наличие

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4) Для систематизированного хранения данных исследований в ПАКС

- в отношении источника света:

2

Источник света эндоскопический

1 шт.

 

2.2

Тип основной лампы источника света

Ксеноновая

ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.3.1) Высокая яркость света для более качественной визуализации

По мнению подателя жалобы, заказчику требуется «Напряжение питания, Вт» не менее 198 и не более 242, при этом заказчик ссылается на ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4), однако, такое требование противоречит ГОСТ Р 55719-2013 (Пункт 4.3). Данное требование клинически и технически не обосновано, является избыточным и ограничивает количество участников закупки (согласно ГОСТ Р 55719-2013 пункт 5.2.9). Также заказчиком без должного обоснования была применена нестандартная терминология: «Возможность регулирования скорости срабатывания электронного затвора видеокамеры». Заявитель указывает, что у видеопроцессора CV-190 PLUS производства «Олимпас Медикал Системс Корп.» торговой марки Olympus, например, данная функция имеется, она либо включена, либо выключена, без указания на возможность ручной регулировки непосредственного срабатывания электронного затвора, что также позволяет добиться четких изображений. Более того, как считает заявитель, все зарегистрированные в установленном порядке видеопроцессоры выдают четкие изображения. «Кнопка для активации режима безопасного извлечения эндоскопа на передней панели», как указывает податель жалобы, не способствует сокращению времени на смену эндоскопа. Такая кнопка присутствует на достаточно старой системе Fujifilm EPX-3500. Однако, в современных системах эндоскопы отсоединяются «в одно касание», без использования дополнительных кнопок. Данное требование не позволит потенциальным участникам закупки предложить более современную систему, или систему классом выше. Относительно требования об интеграции в сети стандарта DICOM заявитель указывает, что ни одно эндоскопическое оборудование на рынке не имеет встроенной, заранее интегрированной сети DICOM и PACS. В части ксенонового типа основной лампы заявитель обжалует то, что заказчиком не допускается применение светодиодного источника света. В обосновании Заказчик ссылается на ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.3.1), однако в данном пункте не указан тип источника света. Большинство современных систем имеют светодиодный источник света. Заказчик не приводит чем обосновывается разница в качественности визуализации при использовании ксенонового источника света, тем самым, необоснованного ограничивает количество участников закупки (Согласно ГОСТ Р 55719-2013 пункт 5.2.9).

 

Из письменных и устных пояснений заказчика следует, что:

- В разделе 4.3 «ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок» установлены требования к приборному составу видеоэндоскопических комплексов (ВЭ комплексов), а также в таблице 1 приведен пример состава ВЭ комплекса с набором различных типов видеоэндоскопов и рекомендуемые требования. Также в примечании «Примера состава ВЭ комплекса» установлено, что допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении. Таким образом ввиду того, что в соответствии с положениями ГОСТ Р 56278-2014 требования являются рекомендационными, а также допускают включение и/или исключение рекомендуемых требований в соответствии с потребностями медицинского учреждения, заказчиком установлены соответствующие значения обжалуемой характеристики.

- Относительно применения нестандартной терминологии заказчиком указано, что в описании объекта закупки приведено обоснование требуемых характеристик со ссылкой на нормативные акты ГОСТ Р 56278-2014 и потребности ЛПУ. Для указания параметров, не включённых в таблицу, заказчик руководствовался пунктами 4.2.4: «Принцип построения приборного ВЭ комплекса на основе функциональных блоков и состав формируют согласно предпочтениям Заказчика».

- «Кнопка для активации режима безопасного извлечения эндоскопа на передней панели» предназначена для удобства в использовании и обеспечения высокого качества исследований. Данное требование не противоречит ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4).

- Для организации эффективной работы требуется больше, чем простое соединение оборудования через кабели. Необходимо комплексное решение по управлению всей диагностической информацией, начиная с ввода изображений и заканчивая архивацией. DICOM позволяет организовать не только пересылку данных по сети, но и автоматическую обработку данных. Он значительно уменьшает время подготовки и проведения исследований, управления изображениями и сопутствующей информацией. Для достижения наивысшей эффективности, он поддерживает все стадии диагностики. Интеграция в сети стандарта DICOM необходима заказчику, так как весь процесс диагностики, наблюдения и лечения пациента должен обязательно отражен в Единой информационной системе здравоохранения Пензенской области, а это возможно только при наличии DICOM.

- Тип основной лампы источника света заказчику необходим «Ксеноновый» для более качественной визуализации, хорошей работы при нестабильном напряжении и высокой светопередачи. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.11.2014 № 1881-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден для добровольного применения национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56278-2014 «Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок». Таким образом, требование не противоречит ГОСТ Р 56278-2014.

Относительно довода о том, что ни одно эндоскопическое оборудование на рынке не имеет встроенной, заранее интегрированной сети DICOM и PACS, Комиссия отмечает, что описание объекта закупки не содержит требования, согласно которому закупаемое оборудование «должно иметь встроенную, заранее интегрированную сеть DICOM и PACS». Требование касается возможности поддерживать работу со стандартом DICOM для работы в медицинском учреждении.

В ходе анализа характеристик оборудования, представленного на рынке, установлено, что видеопроцессор CV-190 PLUS производства «Олимпас Медикал Системс Корп.», на который ссылается в своей жалобе заявитель, имеет интерфейс DICOM, благодаря которому информация может быть передана в удобном для сохранения формате в рамках системы документации, позволяющей включать процессор в больничную сеть (сведения с сайта ООО «Олимпас Москва»-организации-уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия https://www.olympusmedical.ru/):

 

Таким образом, довод заявителя о неисполнимости обжалуемого пункта описания объекта закупки для всего представленного на рынке эндоскопического оборудования не находит своего подтверждения.

Относительно несоответствия иных обжалуемых характеристик ГОСТ Комиссия Управления отмечает, что по смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчику при описании объекта следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные соответствующими ГОСТами. При этом использование в описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в ГОСТах, нормами Закона о контрактной системе не запрещено. Установление в отношении объекта закупки характеристик и их значений, которые не включены в текст соответствующих ГОСТов, нормами закона не исключается. Более того, при наличии в ГОСТах показателей (их значений) нормами закона также не исключается использование отличных от них (иных, чем указаны в ГОСТе) показателей (значений). При этом их использование требует обоснования.

В настоящем случае установлено, что пункты ГОСТ, на которые ссылается податель жалобы, не содержат тех или иных значений оспариваемых характеристик, которые мог проигнорировать заказчик при описании объекта закупки. То есть заказчиком не допущено отклонение от конкретных показателей, требований или их значений, установленных ГОСТом.

Так, в соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ Р 55719-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1396-ст), при составлении ТЗ Заказчик должен определить характер потребности в том или ином виде ВМО, его качественные и функциональные характеристики. При составлении ТЗ следует руководствоваться следующими основными принципами:

- принципом определенности;

- принципом разумности детализации требований.

Принцип определенности предусматривает наличие в ТЗ однозначных обоснованных требований к качественным и функциональным характеристикам ВМО. Участник размещения заказа по ТЗ должен однозначно идентифицировать предмет размещения заказа и в результате исполнения контракта полностью удовлетворить потребность Заказчика в ВМО. Принцип разумности детализации требований при описании предмета заказа должен быть на уровне действительных потребностей Заказчика. Требования к предмету заказа должны однозначно отвечать потребностям Заказчика исходя из прямого предназначения ВМО.

Пунктом 5.2.9 ГОСТ Р 55719-2013 установлено, что заказчик вправе включить в ТЗ условие о том, что ВМО должно соответствовать повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в порядке, предусмотренном законом. При этом Заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.

Таким образом, заказчиком не проигнорированы значения характеристик, установленные в ГОСТ. В связи с отсутствием таких значений в принципе, заказчик предусмотрел характеристики и их значения, соответствующие его потребности.

Более того, для значений характеристик описания объекта закупки заказчиком предусмотрены обоснования их установления.

Комиссия обращает внимание на то, что заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В настоящем случае податель жалобы не обосновал наличие нарушения Закона о контрактной системе, ограничения количества участников закупки, в том числе, не представил подтверждение неисполнимости условий извещения об осуществлении закупки, включения в описание объекта закупки требований, которые свидетельствуют о конкретном производителе товара, и т.д.

Невозможность конкретного поставщика обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям заказчика, как его намерение обеспечить реализацию товара производителя-партнера с иными, чем требуется заказчику, характеристиками не могут являться основанием для изменения требований к объекту закупки.

С учетом изложенного рассматриваемые доводы подателя жалобы признаются Комиссией необоснованными.

2) Второй довод жалобы ООО «АПгрейт» сводится к тому, что заказчиком неправомерно в один лот объединены медицинские изделия с разным кодом ОКПД2/КТРУ, что является нарушением пункта 1 постановления Правительства РФ от 19.04.2021 № 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части превышения НМЦК, установленной заказчиком.

Из жалобы следует, что заказчик размещает закупку на «Систему эндоскопической визуализации», однако фактически собирается закупить комплектующие у которых разные КТРУ и разные НКМИ. У каждой комплектующей системы есть свой КТРУ и НКМИ:

26.60.12.119-00000371 (НКМИ: 271850) - Источник света эндоскопический, с питанием от сети

26.60.12.119-00000372 (НКМИ: 271830) - Видеокамера эндоскопа (приказ 126н Приложение 1, приказ 126н Приложение 2, Перечень ПП №878, Перечень 1 ПП №102)

32.50.50.190-00000157 (НКМИ: 136860) - Стойка для медицинской техники (постановление 616, приказ 126н Приложение 1, приказ 126н Приложение 2, Перечень 1 ПП №102)

26.60.12.119-00000389 (НКМИ: 271710) - Видеодисплей для эндоскопии (приказ 126н Приложение 1, приказ 126н Приложение 2, Перечень ПП №878, Перечень 1 ПП №102)

32.50.50.190-00001035 (НКМИ: 271650) - Насос эндоскопический для промывания/аспирации (постановление 616, приказ 126н Приложение 1, приказ 126н Приложение 2, Перечень 1 ПП №102)

26.51.52.190-00000005 – Течеискатель (приказ 126н Приложение 1, приказ 126н Приложение 2, Перечень ПП №878).

Сформированное заказчиком описание объекта закупки предполагает, что участники закупки должны предложить к поставке систему, работающую единым комплексом и одновременно, поскольку требуется ввод в эксплуатацию всего поставленного оборудования единой системой, что не представляется возможным, поскольку не закупается не один видеоэндоскоп, без которого система эндоскопической визуализации не может использоваться.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0155200000923000086, заказчиком для объекта закупки выбран следующий код КТРУ – 26.60.12.119-00000374 «Система эндоскопической визуализации», единица измерения: штука, дата начала обязательного применения позиции каталога 01.07.2019.

Справочная информация для позиции каталога:

Общероссийские и международные классификаторы

Наименование классификатора

Значение классификатора

Описание по классификатору

Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)

26.60.12.119
Аппараты электродиагностические прочие

Сведения отсутствуют

НОМЕНКЛАТУРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ ПО ВИДАМ

271790
Система эндоскопической визуализации

Комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/ устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/ терапевтических процедур.

Характеристики товара, работы, услуги в позиции каталога отсутствуют.

Как следует из позиции заказчика, он является участником региональной программы (далее – региональная программа) Пензенской области «Модернизация первичного звена здравоохранения Пензенской области на 2021 - 2025 годы» в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 14 декабря 2020 года № 866-пП. Региональная программа предусматривает поэтапную закупку видеоэндоскопической стойки согласно потребностям Заказчика.

Закупка «Системы эндоскопической визуализации» осуществляется согласно перечню оборудования Приказа Минздрава России от 28.12.2020 № 1379н «Об утверждении перечня оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения» и приложения № 3 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.12.2017 № 974н «Об утверждении правил проведения эндоскопических исследований»:

СТАНДАРТ ОСНАЩЕНИЯ ЭНДОСКОПИЧЕСКОГО КАБИНЕТА

N

Наименование

Требуемое количество, шт.

 

Эндоскопическая система (видео-, фибро- или регидная), включающая:

осветитель, инсуффлятор, электроотсасыватель, тележка (стойка);

течеискатель

не менее 1

 

Эндоскоп (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и/или для нижних дыхательных путей)

не менее 1

Как указано заказчиком, закупка эндоскопов планируется в дальнейшем отдельной закупкой.

В соответствии с ГОСТ Р 56279-2014 в Таблице 1 прибор «Эндоскопический отсос» основан на кислородном питании, вместе с тем оснащение в ЛПУ не предусматривает централизованного подключения к кислородному питанию, было принято решение заменить эндоскопический отсос на ирригационную помпу на водяной основе.

Комиссия обращает внимание на то, что в настоящем случае Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам содержит код вида медицинского изделия 271790 «Система эндоскопической визуализации». Описание кода не ограничивает состав системы, указывая только на обыкновенный/ часто встречающийся («как правило, …») набор ее элементов:

- один или несколько видеоэндоскопов,

- эндоскопическая камера,

- блок управления камерой,

- источник света со световыми кабелями,

- устройство для записи видеоданных,

- блоки визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации),

- видеодисплей,

- специальная тележка, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.

«ГОСТ Р 56278-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии. Технические требования для государственных закупок» устанавливает общие требования к подготовке проведения государственных закупок медицинского оборудования (МО): видеоэндоскопические комплексы с установками для ультразвуковой и флуоресцентной эндоскопии (далее – ВЭ комплексы), предназначенные для диагностики различных заболеваний в организме человека.

В силу пункта 4.2.4 ГОСТ Р 56278-2014, принцип построения приборного ВЭ комплекса на основе функциональных блоков и состав формируют согласно предпочтениям Заказчика.

ГОСТ Р 56278-2014 также содержит пример состава ВЭ комплекса с набором различных типов видеоэндоскопов, согласно которому комплекс может состоять из следующих элементов:

Приборы

Видеомонитор

Видеопроцессор

Источник света эндоскопический

Аппаратная стойка

Эндоскопический отсос

Ультразвуковой эндоскопический центр

Видеогастроскоп

Колоновидеоскоп

Бронховидеоскоп

Примечания

1 Формируя требования тендерных закупок, заказчик должен руководствоваться задачами предусмотренного применения/назначения ВЭ комплекса в медицинском учреждении.

