Решение (комиссия) №ЕП/1199/24 Решение от 14 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3-112/2024

 

«12» марта 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

от заявителя – ИП Б<...> (лично),

от заказчика – представители ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» Ю<...> (доверенность от 29.02.2024 № 9), Мальцева Н.В. (доверенность от 29.02.2024 № 11), А<...> (доверенность от 29.02.2024 № 10);

рассмотрев жалобу ИП Б<...> на действия заказчика – ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» (ИНН 5836010410, ОГРН 1025801362003, пр-кт Победы, д. 3, г. Пенза, 440011) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, «Поставка Многофункциональные устройства (МФУ) HP» (извещение от 14.02.2024 № 32413282888 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 19.02.2024 поступила жалоба ИП Б<...> на действия заказчика – ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» (ИНН 5836010410, ОГРН 1025801362003, пр-кт Победы, д. 3, г. Пенза, 440011) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, «Поставка Многофункциональные устройства (МФУ) HP» (извещение от 14.02.2024 № 32413282888 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).

Из жалобы заявителя следует, что заказчиком при проведении запроса котировок допущены нарушения в части формирования требований к закупаемому товару. Так, заказчиком установлено требование «Многофункциональное устройство (МФУ) HP» без указания на возможность поставки товара – эквивалента. Также, в отсутствие какого-либо обоснования заказчиком установлено требование «Габариты (Ш x Г x В): не более 430 x 634 x 325 мм».

Правовая позиция ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» изложена в письменных отзывах на жалобу от 27.02.2024 вх. № 1551/24, от 07.03.2024 вх. № 1885/24.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 22.02.2024 № ЕД/795/24 назначено и проведено 29.02.2024 в 10 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 29.02.2024 заявитель не явился, о дне, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы уведомлен надлежащим образом.

На заседании Комиссии 29.02.2024 представители ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» с доводами жалобы не согласилась, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержали в полном объеме, просили в удовлетворении жалобы отказать. Указали, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к предмету закупки. Заказчиком в техническом задании приведено обоснование требуемых характеристик товара, которые обусловлены объективными потребностями заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Действия заказчика, установившего требования к техническим характеристикам товара, не противоречат положениям пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». ИП Б<...> не указал какому именно единственному производителю соответствуют заявленные характеристики.

Представители заказчика пояснили, что в данном случае предметом закупки является не производство товара, а его поставка. Наличие трех коммерческих предложений от потенциальных поставщиков свидетельствует о возможности поставки товара с указанными в техническом задании характеристиками и отсутствии ограничения конкуренции.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением–требованием от 01.03.2024 № ЕП/1020/24 назначено и проведено 12.03.2024 в 15 часов 00 минут.

На рассмотрении жалобы 12.03.2024 заявителем доводы жалобы поддержаны в полном объеме.

На заседании Комиссии 12.03.2024 представители заказчика пояснили, что МФУ HP закупается для использования в кабинете информатики (ежедневно обучается 75 человек и распечатывается около 30 листов, в месяц 500 листов) и во время проведения демонстрационного экзамена (в среднем в день распечатывается 50 листов). Для проведения занятий и экзамена должно использоваться высокотехнологическое оборудование, которым является МФУ HP. При закупке оборудования указаны характеристики МФУ, наиболее подходящие для работы в режиме максимальной загруженности использования техники. МФУ HP единственное оборудование, которое имеет огромное преимущество по техническим характеристикам, что дает экономию денежных средств при обслуживании данного оборудования. Габариты оборудования в технических характеристиках указаны по аналогии с КТРУ (Ш х Г х В): не более 430 х 634 х 325 мм.

Данные габариты соответствуют размеру шкафа, в котором будет установлено МФУ. Без учета данных габаритов заказчик будет вынужден нести дополнительные расходы по покупке мебели для установки МФУ.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Из положений части 11 статьи 3 Закона о закупках следует, что жалоба на положения документации о проведении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ИП Б<...>подана в пределах срока, установленного статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупочной деятельности ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным решением Наблюдательного совета (протокол от 16.06.2023 № 151) (далее – Положение о закупке).

14.02.2024 ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, «Поставка Многофункциональные устройства (МФУ) HP» (извещение от 14.02.2024 № 32413282888 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).

Дата начала срока подачи заявок – 12.02.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 20.02.2024 09:00.

Дата подведения итогов – 20.02.2024.

Начальная (максимальная) цена договора – 464 783,35 руб.

Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок от 20.02.2024 б/н на момент окончания срока подачи заявок на участие в закупке поданы и признаны соответствующими требованиям 5 (пять) заявок. Победителем запроса котировок признан участник с ценовым предложением в размере 364 700 руб.

  1. Относительно довода заявителя о том, что в нарушение положений Закона о закупках заказчиком в извещении установлено требование «Многофункциональное устройство (МФУ) HP» без указания на возможность поставки товара – эквивалента, Комиссией Управления установлено следующее.

Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Пунктом 4 раздела 6 главы II, пунктом 2 раздела 6 главы III Положения о закупке предусмотрено, что описание предмета конкурентной закупки осуществляется в соответствии частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, положениями действующего законодательства о закупках и Положением о закупке строго и исчерпывающе определены случаи, при которых допустима закупка конкретного товара, а во всех остальных случаях необходимо указание на возможность поставки эквивалентного товара.

12.02.2024 директором ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» утверждено Извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку Многофункциональные устройства (МФУ) HP в ГАПОУ ПО «ПКППиК» по адресу: город Пенза, проспект Победы, дом 3 (далее - Извещение).

Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 4 информационной карты (часть I Извещения) предметом договора является «Поставка Многофункциональные устройства (МФУ) HP».

Аналогичная информация о предмете договора содержится также в проекте договора поставки (часть 2 Извещения).

В приложении № 1 к Извещению приведено Техническое задание на поставку МФУ, согласно которому в столбце «Наименование товара» указано «Многофункциональное устройство (МФУ) HP».

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что наименование «НР» представляет собой товарный знак, правообладателем которого является Хьюлетт-Паккард Дивелопмент Компани.

Вместе с тем, в нарушение положений пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках заказчиком в Извещении не использованы слова «(или эквивалент)».

Таким образом, положениями Извещения не предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара, а также не приведено обоснование невозможности его использования.

В подтверждение правомерности собственных действий по данному формированию требований закупочной документации ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» ссылается на техническое преимущество МФУ HP и их экономическую эффективность.

Вместе с тем, заказчиком не представлено документов и сведений, подтверждающих объективную необходимость в закупке товара именно с заявленными характеристиками и невозможность товаров иных производителей обеспечить требуемые функции.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Соблюдение заказчиком основных принципов Закона о закупках предполагает неукоснительное соблюдение прав участников в любой сфере правоотношений, в том числе при формировании документации, при допуске заявок, при их оценке, при заключении договора.

При указанных обстоятельствах, указание в описании предмета закупки товарного знака МФУ «HP» в отсутствие возможности поставки эквивалента и обоснования невозможности его использования является неправомерным и не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, и приводит к нарушению пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 3 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

  1. По доводу заявителя о том, что в отсутствие какого-либо обоснования заказчиком установленного требования «Габариты (Ш x Г x В): не более 430 x 634 x 325 мм», Комиссией Управления установлено следующее.

Пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Техническим заданием (приложение № 1 к Извещению) установлены технические характеристики товара, в частности требования к габаритам: «Габариты (Ш x Г x В): не более 430 x 634 x 325 мм».

Как следует из позиции заказчика, данное требование обусловлено необходимостью установки МФУ в шкаф и указанные габариты соответствуют размеру данного шкафа.

Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие вышеуказанные доводы.

Кроме того, в Извещении отсутствует какое-либо обоснование необходимости установления данного требования.

С учетом изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая установленные нарушения Закона о закупках, Комиссия Управления принимает решение о необходимости выдачи заказчику предписания об устранении допущенных нарушений при организации и проведении торгов.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП Б<...> на действия заказчика – ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» (ИНН 5836010410, ОГРН 1025801362003, пр-кт Победы, д. 3, г. Пенза, 440011) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, «Поставка Многофункциональные устройства (МФУ) HP» (извещение от 14.02.2024 № 32413282888 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) обоснованной.

  2. Признать заказчика – ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» (ИНН 5836010410, ОГРН 1025801362003, пр-кт Победы, д. 3, г. Пенза, 440011) нарушившим пункт 2 части 1, пункты 2, 3 части 6.1 статьи 3, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

  3. Выдать заказчику - ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции» (ИНН 5836010410, ОГРН 1025801362003, пр-кт Победы, д. 3, г. Пенза, 440011) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка проведения торгов.

  4. Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Связанные организации

ГАПОУ ПО «Пензенский колледж пищевой промышленности и коммерции»
ИНН 5836010410, ОГРН 1025801362003
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666