Решение б/н решение от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 13 июля 2023 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

- <...>– руководителя управления,

- <...>   – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы;

- <...> – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы; 

при участии со стороны заявителя  - ИП <...>:

 - <..>,

 - <...>,

при участии со стороны ответчика МКП г.Кузнецка «Теплосеть»:

 - <...> (представитель по доверенностям <...>, выданной директором МКП Кузнецка «Теплосеть»),

лицо, располагающеее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – Администрация г.Кузнецка Пензенской области не явилось (о рассмотрении уведомлено надлежащим образом), заинтересованные лица – <...>, <...> не явились (информация о рассмотрении дела направлена надлежащим образом),

рассмотрев дело № 058/01/10-326/2023 по признакам нарушения Муниципального казенного предприятия г.Кузнецка «Теплосеть» (ИНН 5803030668, ОГРН 1205800005344, 442534, Пензенская область, г.Кузнецк, ул.Сызранская, 73, далее – МКП г.Кузнецка «Теплосеть», Предприятие) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступили обращения Индивидуального предпринимателя <...> в отношении МКП г.Кузнецка «Теплосеть» по вопросу направления уведомления об отключении от центрального теплоснабжения нежилого помещения, расположенного по адресу: Пензенская область, г.Кузнецк, ул.Правды 5, в связи с выводом из эксплуатации тепловых сетей.

Приказом от 07.06.2023г. №83/23 возбуждено дело по признакам нарушения МКП г.Кузнецка «Теплосеть» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в несоблюдении порядка вывода из эксплуатации тепловых сетей  и в угрозе прекращения теплоснабжения, которое повлекло (могло повлечь)  ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Определением от 08.06.2023 рассмотрение дела назначено на 05.07.2023г.

В целях подготовки  заключения об обстоятельствах дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении дела №058/01/10-326/2023 до 13.07.2023г.

В ходе рассмотрения дела №058/01/10-326/2023 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

ИП <...> является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу г.Кузнецк, ул.Правды,д.5., и является собственником теплопотребляющей установки, которая надлежащим образом подключена к тепловым сетям МКП г.Кузнецка «Теплосеть».

Для выполнения работ (оказания услуг) по управлению нежилыми помещениями, принадлежащими Заявителю, между ИП <...> и ООО «Комсервис» заключен договор обслуживания недвижимости от 01.01.2021г. б/н, в соответствии с которым ООО «Комсервис» заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Между  МКП г.Кузнецка «Теплосеть» и ООО «Комсервис» заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде и теплоносителем) от 01.01.2021г. №3961 (далее – Договор теплоснабжения от 21.01.2021г. №3961). Согласно п.2.1  указанного договора теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон в количестве и режиме, предусмотренном Приложением №2  настоящим Договором, и с качеством в соответствии с условиями настоящего Договора и требованиями законодательства РФ. Приложением №2 (акт разграничения границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон) указанного договора определены 3 (три) объекта теплоснабжения, в том числе нежилое помещение по адресу г.Кузнецк, ул.Правды, д.5.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности                                           МКП г.Кузнецк «Теплосеть» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха) (ОКВЭД 35.30).

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области» от 24 ноября 2022 года № 10-т МКП г.Кузнецка «Теплосеть»  установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, на 2019-2023гг..

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

Согласно пункту 11 теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, теплоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по передаче тепловой энергии, является хозяйствующим субъектом естественной монополии.

Исходя из вышеизложенного, теплоснабжающая организация МКП г.Кузнецк «Теплосеть» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в границах присоединенных тепловых сетей.

 Пензенским УФАС России по результатам анализа состояния товарного рынка подготовлен аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению на территории г.Кузнецка Пензенской области и положения МКП г.Кузнецк «Теплосеть» на данном товарном рынке.

Согласно документам, представленным Заявителем, установлено, что письмом от 10.02.2023г. МКП г.Кузнецк «Теплосеть» уведомило ООО «Комсервис» о том, что нежилое помещение, расположенное по адресу г.Кузнецк, ул.Правды,5 с 1 ноября 2023г. будет отключено от центрального теплоснабжения в связи с выводом тепловых сетей из эксплуатации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей». Также было предложено принять меры по переводу помещения на индивидуальный источник теплоснабжения.