2 Допускается включение и/или исключение рекомендуемых требований в тендере на закупку ВЭ комплекса, приведенных в таблице 1, по согласованию с заказчиком в соответствии с предусмотренным применением в медицинском учреждении.

Таким образом, для закупаемого товара «Система эндоскопической визуализации» предусмотрены соответствующий код вида медицинского изделия, позиция КТРУ. В описании вида медицинского изделия, ГОСТе поименован примерный перечень изделий, входящих в систему, в том числе: Видеопроцессор, Источник света эндоскопический, Аппаратная стойка, Видеомонитор, Эндоскопический отсос; Течеискатель (из Приказа от 06.12.2017 № 974н).

Императивные нормы, не позволяющие включать в состав системы те или иные изделия, отсутствуют, как и отсутствуют нормы, свидетельствующие о том, что заказчик в обязательном порядке должен включать в состав системы видеоэндоскопы, иначе система перестает являться таковой. В связи с изложенным у Комиссии Управления отсутствуют основания утверждать, что заказчик не имел право формировать объект закупки рассматриваемым способом.

Относительно довода о невозможности ввода системы в эксплуатацию Комиссия полагает, что ввод системы в эксплуатацию для приемки поставленного оборудования как этап исполнения контракта не равен использованию поставленного товара по назначению в медицинской организации.

Согласно пункту 7.4 проекта контракта, оказание услуг по вводу в эксплуатацию Оборудования включает пуско-наладочные работы, в том числе работы по наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров Оборудования.

В силу пункта 3.14 ГОСТ Р 58451-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения», наладка (пусконаладочные работы) – комплект работ, выполняемых в период подготовки и проведения индивидуальных испытаний и комплексного опробования медицинского изделия на смонтированном оборудовании, перед вводом в эксплуатацию.

Положения ГОСТ Р 58451-2019 не содержат отдельного определения понятия «Ввод в эксплуатацию».

Комиссия полагает, что тот факт, что система в имеющейся комплектации не может использоваться медицинской организацией по назначению (без дополнительной поставки видеоэндоскопов) не свидетельствует о том, что она не может быть введена в эксплуатацию поставщиком для приемки поставленного оборудования.

Доказательств обратного подателем жалобы не представлено.

На основании изложенного, жалоба в рассматриваемой части признается необоснованной.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «АПгрейт» на положения извещения при проведении уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области совместного электронного аукциона «Поставка изделия медицинского назначения (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000923000086 от 06.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

Заявитель:

ООО «АПгрейт»

344022, г. Ростов-на-Дону,

ул. Станиславского, № 167/25, офис 602

asd456wsx96@yandex.ru  

 

Заказчик:

Учреждения здравоохранения Пензенской области

Основной заказчик:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сердобская межрайонная больница им. А.И.Настина»

442894, Пензенская область,

г. Сердобск, ул. Сорокина, 84

med_doc@sura.ru

 

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области (МЭРП Пензенской области)

440000, г. Пенза, ул. Московская, 75 pgz.pnz@obl.penza.net

 

Оператор электронной площадки:

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

по жалобе № 058/06/106-144/2023

 

«22» марта 2023 года                                                                            г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, руководителя Пензенского УФАС России;
  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

на основании решения от 22.03.2023 № 058/06/106-144/2023 по результатам рассмотрения жалобы ООО «АПгрейт» на положения извещения при проведении уполномоченным органом МЭРП Пензенской области для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области электронного аукциона «Поставка изделия медицинского назначения (Система эндоскопической визуализации), ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование для нужд учреждений здравоохранения Пензенской области» (извещение № 0155200000923000086 от 06.03.2023 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику, уполномоченному органу в срок до 11.04.2023 устранить нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:
  • отменить процедуру заключения контракта;
  • отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
  • внести изменения в извещение об осуществлении закупки (электронные документы извещения) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
  • продлить сроки подачи заявок на участие в закупке;
  • установить новые регламентированные сроки проведения процедуры подачи предложений, подведения итогов определения поставщика;
  • разместить информацию о новых установленных регламентированных сроках;
  • осуществить дальнейшее проведение процедуры в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и решением Комиссии Управления от 22.03.2023 № 058/06/106-144/2023;
  1. Оператору электронной площадки в срок до 11.04.2023:
  • обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий;
  • вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в электронном аукционе;
  • уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене протоколов, о прекращении действия заявок, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, дате проведения процедуры подачи предложений о цене контракта, а также о возможности подать новые заявки на участие в аукционе.
  1. Заказчику, уполномоченному органу, оператору электронной площадки в срок до 14.04.2023 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания по электронной почте по адресу: to58@fas.gov.ru.

 

За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны