Решение б/н Решение по жалобе № 058/07/3-573/2019 от 26 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

- П.... – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- К.... – начальника отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

- В... – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии ответчика - представителей Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» Л..., Т...;

в отсутствие заявителя – представителя Е... – Д...

рассмотрев жалобу Е... на действия заказчика – Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959, пр. Строителей, д. 7, Пенза, Пензенская область, 440066) (далее – ИТ-колледж) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право поставки пяти мастерских  (извещение № 31908203516 от 15.08.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 06.09.2019 поступила жалоба Е... на действия заказчика – Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959, пр. Строителей, д. 7, Пенза, Пензенская область, 440066) (далее – ИТ-колледж) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право поставки пяти мастерских  (извещение № 31908203516 от 15.08.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Из жалобы заявителя следует, что Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право поставки пяти мастерских допущены следующие нарушения:

- Заказчиком опубликовано Извещение о проведении аукциона с нарушением требований Закона о закупках;

- после внесения изменений в Документацию о закупке, Заказчиком неверно определен срок окончания подачи заявок;

- в Документации о закупке отсутствуют сведения о дате и времени окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации о закупке;

- в Документации о закупке отсутствует информация об условиях предоставления приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства;

- описание технических характеристик предмета закупки не соответствует требованиям Закона о закупках;

- при предоставлении разъяснений 03.09.2019 Заказчиком было изменено описание предмета закупки, при этом Заказчиком не был изменен срок окончания приема заявок;

- при предоставлении разъяснений 03.09.2019 Заказчиком была использована ссылка на англоязычный сайт в сети Интернет, что является нарушением Закона о закупках.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 10.09.2019 № 3498-3 назначено и проведено 13.09.2019 в 14 часов 15 минут.

На заседании Комиссии Управления 13.09.2019 представитель заявителя Д.... поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представители ИТ-колледжа поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу Е.... от 13.09.2019, указав, что аукцион проводился в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках, Закон № 223-ФЗ) и Положения о закупках Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)».

Представители ИТ-колледжа с доводами жалобы Е.... не согласились.

13.09.2019 Комиссией Управления объявлен перерыв в заседании комиссии до 23.09.2019.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 17.09.2019 № 3573-3 назначено и проведено 23.09.2019 в 15 часов 00 минут.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Учитывая вышеизложенное, жалоба Е.... подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ дает возможность любому лицу, права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены, обратиться с жалобой в антимонопольный орган в случае нарушения порядка организации и проведения торгов.

При этом Комиссия отмечает, что обжалование в антимонопольном органе осуществляется в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции и происходит с учетом особенностей, установленных названной статьей, а также в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках. Согласно указанной норме, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением Наблюдательного совета ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) (Протокол № 7 от 10.07.2019) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ИТ-колледжа.

15.08.2019 ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право поставки пяти мастерских.

Дата начала приема заявок – 16.08.2019.

Дата окончания приема заявок – 30.08.2019 в 18:00.

Дата подведения итогов – 06.09.2019.

28.08.2019 Заказчиком были внесены изменения в Документацию о закупке в связи с внесением неверной информации по виду обеспечения заявки на участие в аукционе. Заказчиком установлены следующие сроки:

Дата окончания приема заявок – 05.09.2019 в 18:00.

Дата подведения итогов – 12.09.2019.

Согласно Извещению о проведении закупки начальная (максимальная) цена договора составляет 27 224 666,00руб.

Согласно Протоколу № 140 от 09.09.2019 на участие в открытом аукционе поданы и допущены до дальнейшего участия в аукционе две заявки.

Согласно Протоколу № 143 победителем электронного аукциона признано ООО «Таможенно-логистическая компания» с ценовым предложением 26 952 419,34 руб.

  1. Относительно довода заявителя о том, что Заказчиком опубликовано Извещение о проведении аукциона с нарушением требований Закона о закупках, Комиссией Управления установлено следующее.