14.03.2023г. ООО «Комсервис» уведомило Предприятие о разногласиях в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения нежилого помещения по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды,д.5.

Согласно информации, представленной МКП г.Кузнецк «Теплосеть», Предприятие письмами от 10.02.2023г. сообщило потребителям помещений, расположенных по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды,д.5, а именно: <...>, <...> и ООО Комсервис» об отключении от центрального водоснабжения, в связи с выводом тепловых сетей из эксплуатации.

Также 10.02.2023г. Предприятие направило в адрес Администрации г.Кузнецка уведомление об отключении с 01 ноября 2023г. нежилых помещений по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды,5 от центрального водоснабжения, в связи с выводом тепловых сетей из эксплуатации, по причине высоких эксплуатационных затрат. Ходатайство о включении вывода из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение вышеуказанных помещений, в схему теплоснабжения в адрес Администрации г.Кузнецка не направлялось.

Позже 21.03.2023г. в адрес Предприятия поступили разногласия ООО «Комсервис» на уведомление об отключении нежилого помещения от центрального теплоснабжения.

Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №808).

Основания для направления потребителям уведомления об отключении (прекращении) теплоснабжения определены Законом о теплоснабжении и Правилами №808.

Согласно части 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

В силу части 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» установлен порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее – Правила №889).

Согласно подпункту «в» пункту 2 Правил №889 вывод из эксплуатации - окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.

Частью 4 статьи 21 Закона о теплоснабжении установлено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

Из ответа Предприятия от 19.05.2023г. следует, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с помощью которых осуществляется теплоснабжение дома по ул.Правды,5, в схеме теплоснабжения г.Кузнецка Пензенской области не обоснован.

В силу части 8  статьи 21 Закона о теплоснабжении вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается.

Также пунктом 14 Правил №889 установлено, что вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, осуществляется по согласованию с указанными потребителями.

Согласование вывода из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей осуществляется на основании результатов рассмотрения уведомления о выводе из эксплуатации, направляемого в орган местного самоуправления собственником или иным законным владельцем указанных объектов.

Пунктом 16 Правил №889 определено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии и тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за 8 месяцев до планируемого вывода обязаны в письменной форме уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа (с указанием оборудования, выводимого из эксплуатации) о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. В уведомлении должны быть указаны потребители тепловой энергии, теплоснабжение которых может быть прекращено или ограничено в связи с выводом из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей.

В силу пункта 17 Правил №889 к уведомлению о выводе из эксплуатации тепловых сетей, к которым в надлежащем порядке подключены теплопотребляющие установки потребителей тепловой энергии, прилагаются письменные согласования вывода тепловых сетей из эксплуатации, полученные от всех потребителей тепловой энергии, указанных в уведомлении, в том числе потребителей в многоквартирных домах в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.

Для согласования с потребителями тепловой энергии собственник или иной законный владелец тепловых сетей уведомляет потребителей тепловой энергии о предстоящем выводе из эксплуатации тепловых сетей посредством направления почтового отправления с уведомлением о вручении. Потребители обязаны направить собственнику или иному законному владельцу тепловых сетей в течение 15 дней со дня получения уведомления согласование в форме согласия с выводом из эксплуатации тепловых сетей или разногласия в случае возможного ограничения или прекращения теплоснабжения. В случае неполучения в течение 15 дней согласования потребителей вывода тепловых сетей из эксплуатации вывод их из эксплуатации считается согласованным и к уведомлению о выводе их из эксплуатации, направляемому в орган местного самоуправления, прикладываются уведомления о вручении почтовых отправлений, направленных потребителям.

Согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений уведомление об отключении ООО «Комсервис» было получено 22.02.2023г., <...> – 25.03.2023г., <...> – 25.03.2023г.

В Администрацию г.Кузнецка уведомление об отключении от 10.02.2023г. поступило 13.02.2023г. 

Таким образом, МКП г.Кузнецк «Теплосеть» в нарушение пункта 17 Правил №889 направило в  адрес Администрации г.Кузнецк уведомление об отключении нежилых помещений по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды,5 от центрального водоснабжения, в связи с выводом тепловых сетей из эксплуатации в отсутствии письменных согласований и (или)  уведомлений о вручении почтовых отправлений потребителей.

Из вышеуказанного следует, что установленный порядок вывода сетей из эксплуатации МКП г.Кузнецк «Теплосеть» не соблюден.

В связи с несоблюдением порядка вывода тепловых сетей из эксплуатации, у Предприятия отсутствовали основания для направления потребителям  уведомлений об отключении от теплоснабжения.

На заседании Комиссии 05.07.2023г. Заявитель поддержал позицию изложенную в обращениях, также пояснил, что дом, расположенный по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды,5, не газифицирован, возможность осуществлять теплоснабжение данного дома с помощью иных альтернативных источников питания отсутствует. Дополнительно указал, что 12.05.2023г. ООО «Комсервис» получило от МКП г.Кузнецк «Теплосеть» предписание о подготовке в срок до 25.08.2023г. тепловых сетей и системы теплоснабжения к предстоящему отопительному сезону 2023-2024гг..

После перерыва на заседании Комиссии 13.07.2023г. представитель Заявителя сообщил, что Предприятие отозвало уведомление от 10.02.2023г. об отключении теплоснабжения. В связи с указанным просит прекратить рассмотрение обращений Заявителя, а также прекратить рассмотрение настоящего дела.

Представитель МКП г.Кузнецк «Теплосеть» - <...> на заседании Комиссии от 05.07.2023г. сообщил, что уведомления от 10.02.2023г. об отключении с 01 ноября 2023г. нежилых помещений по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды,5 от центрального водоснабжения, в связи с выводом тепловых сетей из эксплуатации, направлены ошибочно, ввиду того, что у Предприятия отсутствовала информация об отнесении указанного дома к аварийному. Также дополнительно указал, что МКП г.Кузнецк «Теплосеть» фактических действия по отключению от теплоснабжения указанного дома не производило. Кроме того, в настоящее время МКП г.Кузнецк «Теплосеть» проводит подготовительные работы по обеспечению указанного дома теплоснабжением на предстоящий отопительный сезон 2023-2024гг..

На заседании Комиссии 13.07.2023г. представитель ответчика просил приобщить к материалам рассматриваемого дела письма об отзыве уведомлений от 10.02.2023г., направленные в адрес Администрации г.Кузнецка, ООО «Комсервис», <...>, <...>

Согласно ответу, полученному от Администрации г.Кузнецка Пензенской области, схема теплоснабжения г.Кузнецка по состоянию на 2022 и на период до 2039 года, утвержденная постановлением администрации г.Кузнецка от 02.08.2022г. №1481, мероприятий по выводу из эксплуатации тепловых сетей, посредством которых осуществляется теплоснабжение дома по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды, 5, не предусматривала.

Вывод указанных тепловых сетей из эксплуатации администрацией города Кузнецка согласован не был, о чем администрация города Кузнецка уведомило Предприятие письмом от 13.02.2023г.

Дополнительно администрация города Кузнецка сообщила, вышеуказанный дом постановлением администрации города Кузнецка от 30.12.2014г. №3121 «О признании дома аварийным и подлежащим сносу» признана аварийным и подлежащим сносу. Согласно указанному  постановлению предельный срок расселения  граждан и снос установлен не позднее 31.12.2024г. В случае действия данного постановления администрации города Кузнецка мероприятия по выводу из эксплуатации вышеуказанных тепловых сетей будут предусмотрены при актуализации схемы теплоснабжения в 2024 году на период с 2024 по 2039гг..

В ходе рассмотрения дела установлено, что действия Предприятия по направлению уведомлений от 10.02.2023г. об отключении с 01 ноября 2023г. нежилых помещений по адресу: г.Кузнецк, ул.Правды,5 от центрального водоснабжения, в связи с выводом тепловых сетей из эксплуатации, являются нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка вывода из эксплуатации тепловых сетей.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В связи с тем, что в ходе рассмотрения настоящего дела от представитель Заявителя сообщил об отсутствии претензий к  МКП г.Кузнецк «Теплосеть», доказательства того, что действия Предприятия привели к ущемлению интересов  ИП <...> отсутствуют.

По результатам рассмотрения дела, доказательств, свидетельствующих  о совершении МКП г.Кузнецк «Теплосеть», занимающим доминирующее положение, действий, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, не выявлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела в отношении МКП г.Кузнецк «Теплосеть» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях Предприятия.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                    <...>

 

Члены комиссии                                                                  <...>

                                                                                              <...>

                                                                                                                    

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны