Решение №1981-3 решение от 22 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/01/11-843/2019  

                                                                                                                       г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» июня 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено «22» июня 2020 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

- <...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- <...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- <...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

со стороны муниципального унитарного предприятия «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» (далее – МУП «АРЦИС»):

- <...>. – директора предприятия (постановление Администрации                    г. Пензы от 16.09.2019 № 1789);

- <...>. – представителя по доверенности от 03.12.2019 № 19;

со стороны общества с ограниченной ответственностью «Лоцман»:

- <...>. – директора Общества;

в отсутствии заявителя, а также лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, указанные лица о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела уведомлены надлежаще,

рассмотрев дело № 058/01/11-843/2019 по признакам нарушения МУП «АРЦИС» и ООО «Лоцман» требований части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России (далее - Управление) поступило обращение <...>., перенаправленное из Прокуратуры Пензенской области, о нарушениях антимонопольного законодательства при оказании услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» в муниципальных образовательных учреждениях города Пензы.

По результатам рассмотрения данного обращения в действиях МУП «АРЦИС» и ООО «Лоцман» усмотрены признаки нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции Пензенским УФАС России издан приказ от  29.11.2019 года № 236 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Лоцман» (ИНН 5835048001, г. Пенза, ул. Гагарина, 11а, литер К) и Муниципальным унитарным предприятием  «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» (ИНН 5835038469, г. Пенза, 440008, г. Пенза, ул. Суворова, 122, А) требований части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и участии в соглашении, которое привело (могло привести) к ограничению конкуренции.

Определением от 13.12.2019 рассмотрение дела № 058/01/11-843/2019 назначено на 20.01.2020.

На заседании Комиссии 20.01.2020 г. представитель МУП «АРЦИС» пояснил, что 01.09.2013 г. Администрацией г. Пензы было издано постановление о назначении МУП «АРЦИС» специализированным оператором Автоматизированной системы на территории г. Пензы. В связи с ухудшением финансового положения было принято решение о продаже автоматизированной системы «Электронная школа». Аукцион 17.09.2019 не состоялся, по причине отсутствия заявок. 30.09.2019 был заключен Договор аренды оборудования с ООО «Лоцман».

На заседании Комиссии представитель ООО «Лоцман» пояснил, что на протяжении учебного года 2018-2019 гг. Общество оказывало услуги по информационно-техническому обслуживанию системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» (далее – Система «Электронная школа») АО «Оператор электронного правительства» (далее – АО «ОЭП»). Дополнил, что в 2019 г. МУП «АРЦИС» в силу невозможности далее вести данный проект перед началом нового учебного года приняло решения отказаться от дальнейшего сопровождения Системы «Электронная школа». АО «ОЭП» не имело квалифицированного персонала и возможностей эксплуатации и сопровождения Системы «Электронная школа». На период учебного года 2018-2019 гг. ООО «Лоцман» полностью отвечало за работу Системы «Электронная школа». В целях осуществления деятельности в качестве специализированного оператора Системы «Электронная школа» ООО «Лоцман» были заключены договоры с комбинатами школьного питания, также заключен договор 30.09.2019 г. на аренду оборудования и программного обеспечения с МУП «АРЦИС», поскольку оборудование и программные обеспечения принадлежат МУП «АРЦИС».

На заседании Комиссии представитель Управления образования г. Пензы пояснил, что во исполнение постановления администрации г. Пенза от 31.03.2015 № 417 руководителям общеобразовательных учреждений рекомендовано использовать систему «Электронная школа». Между образовательными учреждениями и МУП «АРЦИС» заключены договоры присоединения образовательных учреждений к системе «Электронная школа». В августе 2018 г. МУП «АРЦИС» уведомило Управление образования г. Пензы и образовательные учреждения о невозможности дальнейшего финансового и технического сопровождения Системы и передаче права подготовки оборудования и программного обеспечения ООО «Лоцман».

На заседании Комиссии представитель Администрации г. Пензы пояснил, что Федеральным законом от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) не предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях, данные полномочия возложены на образовательные организации, в соответствии со ст. 37 Закона об образовании. Постановление администрации от 31.05.2015 № 417 «О реализации пилотного проекта внедрения автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в общеобразовательных учреждениях г. Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее - Постановление №417) носит рекомендательный характер. Также представитель пояснил, что Администрация г. Пензы дает согласие на совершение крупной сделки.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела № 058/01/11-843/2019 было отложено, о чем вынесено Определение и назначена дата заседания Комиссии 19.02.2020.

На заседании Комиссии представитель МУП «АРЦИС» поддержал доводы, изложенные ранее, а также указал, что аукцион по продаже оборудования системы «Электронная школа», назначенный на 31.12.2019 признан несостоявшимся в виду отсутствия заявок.

На заседании Комиссии представитель ООО «Лоцман» поддержал доводы, изложенные ранее, а также дополнил, что между ООО «Лоцман» и Исполнителями услуг питания заключены договоры процессинговых услуг, которые ранее оказывались МУП «АРЦИС».

Представитель Управления образования г. Пензы пояснил, что план мероприятий по проектированию и внедрению автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» Управлением не разрабатывался. Дополнил, что был издан приказ от 12.08.2013 № 237 с последующим внесением в него изменений, в части списка пилотных площадок.

Представитель Администрации г. Пензы пояснил, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на основании обращения МУП «АРЦИС» Администрацией было принято постановление от 13.08.2019 № 1510 «О даче согласия муниципальному унитарному предприятию «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» на совершение крупной сделки.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела №058/01/11-843/2019 было отложено, о чем вынесено Определение и назначена дата заседания Комиссии 31.03.2020.

В связи с изданием Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» об установлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней, рассмотрение дела № 058/01/11-843/2019 было отложено, о чем вынесено Определение и назначена дата заседания Комиссии 28.04.2020.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлены нерабочие дни с 4 по 30 апреля 2020 года.

21.04.2020 в Пензенское УФАС России поступило ходатайство от МУП «АРЦИС» от 21.04.2020 исх. № 68 о переносе заседания Комиссии, в связи с невозможностью обеспечить явку законного представителя предприятия.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, рассмотрение дела № 058/01/11-843/2019 было отложено, о чем вынесено Определение и назначена дата заседания Комиссии 20.05.2020.

На дату рассмотрения настоящего дела (20.05.2020 в 11 часов 00 минут) кворум, установленный частью 6 статьи 40 Закона о защите конкуренции, на заседании Комиссии отсутствовал, в связи с чем рассмотрение дела № 058/01/11-843/2019 было отложено, о чем вынесено Определение и назначена дата заседания Комиссии 10.06.2020.

На рассмотрении дела 10.06.2020 лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные ранее.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ от 11.03.2012 № 213/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений».

Согласно подпункту «з» пункта 21 Методических рекомендаций по организации обучающихся и воспитанников ежегодный всероссийский мониторинг организации школьного питания рекомендуется осуществлять на основе анализа состояния питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, в том числе по направлению – система электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений.

В целях совершенствования системы оплаты и учета школьного питания, улучшения обеспечения горячим питанием и буфетной продукцией обучающихся в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, повышения эффективности контроля за целевым использованием выделяемых на питание обучающихся бюджетных средств, а также средств родителей, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 31, 33 Устава города Пензы Администрацией г. Пензы вынесено постановление от 06.08.2013 № 863 «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа».

Пунктом 1 Постановления № 863 предусмотрено, что с 01.09.2013 на территории г. Пензы надлежит начать внедрение в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях Автоматизированную систему.

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 863 специализированным оператором Автоматизированной системы назначено муниципальное унитарное предприятие «Аналитический центр информационных систем города Пенза».

Согласно пункту 5.1., 5.2 Постановления № 863 Управлению образования                г. Пензы с 1 сентября 2013 года необходимо организовать внедрение Автоматизированной системы в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, а также оказывать содействие МУП «Аналитический центр информационных систем города Пенза» в подготовке и внедрении в данных учреждениях Автоматизированной системы.

В соответствии с пунктами 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Постановления № 863 МУП «Аналитический центр информационных систем города Пенза» необходимо:

- обеспечить изготовление бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее – Пластиковые карты);

- создать технологический центр обработки информации;

- организовать работу сервисной службы;

- организовать оснащение муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных общеобразовательных учреждений (далее – Образовательные учреждения) средствами приема и обслуживания Пластиковых карт.

Во исполнение пункта 5.1. Постановления № 863 Управлением образования города Пензы издан приказ от 12.08.2013 № 237 «О внедрении автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы на базе пилотных площадок» (далее – Приказ № 237). Данным приказом утвержден список пилотных площадок Образовательных учреждений, указанный в приложении к приказу, согласно которому в пилотном проекте приняло участие 12 Образовательных учреждений.

Пунктом 2.1. и 2.3. приказа Управления образования города Пензы № 237 предусмотрено, руководителям муниципальных общеобразовательных учреждений оказывать содействие МУП «АРЦИС» в работе по внедрению Автоматизированной системы, организовать размещение терминала пополнения в доступном месте с соблюдением санитарных и противопожарных норм и правил, а также совместно с МУП «АРЦИС» организовать проведение собраний для родителей учащихся по вопросу разъяснения внедрения.

Приказом Управления образования г. Пензы от 25.12.2014 № 419 список пилотных площадок изменен, в соответствии с которым в пилотном проекте приняло участие 11 Образовательных учреждений.

Во исполнение Постановления № 863 МУП «АРЦИС» в июне 2014 года проведен открытый конкурс на право заключения договора на внедрение системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее - Открытый конкурс).

По результатам Открытого конкурса между МУП «АРЦИС» (Заказчик) и ОАО «Оператор электронного правительства» (Исполнитель) заключен договор от 08.07.2014 № 1ЭШ-ДВС-14 (далее – Договор № 1ЭШ-ДВС-14).

Согласно разделу 1 данного договора Исполнитель обязуется осуществить внедрение системы оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных образовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» (далее - Система). Внедрение Системы подразумевает:

  1. Поставку оборудования, входящего в состав Системы.
  2. Передачу прав на использование программного обеспечения, входящего в состав Системы, в соответствии с его целевым назначением, на условиях простой лицензии.
  3. Выполнение работ по вводу Системы в эксплуатацию.

Разделом 6 «Порядок выполнения работ по вводу системы в эксплуатацию» договора от 08.07.2014 № 1ЭШ-ДВС-14 предусмотрено, что Исполнитель передает Заказчику базовый комплект Системы с полным функционалом, позволяющим осуществлять полное функционирование и администрирование Системы. Все работы данного этапа проводятся на территории Заказчика и включают в себя установку и настройку всех компонентов Системы в информационной среде Заказчика, проведение предварительного тестирования, передачу пользовательской документации, обучение пользователей, загрузку исходных данных, проведение испытаний Системы и прочие работы. После ввода Системы в эксплуатацию на оборудовании Заказчика Исполнитель производит работы по поэтапному вводу Системы в промышленную эксплуатацию в каждом общеобразовательном учреждении по списку, в соответствии с приложением № 2.1.

Цена Договора № 1ЭШ-ДВС-14 на дату его подписания составляла 18 000 000 руб., в том числе: стоимость оборудования – 6210091 руб., стоимость исключительных прав на использование программного обеспечения – 6375824 руб. 22 коп., стоимость работ по вводу Системы в промышленную эксплуатацию - 5414084руб.71коп. Дополнительным соглашением от 08.12.2017 к Договору № 1ЭШ-ДВС-14 цена договора уменьшена и составила 16 853 398, 90 руб.

Пунктом 3.3 Договора № 1ЭШ-ДВС-14 установлено, что стоимость договора выплачивается Исполнителю частями ежемесячно в виде вознаграждения Исполнителя по договору по мере ввода в эксплуатацию Системы в каждом образовательном учреждении и подписании сторонами актов вводы Системы в эксплуатацию. Размер ежемесячной платы составляет 2% от совокупного размера безналичной оплаты за питание, совершенной с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа» в образовательных учреждениях г. Пензы (с введенной в промышленную эксплуатацию Системой) и списанной с лицевых счетов в Системе в период одного календарного месяца.

В силу пункта 3.5 Договора № 1ЭШ-ДВС-14 обязательства Заказчика по выплате вознаграждения Исполнителю возникают с момента подписания сторонами акта ввода Системы в постоянную эксплуатацию по каждому образовательному учреждению (начала постоянной эксплуатации Системы в общеобразовательном учреждении в полном объеме) и подлежат исполнению в течение трех лет с даты ввода Системы в эксплуатацию в последнем образовательном учреждении.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.7 Исполнитель поэтапно передает Заказчику оборудование, пригодное для использования по целевому назначению в рамках внедрения Системы. Право собственности на переданное Заказчику оборудование переходит к Заказчику в полном объеме в момент подписания акта приема-передачи.

Из анализа имеющихся в антимонопольном органе документов следует, что Исполнителями услуг по организации питания в Образовательных учреждениях, участвующих в пилотном проекте являлись следующие хозяйствующие субъекты: ООО «Титан-2001», ООО «Детское питание», ООО «Комбинат школьного питания», ИП Денисова Т.А., ООО «Комбинат школьного питания г. Пензы».

Согласно заключенным между данными хозяйствующими субъектами (Исполнитель) и Образовательными учреждениями (Заказчик) гражданско-правовым договорам на оказание услуги по обеспечению горячим питанием учащихся в 2014 году и 1 квартале 2015 года Исполнитель обязан при внедрении в общеобразовательном учреждении Автоматизированной системы (Постановление администрации г. Пензы от 06.08.2013 № 863) присоединиться к данной системе согласно правилам Системы, размещенной на сайте «эл-школа.рф», не позднее 5 рабочих дней со дня подписания договора присоединения Образовательной школы к Автоматизированной системе, и представить Заказчику копию заключенного договора присоединения Исполнителя услуг питания к автоматизированной системе, подтверждающую факт присоединения к Системе.

В целях исполнения вышеуказанной обязанности юридическими лицами, оказывающими услуги по организации питания (Поставщик, Исполнитель услуг питания) с МУП «АРЦИС» (Оператор) заключены договоры на оказание процессинговых услуг (далее - Договор):

- договор от 17.03.2014 № 5КП-2014 с ООО «Комбинат школьного питания                   г. Пензы»;

- договор от 17.03.2014 № 4КП-2014 с ИП Денисовой Т.А.;

- договор от 17.03.2014 № 3КП-2014 с ООО «Комбинат школьного питания»;

- договор от 17.03.2014 № 2КП-2014 с ООО «Детское питание»;

- договор от 14.02.2014 № 1КП-2014 ООО «Титан 2001».

Согласно определениям, размещенным в разделе Договора «Термины и определения»:

- под оператором понимается оператор по приему платежей, в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц (плательщиков) в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах пользователей в Системе для последующих расчетов за услуги питания, оказываемые Поставщиком, а также обеспечивающий информационное и технологическое взаимодействие между Участниками в Системе посредством оказания Пользователям Процессинговых услуг за вознаграждение, выплачиваемое в соответствии с условиями настоящего Договора;

- под поставщиком понимается юридическое лицо, имеющее право на оказание услуг по организации питания обучающихся обслуживаемого им общеобразовательного учреждения, получающий денежные средства Пользователей за оказанные услуги питания и осуществляющий расчеты за питание с Пользователями в безналичной форме с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт Системы;

- под процессинговыми услугами понимается деятельность Оператора по приему, обработке и предоставлению отчетов на основании данных, полученных от оборудования в Системе;

- под системой понимается автоматизированная система оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» (далее – Система).

Согласно пунктам 1.1., 1.2. раздела 1 Договора Поставщик поручает, а Оператор принимает на себя обязательства осуществлять от своего имени и за счет Поставщика прием от физических лиц (плательщиков) платежей в целях пополнения остатка денежных средств на лицевых счетах в Системе для последующих расчетов за услуги питания, оказываемые Поставщиком. Денежные средства, принятые от Плательщиков в качестве предоплаты за услуги питания, оператор зачисляет и хранит на отдельном счете в банке. Оператор обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между Участниками в Системе посредством оказания Пользователям Процессинговых услуг.

Пунктом 3.4. Договора установлено, что вознаграждение Оператора за оказанные по настоящему договору услуги устанавливается в размере 100 рублей 00 копеек.

До завершения пилотного проекта по внедрению Автоматизированной системы (1 апреля 2015 года) процессинговые услуги оказывались Оператором бесплатно.

31.03.2015 администрацией вынесено постановление № 417 о реализации пилотного проекта внедрения Автоматизированной системы, пунктом 3 которого Постановление № 863 признано утратившим силу.

Пунктом 2 постановления от 31.03.2015 № 417 рекомендовано руководителям Образовательных учреждений использовать автоматизированную систему оплаты и учета школьного питания (горячее питание и буфетная продукция).

Постановлением администрации г. Пензы от 13.08.2014 № 953 для МУП «АРЦИС» установлен тариф на оказание услуг по внедрению и эксплуатационно-технологическому сопровождению Автоматизированной системы в размере 2, 6 % от совокупного размера безналичной оплаты за питание с учетом затрат платежного субагента и оператора.

В период рассмотрения настоящего дела хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по организации питания (Исполнители услуг питания, Поставщики), с которыми МУП «АРЦИС» были заключены вышеуказанные Договоры на оказание процессинговых услуг, являются ООО «Титан-2001», ООО «Детское питание», ООО «Школьник» ООО «Комбинат школьного питания», индивидуальный предприниматель Денисова Т.А., индивидуальный предприниматель Шептунова О.Б. и индивидуальный предприниматель Кузнецова Л.Б.

Из анализа представленных документов установлено, что муниципальное имущество Система «Электронная школа», используемое для исполнения МУП «АРЦИС» (Оператор) предусмотренных пунктами 1.1., 1.2 Договора обязательств перед Поставщиками (далее - Имущество) закреплено за МУП «АРЦИС» на праве хозяйственного ведения.  

31.07.2019 администрацией г. Пензы получено от МУП «АРЦИС» письмо от 30.07.2019 исх. № 95, согласно которому, в связи с убыточностью и невозможностью технической поддержки системы «Электронная школа», МУП «АРЦИС» просит разрешения на совершение крупной сделки по продаже системы «Электронная школа» путем проведения аукциона.

На основании данного обращения администрацией г. Пензы вынесено постановление от 13.08.2019 № 1510 «О даче согласия муниципальному унитарному предприятию «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» на совершение крупной сделки».

14.08.2019 на официальном сайте www.torgi.gov.ru МУП «АРЦИС» размещено извещение № 140819/33300723/01 о проведении аукциона, предмет аукциона: Система оплаты и учета школьного питания в муниципальных бюджетных общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы с использованием бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт «Электронная школа»», признанный по результатам его проведения несостоявшимся, в ввиду отсутствием поданных заявок на участие в аукционе.

Также, в указанную дату (14.08.2019) между ООО «Лоцман» (Исполнитель) и МУП «АРЦИС» (Заказчик) заключен договор № 120, согласно пункту 1.1.1 которого Исполнитель обязуется оказать услуги по подготовке Автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа к 2019-2020 учебному году.

Кроме того, письмом от 14.08.2019 исх. № 103 МУП «АРЦИС» уведомил Управление образование г. Пензы о продаже Системы «Электронная школа» в связи с невозможностью финансового и технического сопровождения данной системы, а также подготовке к 2019-2020 учебному году оборудования и программного обеспечения Автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» ООО «Лоцман».

Согласно представленным при рассмотрении дела объяснениям МУП «АРЦИС», в целях сдачи движимого имущества, используемого при оказании процессинговых услуг в арендное пользование, была проведена оценка рыночной стоимости месячной арендной платы данного имущества, что подтверждается отчетом от 30.09.2019 № 354/01/09-19.

30.09.2019 между МУП «АРЦИС» (Арендодатель) и ООО «Лоцман» (Арендатор) заключен договор аренды движимого имущества (далее – Договор аренды).

Пунктом 1.1 Договора аренды установлено, что в целях эксплуатации автоматизированной системы оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» Арендодатель обязуется предоставить в арендное пользование, а Арендатор принять и своевременно возвратить движимое имущество, указанное в приложении № 1 (оборудование Системы «Электронная школа», установленное в общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы) к настоящему договору.

Арендная плата по Договору аренды установлена в размере 170 000 руб. в месяц, срок аренды с 30.09.2019 по 31.01.2020.    

Ранее между ООО «Лоцман» и АО «Оператором электронного правительства» заключен лицензионный договор от 20.06.2019 № 210/ЛД на передачу прав на использование программного обеспечения – Программный комплекс «ОЭП. Электронная школа».

В рамках осуществления деятельности в качестве специализированного оператора Системы ООО «Лоцман» с исполнителями услуг по организации питания обучающихся муниципальных образовательных учреждений заключены договоры на оказание процессинговых услуг (от 19.08.2019 № 121 с ООО «Титан-2001», от 19.08.2019 № 122 с ООО «Детское питание», от 19.08.2019 № 123 с ИП Шептуновой О.Б., от 19.08.2019 № 124 с ИП Денисовой Т.А., от 19.08.2019 № 125 с ИП Кузнецовой Л.Б., от 19.08.2019 № 126 с ООО «Школьник»), аналогичные ранее заключенным договорам данными исполнителями с МУП «АРЦИС», а также договоры присоединения Исполнителя услуг питания к автоматизированной системе оплаты и учета школьного питания «Электронная школа» (от 19.08.2019 №№ 121/1,122/1,124/1,125/1,126/1).

Согласно представленной Управлением образования города Пензы информации безналичная система оплаты питания используется в 57 образовательных учреждениях города Пенза (93 % от общего числа учреждений), из которых в 53 учреждениях используется Система «Электронная школа».

Таким образом, ООО «Лоцман», заключив вышеуказанные лицензионный договор, договоры с поставщиками питания, договор аренды, приобрел правоспособность и технические возможности по эксплуатации Системы, принадлежавшие ранее МУП «АРЦИС», позволяющие оказывать процессинговые услуги Исполнителям услуг питания.

В соответствии с п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее – Закон № 161-ФЗ) определено, что государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом пунктом 3 статьи 18 Закона № 161-ФЗ предусмотрено право унитарного предприятия распоряжаться движимом и недвижимом имуществом в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.

Уставом МУП «АРЦИС» (пункт 5.9) предусмотрено право распоряжения движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных действующим законодательством. При этом согласно пункту 5.8. Устава движимым и недвижимым имуществом предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели и виды которой определены уставом.

Таким образом, МУП «АРЦИС» обладает правом распоряжаться движимым имуществом без согласования с собственником, если это не влечет за собой невозможность осуществления деятельности, предусмотренной уставом.

Из анализа представленных в антимонопольный орган документов установлено, что сдача в аренду движимого имущества - оборудования Системы «Электронная школа», установленного в общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, не лишает возможности осуществления МУП «АРЦИС» уставной деятельности.

Таким образом, в действиях МУП «АРЦИС» по передаче оборудования Системы «Электронная школа», установленного в общеобразовательных и муниципальных автономных образовательных учреждениях города Пензы, путем заключения Договора аренды, нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Для целей квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве соглашения по части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить одновременно наличие следующих обстоятельств:

- наличия соглашение двух или более участников товарного рынка;

- имеют ли место отрицательные последствия в виде ограничения конкуренции или возможности ее ограничения;

- имеется ли причинно-следственная связь между заключением соглашения хозяйствующими субъектами и наступлением (либо возможностью наступления) отрицательных последствий.

Таким образом, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в письменной или устной форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства доказательства того, что заключение рассматриваемого договора между МУП «АРЦИС» и ООО «Лоцман» создало преимущественные условия для ООО «Лоцман» и было направлено на устранение конкурентов на рынке процессинговых услуг на территории г. Пензы не установлены.

Совокупность выявленных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также представленные в материалы дела документы и сведения от ответчиков и иных лиц, не позволяют Комиссии Пензенского УФАС России сделать вывод о наличии между МУП «АРЦИС» и ООО «Лоцман» антиконкурентного соглашения, запрещенного частью 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенных по делу обстоятельств  Комиссией сделан вывод о том, что при рассмотрении настоящего дела, доказательств наличия между хозяйствующими субъектами соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции не установлено, в связи с чем, Комиссия единогласно пришла к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях Общества с ограниченной ответственностью «Лоцман» и Муниципального унитарного предприятия «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» признаков нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления 

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 058/01/11-843/2019 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Лоцман» (ИНН 5835048001, г. Пенза, ул. Гагарина, 11а, литер К) и Муниципального унитарного предприятия «Аналитический региональный центр информационных систем г. Пензы» (ИНН 5835038469, г. Пенза, 440008, г. Пенза, ул. Суворова, 122, А) по признакам нарушения части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

    

Связанные организации

Связанные организации не указаны