15.08.2019 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ИТ-колледжем размещено Извещение о проведении закупки (редакция 1 извещения № 31908203516).

Из Извещения следует, что дата начала приема заявок – 16.08.2019, дата окончания приема заявок – 30.08.2019 в 18:00.

Как следует из части 19 статьи 3.2. Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Аналогичное требование установлено частью 8 раздела 4 главы 3 Положения о закупках.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее – ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, с учетом положений статьи 191 ГК РФ Извещение о проведении аукциона было размещено за 14 дней 18 часов до окончания срока приема заявок, что является нарушением части 19 статьи 3.2 Закона о закупках и части 8 раздела 4 главы 3 Положения о закупках.

При этом, 28.08.2019 Заказчиком внесены изменения в Документацию о закупке, редакция 1 Извещения от 15.08.2019 признана недействительной.

Из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.

С учетом того, что редакция 1 Извещения от 15.08.2019 является недействительной, Комиссией Управления данный довод жалобы признан несостоятельным, в связи с тем, что указанная редакция извещения не нарушает права и законные интересы подателя жалобы и иных потенциальных участников закупки.

  1. Рассмотрев довод заявителя о неверном определении Заказчиком срока окончания подачи заявок после внесения изменений в Документацию о закупке, Комиссией Управления установлено следующее.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Согласно части 12 раздела 4 главы 3 Положения о закупках в случае внесения изменений в извещение о проведении аукциона в электронной форме, документацию о закупке срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме оставалось не менее чем восемь дней.

В связи с тем, что изменения в Документацию о закупке были внесены 28.08.2019, с учетом положений статьи 191 ГК РФ, части 11 статьи 4 Закона о закупках, части 12 раздела 4 главы 3 Положения о закупках, срок окончания приема заявок должен завершиться 05.09.2019 в 00 часов 00 минут.

В нарушение вышеуказанных положений Заказчиком установлен срок окончания подачи заявок - 05.09.2019 в 18 часов 00 минут.

При этом, довод организатора торгов о том, что срок окончания приема заявок установлен исходя из режима работы ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж), Комиссией не принимается, так как аукцион проводился в электронной форме, следовательно, порядок подачи заявок на участие в аукционе не связан с режимом работы Заказчика.

Исходя из вышеизложенного, довод жалобы Заявителя подтвержден и обоснован.

  1. По доводу заявителя об отсутствии в Документации о проведении аукциона сведений о дате и времени окончания срока предоставления разъяснений положений Документации о закупке, Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно пункту 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Аналогичное требование к Документации о закупке предусмотрено пунктом 10 части 10 раздела 4 главы 3 Положения о закупках.

Пунктом 2.2 части 2 Документации о закупке установлено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса о даче разъяснений положений извещения о проведении аукциона в электронной форме и (или) документации о закупке Заказчик осуществляет разъяснение положений извещения о проведении аукциона в электронной форме и (или) документации о закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом Заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме.

При этом Документация о закупке не содержит конкретного указания на дату и время окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, что не соответствует требованиям пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункта 10 части 10 раздела 4 главы 3 Положения о закупках.

В связи с изложенным, Комиссия Управления признает данный довод жалобы Заявителя обоснованным.

  1. Относительно довода заявителя о том, что Документация о закупке не содержит сведений об условии предоставления приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, Комиссией Управления установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

При этом, пунктом 17 части 10 раздела 4 главы 3 Положения о закупках установлено, что Документация о закупке включает в себя сведения об условиях предоставления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Комиссией Управления установлено, что Документация о закупке не содержит информации об условиях предоставления приоритета товаров российского происхождения, что не соответствует требованиям пункта 17 части 10 раздела 4 главы 3 Положения о закупках.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемый довод жалобы Заявителя Комиссия находит обоснованным.

  1. Рассмотрев довод заявителя о несоответствии описания технических характеристик предмета закупки требованиям Закона о закупках, Пензенское УФАС России, приходит к следующим выводам.

Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Аналогичное требование к описанию предмета закупки установлено Положением о закупках (часть 2 раздела 4 главы 3 Положения о закупках).

Следовательно, с целью обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к проведению закупок заказчикам в документации о закупке в соответствии с положением о закупке целесообразно устанавливать исчерпывающий перечень требований к предмету закупки.

При этом, раздел «Техническое задание» Документации о закупке содержит неопределённое описание требований к предмету закупки, с использованием сокращений «и др.», «и т.д.», что приводит (могло привести) к ограничению конкуренции.

Кроме того, Документация о закупке не содержит пояснений относительно данных сокращений.

Таким образом, Комиссией Пензенского УФАС России выявлено, что Организатором торгов не установлено конкретных, исчерпывающих требований к характеристикам товара.

Таким образом, Заказчиком были допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках при описании предмета закупки.

  1. Относительно довода заявителя о том, что при предоставлении разъяснений 03.09.2019 Заказчиком было изменено описание предмета закупки, при этом Заказчиком не был изменен срок окончания приема заявок, Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно части 11 раздела 4 главы 3 Положения о закупках любой участник закупки вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение аукциона в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении аукциона в электронной форме и (или) документации о закупке. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки Заказчику.

03.09.2019 Заказчиком в единой информационной системе были размещены разъяснения на поступившие запросы участников закупки.

По мнению Заявителя, ответы ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) изменяют описание предмета закупки, в связи с чем Заказчик был обязан продлить срок подачи заявок.

Вместе с тем, предоставляемые Заказчиком разъяснения относительно положений Документации о закупки не являются изменениями, вносимыми в предмет аукциона.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, поскольку 03.09.2019 Заказчиком не были внесены изменения в Документацию о закупке, у Заказчика отсутствует обязанность изменения срока окончания приема заявок в соответствии с положениями части 11 статьи 4 Закона о закупках и части 12 раздела 4 главы 3 Положения о закупках.

  1. Относительно довода заявителя о том, что при предоставлении разъяснений 03.09.2019 Заказчиком была использована ссылка на англоязычный сайт в сети Интернет, что является нарушением Закона о закупках, Комиссией Управления установлено следующее.

В адрес Заказчика поступил запрос разъяснений по вопросу о сайте корпорации ATMEL.

Заказчик в своем ответе на поступивший запрос сослался на англоязычный сайт https://www.microchip.com.

Относительно содержания разъяснения положений документации о конкурентной закупке Закон о закупках устанавливает, что разъяснения не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора (часть 4 статьи 3.2 Закона о закупках).

Иные требования к содержанию разъяснения положений документации о конкурентной закупке Законом о закупках не установлены.

При этом, ссылка организатора торгов при разъяснении положений документации относительно  требований к предмету закупки, на англоязычный сайт, не позволяет оценить правомерность действий заказчика относительно соответствия его действий требованиям части 4 статьи 3.2. Закона о закупках.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемый довод заявителя признается обоснованным.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, договор поставки между ГАПОУ ПО ПКИПТ (ИТ-колледж) и победителем аукциона не заключен.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления

 

решила:

 

  1. Признать жалобу Е.... на действия организатора торгов – Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959, пр. Строителей, д. 7, Пенза, Пензенская область, 440066) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право поставки пяти мастерских  (извещение № 31908203516 от 15.08.2019, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) частично обоснованной.

2.         Признать организатора торгов – Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959, пр. Строителей, д. 7, Пенза, Пензенская область, 440066) нарушившим  пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1, пункт 11 части 10, часть 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", пункт 10, пункт 17 части 10, часть 12 раздела 4 главы 3 Положения о закупках.

3.         Выдать организатору торгов – Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Пензенской области «Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)» (ИНН 5834007436, ОГРН 1035802000959, пр. Строителей, д. 7, Пенза, Пензенская область, 440066) обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

4.         Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны