Предупреждение №2-18/03-2021 предупреждение 2-18/03-2021 от 1 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/03-2021
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1 июня 2021 года

  

                                                         г. Пенза

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области  (далее – Пензенское УФАС России) в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о защите конкуренции установлено следующее.

13.04.2021 сотрудниками Пензенского УФАС России проведен осмотр заведения общественного питания по адресу г. Пенза, ул. Коннозаводская, 2а. В результате осмотра установлено, что над входом в заведение размещена вывеска с названием «Wаурма». На вывеске используется перевернутая буква «М» с закругленными вершинами, сходная до степени смешения с товарным знаком компании «МсDonald՚s».

Установлено, что торговую деятельность в вышеуказанном заведении осуществляет индивидуальный предприниматель

Федеральной службой по интеллектуальной собственности зарегистрирован товарный знак № 62593, представляющий собой комбинированное графическое изображение стилизованной заглавной буквы «M» с закругленными вершинами и пересекающего ее по нижней трети слова «McDonald’s».

Правообладателем указанного товарного знака является «McDonald’s Corporatoin».

Товарный знак зарегистрирован в отношении следующих классов МКТУ:

29, 30, 31, 32, 35, 37, 41, 42 - пищевые продукты приготовленные из мяса, рыбы и птицы, мясные сандвичи, рыбные сандвичи, консервированные и вареные фрукты и овощи, яйца, сыр, молоко, молочные продукты, пикули, десерты; сухари, хлеб, пирожные, кондитерские изделия, шоколад, кофе, заменители кофе, чай, сандвичи, горчица, толокно, пироги, соусы, приправы, сахар и конфеты; свежие фрукты и овощи; безалкогольные напитки, сиропы и другие препараты для приготовления напитков, пиво; услуги, связанные с ресторанами и другими заведениями или учреждениями, занятыми в заготовлении пищевых продуктов и напитков, готовых к употреблению, а также в продаже и в содействии в продаже комбинированных пищевых блюд высшего качества; управленческие услуги по созданию и работе ресторанов; приготовление пищевых продуктов на вынос; создание инструкций и учебных материалов по работе ресторанов; услуги по проектированию, строительству, оборудованию и работе таких ресторанов, заведений и учреждений.

На территории РФ, в том числе на территории Пензенской области, право использования товарного знака № 62593 предоставлено ЗАО «Москва – Макдоналдс» в соответствии с сублицензионным соглашением на право использования товарных знаков от 19.12.2013 г. и договором о передаче прав и обязанностей по сублицензионному соглашению в отношении России от 01.10.2019 г.

ЗАО «Москва – Макдоналдс» не предоставляло ранее и не предоставляет использования товарного знака № 62593 на территории РФ, в том числе Пензенской области, каким-либо организациям или индивидуальным предпринимателям.

Таким образом, действия ИП ., связанные с оформлением вывески «Wаурма» с использованием логотипа компании МакДональдс – в виде буквы «М», противоречат действующему законодательству.

Логотип «Макдональдс» является одной из самых узнаваемых торговых марок в мире. Сеть ресторанов быстрого питания McDonalds – это самый крупный и известный бренд своего сегмента. География сети охватывает более чем 100 стран и насчитывает свыше 23000 ресторанов в мире. Логотип компании МакДональдс – буква «М» узнаваема многими.

ИП . осуществляет деятельность на рынке организаций общественного питания. Данный рынок является конкурентным.

ИП ., используя логотип компании МакДональдс, пытается создать впечатление о тождественности заведения общественного питания «Wаурма» с ресторанами сети McDonalds. Наиболее очевидно, что использование логотипа компании МакДональдс – в виде буквы «М» направлено на создание впечатления у потребителей о принадлежности заведения общественного питания «Wаурма» к известному бренду ресторанов быстрого питания.

Соответственно, используя логотип компании МакДональдс – в виде буквы «М», ИП Рылеева Т.В. может притягивать потребительский спрос.

Оформляя вывеску «Wаурма» с использованием логотипа компании МакДональдс – в виде буквы «М», ИП . фактически осуществляет действия направленные на перетягивание потребительского спроса к своему заведению общественного питания, отличающемуся качественными характеристиками и, как следствие, не могущим гарантировать ожидаемый эффект.

Согласно сложившимся обычаем делового оборота хозяйствующие субъекты используют собственные разработанные и оригинальные логотипы.

Использование в оформлении вывески перевернутой буквы М с закругленными вершинами, сходной до степени смешения с товарным знаком компании МакДональдс, дает возможность ИП . снизить издержки на разработку своего фирменного логотипа, а также на его продвижение и узнаваемости за счет использования известной компании.

Действия ИП ., связанные с оформлением вывески «Wаурма» с использованием логотипа компании МакДональдс – в виде буквы «М», направлены на получение конкурентных преимуществ путем привлечения большего объема потребителей за счет репутации компании «МсDonald՚s».

В силу статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

По смыслу приведенных нормативных положений использование субъективных гражданских прав в условиях соперничества (борьбы) хозяйствующих субъектов обусловлено определенными границами (пределами реализации) с учетом прав и интересов иных лиц, в том числе потребителей товаров, работ, услуг. Жесткость конкуренции не может отождествляться с ее недобросовестностью.

Таким образом, указанные действия ИП ., направленные на получение конкурентных преимуществ, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и могут причинить убытки либо нанести вред конкурентам.

Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в действиях ИП  усматриваются признаки недобросовестной конкуренции и нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в оформлении вывески «Wаурма» с использованием логотипа компании МакДональдс – в виде буквы «М».

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 14.8 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ИП ., выразившихся в оформлении вывески «Wаурма» с использованием логотипа компании МакДональдс – в виде буквы «М», признаков недобросовестной конкуренции и нарушения  статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ИП о необходимости прекращения указанных действий в срок до 01 августа 2021 года, для чего  необходимо:

- принять меры по прекращению использования на вывеске заведения общественного питания, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Коннозаводская, 2а, логотипа компании МакДональдс.

Связанные организации

Связанные организации не указаны