Решение б/н Решение по делу от 11 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/19-2019

«11» июня 2019 г. г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» июня 2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- <...> - врио руководителя управления, председателя Комиссии;

- <...>  - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

- <...> - государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии ответчика - главы администрации Болыпееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области (ИНН 5829010916, ОГРН 1025801014524, 440000, Пензенская область, Пензенский район, с. Большая Елань, ул.СоветскаяД) - <...>

ответчика - представителя ООО «Араксстрой» (ИНН 5835128560, ОГРН 1185835008259, 440039, Пензенская область, г.Пенза, ул. Ленина,д.20, кв.45) - <...>

рассмотрев дело №3-09/19-2019, возбужденное в отношении администрации Болынееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «Араксстрой» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из прокуратуры Пензенского района Пензенской области поступил информация о нарушениях в деятельности администрации Болынееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области антимонопольного законодательства, при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

По результатам рассмотрения данной информации в действиях администрации Болыпееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «Араксстрой» усмотрены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при заключении договоров №5-6 на ремонт автомобильной дороги на общую сумму 190 269,00 руб. с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 21.03.2019 № 33 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Болынееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «Араксстрой» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 02.04.2019г. рассмотрение дела № 3-09/19-2019 назначено на 16.04.2019г.

Пензенским УФАС России был издан приказ № 46 от 16.04.2019г. о внесении изменений в приказ от 21.03.2019г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

На рассмотрение дела 16.04.2019г. глава администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области <...> пояснил, что нарушений антимонопольного законодательства при заключении договоров с ООО «Араксстрой» не имелось. Представитель ООО «Араксстрой» на рассмотрение дела не явился.

Определение от 16.04.2019г.рассмотрение дела № 3-09/19-2019 отложено и назначено к рассмотрению на 15.05.2019г.

На рассмотрении дела 15.05.2019г. лицами, участвующими в деле, новых доводов и доказательств по делу не представлено.

На рассмотрении дела 15.05.2019г. председателем Комиссии оглашено заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 15.05.2019г. рассмотрение дела № 3-09/19-2019 отложено и назначено на 06.06.2019г.

Пензенским УФАС России был издан приказ № 75 от 05.06.2019г. о внесении изменений в приказ от 16.04.2019г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

Изучив материалы дела, представленные документы и информацию, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления установила следующее.

На основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 годаИ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -ФЗ №131) к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 14 ФЗ №131).

Таким образом, деятельность по организации в границах поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к полномочиям органа местного самоуправления, то есть являются муниципальной нуждой. В связи с чем, при заключении муниципальных контрактов с подрядчиками необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Между администрацией Болыпееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «Араксстрой» в порядке пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключены 2 договора на ремонт автомобильной дороги по ул. Садовая, а именно:

  1. 03.09.2018 договор №5 на сумму 90695,00 рублей (от д.49 до д.18)
  2. 06.09.2018 договор №6 на сумму 99574,00 рублей (от д.18 до д.1)

Таким образом, договоры с единственным поставщиком были заключены

с одним лицом ООО «Араксстрой» на общую сумму 190 269,00 рублей.

Из анализа указанных договоров, следует, что предмет договоров является идентичным - ремонт автомобильный дороги, технические задания к договорам также идентичны. Место выполнения работ по договорам - ул. Садовая в с. Большая Елань Пензенского района Пензенской области. Сроки выполнения работ по указанным договорам- в течение 45 календарных дней с даты заключения договора.

Согласно письменным пояснениям главы администрации Болыпееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области <...>, основанием для заключения данных договоров послужило неудовлетворительное состояние дороги по ул. Садовая, с. Большая Елань, а также устное замечание инспектора ГИБДД.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о закупках Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Данная норма не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по данному и тому же виду услуг, у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

«Искусственное дробление» единой закупки на множество закупок до 100 000 рублей в целях избежание публичных процедур не соответствует целям ведения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.

Таким образом, указанные договоры, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), образуют единую сделку, «искусственно раздробленную» и оформленную самостоятельными муниципальными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В результате заключения рассматриваемых договоров, ООО «Араксстрой» получило доступ к выполнению работ по ремонту автомобильной дороги, по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной процедуры.

Отсутствие публичных процедур не привело к использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетный полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

В результате заключения указанных договоров с ООО «Араксстрой» как с единственным поставщиком, данный хозяйствующий субъект получил доступ к проведению указанных работ по максимально возможной цене без участие в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

Заключение указанных договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственным поставщикам и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных контрактов.

Согласно письменным пояснениям главы администрации Болынееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области <...>, а также пояснениям, изложенных на заседаниях Комиссии Пензенского УФАС России, в адрес администрации Болынееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области поступило несколько коммерческих предложений от организаций, оказывающих услугу по ремонту дорог и ООО «Араксстрой». Так как, ООО «Араксстрой» предложило наименьшую стоимость за выполнение работ по ремонту дороги, которая составляет менее 800, 00 рублей за 1 кв.м., ООО «Араксстрой» был выбран исполнителем по проведению указанных работ. Также, в связи с отсутствием должного финансирования было принято решение о заключении двух договоров в соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Между тем, антимонопольный орган приходит к выводу о том, что объективные причины, в силу которых не было обеспечено своевременное проведение конкурентной процедуры у администрации Болыпееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области отсутствуют.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также - Порядок) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В рамках рассмотрения дела был проведен анализ товарного рынка. Продуктовые границы товарного рынка определены как строительство автомобильных дорог и автомагистралей (ОКВЕД 42.11)

В ходе анализа временным интервалом исследования товарного рынка следует считать 2018 год.

Географические границы определены с учетом места выполнения работ по договорам - село Большая Елань Пензенского района Пензенской области.

В силу требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «Араксстрой», нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении закупки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Принимая во внимание, что на момент принятия решения по настоящему делу обязательства по договорам сторонами исполнены, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия администрации Большееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области (ИНН 5829010916, ОГРН 1025801014524,440000, Пензенская область, Пензенский район, с. Большая Елань, ул.СоветскаяД), выразившиеся в заключении и участии в соглашении с ООО «Араксстрой» (ИНН 5835128560, ОГРН 1185835008259, 440039, Пензенская область, г.Пенза, ул. Ленина,д.20,кв.45), целью которого являлось предоставление ООО «Араксстрой» преимущественного права на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Араксстрой», выразившиеся в заключении и участии в соглашении администрацией Болыпееланского сельсовета Пензенского района Пензенской области, целью которого являлось предоставление ООО «Араксстрой» преимущественного права на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.
  4. Материалы дела передать должностному лицу Пензенского У ФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии

Члены комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны